статья "Роль плавания в реабелитации детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении"
статья по теме

Лащёва Валентина Григорьевна Казань

В статье затрагивается тема реабелитации детей с ограниченными возможностями здоровья, которая проводится на базе нашего дошкольного учреждения,где есть специализированная группа для детей с пищевой аллергией, посредством плавания Акцентируется внимание и на том, как проводится реабелитация с детьми с ДЦП в бассейне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПЛАВАНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ в дошкольном учреждении

В настоящее время действующим законодательством предусмотрены различные виды ДОО либо групп в них со следующей направленностью: общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная  или комбинированная.

В дошкольном учреждении комбинированного вида (в котором проходит моя педагогическая деятельность) в группах вместе со здоровыми детьми находятся также и дети с ослабленным здоровьем: с дисфункцией речи; с патологией опорно-двигательного аппарата; с нарушением зрения; с проблемами психического развития; с поведенческими расстройствами; дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Особую группу - аллергическую -  посещают дети, страдающие пищевой аллергией. Тенденцией последнего столетия стало увеличение аллергических заболеваний. Атопический дерматит, ангионевротические отеки, крапивница, гастроинтестинальные симптомы пищевой аллергии все чаще встречаются у детей, начиная с грудного возраста.

Для этих детей свойственно: снижено эмоциональное самоощущение,  стрессовая неустойчивость (агрессия, неврозы, раздражение, расторможенность, плаксивость, повышенная утомляемость, угроза возникновения приступа болезни); гиподинамия, повышенный риск к инфекциям, к заболеваемости.

   

 В работе с детьми факторы здоровьесбережения являются приоритетными.  

        Мне, инструктору по плаванию, в начале учебного года, учитывая  

       особенности таких детей, приходится вносить коррективы в   рабочую

       программу и планы. Для этого необходим тщательный отбор средств и методов

       для образовательной деятельности при участии врача дошкольного  

       учреждения.

Дети с ослабленным здоровьем в силу относительно низких двигательных возможностей сами отдают предпочтение играм, связанным с однообразной позой, с малоподвижной деятельностью. Они не могут без помощи взрослого организовать самостоятельную игру или включиться в группу играющих сверстников, не проявляют желания участвовать в коллективных играх. Двигательное развитие воспитанников происходит замедленными темпами. И применением игровых приемов стараюсь вызывать желание у детей к потребности в движениях и  вселить уверенность в собственных возможностях.

Составляя комплекс упражнений для детей с ослабленным здоровьем, учитываю ряд общих гигиенических требований:

а) нагрузка должна возрастать по мере повторения упражнений и определятся изменением их содержания;

б) обязательным условием является формирование навыков рационального дыхания;

в) налагается запрет на любую физическую и психическую перегрузку;

г) формировать и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Помимо групповой деятельности провожу индивидуальную работу для закрепления тех или иных двигательных навыков. Ослабленные дети нуждаются в снижении общего объема физической нагрузки,  на какой-то определенный период в зависимости от сложности заданий.

Упражнения по развитию физиологического и речевого дыхания проводятся как во время сухой разминки (кричалки, пищалки, речёвки), так и во время плавания в бассейне (упражнение «Пузыри» - вдох - выдох в воду). Активные движения в воде: плавание с поддерживающими предметами - досками, надувными кругами, нарукавниками; бег, прыжки, подвижные игры в воде способствуют  снятию психо-эмоционального напряжения.  

    Но плавание в бассейне детям с атапическим дерматитом в период обострения крайне не желательно.  Поэтому плавание заменятся сухой разминкой в спортивном зале. Повышенная двигательная деятельность (упражнения направленные на развитие крупной моторики, подвижные игры) также способствует сжиганию белка, играющего роль в возникновении аллергии.  

Малоподвижность как вынужденная форма поведения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата приводит к гиподинамии и гипокинезии. Формирование потребности в двигательной активности является одной из актуальных проблем адаптивной физической культуры, т.к. способность к мобильности создает условия для коммуникативной, профессиональной, культурной деятельности, что облегчает социализацию и интеграцию инвалида в обществе. Занятия по плаванию коррекционно-оздоровительной направленности в данном случае являются незаменимым средством в решении данной проблемы [1, с. 68].
Значительная роль в улучшении общего состояния ребенка с ДЦП принадлежит занятиям плаванием. Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи [2, с. 42]. Присутствие детей в плавательном бассейне при занятии плаванием приносят детям с ограниченными возможностями безудержный поток положительных эмоций - радость, счастье, развитие свободы и повышение двигательной активности.
 Во время плавания активно действует вся скелетная мускулатура, сердечно-сосудистая система, легче переносится физическая нагрузка. Кроме того, оно корректирует у детей с ДЦП сколиозы, осанку, снижает спастичность, способствует расслаблению мышц.

Подбор комплекса упражнений по плаванию в бассейне  для детей с ДЦП индивидуален. Сначала дети выполняют движения только с помощью взрослого. Виды упражнений: приседания, прыжки на месте, держась за бортик, работа ног как при плавании кролем, держась за бортик в положении на груди и на спине; прыжки с продвижением вперёд, бег на месте и бег по бассейну с помощью плавательной доски и с помощью инструктора по плаванию; ныряние, бросание мяча вдаль, плавание с надувным кругом на груди и на спине. Температура воды в бассейне -30-31градус С. Освоившись в акватории бассейна, дети начинают выполнять упражнения самостоятельно, держась за поручень или свободно двигаясь по бассейну.

На начальных этапах дети занимаются, ни с кем не общаясь, кроме взрослого, в уголке бассейна и заняты только собой.  Постепенно они стараются выполнять все задания наравне со сверстниками и включаются в участие  в подвижных играх. Исчезает чувство неуверенности, перестают бояться, что у них не получится как у других детей.      

Многолетний опыт работы и наблюдения показали высокую эффективность плавания для реабилитации детей с ОВЗ. Помимо основных функций закаливания и овладения навыком передвижения в воде, занятия в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств. Индивидуальный подход к ребёнку, рациональное и систематическое использование комплекса физических упражнений, включающего подвижные игры на воде, модифицированные упражнения, задания на развитие памяти, внимания, воображения, позитивно влияют на психическую сферу детей с ОВЗ и обеспечивают положительную динамику реабилитации воспитанников. В частности, у детей исчезает страх при погружении в воду, они могут выполнять задержку дыхания, многократный выдох в воду.

Таким образом, оздоровительно-коррекционная работа положительно влияет на развитие детей, укрепление их здоровья, нормализацию социально-адаптивной сферы.

Литература

  1. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  2. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. – Ростов- на Дону: Феникс, 2001-213 с.
  3. Ногаллер А. М. Пищевая аллергия.— М.: Медицина, 1983-186 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели и задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи

В статье рассматриваются цели и задачи воспитания в условиях современного ДОУ и семьи.Ключевые слова: воспитание, цели воспитания, задачи воспитания и образования детей....

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ КНИГИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Способность к творчеству, творческая самостоятельность и актив­ность формируются у детей постепенно. В качестве одного из средств, помогающих ребёнку раскрыть свои индивидуальные творческие возм...

Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях »

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка....

Организация образования детей-инвалидов в условиях дошкольного образовательного учреждения.

На сегодняшний день  в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации интегрированного обучения и воспитания ...

Положение о комплектовании, приёме и отчислении детей в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Стеклозаводский детский сад № 8 «Солнышко»

1.1.Настоящий Порядок комплектования, приема и отчисления детей дошкольного возраста в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Стеклозаводский детский сад №8 «Солнышко»« (далее -...