Результаты влияния постмодернистского мировоззрения и Средств Массовой Информации на современных детей. Необходимость “влияния” работников дошкольных образовательных учреждений в вопросе призыва официальных представителей детей (родителей), к более тесн
статья (средняя группа) на тему

Язева Людмила Владимировна

В данной статье раскрываются результаты влияния современного постмодернистического мировоззрения  и средств массовой информации на современного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для родителей и педагогов54.96 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Результаты влияния постмодернистского мировоззрения и Средств Массовой Информации на современных детей. Необходимость “влияния” работников дошкольных образовательных учреждений  в вопросе призыва  официальных представителей детей (родителей), к более тесному и глубокому воспитанию детей в кругу семьи».

Автор: Язева Л. В.

Введение

Прежде, чем начать разговор о столь важной проблематике, которая отражена в названии статьи. Необходимо, прежде всего, нам понять нынешние (сложившиеся), ценностные ориентиры современных детей. Именно необходимо начать “из далека” взглянуть на сложившуюся сегодня ситуацию, чтобы более глубоко понять то, что мы “имеем” сегодня. Сегодняшние дети, с ее огромным разрывом с обществом и старшим поколением это результат влияния современного постмодернистского мировозрения и отказа от достойного воспитания молодого поколения своими родителями “с ногтей”. Ибо с каждым днем современные дети  все более и быстрее “растут” и “взрослеют”. Теряя интерес к детским забавам и тянутся к не погодам и не по умственному развитию вещам и интересам.

Ничего не приходит ни откуда! Все имеет свою причинно-следственную связь. Которую нам ниже предстоит увидеть. Ибо дети (и молодежь в целом),  это не что иное, как будущие нашего Общества. И если в Общество не “вливается” молодое поколение людей  то стоит “бить в колокола” т. к.  теряется преемственность поколений.

Результаты влияния постмодернистского мышления на современных детей и человека в целом

В процессе развития постмодернизма можно отметить то, что мышление и взгляд на мир сильно изменились. Со слов Ильи Петровича Ильина в его труде: «Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа»; постмодернизм “родился” вначале, как феномен искусства и, осознав себя сперва как литературное течение, он затем был отождествлен с одним из стилистических направлений архитектуры второй половины XX века, и уже на рубеже 70-х-80-х годов этого же столетия, стал восприниматься, как наиболее адекватное духу времени выражение и интеллектуального, и эмоционального восприятия эпохи. Возникнув как рефлексия на новые явления в сфере искусства, постмодернизм постепенно превратился в специфическую философию культурного сознания современности и в поисках теоретической основы обратился к концепциям постструктурализма. (8. 6-7). И это мировоззрение по-прежнему сильно влияет на всё общество в целом и на молодёжь в частности ещё сегодня.

В результате сложившийся ситуации современное общество плюралистично настроено, где критерием истины выставляется лишь собственное отношение к истине. В результате чего это породило релятивизм – вера в то, что нет никаких абсолютов, а значит, могу делать, что хочу. (17. 193)

*          *          *

Но теперь нам стоит начать разговор о детях и периоде молодости человека как такового более подробно.

Говоря об этапах взросления человека, в своей работе А. И. Ковалёва, пишет о том, что на первоначальной стадии социализации индивид “вбирает” в себя общие ценности в процессе общения со значимыми “другими” (родители, семья и т. п.) и направляется ими. Но затем с периодом взросления и более глубокого вхождения в социум молодому человеку приходится порой видоизменять и корректировать свои представления (мышление) о мире над более сильным влиянием этого мира на данного человека (10. 113-114)

Согласно точки зрения В. Карпенко молодость – это тот период, когда происходят грандиозные перемены в жизни человека, когда у человека формируется личное отношение к миру и моральным нормам. В этот период происходит выбор жизненного пути, появляются планы, иногда утопические. Обострена экзистенциальная чувствительность, многие молодые люди ищут ответа на жизненно важные вопросы смысла, цели жизни. Это особый период искательства, на который наставнику следует обратить большое внимание.

Поэтому для В. Карпова семья является самым важным фактором в формировании человека. Она или раскрывает все способности, заложенные в нём, или же препятствует их развитию. И поэтому, то общество, которое пренебрегает семьёй, терпит непоправимый ущерб. Влияние, которое оказывает на жизнь человека семья, является важнее всех остальных влияний, будь то друзья, школа или церковь. (9. 210- 211)

Т. А. Панкова говорит о том, что молодёжь это самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества. Она обладает огромным социальным и творческим потенциалом и способно активно влиять на процесс гуманизации и социально-экономических отношений, происходящих в обществе. (18. 114)

В Санкт-Петербурге, среди старшеклассников, студентов и работающей молодёжи до 30 лет, был произведен социологические исследования НИИ Комплексных Социальных исследований, проводившихся с 2002 по 2006 гг., и  выяснено, что на вопрос о том, какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образы они ориентируются? Оказалось, что на первом месте стоит семья, друзья и здоровье. Второе место занимает интересная работа, затем деньги, после чего определенна справедливость, а затем уже религия и вера (21.37).

В связи с этим стоит отметить, что семья для молодых людей является наиважнейшим фактором ощущения себя как целостной личности, так и состоявшегося индивида.

Но в процессе постмодернистского влияния, семья, как наиважнейший фактор, влияющий на молодого человека был разрушен как впрочем, и прочие ценностные ориентиры.

Идеи постмодернизма весьма сильно повлияли на социальное измерение общества в целом. Нынешнее поколение молодёжи получило минимум влияния, как от своих родителей, так и от общества как такового. Рост индивидуализма повлёк за собой пренебрежение детьми; чрезмерная озабоченность родителей материальным обеспечением семьи так же не преминула отрицательно сказаться на отношение родителей к детям.

Анализируя семейный фактор, мы приходим к заключению, что волна разводов и неполноценных семей, которая захлестнуло наше общество, так же оставила особый след на характере современных детей. Последствия роста в неполноценных семьях выразилось в том, что новому поколению в особенности присущи повышенная уязвимость, не доверие к противоположному полу, страх измены, раннее вступление в половые отношения.

Когда мы говорим о метаморфозах современного образования, мы так же сталкиваемся с печальной реальностью. Школы, как никакие другие организации, оказались не готовыми к тем глобальным переменам, которые произошли в жизни общества. Школам недоставало не только средств, чтобы дать детям адекватное образование, но и видения: каким это образование должно быть, куда пойдёт новое общество? Многие из современных, экспериментальных методов обучения с треском провалились. В результате новое поколение получило ущербное образование. Резко снизилось количество квалифицированных специалистов почти во всех сферах жизни. Результатом ущербного образования явилось то, что новое поколение:

1) чувствует себя преданным своими же учителями и родителями.

2) молодые люди не в состоянии найти квалифицированную работу.

3) они не могут продолжить образование, потому что у них нет на то не достаточных знаний ни средств.

Новое поколение практически лишилось, каких бы то моральных ориентиров «провал монопольных идеологий» (6. 149) и её смена множества иных, привело к тому что,  в лучшем случае они просто равнодушны к вопросам морали. В связи, с чем новое поколение, сталкиваясь с решением задач, предполагает осуществлять их без учёта моральных ценностей. Таким образом:

1. Большая часть нового поколения не верит, что существует абсолютная истина.

2. Новое поколение проявляет всё же некоторый интерес к духовности, но это более всего смешение самых разных религий и верований.

3. Новое поколение мало интересуется политикой и у него на то не мало причин – громкие политические скандалы, частая смена лидеров, коррупция. В то же самое время молодёжь обеспокоена вопросами: безопасности, стабильности, экологии и д.р.

В своей работе «Времена Постмодерна» Джин Эдвард Вейз мл. говорит о том,  что модернистические идеалы разбили семью. Гипертрофированный индивидуализм привёл к тому, что каждый родитель занялся поиском своей личности, индивидуальной идентичности за счёт детей, которые, в свою очередь, оказались брошенными на произвол судьбы. В связи, с чем не стоит удивляться тому, что поколение, предоставленное самому себе, бунтует против концепции индивидуальности. (3. 80-81).

Мартин Лютер еще в XVI веке, в своем комментарии к четвертой заповеди (“Почитай отца твоего и мать твою, да будет тебе благо и долголетен будешь на земле” – Я.Л.), в Большом Катехизисе пишет о том, почему современный мир полон неверности, позора, бедствий и убийств, если не потому, что каждый желает быть господином сам себе, и не желает зависеть от властей, не хочет ни о чем и ни о ком заботиться и стремиться делать, то, что ему угодно. Поэтому, по мнению Лютера. Бог наказывает одного негодяя при помощи другого. Мы чувствуем свое несчастье, мы ропщем и жалуемся на неверность и насилие и несправедливость, но не видим, что сами мы – отъявленные негодяи, вполне заслуживающие это наказание, и все же не исправленные им. И поэтому Лютер говорит, что мы не будем иметь благорасположенности Божьей и счастья, поэтому вполне справедливо, что у нас не будет ничего, кроме несчастья, безо всякой милости. (15. 40-41)

В связи свыше сказанным Д. С. Лихачев предупреждает нас и наказывает нам помнить о том, что именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных. В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выбирает себе друзей, ему лучше будет жить, легче переносить горе и легче переносить радость. (12. 23-24)

Ж. М. Люстиже говорит о том, что на сегодняшний день в большинстве странах Запада и социалистических странах (на 1984 г - Л.В.), молодежь отказывается принимать цели и ценности того общества, в котором живет. Подобный отказ означает, что такие общества утеряли жизнеспособность. Новые поколения все чаще и чаще отказываются принять вызов, брошенный предыдущими поколениями, то есть основополагающий фактор жизни всякого общества все больше и больше теряет свою силу. Подобный кризис представляет собой крушение целей, которые человек поставил перед человеком. (14. 113)

Но вместе с тем в современном обществе существует и существовала (особенно в России), довольно распространенное и трагическое иное крайние представление о жизни, где все созидается для будущего поколения, где мы, сегодняшние, пусть помучаемся, а наши дети и внуки за то будут жить лучше. В результате из-за такой заботы о завтрашнем дне наших детей, мы забывали об их сегодняшнем дне и состоянии. Что неминуемо приводило к совсем  противоположным ожиданиям со стороны “не благодарных” отроков и полному изумлению их родителей. В конце чего мы сами задавались вопросом о том: А правильно ли я жил, и надо ли было так «выкладываться и терпеть», чтобы получить «плевок» в свой адрес от своих же отпрысков?

О выше сказанном довольно резко, но отрезвляюще и прямолинейно сказал С. Л. Франк. По его мнению, неужели можно признать осмысленной роль навоза служащего для удобрения и тем содействующего будущему урожаю? Человек употребляющий навоз для этой цели, для себя, конечно, поступает осмысленно, но человек в роли навоза вряд ли может чувствовать себя удовлетворенным и свое бытие осмысленным. Ведь если мы верим в смысл нашей жизни или хотим его обрести, то это, во всяком случае, означает, что мы предполагаем найти в нашей жизни какую-то ей самой присущую абсолютную цель или ценность, а не только средство для чего-то другого. Жизнь подъяремного раба, конечно, осмысленна для рабовладельца, который употребляет его как рабочий скот, как орудие своего обогащения; но как жизнь для самого раба, носителя и субъекта живого самосознания, она, очевидно, абсолютно бессмысленна, ибо целиком отдана служению цели, которая сама в состав этой жизни не входит и в ней не участвует. И если природа или мировая история употребляет нас как рабов для накопления богатства ее избранников – грядущих человеческих поколений и наша собственная жизнь так же лишена смысла. (23. 160)

Внутренние одиночество молодого поколения и отстраненность зрелого поколения от нужд и проблем молодежи запечатлеет внутри молодого человека фрустрирующий фактор (фрустрация- лат. frustration- обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение планов, замыслов; психическое состояние характеризующиеся эмоционально дискомфортными переживаниями вследствие столкновения личности с непреодолимой психологической преградой препятствующей достижению цели). Так как человек, является существом социальным, исторически развивающимся в больших группах, филогенетически закрепилась потребность к постоянному общению с себе подобными.

По мнении Гримака Л. П. особенно трудно переносятся переживания человека, когда он отвергается обществом, лишаясь привычных социальных связей. (5. 128-129, 115). Д. Рисман в своем исследовании под названием «Одинокая толпа. Изучение изменяющегося американского характера» (1950г.), отражает одну существенную черту индустриальной культуры в целом – «атомизированность» индивидов, или проще говоря чувство одиночества, которое переживает индивид находясь даже в социуме (толпе). Что так широко распространено в современном обществе. И особенно проявляется в жизни современного молодого  поколения.(13. 185).

Со слов Джона Р. У. Стотта, слово отчуждение стало сейчас популярным. Многие люди, особенно молодежь в так называемом «развитом» мире, разочаровавшись в «системе», критично и даже враждебно относятся к технократии и к правящим кругам. Они называют себя изгоями, чужими этому миру. Некоторые из них борются за реформы, другие устраивают революции, а иные просто опускают руки. Им не как не удается сориентироваться в окружаящем мире. Это слово (отчуждение) сделал популярным Карл Маркс, позаимствовав его у немецкого теолога Людвига Фейербаха. Сегодня это понятие расширило свое первоначальное значение.  По мнению Д. Р. У. Стотта этот термин получил более политизированное, чем экономическое значение. Отчуждение – это отчасти чувство неприязни к тому, что есть, а отчасти чувство бессилия изменить что-либо. Такое отношение широко распространенно в демократических странах Запада, и христианам стоит обратить на это внимание.  (22. 87).

Подобное состояние отчужденности (фрустрации), приводит порой к крайним способам отстранения от действительности среди молодых людей – самоубийству.  По этому поводу С. Н. Булгаков писал, что леденящий пессимизм и какой-то страх жизни, смешанный со страхом смерти, заползают в душу молодого поколения. По словам С. Н. Булгакова, уже Ф. М. Достоевский с обычной своей проницательностью отметил симптоматическое значение этого явления, связав его с потерей религиозной веры. (2.123). В унисон с Ф. М. Достоевским, об этом возглашает и Б. В. Ничипоров, (священник, по образованию психолог), говоря о том, что отсутствие духовного воспитания у молодого поколения рождает праздность души. Праздность, пустота, не востребованность души возникает даже и при формальной загруженности детей в различных школах, секциях и кружках. Но свято место никогда не бывает пусто. Чисто энергетически душа ребенка постепенно заполняется энергиями, имеющими без благодатную, а часто и откровенно демоническую природу. С этим связаны излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные не редко с частичной потерей чувства реальности. Глубина депрессивности у многих сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями. (17. 162)

Н. Мюллер и Г. Крауз в своей книге «Пасторское богословие», возможно, приоткрывают одну из причин такого “легкомысленного” отношения к самоубийству (смерти). С их слов общество кардинально изменилось. Значительно увеличившиеся продолжительность жизни за последние годы (благодаря прорыву во многих областях медицины – Я.Л.), сократившаяся детская смертность порождают в нашем ориентированном на молодых обществе ложное ощущение того, что “мы всегда здесь будем”. Современное общество “упрятало подальше” стариков и не замечает умирающих (больницы, пансионаты, хосписы – Я.Л.). В связи, с чем мы испытываем неловкость даже по поводу собственной смертности. (16. 155)

В своей статье Ю. Р. Вишневский и В. Т. Шапко «Парадоксальный молодой человек», говорят о том, что результаты многочисленных социологических исследований показывают, что парадоксальность (протест – Я.Л.), сознания стала неотъемлемой частью современной жизни России. И что в первую очередь на это повлияли социальные, хозяйственные и политические кризисы, что породило массу социальных противоречий и парадоксов. (4. 27).

Марк Дж. Харрис в своей статье «Религиозные установки новой русской молодежи» которую он опубликовал после проведённого этнографического опроса в г. Рязани в среде не евангельской молодёжи на тему изучения жизненной позиции и оценки религиозной среды у молодёжи г. Рязани. Выявил такие любопытные данные, что в жизни молодёжи (на 2000 г.) стояли такие жизненные позиции и установки как:

1.Рационализм – где новое поколение прониклось скептизмом в гораздо большей степени, чем предыдущие.

2.Гедонизм – по его словам, Запад «разрекламировал» и обеспечил российский рынок более широким выбором удовольствий, причём в самой привлекательной упаковке.

3.Страсть к развлечениям – с его слов русские юноши и девушки любят “повалять дурака” причём, не испытывая каких-либо особых угрызений совести, поскольку цель оправдывает все средства. Одно из понятий, бытующих в русской молодёжной среде, заключается в том, что религия препятствует развлечению и потому её следует избегать.

В современном обществе выявился секуляризм нового типа связанного с тем, что молодёжь всё быстрее и быстрее усваивает новую иерархию ценностей (причём из множества различных источников). В результате чего отцы и дети ныне понимают друг друга, куда меньше, чем поколение тому назад. (24. 15)

Помимо выше сказанного необходимо помнить и о том, что, как правило, почти вся молодёжь живёт в своих лагерях субкультуры. Которые можно разделить на традиционные – как позитивная реакция на потребности общества и инновационно-авангардные субкультуры – как реакция отрицания «базовой» культуры общества. (11.)

В этих субкультурах течёт своя жизнь, создаются и развиваются свои идеалы и правила, будь то футболисты – болельщики, экологисты, байкеры, рейверы, хип-хоп культуры, диггеры, толкинисты, рэперы, компьютерщики и т. п.

Стоит разобрать хоть один из примеров,  чтоб понять насколько молодёжь на сегодняшний день «самореализуется» и отдаляется от «базовых» культурных ценностей и жизненных критериев.

Компьютерщики (айтишники) или как их ещё называют “кибернетические панки” это люди цель жизни, которых заключается в том, чтобы прибывать в своей электронной, виртуальной реальности, заниматься виртуальным сексом и жить в виртуальном обществе. В сущности человека уже не остаётся – остаются лишь вспыхивающие электрические импульсы, выдаваемые нейронами. (3. 82)

По мнению одного журналиста. Общество раскололась на огромное множество субкультур и закрытых обществ, все они имеют свой собственный язык, кодекс и стиль жизни. Сочетание социальных перемен, технического прогресса и постмодернистической идеологии подорвало сам принцип единой национальной культуры и заставило людей искать свою идентичность в субкультурах. (3. 145). С. Н. Булгаков в своей статье «Церковь и культура» высказывая мнение о современном обществе писал, что не сближение хотя бы внешне и объединяемых людей характеризует нашу эпоху, но отъединение и уединение, какая-то стеклянная, прозрачная, но ощутимая стена разделяет человеческие сердца. Не солидарность, а духовное одиночество, не братство, а убийственный, безвыходный индивидуализм, и не равенство, основанное на внутреннем смирении отдельных лиц, но самомнение и жажда власти (воля к власти), - таково истинное духовное состояние человечества. В результате чего со слов Булгакова: “уныние народов и недоумение” – вот пока окончательный итог современной культуры, который незримо откладывается в интимной жизни, в глубине глубин общечеловеческого сознания. (2. 71, 69-70).

Ещё на рубеже IV-V вв. от Р. Х. Блаженный Августин писал о людях примкнувшим к таким группам (субкультурам), что порвав с человеческим сообществом, они дерзко радуются своим замкнутым кружкам и разрыву с людьми, завися от своих привязанностей и своей неприязни. И все это происходит, когда покидают Бога, Источник жизни, единого истинного Творца и  Правителя единого целого. В результате, чего в личной гордости прилепляются к одной части, к мнимому единству, жадно стремясь получить больше, с риском упустить все; любя больше наше собственное, чем Бога, как Общее Благо. (Августин. Исповедь. III. VIII, 16)

Влияние СМИ на детей и идеология Постмодернизма

Огромную роль в развитии и укреплении идеологии постмодернизма в современном обществе играют современные средства массовой информации (СМИ).

По мнению Д. Р. У. Стотта сегодня средства массовой информации позволяют нам увидеть весь спектр проявлений современного зла, которое делает нашу жизнь крайне тяжелой. Это зло заключается отчасти во все возрастающих экономических проблемах (рост населения, уничтожение природных ресурсов, инфляция, безработица, голод), отчасти в распространении социальных конфликтов (расизм, классовая борьба, распад семей), а также в отсутствии у некоторых слоев общества общепринятых моральных норм (что приводит к жестокости, насилию, обману и половой распущенности). Человек становится неспособным управлять своими собственными делами и строить справедливое, свободное и стабильное общество. Человек несет в себе печать повреждения. (22. 67).

Нил Постман раскрывает нам, как СМИ формируют отношение людей ко всем сферам жизни. В качестве примера он берет обыкновенную книгу. Чтобы прочитать книгу (например в триста страниц), читателю требуется развитое последовательное мышление, активная умственная деятельность и значительный запас внимания. Чтение также формирует некоторую часть самосознания, ведь человек читает в одиночестве, разбираясь со своими мыслями. (3. 81).

Со слов И. П. Ильина постмодернизм как литературное течение, широко распространенное в Западной Европе и США, с самого начала был тесно связан с массовым искусством и массовой, тривиальной литературой. Постмодернизм видоизменил представление на литературу как таковую и “вкус” к ней. То, что раньше стыдливо пряталось на задворках большой литературы, сегодня заявляет о себе во всеуслышание, а по своей массовости и воздействию на формирование вкусов широкой публики зачастую значительно превосходит влияние серьезного проблемного искусства, о чем с тревогой говорят мастера культуры на Западе.

Речь прежде всего идет о массовой (или тривиальной) литературе с ее явной или неявной установкой на развлекательность: уголовно-детективной, шпионской, научно-фантастической, приключенческо-авантюрной, сентиментально-мещанской и проч. За исключением некоторых подвидов научной фантастики и фантастики условно называемого готического плана остальные жанры массовой литературы обращаются к технике реалистического повествования, паразитируя на условностях реалистического романа XIX в. Это заставляет нас с особым вниманием относиться к специфике не только содержательной, но и формальной стороны квазиреализма, к псевдореалистической технике письма, ориентированной на плоскостное жизнеподобное, на создание форм искусства в формах жизни без серьезного намерения постичь сущность жизни, вскрыть ее глубинные закономерности.     В критической литературе тех стран, где тривиальная литература уже давно приняла характер массового эстетического бедствия, неоднократно высказывалась мысль, что ее основным методом изображения является "иллюзионизм"  создание примитивизированной одномерной картины действительности, соответствующей представлению обывателя. Тривиальная литература плетется за читателем, тащится в хвосте его стереотипов восприятия, она не расширяет его познавательный горизонт, а, наоборот, закрепляет в его сознании принятые и распространенные взгляды и вкусы, стандартизируя их и доводя до уровня предрассудков. Именно литература подобного рода и стала главным предметом пародирования постмодернизма, а ее читатель – основным объектом насмешек.

С особой яростью постмодернисты ополчились на принцип внешней связности повествования, и эта стилистическая черта стала, пожалуй самой основной и легко опознаваемой приметной постмодернистской манеры письма.

Нигилизм по отношению к предшествующей литературной традиции распространяется у постмодернистов и на наследие классического модернизма, условности и приемы письма которого также вызывают их, правда не столь резкий, протест. В принципе, для них неприемлемо все то, что кажется им закосневшим и превратившимся в стереотип сознания, все то, что порождает стандартную, заранее ожидаемую реакцию. (8. 156-157)

Далее говоря, Нил Постман, приводя сравнение с чтением классической литературы с просмотром телевизора, говорит о том, что в свою очередь, он (телевизор), выдаёт информацию быстро и не требует особых усилий со стороны зрителя, которого увлекает поток массового сознания. Визуальные образы сменяют друг друга стремительно, не создавая взаимосвязи или контекста. Помимо этого кабельное телевидение подарило нам изобилие различных каналов. Ввиду такого изобилия выбора каналов, телезрители не останавливаются на каком-то одном. Вместо того чтобы досмотреть программу до конца; большая часть зрителей “щелкают”  кнопками дистанционного управления “пробегаясь’ поверхностно по всем каналам, настроенным у них на “тарелке”.

По мнению Нила Постмана стоит обеспокоиться  в связи с тем, что технологическая среда подвергает нас информационной перегрузке, и на нас обрушается такое количество информации, что мы вообще перестаём видеть в ней смысл. В тоже время в связи с тем, что телевидение занимает главенствующие место в нашей жизни, все идеи воспринимаются нами как одинаково хорошие. На место нравственности и истины приходят развлечения, удовольствие и чувственные наслаждения. (3. 81-82).

Средства массовой информации породили небывалое возрастание и проявления эгоизма. СМИ побуждают человека (ребенка) “испытать всю полноту” физических и эмоциональных переживаний, потому что это  “естественно и разумно”. Мирские этические и моральные нормы основаны на принципе “безвредности” с субъективной точки зрения. Секс рассматривается, как положительное явление. Тело и жизнь человека целиком и полностью принадлежат ему самому, он  имеет право делать все что угодно, - вплоть до аборта, и самоубийства - не неся никакой ответственности перед окружающими. (16. 245-246).

Для современного общества (молодежи и детей), телевидение (и интернет пространство на сегодняшний день – Я.Л.), и есть реальный мир постмодернистической культуры. Ничто не имеет смысла, пока не попадает на телевидение или в “сеть”. Только то, что показывается там и проникает в общественное (и детское) – Я.Л.), сознание. (3. 122)

Помимо  выше сказанного, Зарубина Н. Н. на примере массовой рекламы, (которой так много мы встречаем в СМИ – Я.Л.), говорит о том, что она стала важнейшим элементом массовой культуры. Которая, через свои навязчивые образы утверждает почитание материального продукта, как полноценного заменителя духовного, представления о материальном богатстве и расширенном потреблении как конечной цели человеческого бытия (7. 197)

Ханс Р. Рокмакер говорит о том, что общество вседозволенности – это результат, а не причина. Свободная продажа и просмотр порнографии, обнаженное тело в кино, на сцене и в рекламе, свободная любовь, пробные браки и тому подобное сейчас никого не удивляют. Работа группы людей, стремившихся изменить мир – художников, редакторов (таких, как Хефнер из «Плейбоя»), писателей, философов и идеалистов, - оказалось успешной. Ради увеличения продаж и роста прибыли, реклама ходит на краю дозволенного, да и весь процесс ломки барьеров ускорился значительно больше, чем нужно для нормального развития. Тоже можно сказать и о фильмах и других формах массовых развлечений. Сейчас в кино могут показать такое, что и представить нельзя было пять лет назад, а в рекламе выставляются напоказ самые интимные вещи. (20. 183)

По мнению одного постмодерниста самая проблематичная вещь в постмодернизме – это психологическая посылка относительно личности, мотивации и поведения. В постмодернистическую эпоху  у людей отсутствует внешняя система координат в связи, с чем нет сконцентрированной самоидентичности.

Люди стали крайне не терпимы к систематическому мышлению и абстрактным идеалам. Ведь прагматическое рассуждение нуждается, в каких-то целях и ценностях, чего постмодернизм не имеет. В связи, с чем такое общество лишено чувства идентичности, и оно становится, открыто манипулированию и управлению. (3. 83-84)

Для постмодернизма истина становится не более чем фикцией и выдумкой. (3. 123).

Нынче люди находят свою идентичность не столько в себе, своей семье, общине или нации в целом, сколь в группе, к которой они принадлежат.

Но в результате этого, такие особые группы по интересам не имеют ни общей философии, ни общего языка, они не могут ни убедить друг друга в чём-либо, ни даже достичь компромисса. Они могут лишь оказывать друг на друга различного вида давление. В результате чего деление общества превращает группы во враждующие лагеря. (3. 148-150). По словам Вейза целью постмодернизма является попытка переноса мышления и культуры на совершенно иное основание, где реальность воспринималось бы лишь как социальное изобретение и провести полный отказ от «обобщающих категорий». В связи с этим Вейз задаёт вполне резонные вопросы о том, какое же здание может быть выстроено на таком основании, а точнее на отрицании всякого основания? Каковы будут последствия этого мировоззрения в человеческой жизни, искусстве, политике и религии? (3. 41)

По мнению Ристо А. Ахонена доктора систематического богословия, доцента теологического факультета Хельсинского университета, поверхностная всемирная культура, распространяемая системами массовой информации и развлечений побуждает местные культурные сообщества и субкультуры прибегать к оборонительной борьбе за сохранение своих традиций. Культурные сообщества запросто “сворачиваются в клубок”, закрываясь перед лицом давления глобализации, и это приводит к их изоляции. (1. 21).

Постмодернисты, настаивают на том, что не существует идентичности вне той социальной роли, которую мы играем. Постмодернисты ставят стиль выше сущности. Для них абсолютных понятий не существует, любой объективный смысл проблематичен, включая понятия абсолютной идентичности. Форма гораздо более важна, чем содержание. (3. 85,88)

*          *          *

Другой не маловажной проблемой в области СМИ и т. п. является вопрос экологии здоровья человеческого организма и особенно молодого (детского), поколения. Которое крайне тесно соприкасается со средствами массовой информации, компьютерами,  и различной аппаратурой имеющей электромагнитные излучения.

Потапов А. И. в своей книге «Вредные вещества и излучения в окружающей среде» пишет о том, что наличие в помещении нескольких компьютеров со вспомогательной аппаратурой и системой электропитания создает сложную картину электромагнитного поля. В результате чего, очевидным становится то, что электромагнитная обстановка в помещениях с компьютерами крайне сложная, распределение полей неравномерное, а уровни достаточно высоки, чтобы говорить об опасности их биологического действия. В то же время по обобщенным данным у работающего человека за монитором от 2-6 часов в сутки функциональные нарушения центральной нервной системы происходят в среднем в 4,6 раза чаще, чем в контролируемых группах, болезни сердечно-сосудистой системы в два раза чаще, болезни верхних дыхательных путей в 1,9 раза чаще, болезни опорно-двигвтельного аппарата в 3,1 раза чаще. С увеличением же продолжительности работы на компьютере соотношение здоровых и больных среди пользователей резко возрастает. (19. 476-477).

По мнению ряда исследователей, электромагнитное поле ВДТ напряженностью в 15кВ/м при одночасовой экспозиции играющих на компьютере подростков усиливает возбудительные процессы в центральной нервной системе и сдвигает вегетативный гомеостаз в сторону симпатического преобладания. (19. 478).

По данным проведенным Центром электромагнитной безопасности, проведенной в 1996 году в области исследования функционального состояния пользователя компьютера. Исследования показали, что даже при кратковременной работе (45 минут) в организме пользователя под влиянием электромагнитного излучения монитора происходят значительные изменения гормонального состояния и специфические изменения биотоков мозга. Особенно ярко и устойчиво эти эффекты проявляются у женщин. (19. 477). Обследование 1583 женщин, проведенное в Окленде (шт. Калифорния США) Кайзеровским медицинским центром, показало, что для женщин, более 20 часов в неделю пользующихся компьютерными терминалами, риск выкидыша на ранних и поздних стадиях беременности на 80% выше, чем для женщин, которые выполняют ту же работу без дисплейных терминалов. По данным ученых Швеции, существует 90% вероятности, что у пользователей ВДТ в 1,5 раза чаще случаются выкидыши и у них рождается детей с врожденными пороками в 2,5 раза больше, чем у женщин других профессий. (19. 478).

В связи с выше сказанным, Потапов А. И. приводит в своей книге таблицу допустимого времени работы детей за компьютером (требования установленные на этот счет в СанПиН 2.2.2.542-96); (19. 483) Данную таблицу привожу и я в этом разделе статьи. (см. ниже):

Дошкольники, возраст (лет)

Максимальное допустимое время работы, мин

5

7

6

10

Школьники, класс

Максимально допустимое непрерывное время работы, мин

1 (шестилетки)

10

2-5

15

6-8

20

8-9

25

10-11

30 на первом часу занятий, 20 на втором часу

В результате выше сказанного стоит говорить и не только о влиянии на нравственно-духовную составляющею молодого поколения со стороны средств массовой информации, но и на экологию здоровья той самой молодежи, что активно пользуется СМИ и средствами коммуникации в вопросе своего развития и социализации как таковой.

Заключение

В результате провиденного исследования и рассуждений, можно подвести вывод о том, что современные семьи весьма находятся в “разбитом” и “подавленном” состоянии. Нет нормального понимания того, как воспитывать своих детей в современном мире. С его массовым потоком информации, который огромным количеством “вливается” в сознание детей. Информацию, которую по уровню своего развития они в целом не способны достаточно верно отследить и проанализировать.

Помимо этого, зачастую родители, как было сказано выше, более заинтересованы в самих себе. В саморазвитии себя и своих интересов. В результате, чего теряется связь с собственными детьми. Разрываются семейные узы. Дети начинают замечать и видеть, что они не нужны своим родителям и что они предоставлены самим себе.

 Что в последствии приводит порой к полному разрыву во взаимоотношениях между родителями и детьми.  Своего рода “потери’ детей.

Поэтому считаю, что необходимо актуализировать проблему, которая заложена в названии моей статьи и своего рода “агитировать’ родителей  (устно, провидением совместных мероприятий между детьми и родителями на базе дошкольных образовательных учреждений, каких-либо лекций для родителей и т п), в вопросе укрепления семьи и личных взаимоотношений между детьми и родителями в сегодняшнем быстро меняющемся ( и порой в не лучшую сторону), мире.  

Библиография

1. Ахонен Р.А. Миссия в новом тысячелетии (теологические основы мировой миссии): Пер. с англ. И. В. Угловский. Под ред. проф. В. И. Смирнова., СПб. «Светоч».- 2005; 447 с.

2. Булгаков С. Н. Христианский  социализм: споры о судьбах России / Редактор-составитель. Автор предисловия и комментариев В. Н. Акулинин. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.- 350 с.

3. Вейз Д. Э.мл. Времена Постмодерна (Христианский взгляд на современную мысль и культуру). Фонд «Лютеранское Наследие». – 2002. 240 с.

4. Вишневский Ю. Р.; Шапко В. Т. «Парадоксальный молодой человек». Социологические исследования №6. «Наука». – М.: 2006 г.

5. Гримак Л. П. Общение с собой: начала психологии активности.- М.: Политиздат, 1991.- 320 с.

6. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в тридцати томах (XXVI т.) изд-во «Наука». – Л:. 1984 г. с. 511

7. Зарубина Н. Н. «Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории Модернизации. - СПб.: РХГИ, 1998. – 288 с.

8. Ильин И. П. «Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа». Москва: Интрада. 1998.

9. Карпенко В. «Душепопечительство: Евангельский подход». Богомыслие. №7. – Одесская Духовная Семинария. – Одесса.: 1998 г.

10. Ковалёва А. И. «Концепция социализации молодёжи: нормы, отклонения, социализационная траектория».  Социологические исследования №1. «Наука». – М.: 2003 г.

11. Культурология: Учебник для студентов техн. вузов (под ред. Н. Г. Багдасарьян). – М.: Высшая Школа, 1999 г.

12. Лихачев Д. С. Земля Родная – М.: «Просвещение», 1983г.

13. «Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология» / Под  общей ред. А. А. Белика. М.: Смысл, 2001.-555 с.

14. Люстиже Ж. М. «Человек без цели»: «Символ» №11. (Июнь). – Славянская библиотека в Париже. – 1984 г.

15. Лютер М. Большой Катехизис.  Фонд «Лютеранское Наследие» \ Изд-во «Библия для Всех». – СПб.: 2014. – 147 с.

16. Н. Мюллер и Г. Крауз. Пасторское богословие. М:.- Фонд “Лютеранское наследие”.- 1999 г. с. 307

17. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. – М:.  изд-во «Школа-пресс».- 1994. с. 189

18.  Панкова Т. А. «О становлении нравственных и гражданских позиций школьников». Социологические исследования №5. «Наука». – М.: 2002 г

19.  Потапов. А. И. Вредные вещества и излучения в окружающей среде. В 5 томах: Том 5. Излучение в окружающей среде. Научное, Учеб. - методическое, справ. пособие. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2006, - 750 с.

20. Рокмакер, Ханс Р. Современное искусство и смерть культуры: Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 2004.- 218 с.: ил.

21. Семёнов В. Е. «Ценностные ориентации современной молодёжи» Социологические исследования №4. –  «Наука». – М.: 2007 г.

22. Стотт Д. Р. У. Послание к Ефесянам / Пер. с англ. – СПб.: «Мирт», 1999. – 320 с.

23. Франк С. Л. Духовные основы общества (мыслители XX века). – М.: изд-во. «Республика». 1992г.

24. Харрис. М. Д. «Религиозные установки новой русской молодёжи» Мирт №2 2000. СПБ.: МРОЕХ «ХЦ Мирт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Негативное влияние средств массовой информации на детей дошкольного возраста

В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и излишняя демонстрати...

Влияние средств массовой информации на развитие речи детей

Дискуссия«Влияние средств массовой информации на развитие речи ребенка»Дискуссия - это форма работы с педагогами, которая позволяет вести активный диалог, высказывать различные точки зрения, спорить и...

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ

Содержание Введение1.                     Влияние средств массовой информации на процесс воспит...

Дошкольник в современном мире средств массовой информации.

Консультация о вреде долгого просмотра детьми телевизора не только на физическом уровне, но и на психическом....

Статья «Влияние средств массовой информации на развитие речи детей дошкольного возраста»

      В настоящее время все большее влияние на развитие дошкольника, в том числе и речевое, оказывают СМИ. Телевидение и компьютеризация являются самым массовым и доступным средс...

Статья на тему влияния средств массовой информации на формирование личности ребенка дошкольного возраста

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон взаимодействия ребенка со СМИ. Рекомендации...