ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ
консультация на тему

Рейнгольд Ксения Юрьевна

Содержание

 

Введение

1.                     Влияние средств массовой информации на процесс воспитание

1.1 Средства массовой информации  как часть жизни современного человека. Положительные и отрицательные стороны СМИ.

1.2 Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.

Заключение

Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rossiyskoy_federatsii.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской федерации

Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт.

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ

Контрольная работа

по дисциплине «Теория обучения и воспитания»

Исполнитель:

Онянова Ксения Юрьевна

Студентка группы ОЗО ФППО

Руководитель:

Копылова Екатерина Александровна

Нижний Тагил – 2015


Содержание

Введение

  1. Влияние средств массовой информации на процесс воспитание

1.1 Средства массовой информации  как часть жизни современного человека. Положительные и отрицательные стороны СМИ.

1.2 Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.

Заключение

Список литературы

Введение

«Кто владеет информацией, тот владеет миром».

 Давайте просто посмотрим на сегодняшних героев телевизионных передач. Есть мультфильмы, где герои - супермены, мутанты и тому подобное. Сериалы и фильмы, где сплошь пьющие, курящие люди, ведущие достаточно разгульный образ жизни. Часто показывают, как один герой убивает других, потому что они какие-то особенные или избранные. В новостях показывают - кровавые события, не щадя психики зрителя. Будто они хотят доказать, что наша жизнь ужасна и дальше будет только хуже. Неудивительно, что многие дети не уверены в будущем.

Обеспечение информационной безопасности страны невозможно без создания оптимальной системы средств массовой информации, призванной доводить социально значимую информацию до самых широких слоёв населения страны.

Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Обязанность государства создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать дошкольника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

Социализация осуществляется в семье, детском саду, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека.

Целью исследования является выявление степени влияния средств массовой информации на процесс воспитания.

Средства массовой информации являются одним из факторов, обуславливающих развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей. Развитие психологических черт личности во многом зависит от правильно организованного досугового процесса младших дошкольников родителями и воспитателями с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей.


  1. Влияние средств массовой информации на процесс воспитание
  1. Средства массовой информации  как часть жизни современного человека. Положительные и отрицательные стороны СМИ.

Трудно представить себе человека, который бы не интересовался тем, что его окружает, ведь просто невозможно жить, не зная, что происходит в окружающем мире. Большинство  людей узнают о местных событиях и о том, что произошло в мире в первую очередь из средств массовой информации. СМИ в современном обществе оказывают достаточно сильное воздействие на жизнь человека, но это не всегда имеет положительный характер.

Сегодня бесспорным является тот факт, что средства информации могут влиять и на сознание и на подсознание людей. Среди негативного влияния можно выделить именно те случаи, когда люди после просмотра телевизора или чтения газеты начинают анализировать полученную информацию, чрезвычайно эмоционально воспринимая ее. В результате будет действовать способность человека внушать себе, что подобное может произойти и с ним или его близкими. Именно поэтому информацию считают фактором, который может влиять на людей, а иногда и нарушать их безопасность

Среди положительных сторон СМИ выделяют в первую очередь информирование людей о той или иной проблеме. Ведь людям никогда бы не удалось получить тот огромный поток информации, если бы не было газет, журналов, телевиденья и  интернета. На сегодняшний день, просмотрев новости можно получить достаточное количество происшедших событий за короткое время. Доступность средств массовой информации позволяет всем желающим увидеть дальние страны, ознакомится с культурой других народов, узнать о последних достижениях техники и т.д.

Кроме основной функции СМИ выполняют обучающую функцию. К примеру, журналы, интернет-порталы на строительную, кулинарную, музыкальную и другие тематики, которые дают возможность человеку научиться чему-то новому или же усовершенствовать свои способности. В подобных изданиях люди также могут поделиться своим опытом и помочь другим разрешить какие-то проблемы.

Важной и положительной ролью СМИ является развлекательная, ведь с их помощью человек имеет возможность скрасить свой досуг, заняться каким-либо хобби или просто поднять настроение во время просмотра очередного концерта.


  1. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания.

С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующие в глобализированном культурном пространстве, в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. В связи с этим возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций подростков. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих.

О том, кого и как воспитывает телевидение и воспитывает ли вообще, спорят давно и страстно, категорично отстаивая прямо противоположенные позиции, а именно: одни говорят - телевидение воспитывает, активно навязывая те или иные стереотипы поведения посредством образов, действующих на подсознание, и в меньшей степени - слова, обращенного к сознанию; другие настаивают на том, что телевидение не должно никого воспитывать, поскольку это лишь средство информирования людей о свершившихся фактах. 

На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, интернет, сотовые телефоны современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это все было совершенно чуждым маленьким детям, взрослевшим несколько десятилетий назад. Ранее дети усваивали культурные ценности от родителей и учителей. Теперь дети подвергаются большему влиянию новых информационных технологий.

Принято считать, что пристрастие к телевидению имеют дети, лишенные родительского внимания. Однако, были проведены исследования, в результате которых выяснилось, что дети приобретают «телевизионные» привычки в процессе общения со взрослыми.

Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы.

Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение. Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом.

Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию рекламы. Как известно, именно через телевидение дети усваивают социальные стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других групп, включая и самих детей.

Что же касается рекламы, то именно реклама продуктов и игрушек – неотъемлемая часть того, что видят дети по телевизору. В среднем ребенок видит более 50 роликов в день. А дети особенно легко поддаются воздействию рекламы. Постепенно они начинают любить именно те товары и продукты, которые рекламируются. Телевидение наносит вред развитию речи! Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и у детей.

Таким образом, телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Основываясь на многолетнем педагогическом опыте, ученый констатирует, что из-за нехватки первичных стимулирующих раздражений у нынешних детей с все большим трудом формируются функции для восприятия внутренних и внешних состояний – тепла, равновесия, движения, обоняние, осязание и вкус. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий.

Современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. Особенно подвержены воздействию телевидения дети с их еще не сформировавшимися психикой и организмом в целом.

Еще один, не менее, а, может быть, даже более важный аспект проблемы «дети и телевидение». Это влияние телевидения на физическое здоровье ребенка. Как показывают исследования, на еще не окрепший организм ребенка действуют следующие факторы: излучение от экрана телевизора, мелькание яркостных и цветовых пятен на его экране, частая смена изображений.

Из сказанного следует вывод о необходимости ограничивать время, в течение которого ребенок сидит у телевизора, не разрешать ему смотреть передачи с частыми мельканиями световых и цветовых пятен. Кстати, этим грешат передачи типа видеомузыкальных клипов и реклама.

Специалисты советуют: пока ребёнок не достигнет трёх лет, подпускать его к компьютеру не следует. К тому же только по достижении 3,5 лет у детей возникает осмысленное познание мира. Как только ребёнок станет старше, родители могут начать знакомить его с компьютером, дозируя каждый раз время пребывания ребёнка за ним, так как в раннем возрасте у детей нет чувства меры, а длительное воздействие компьютера на детский организм может быть вредным.
      Ни один компьютер не в состоянии заменить живого общения ребёнка с родителями, поэтому не отправляйте своего ребёнка играть за ним, чтобы он вам не мешал. Длительное пребывание за компьютером в дошкольном возрасте может выработать привычку и в будущем окажется просто потребностью.

Если в вашем доме есть интернет, то имеет смысл установить программы, которые будут блокировать нежелательные сайты и фильтровать весь трафик. Вообще, знакомство с интернетом должно происходить у старших дошкольников только под присмотром родителей и только тогда, когда с самим компьютером ребёнок будет в состоянии разбираться сам; причём не просто в его элементарных функциях, но и в более сложных. О том, что на момент знакомства с сетью Интернет у ребёнка должны уже быть навыки чтения, думаю, говорить не стоит. Жёстко контролировать и запрещать тоже не стоит, так как это только побуждает ребёнка к тому, чтобы выполнять запретное на стороне.


Заключение

На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, интернет, сотовые телефоны современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это все было совершенно чуждым маленьким детям, взрослевшим несколько десятилетий назад. Ранее дети усваивали культурные ценности от родителей и учителей.

Теперь дети подвергаются большему влиянию новых информационных технологий. Подводя итог, можно сказать, что для того чтобы противодействовать отрицательному влиянию на детей СМИ нужно объединить усилие родителей, общественных организаций, соответствующих государственных структур. Но как бы государство не запрещало фильмы или сайты с элементами насилия или разврата, если родители не будут уделять значительного внимания своим детям, и в семье не будет создана атмосфера доверия и любви, то никакие запреты не будут действовать.

Таким образом,   отечественные средства массовой информации, создавая журналы, статьи, передачи и т.д., должны ставить себе задачу расширения кругозора, повышение уровня образованности, культуры, начитанности среди детей и подростков. Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.


Список литературы

  1. Статья «Отрицательное влияние на детей телевидения», Чуприй Леонид Васильевич, Кандидат философских наук, доцент
  2. Статья «СМИ: пропаганда жестокости и вредных привычек» - И. Чичикова, 2002 год;
  3. Статья «Дети делают то, что видят: воздействие современных СМИ на детей и подростков» - В. Косьяненков, 2009
  4. Статья «Негативное влияние СМИ на развитие детей» - О. Филлипова, 2008 г
  5. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2007.
  6. Статья, «Влияние ТВ на детей», И. Медведева, Т. Шишова
  7. Статья «Отрицательное влияние на детей телевидения», Чуприй Леонид Васильевич, Кандидат философских наук, доцент
  8. http://deti-i-my.ru/negativnoe-vliyanie-smi-na-razvitie-detej.html
  9. http://beldeti.ru/articles/249.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТИ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Реалии современной жизни таковы, что многие семьи имеют в доме не один телевизор, компьютер или ноутбук. К сожалению, детские журналы уже не выписываем через почту, а редко покупаем в киосках. Б...

Негативное влияние средств массовой информации на детей дошкольного возраста

В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и излишняя демонстрати...

Влияние средств массовой информации на развитие речи детей

Дискуссия«Влияние средств массовой информации на развитие речи ребенка»Дискуссия - это форма работы с педагогами, которая позволяет вести активный диалог, высказывать различные точки зрения, спорить и...

Статья «Влияние средств массовой информации на развитие речи детей дошкольного возраста»

      В настоящее время все большее влияние на развитие дошкольника, в том числе и речевое, оказывают СМИ. Телевидение и компьютеризация являются самым массовым и доступным средс...

Статья на тему влияния средств массовой информации на формирование личности ребенка дошкольного возраста

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон взаимодействия ребенка со СМИ. Рекомендации...