ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ КНИГИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЙ.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Никитенко Марина Николаевна

 

Способность к творчеству, творческая самостоятельность и актив­ность формируются у детей постепенно. В качестве одного из средств, помогающих ребёнку раскрыть свои индивидуальные творческие возможно­сти  может служить и книга.

С детской книгой малыш встречается уже в самые первые года сво­ей жизни. Это первое произведение искусства, начало приобщения к художественной культуре своего народа. Вкус, интерес к произведениям, их трактовка - всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, ста­нет ли ребёнок настоящим читателем, будет ли способствовать книга ра­звитию его творческой самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ КНИГИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Способность к творчеству, творческая самостоятельность и активность формируются у детей постепенно. В качестве одного из средств, помогающих ребёнку раскрыть свои индивидуальные творческие возможности  может служить и книга.

С детской книгой малыш встречается уже в самые первые года своей жизни. Это первое произведение искусства, начало приобщения к художественной культуре своего народа. Но только приученный к книге ребёнок-дошкольник в последующем сможет обладать умением легко  "входить" в содержание услышанного или прочитанного, видеть изображённые события, радоваться и сострадать героям, анализировать их поступки. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает у ребёнка сама по себе. Вкус, интерес к произведениям, их трактовка - всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим читателем, будет ли способствовать книга развитию его творческой самостоятельной деятельности. Понимая это,

работу  мы проводили  в трёх направлениях:

- с воспитателями МБДОУ;

- с родителями детей;

- с дошкольниками.

Воспитатель - пропагандист книги, он несёт книгу и детям, и их родителям. Поэтому для педагогов в МБДОУ были организованы разнообразные мероприятия, позволяющие им обогатить свои знания, отработать определённые профессиональные умения;

- встреча с библиотекарем;

- консультации ("Принципы отбора книг", "Зачем ребёнку читать книгу, если можно посмотреть телевизор", "Книжный уголок в группе","Задачи ознакомления детей с книгой на разных возрастных этапах")

- тематические выставки по произведениям писателей, поэтов;

- обзор материалов периодической печати по теме;

- семинар "Ребёнок и книга";

- деловая игра "Педагогический поиск" (проходила с использованием анализа реальных образовательных проблем группы).Формирование творческой самостоятельности детей посредством книги невозможно осуществлять без помощи и участия родителей. Поскольку многие произведения, которые на первых этапах вспоминают дети относятся к "материнской поэзии". Данные тексты становятся ребёнку известны и любимы при условии исполнения их родным, близким человеком.

 Однако лишь 49 % (54 респондента) родителей (в начале работы над темой) придавали книге важное значение в воспитании ребёнка, в развитии его творческой деятельности, имели дома детские книги, часто рассматривали, читали их с детьми. Высказали желание активно сотрудничать с педагогами сада.

32 % - имели дома детские книги, но читали детям эпизодически.

19 % - не отводили книге должное значение в воспитании ребёнка; детские книги дома имели, но читали ребёнку их редко.

Исходя из полученных данных, первоначально оказалось необходимым помочь родителям понять значение книги в воспитании и развитии детей познакомить с правилами рассказывания произведений, помочь узнать какие тексты лучше читать детям. Для реализации данных задач использовались такие формы работы, как проведение консультаций, оформление "Родительских уголков". Активизации интереса взрослых к проблеме способствовал коллективный сбор текстов типа: "Любимая бабушкина сказка" "Колыбельная моего ребёнка", "Стихи по сезонам" и т.д. Наиболее действенной оказалась такая форма работы, в которой дети и взрослые были равноправными участниками: тематические вечера "Рябины России" (стихи поэтов на осеннюю тематику), "В гостях у бабушки Загадушки",на которых создавалась атмосфера радости и творчества, предлагались различные формы заданий: рисунки к произведениям, чтение стихов, драматизация, творческие задания (подобрать рифму, узнать произведение по пантомиме, назвать поэта).

Проводимая работа, помогла заинтересовать родителей, объединить стремление воспитателей и родителей к сотрудничеству на основе согласованного понимания цели, задач в нормировании любви к книге. Родители стали нашими активными помощниками.

Организуя работу с детьми, определили этапы реализации темы, для каждого этапа обозначили задачи.

1 этап. Активизация эмоциональной сферы и создание условий для проявления активности в процессе ознакомления с книгой.

Задача: способствовать возникновению у детей интереса к книге, стремления к общению к ней.

2 этап. Формирование у детей отношения к книге как к произведению

искусства.

Задачи:

-способствоватъ развитию у ребёнка-дошкольника "читательского" опыта с учётом возрастных особенностей; дать детям знания о книжной графике, средствах выразительности рисунка (художники-иллюстраторы Ю.А.Васнецов, В.Г.Сутеев, В.В.Лебедев, К.М.Рачев и др.); познакомить детей с языковыми художественными средствами выразительности (эпитет, метафора,сравнение).

 3 этап. Развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности детей.

Задачи: способствовать желанию детей самостоятельно создавать книжки-малышки и книжки-иллюстрации с целью более глубокого понимания текста и собственной художественной самореализации.

В начале года продумали и создали необходимые педагогические

условия, помогающие ребёнку войти в информационное поле:

1. Эстетическое и художественное оформление групп, помещений МБДОУ с использованием фрагментов из произведений детской литературы.

2. Насыщенность жизни детей произведениями детской литературы.

3. Большое разнообразие книг, как по форме оформления, так и по творческой манере изображения.

4. Наличие литературных произведений родного края.

5. Увлечённость педагога реализуемой темой.

6. Создание радостной, спокойном, доброжелательной атмосферы в группе.

7. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.

8. Создание на занятиях климата взаимного доверия.

9. Предоставление детям более широкой самостоятельности и выбора в решении творческих задач.

В группах переоборудовали развивающею среду. Уголок книги

расположили в уютном, удобном для детей месте. Полочки, двигающиеся витрины, сюжетные вставки с выставками книг разнообразной формы, оформления (книжка-игра, книжка-ширма, книжка-вырубка, книжка-панорама),систематизированные по темам, альбомы - помогли привлечь внимание детей к общению с книгой. Ниши и шкафы, оформленные на основе литературные произведений и представляющие "живую картинку", дидактические игры ("Что сначала, что потом?", "А вы узнали нас?"), настольные театры -не только позволили детям активно действовать, но и вовлекать в процесс познания сказки, рассказа.

Развивая интерес детей к книге, мы старались показать им, что книга - это сложный комплекс искусства слова, техники печати, изображения (иллюстрации). Поэтому, вместе с развитием "читательского" опыта детей, соответственно возрасту (умением внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, отвечать на вопросы) обращали их внимание на художественною иллюстрацию, ведь литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание книги.

Сначала решали простые задачи, направленные на соотнесение представляемого ребёнком образа героя с его изображением на иллюстрации. Для активизации деятельности детей часто использовали приём  «преднамеренной» ошибки. Объясняя ошибку, дети вспоминали тексты прибауток, потешек, устанавливали связи между словесными и нарисованными образами, использовали строчки из стихотворных текстов. Данный вариант задания использовали и при знакомстве с поэтическими произведениями. С усложнением образов (в сказках) появилась необходимость уточнения основных эмоциональных состояний (радость, печаль, страх, злость) и способами их невербального и вербального выражения. Для того, чтобы помочь детям увидеть типичные проявления эмоций, мы использовали карточки- пиктограммы с символическими, обобщёнными изображениями

определённых настроений. С помощью взрослого выделялись все особенности мимики. Когда дети освоили этот материал, карточки стали использовать для некоторых заданий: в каком настроении исполнялось произведение; что испытывал рассказчик; в каком настроении можно исполнить произведение. Чтобы помочь детям глубже понять изображённый, описанный образ, научить самостоятельно выделять характер персонажей, воспитанникам предлагали импровизацию, театрально-игровую форму работы, разнообразные этюды ("Покажи не называя", "Кто это?"). Партнёрский стиль общения позволял детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Чувства ребёнка находили своё выражение в мимике, жестах, позе, движении. Дети пытались вспомнить и перенести на изображаемый образ собственные ощущения, аналогичные события, которые происходили с ними.

Систематически проводили образовательную деятельность по книжной графике. Работу в этом направлении строили опираясь на рекомендации Н.А.Курочкиной "Детям о книжной графике"; знакомили детей с построением изображения на странице;  творческой манерой художников-иллюстраторов( Лебедев В.В., Конашевич В.М., Кочергин Н.М. и др.). Учили высказывать свои оценки, суждения, предпочтения.

Полноценное восприятие детьми художественного произведения и создание собственного речевого образа невозможно без знания ими языка литературы с его особенностями и типичными средствами выразительности» Поэтому, с детьми старшего возраста мы проводили образовательную деятельность направленную на освоение доступных им средств языковой выразительности, таких как образное сравнение, метафора; обучали детей умению  находить сравнения в готовых литературных формах во время чтения и рассказывания литературных произведений, разучивания стихотворений в режимные моменты, в процессе наблюдений на прогулке, при использовании загадок. Начали обучение с чтения и разучивания с детьми  стихотворения Романа Сефа "На свете всё на всё похоже". Затем детям предлагали найти сравнение в загадке, самим попробовать составить загадку. В это время книжный уголок пополнялся книжками с загадками. С каждой загадкой совершенствовалось умение у детей видеть и понимать образность языка. Из лучших детских загадок составляли книжки и помещали в книжный уголок. Кроме образных сравнений, детей знакомили с тем, что характерной  чертой языка произведений устного народного творчества является его традиционность, наличие постоянных эпитетов (красная девица, белые ручки), символических образов (молодец - сокол ясный),разные виды повторов (чудо- чудное, дождь- дождень). Это позволило детям научиться видеть и различать некоторые языковые средства выразительности и способствовало их появлению в речи.

По мере углублённого познания книги как произведения искусства, у детей наблюдался рост самостоятельности и инициативы. Специально организованная работа, поощрение детей, поддержка и вера в собственные возможности, показ пути внесения нового в свою работу,домашние заготовки (мини-рассказы на заданною тему), совместные поиски -открывали путь активного поиска, творчества. У детей появился интерес к книге.Они стали чаще приносить книги из дома, рассматривая их, пересказывать, разыгрывать знакомые произведения, включать сюжеты из произведений в самостоятельную игровую деятельность. Интереснее к разнообразнее стали работы детей по продуктивный видам деятельности. Они стали свободно ориентироваться в произведениях детской литературы (соответственно возрасту), знали авторов книг, художников-иллюстраторов, пытались по-своему "издать" книгу, включая в неё сказки и рассказы собственного сочинения.

Творческая самостоятельность проявилась и в способности детей планировать свою работу, замысливать образ, искать средства его воплощения. Воспитанникам не составляло сложности представить и описать такие собирательные образы как Осень, Зима, Фея Красоты, отразить характер, чувства любимого героя, представить то, что было до или после событий указанных впроизведении. Следовательно, книга способствовала формированию творческой самостоятельной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапно-творческий план «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению посредством русского народного фольклора»

ПОЭТАПНО – ТВОРЧЕСКИЙ  ПЛАН  НА  2012 – 2013  УЧЕБНЫЙ  ГОД  Тема   самообразования«Адаптация детей раннего возраста  к дошкольному образовательному учрежде...

Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

Формирование музыкально-творческих способностей ребенка на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

Данная методическая работа рассчитана на обучение детей с пяти лет. Дети этого возраста характеризуются активной любознательностью. Начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, ...

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Организация  художественной деятельности детей в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения....

Работа педагога-психолога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.

В статье описан алгоритм работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения детей к детям с ОВЗ....

Работа педагога-психолога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.

В современном мире стремительно растет количество детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), и ограничения эти по самым различным критериям. У кого- то это нарушения речи, слуха, зрения, опорно-...


 

Комментарии

Никитенко Марина Николаевна

В последнее время дети всё реже обращаются к книге. Прививать интерес, любовь к книге необходимо с дошкольного возраста. Вкус, интерес к произведениям- всё во власти взрослого.