Работа педагога-психолога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.
статья на тему

Григорьева Алина Владимировна

В статье описан алгоритм работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения детей к детям с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tolerantnost.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьева Алина Владимировна, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 130» г. Чебоксары

Работа педагога-психолога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ

в дошкольном образовательном учреждении.

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.        

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.        

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка - иногда он нас страшит.        

Почему он агрессивен? Почему не говорит?        

Мир «особого» ребенка - он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

Сима Бакриева-Маргошвили

В современном мире стремительно растет количество детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), и ограничения эти по самым различным критериям. У кого- то это нарушения речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, и т.д. Этим детям  очень сложно адаптироваться в нашем не простом обществе, и наша задача - помочь им социализироваться и стать полноправными членами социума.

В ходе формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ нельзя пренебрегать условиями, в которых протекает данный процесс. Наличие самой атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде играет важную роль. В свою очередь, социуму необходимо восполнить недостаток знаний и отсутствие опыта.

Для успешной социализации просто необходимо общение со сверстниками, как с такими же проблемами, так и здоровыми. Для этого в детских садах открываются смешанные группы для здоровых воспитанников и их сверстников с различными диагнозами, разрабатываются программы инклюзивного образования. Очень важно для детей посещение детских учреждений. Самой первой такой ступенькой является дошкольное образовательное учреждение - детский сад. Включение детей с ОВЗ в детский коллектив иногда проходит с трудностями в общении, понимании и принятии их здоровыми детьми и их родителями. Но «особый» ребенок не просто ходит в детский сад, в первую очередь ему должно быть там психологически комфортно. Психологический комфорт важен для всех участников образовательного процесса.

Основной задачей педагогов на этом этапе является – воспитание толерантного отношения детей друг к другу. Немаловажную роль осуществляет педагог-психолог. В его работу по толерантному отношению детей к детям с ОВЗ входят следующие виды деятельности, это:

- изучение среды группы, с целью организации наилучших, благоприятных условий для развития ребенка;

- диагностика особенностей личностной, когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер ребенка с ОВЗ.

С каждым годом количество детей с ОВЗ возрастает и моя работа в детском саду строится с учетом этого фактора. Еще до прихода «особого» ребенка в ДОУ создаются благоприятные условия как в предметно-развивающей среде, так и в психологическом климате. На первом этапе после проведения диагностики среды начинаю работу с педагогами: даю рекомендации и консультации, оказываю помощь в установлении эмоционального контакта и доверительных, теплых отношений с ребенком. Параллельно веду тесную работу со всеми специалистами ДОУ (учителем-логопедом, инструктором по ФИЗО, музыкальными руководителями). Особую роль уделяю на создание позитивных психологических установок взрослых, таких как доброжелательность по отношению к ребенку, стремление поддержать его в трудных ситуациях и т.д.

Следующим этапом и очень важным является работа с детьми группы куда попадет «особый» ребенок. Ведь формирование толерантного отношения детей друг к другу или к тем, кто чем-то отличается от остальных должно вестись с самого раннего возраста, и работа эта должна идти как в детском саду, так и дома. Все начинается с бесед, в которых дети не просто пассивные слушатели, но они активные участники диалога. Всегда поощряю высказывание детского мнения и на общем обсуждении, направляю и помогаю сделать правильные выводы. Так же рассказываю детям о различных заболеваниях (детский церебральный паралич, слепота, глухота и т.д.), а то многие знают о вымерших динозаврах, далеких планетах, но ничего не знают о проблемах «особых» детей. Читаем вместе с детьми медицинские энциклопедии, узнаем об уникальных компенсаторных возможностях человеческого организма. Ведь очень интересно узнать, что например, слабовидящие обладают очень хорошим слухом и прекрасно ориентируются по звуку.

Рассказываю подробно о болезнях, чтоб у детей не было мифа, что «больной», это обязательно заразный, от которого нужно держаться подальше и нельзя с ним дружить. Важно и нужно бороться с этими стереотипами как у взрослых, так и у детей. Так же для формирования толерантного отношения детей друг к другу использую такие методы работы как сказкотерапия, арт-терапия, песочная и музыкотерапия. Из литературы использую сказки: «Гадкий утенок», «Аленький цветочек», «Дикие лебеди», «Цветик – семицветик», «Карлик Нос».

Родители первые ориентиры поведения для ребенка, первые авторитеты. Если от родителей не будет исходить правильный настрой, то работать будет очень сложно. Для этого на родительских собраниях большое внимание приходится уделять обсуждению такой актуальной темы, как толерантность. Проведение с родителями тренингов «Все люди разные», чтобы родители смогли на практике погрузиться в мир с ограничениями и прочувствовать всю сложность его бытия. Только тогда они смогут понять и объяснить своим детям, как важно помогать другим, непохожим на тебя сверстникам. Совместно с родителями воспитать толерантность и терпимость детей намного легче, нежели если работа будет вестись только в ДОУ.

Ну и конечно же на протяжении всего пребывания «особого» ребенка в детском саду является индивидуальная работа с его родителями, ведь у них тоже много сложностей, как эмоциональных, так и физических. С ними ведется глубокая индивидуальная работа, тренинги, консультации, сопровождение на всех этапах.

Таким образом, работа по формированию толерантного отношения, это сложная, многогранная деятельность, слаженная работа всех участников образовательного процесса.

Я верю, что всеобщими усилиями мы добьемся отличных результатов.

Литература

1.Карманова Ж.А., Шкутина Л.А., Маженова Р.Б., Конхашева У.М., Алшинбаева Ж.Е. Толерантность -профессиональное качество современного педагога // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10. - С. 33-35. 

2.Трохимчук М. В. Шалагинова К. С. Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Тула, Россия, «Теоретические основы формирования толерантности в современном образовательном пространстве».