Конспект НОД в средней группе "Щи да каша пища наша"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Проводя занятие "Щи да каша пища наша", мы перед собой поставили задачи: познакомить воспитанников с традициями в русской кухне, сформировать представления о пользе каши и щей для организма человека, воспитывать умение работать в паре и самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_-_shchi_da_kasha_pishcha_nasha.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе «Щи да каша пища наша».

Вид деятельности. Познавательно-исследовательская.

Реализуемые области. «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие». 

Тема занятия:  «Щи да каша пища наша»

Возраст детей: 4-5 лет /средняя группа/

Способ организации детей на занятии: с группой детей.

Программные задачи:

Образовательные:

- познакомить  воспитанников  с  традициями в русской кухне, связанных с кашей и щами;

- сформировать представления  о  пользе каши и щей для организма человека;

- познакомить  воспитанников  с технологией приготовления каши;

Развивающие:

- развить у детей  познавательной мотивации;

-  развитие саморегуляции и самоконтроля;

-  развитие творческих способностей, речи,  внимания.

Воспитательные:

- воспитывать у детей потребность в рациональном питании;

- воспитывать желание изучать традиции своего народа;

- воспитывать  культуру    общения в процессе совместной  деятельности;

- воспитывать умение работать в паре и самостоятельно.

Оснащение:

- оформленный уголок в стиле «Деревенская изба» с русской печью,

- блюдо из картона, кисти, салфетки, клей ПВА, картинки с изображением ягод, ножницы (по количеству детей),

- несколько видов круп.

- рисовая каша на молоке с клубничным вареньем.

- аудиозапись русских народных мелодий.

                                      Ход занятия

1.Организационный  момент:

Воспитатель: - Ребята! Я очень рада видеть вас красивыми, умными, а главное – здоровыми! У нас сегодня много гостей, поприветствуйте их. (Дети здороваются)

Воспитатель: - А знаете, ребята, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте! Здоровья желаю! Недаром русская народная поговорка гласит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».

- Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого? (ответы детей).

- А письмо пишет нам бабушка Арина из деревни «Дымково».

- Ребята бабушка Арина приглашает нас в гости. Вы хотите поехать в деревню и побывать в гостях? (Да!).

- А на чем же нам отправиться? В деревни зимой много снега намело, не проехать?! (- На санях).

- Так садитесь поскорее в сани и пое-ха-ли! (едут под музыку).

2 . Основная часть занятия:

Выходит бабушка

Бабушка:- Здравствуйте, мои дорогие внученьки и внучата

                    Добры молодцы, красны девицы.

                    Здравствуйте, гости и гостьюшки!

Дети:- Здравствуйте!

Бабушка: - Как я рада вас видеть у себя

                     Проходите, присаживайтесь!

Воспитатель: - Бабушка Арина как у вас красиво, сколько всего интересного, не обычного? Ребята смотрите, да это же русская печь! Бабушка, а расскажите нам, что же можно приготовить в русской печке?

Бабушка: - Раньше люди, и сейчас еще в некоторых деревнях готовили еду в русской печи. Основной пищей на Руси были щи и каша. Первое блюдо (щи) и второе блюдо - каша. Щи, как - жидкое кушанье, суп с рубленой капустой. Разновидностей щей было много. Кислые щи (из квашеной капусты); Свежие щи (из свежей капусты); Зеленые щи (из шпината, щавеля и т. п.); Ленивые щи;  Суточные щи и т.д. Самыми вкусными на Руси считались суточные щи, которые долго готовили. Зимой щи замораживали и в таком виде брали с собой в дальнюю дорогу. В дороге щи разрубали топором и разогревали. К щам на Руси подавали хлеб, сметану, крутую гречневую кашу, крупеники и ватрушки с творогом. Издавна, щи готовят из полезных продуктов – это капуста, картофель, лук, зелень, морковка, перец, свекла. (Бабушка демонстрирует все овощи, которые называет).

     Наравне со щами каша, стала, чуть ли не нашим национальным символом. Каша – одно из самых древнейших блюд в России. Не зря русская пословица говорит: “ Щи да каша – пища наша”. Так говорили в старину. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: "Каша - мать наша". А ещё каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и называли "кашей". Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: "С ним каши не сваришь". Выражение дошло до наших дней.

На Руси варили огромное количество каш. Их делали жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши маслом, салом и бараньим жиром. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.

- Вот и я сегодня решила угостить вас вкусной кашей. А пока она готовиться скажите, а вы, знаете, из каких продуктов готовят кашу  ваши мамы? (Да!)

- Сейчас проверим!

- Если из того, что я буду называть, может готовиться каша, то вы громко скажите «Да!». Но если продукты для приготовления каши не используют, тогда вы дружно скажите «Нет!».

Игра «Кричалка»

Парное молоко? (Да!)

Куриное яйцо? (Нет!)

Крупа манная? (Да!)

Капуста кочанная? (Нет!)

Солёный огурец? (Нет!)

Мясной холодец? (Нет!)

Сахар да соль? (Да!)

Белая фасоль? (Нет!)

Масло топлёное? (Да!)

Рыбка солёная? (Нет!)

Лавровый лист? (Нет!)

Белый рис? (Да!)

Чернослив да изюм? (Да!)

Шоколадный лукум? (Нет!)

Перец болгарский? (Нет!)

Соус татарский? (Нет!)

Клубничное варенье? (Да!)

Бисквитное печенье? (Нет!)

Бабушка: - Что-то мы с вами засиделись. А давайте с вами поиграем в русскую народную игру :

Игра - хоровод «Огород» (под музыку)

Есть у нас огород,

в нем морковка (капуста, свекла) растет,

вот такой ширины,

вот такой ужины,

вот такой вышины,

вот такой низины.

Огород, огород, что еще там растет? (в круг по очереди выходит ребенок – овощ и танцует под музыку, остальные дети – хлопают)

Воспитатель:- Молодцы!..

Практическая часть занятия:

- Ребят, а скажите, кто какую кашу любит? (Ответы детей)

- Ребята, выберите себе пару, и кто с кем, хочет, приготовит свою вкусную кашу.

Работа в паре «Вкусная каша».

Демонстрация работ.

Бабушка: - И моя каша уже готова, хотите попробовать? (пробывают кашу)

Воспитатель:- Нам пора прощаться и возвращаться в детский сад. (Сели на сани и поехали под музыку).

3. Заключительная часть

- Ребят, так какие же вкусные и полезные блюда готовят в деревне?

Дети: - Щи, кашу.

Воспитатель: - Вот и у нас в детском саду тоже готовят щи, каши. Теперь, я думаю, после рассказа бабушки Арины вы еще лучше будите кушать различные каши и щи. Да?!

- А наше занятие подошло к концу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе «Щи, да каша – пища наша!»

Предварительная работа: провести беседу о сборе зерна на полях, закрепить название круп, организовать экскурсию на пищеблок детского сада.Цель: формировать знания детей о видах каш и появлении этого б...

"Каша - пища наша." Конспект образовательной деятельности в старшей группе.

"Каша - пища наша." Конспект образовательной деятельности в старшей группе.Программное содержание: закреплять знания детей о  здоровом питании; о пользе каши в рационе детского питания.Закрепить ...

конспект "Хлеб да каша-пища наша"

конспект "Хлеб да каша-пища наша"...

Конспект "Хлеб да каша-пища наша"

Конспект  "Хлеб да каша-пища наша"...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-6 лет "Щи да каша - пища наша"

Программное содержание1. Воспитывать у детей бережное отношение к посуде и продуктам питаниякак результатам труда многих людей.2. Закрепить знания о предметах посуды и продуктах питания, ихназначении,...

Конспект непосредственной - образовательной деятельности «Хлеб да каша – пища наша» старший дошкольный возраст

Конспект непосредственной - образовательной деятельности «Хлеб да каша – пища наша» старший дошкольный возраст...

Традиционная русская пища. Щи да каша-пища наша.

Конспекты предназначены для детей старшей группы....