доклад по здоровье - сберегающим технологиям
методическая разработка на тему

Беседина Елена Ивановна

Доклад для семинара педагогов ДОУ по здоровье - сберегающим технологиям, применяемых в ДОУ, целью которых является воспитание зоровых детей в современном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные  здоровье - сберегающие технологии в ДОУ

 « Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский.

 Слайд 1,2

Позвольте начать моё выступления со стихотворения В. Крестова "Тепличное создание":

Болеет без конца ребёнок.

Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.

- Ведь я его с пелёнок

Всегда в тепле держать стремлюсь.

В квартире окна даже летом

Открыть боится - вдруг сквозняк,

С ним то в больницу, то в аптеку,

Лекарств и перечесть нельзя.

Не мальчик, словом, а страданье.

Вот так, порой, мы из детей

Растим тепличное создание,

А не бойцов - богатырей.

    Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением. У него прекрасный аппетит и крепкий сон. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогания, головную боль, или боли в животе, у него нет хронических заболеваний, постоянных простуд. Много ли таких здоровых детей? Нет. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

   Древняя восточная мудрость гласит: «Человек в молодости тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то, чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось».

   Слайд 2. Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Педагогическая общественность осознает, что и воспитатель может сделать для здоровья дошкольника много полезного.  Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

 Слайд 3. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье-сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Слайд 4.

   В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.

  Забота о воспитании современного ребенка является приоритетной в моей работе. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

 Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.

Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни?

Наша цель на сегодня:

• познакомить родителей с современными здоровье-сберегающими технологиями ДОУ;

• показать применение технологий в ходе работы с детьми дошкольного возраста;

• дать соответствующие рекомендации по данному вопросу.

  Здоровье - это состояние полного физического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

  Итак, что же такое здоровье-сберегающие технологии? И что мы понимаем под термином современные здоровье-сберегающие технологии?

  ЗОЖ включает в себя:

а) Привитие культурно-гигиенических навыков, правильное питание, витаминизация.

б) Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников.

Формы организации здоровье-сберегающей работы:

Утренняя гимнастика;

Физкультурные занятия проходят 2-3 раза в неделю (15-20 мин.);

Самостоятельная двигательная деятельность детей;

Динамические паузы (физкультминутки, рекомендуются в качестве профилактики при утомлении);

Пальчиковая гимнастика – для развития мелкой моторики рук, способствующей развитию, мозговых центров речи;

 Подвижные игры и упражнения на улице;

 Гимнастика бодрящая (проводится ежедневно после дневного сна); Элементы игрового массажа, самомассажа;

 Физкультурные досуги, спортивные праздники;

 Дыхательная гимнастика – гимнастика, способствующая правильному развитию дыхания, умение регулировать частоту, глубину вдохов и выдохов. Развивать умение с помощью дыхания сохранять и укреплять свое здоровье;

  Зрительная гимнастика – для глаз, помогает укреплять мышцы глаз, развивать остроту, боковое зрение, восприятие;  

  Релаксация – минутка, помогающая снять напряжение с анализаторов и успокоить организм. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы);

 Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших мячах « фитболах».

  Наряду с традиционными технологиями в ДОУ используются и нетрадиционные.

  Кинезетерапия – наука о развитии способностей через определённые двигательные упражнения.

   Десять золотых правил здоровья-сбережения:

• Соблюдайте режим дня!

• Больше двигайтесь!

• Обращайте больше внимания на питание!

• Спите в прохладной комнате!

• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

• Гоните прочь уныние и хандру!

• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

• Желайте себе и окружающим только добра!

  Перечисленные современные виды здоровье-сберегающих технологий применяются мною в ходе работы с детьми комплексно. Но результат был бы еще лучше, если бы прослеживалась некая взаимосвязь в решении данного вопроса между ДОУ и нашими родителями. Полноценное дошкольное образование невозможно без тесного контакта и взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ.  Все, что мы делаем в детском саду должно находить поддержку в семье.

   Родители - главные воспитатели ребёнка. От того как организован режим дня, сколько внимания родители уделяют здоровью ребёнка, зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в детском саду, может или поддерживаться ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку. Тогда информация, полученная ребёнком, будет для него тягостной и лишней.

  Большое внимание в модели совместной деятельности семьи и ДОУ по физическому воспитанию дошкольников  мы отводим просветительской работе с родителями воспитанников, целью которой является разъяснительная работа и рекомендации по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни.

  Познакомив родителей с некоторыми приемами сохранения и укрепления здоровья, предлагаем использовать их в повседневной жизни с детьми, тем самым формируя полезные привычки.   Для этого проводим  собрания с родителями, увлеченными ЗОЖ, обновляем в информационном блоке для родителей консультации, памятки, папки – передвижки, стенгазеты.

   Подробнее я бы хотела остановиться на такой здоровье -сберегающей технологии как кинезетерапия.

   Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, позволяющие активизировать межполушарное воздействие.            Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

   Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

  Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Кинезиологические  упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

 В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

  Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы.  Неподвижный ребенок не обучаем и его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.  

  Как обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности.

  Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, после этого обучать каждого ребенка.

  Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

А сейчас я бы хотела продемонстрировать некоторые упражнения. Предлагаю их выполнять вместе со мной.

  И в завершении мне бы хотелось напомнить о том, что личный пример  в любом деле важнее всего! Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Здоровье сберегающие технологии при подготовке детей к школе"

Доклад содержит понятия что такое вообще здоровье, и виды используемых мной здоровье сберегающих технологий в детском саду....

Доклад «Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья....

Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели

     «Здоровье сберегающие  технологии в детском  саду — виды и цели» И  для  коего не  секрет,  что здоровье взрослого челов...

Доклад на тему: «Использование здоровье сберегающих технологий в ДОУ в соответствии ФГОС ДО».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до семи лет идёт интенсивное развитие организма.  В становление функциональных систем ор...

Доклад. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ

доклад на тему: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ...

Доклад из опыта работы Использование здоровье сберегающих технологий в режиме дня.

В докладе представлены виды и формы здоровье сберегающей работы с детьми всредней группе детского сада...

доклад "Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье"

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного во...