Доклад из опыта работы Использование здоровье сберегающих технологий в режиме дня.
материал (средняя группа)

В докладе представлены виды и формы здоровье сберегающей работы с детьми всредней группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Использование Здоровье сберегающих технологий в режиме дня

с детьми средней группы

Воспитатель Киселёва Е.С.

Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

        Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие группы средств:

1.      Средства двигательной направленности – движение; физические упражнения; минутки здоровья; эмоциональные разрядки и минутки «покоя», разные виды гимнастик (пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для глаз); подвижные игры;  специально организованная двигательная активность ребенка (развитие ОВД);  массаж, самомассаж;  психогимнастика.

2.      Оздоровительные силы природы; Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов,  повышают общую работоспособность организма ребёнка, замедляют процесс утомления.

3.       Гигиенические факторы  к ним относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований,  регламентированных  СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная  уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности,  режима питания и сна;  привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

    Целенаправленная работа  по здоровьесбережению  требует специально созданной предметной среды.  Обратились к родителям с просьбой помочь в изготовлении пособий и оборудования для двигательной деятельности детей.

     Таким образом, в  Центрах  развития  у нас появились:

 «Дорожки здоровья» с разными наполнителями,  деревянные лошадки,  флажки, султанчики, платочки, обручи, тд.

      Дети очень любят здесь играть и заниматься, снимая психическое и физическое напряжение и удовлетворяя потребности в двигательной активности.

♦  тематические картинки: «Виды спорта», «Спортивный инвентарь»

  Альбом с иллюстрациями «Я познаю себя», который мы рассматриваем с детьми, знакомимся со строением своего тела.

 Пособия на речевое дыхание, на развитие мелкой моторики (нанизывание,  шнуровкм,  прищепки)

♦  Картотеки гимнастик (дыхательной, пальчиковой. для глаз)

  Пальчиковый театр

        Ежедневно пополняется и   предлагается  детям разнообразный изоматериал:

 рисунки - раскраски,  

пластилин, тесто,  

краски.   Поскольку развитие мелкой моторики способствует развитию здоровья, то я часто использую нетрадиционные методы рисования, такие, как пластилинография,  рисование пальчиком, штампами и др.

      В своей работе  использую следующие здоровьесберегающие технологии:

1.  Л.И. Пензулаева  Подвижные игры и игровые упражнения

    для детей 3-5 лет

2.   А.Е.Белая,  .И. Мирясова  «Пальчиковые игры для развития речи

                                                дошкольников»

3 Т. А.  Новомлынская  Т. А.  Новомлынская  «Минутки здоровья»  

 в пособии предложена система  игровых упражнений  на укрепление мышц стопы, спины.

- снятие зрительного напряжения, отработку правильного дыхания 

- Массаж (самомассаж)  

4. М.И. Чистякова Психогимнастика.

Но из нее подбираю   простые этюды доступные пониманию детей (мимические этюды  «Весёлый – сердитый»;  «Сладкий -  кислый»;

«Разные походки».

      Работа  по здоровье сбережению детей. Осуществляется в течении дня  практически ежеминутно   Свою работу я начинаю с утреннего приема детей. В эти первые минуты очень важно приветствие, улыбка, ласковое обращение к ребенку по имени. Стараюсь удивиться и восхититься любой мелочи (красивое платье, новая машинка, модная стрижка). Тем самым стараюсь создать благоприятный эмоциональный фон. Далее, видя настроение ребенка, осуществляется индивидуальный  подход

Утренняя гимнастика - является одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

        Умывание водой проходит, как закаливающая процедура, так и массаж ладошек и пальчиков. Умываемся водой комнатной температуры.

       Полоскание рта  – это профилактика кариеса. И обучение приемам полоскания рта кипяченой  водой после каждого приёма пищи мы начали с сентября месяца. Проходит в игровой форме.

     Элементы самомассажа, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз подбираются и используются как во время НОД, с учетом смыслового значения и зависят от задач и целей  занятия, так и в режимные моменты.

(Например спустило колесо у нашей машины, и вот мы с детьми превращаемся в «насосы».  Или  рисуем разноцветные шерстяные клубочки для бабушки, а на улице холодно, ручки, нос и щечки замерзли – самомасажем их согрели   и тп.)

      Двигательная разминка проводится в перерывах между занятиями.
Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение.

      Одевание на прогулку и раздевание – наработка навыков самостоятельности, аккуратности, навыков самообслуживания взаимопомощи, культурно-гигиенических навыков. Все это способствует укреплению социального здоровья детей.

     На прогулке использую сюжетные народные, хороводные  игры, элементы спортивных упражнений – катание на самокате,  велосипеде,  подвижные игры на разные виды движений и разной интенсивности.

Подвижные игры - способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Моя задача обеспечить безопасность детей, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся.

      Упражнения и игровые задания,  связанные с уменьшением площади опоры, или проводимые на повышенной опоре всегда сопровождаются воспитателем.  Теплая, сухая погода, а так же наличие возле участка твердого покрытия позволяет нам учить детей кататься на самокате.

      Пешеходные прогулки по территории детского сада, играют большую роль в оздоровлении детей.   Выполняя ежедневную двигательную  нагрузку, выходя на прогулку  или возвращаясь с нее, мы обязательно с ребятами проходим  по экологической тропе во время которой,  я организую  поисковую деятельность, обращая внимание на природные объекты  или  явления, задаю  вопросы с целью  развитию интереса к наблюдению, и развитию физических качеств.   Поскольку стоит  теплая погода и позволяет световой день  мы  регулярно выходим с детьми на вечернюю прогулку.

    Соблюдение режима дня, и режима двигательной активности, являются  важным элементом здоровье сбережения, и способствуют быстрому засыпанию и глубокому сну.   

          Бодрящая гимнастика, после дневного сна с элементами закаливания.

 Дети постепенно просыпаются и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия, затем выполняется ходьба по  «Дорожке здоровья» - осуществляя профилактику плоскостопия.  Массажная дорожка, состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы.

       Совместная деятельность   с детьми по развитию движений осуществляется  у нас через спортивные развлечения (1 раз в м-ц), подвижные игры,  игры – забавы,  игры – соревнования типа «Кто у нас самый быстрый?», которые проводятся как со всей группой, так и с подгруппой.  В хорошо знакомых играх роль водящего выполняют  дети

       Самостоятельная деятельность детей,  как на прогулке,  так  и в группе организуется  через  создание условий, предлагаю детям спортивный инвентарь, двигательные игрушки, атрибуты к подвижным играм.

    В индивидуальной работе идет отработка  основных видов движения,

знакомство с пальчиковыми играми.  Подбирая  фольклорные песенки, потешки, которые сопровождают эти игры,  я тем самым помогаю налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта « глаза в глаза». Эти игры имеют развивающее значение, так как дают детям возможность « прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать  схему   собственного тела, а также получить положительные эмоции

   Таким образом, в процессе ежедневного использования здоровье сберегающих технологий укрепляется физическое и психическое здоровье, расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются культурно-гигиенические навыки, физические качества (быстрота, ловкость и др.)