Сенсомоторное развитие дошкольников
консультация на тему

Салькова Наталья Александровна

Сенсомоторное развитие дошкольников  через физкультурные занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovet_2.06_.17g.docx50.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсомоторное развитие детей на физкультурных занятиях в ДОУ.

Двигаясь, творя, действуя и развиваясь,

Человек сам заводит часы своей жизни»

И. А. Аршавский

Сенсомоторика - это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску движений. Сенсомоторное развитие  составляет фундамент общего и умственного развития ребёнка. В дошкольном возрасте необходима постоянная активизация сенсомоторного развития во всех видах деятельности, а в частности  в физическом развитии.

В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, проводятся разнообразные  комплексы физкультурных занятий. На этих занятиях реализовываются следующие задачи:

- развитие общей и мелкой моторики;

- сенсомоторное развитие;

- формирование двигательного творчества;

- развитие двигательных умений и физических качеств;

- формирование правильной осанки;

Подбираю  специальные упражнения для развития мелкой и общей моторики  (самомассаж, логоритмику, пальчиковую гимнастику), направленные на развитие двигательных качеств (силы, ловкости, координации, равновесия),а также на развитие свойств психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве), на повышение уровня систем органов (тренировка дыхательной, сердечно-сосудистой систем, формирование правильной осанки).

 Занятия проводятся в игровой форме, игровые упражнения делятся на две группы: Задания на развитие общей и мелкой моторики. В них вошли 2 группы упражнений.

Первая группа направлялась на повышение функционального состояния систем организма:

  1. Дыхательные упражнения (упражнения с задержкой дыхания, брюшное дыхание).
  2. Стимулирующие упражнения (хлопки, самомассаж: ушных раковин, стоп, пальцев рук и т. д., пальчиковая гимнастика).Данные упражнения обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают психику.
  3. Упражнения и игровые задания на релаксацию.
  4. Упражнения с локальными мышечными движениями, направленными на формирование правильной осанки, укрепления мышечного корсета.
  5. Упражнения, формирующие равновесие, развитие «чувства опоры» и чувство управления собственным телом.
  6. Логоритмика, совершенствующая выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развивают слуховое внимание, двигательную память, фонематический слух и организацию пространственных движений. 

вторая группа: развитие чувства ритма, развитие зрительной, тактильной и слуховой чувствительности, развитие ловкости, развитие внимания (упражнения с реакцией на сигнал).Игровые задания на развитие чувства ритма, ритмическая гимнастика.

  1. Упражнения на развитие зрительно-моторной, слухомоторной, вестибулярно-ритмической координаций.
  2. Формирование пространственных представлений:
  • формирование пространственной дифференциации самого себя, представления о схеме тела - связывается с определенными движениями и закрепляется через них;
  • работа с графическими схемами, модулями, что развивает концентрацию и переключение произвольного зрительного внимания, формирует моторные зрительные функции, поиск и нахождение символа на схеме, развивает ориентировку в пространстве.
  1. Задания с использованием развивающего обучения: игры, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, что способствовало и развитию творческого воображения детей.
  1. Упражнения на развитие ловкости и быстроты реакции на сигнал.
  1. Самостоятельные занятия, обеспечивающие оптимизацию двигательного стереотипа движений индивидуально для каждого ребенка и являющиеся диагностическими для выявления наиболее интересных для детей движений, закрепленных навыков и умений организовать свою деятельность без помех для других детей.

Развивая сенсомоторику необходимо развивать умение в младшем и среднем возрасте выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов. Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, цвету, форме.

В старшем возрасте продолжить работу по сенсорному развитию детей в разных видах деятельности. Совершенствовать восприятие детей  путём активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух). Формировать и закреплять умение подбирать предметы по одному-двум качествам, сравнивать предметы между собой.

     Эффективность занятий определялась по следующим показателям:

1.Укрепление организма, развитие двигательных умений и навыков, формирование правильной осанки.

2.Развитие физических качеств.

3.Воспитание дисциплины.

4.Развитие внимания, памяти, речи, мыслительных способностей.

Сенсомоторное развитие детей с ОНР на физкультурных занятиях

Двигаясь, творя, действуя и развиваясь,

Человек сам заводит часы своей жизни»

И. А. Аршавский.

 

Актуальность. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, педагоги и родители повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство и низкий статус системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития (С. Б. Шарманова, 2005; В. 11. Озеров 2002; А. А. Горелов и др. 2002).

Все хорошо знают, чтобы стать сильным, надо много тренироваться, так как мышцы человека развиваются только в движении. Меньше люди задумываются о том, что мозг ребёнка, растёт и развивается, только тогда, когда он функционирует, работает, а значит и развивается не только при мыслительной деятельности: чтении, проведении математических операций, занятий наукой, но при выполнении любого физического движения: рукой, ногой, пальцами. Более того, высокоразвитый интеллект берёт своё начало именно в человеческой подвижности. Человека создало движение.

Полноценное физическое развитие, формирование правильной осанки, двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов. Человек будущего - это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой, это целостная всесторонне развитая личность. Многочисленные теоретические исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (JI.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Валлон, М.М.Кольцова и др.) и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г.А.Каданцева, 1993; А.С. Дворкин и Ю.К.Чернышенко, 1997; В.А.Баландин, 2000; Н.И.Дворкина, 2002; В.А.Пегов, 2000 и др.). Двигательная активность - во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодельной информации (Берштейн Н. А., Шеперд Г., 1987).

Теоретическое изучение вопросов взаимосвязи показателей умственного, психического развития и физического состояния показало, что по мнению большинства учёных, уровень и темпы умственного развития во многом определяются степенью развития двигательной сферы ребёнка (Л.С.Выготский, Г.Доман, С.В.Маланов и др.), а целенаправленное использование средств физического воспитания может повысить результативность отдельных показателей умственного развития детей без ущерба для их здоровья (И.К.Спирина, 2000; В.А.Баландин, 2001; Г.А.Каданцева, 1993). Для детей с ОНР в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания. Многие дети нуждаются в обучении по особым современным технологиям, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо найти такие приёмы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации, понятно, что в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, первым шагом должны стать формирование, коррекция базового сенсомоторного уровня, которое невозможно без оптимизации движений, восприятия, памяти и элиминации (устранения) многих неблагоприятных знаков (гипо-, гипертонус, синкинезии, патологические ригидные установки). То есть, нужно пройти с детьми то, что не пройдено или пройдено неправильно. Мы пришли к выводу, что это возможно при совместной работе логопеда и инструктора по физической культуре. Совместная работа должна быть направлена на развитие осознанных ощущений от движений (сенсомоторного уровня речи, а именно стволовых отделов мозга и подкорковых образований).

Идея единства умственного, психического и физического воспитания, стала толчком для создания технологии инструктора по физической культуре по формированию базы для укрепления здоровья детей с  ОНР через технологию

«Сенсомоторное развитие детей с ОНР  на физкультурных занятиях»

Цель: активизация сенсомоторного развития, как средство укрепления психофизического здоровья детей.

Задачи:

  1. Развитие двигательного интеллекта ребенка
  2. Укрепление психического и физического здоровья ребенка
  3. Воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях, умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

Гипотеза: активизация сенсомоторного развития будет эффективной, если:

  • использовать неспецифические для занятий методики (самомассаж, логоритмику, пальчиковую гимнастику);
  • использовать сенсорные эталоны;
  • использовать на занятии элементы развивающего обучения (ТРИЗ)

Место применения: МКДОУ д/с № 117 г.Новосибирска . В решении поставленных задач принимают участие дети от 3 до 7 лет.

Работа осуществляется в 4 этапа.

  1. этап: ориентировочно-поисковый. Изучение педагогической, психологической литературы, опыта педагогов по проблеме развития двигательного интеллекта дошкольников в физическом воспитании. Анализ программ «Школа 2100», «Успех», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой и другие программы в разделе «Физическое воспитание».
  2. этап: констатирующий. Он предусматривает продолжение изучения материала и организацию работы в дошкольном учреждении: диагностику, наблюдение, анкетирование. Изучение физического развития детей, координационных способностей, знаний о здоровом образе жизни. Разработка содержания новых методических приемов.
  3. этап: формирующий, практический, в ходе которого уточняются, апробируются методические приемы, активизирующие сенсомоторное развитие и влияние на улучшение физического состояния детей.
  4. этап: аналитико-обобщающий. Проводится сравнительный анализ, систематизируются и обобщаются результаты работы. Формулируются выводы, осуществляется оформление материалов.

В отличие от существующих подходов считаем, что использование ребенком сенсорных эталонов, упражнений на развитие мелкой моторики, приемов самомассажа, элементов нетрадиционной дыхательной системы, нетрадиционного оборудования, развивающего координацию и равновесие, упражнения на релаксацию и самостоятельные занятия в организованной физкультурной деятельности, способствует становлению гармонично развитой (физической и психической) личности ребенка дошкольного возраста, способной к самостоятельному физическому, психическому и творческому развитию.

 

Теоретическое обоснование работы по активизации сенсомоторного

развития дошкольников с ОНР на физкультурных занятиях

Совершенствование любых двигательных навыков предполагает востребованность психических функций — эмоций, восприятия, памяти. Сенсомоторное развитие создает потенциал для развития двигательной и познавательной деятельности ребенка. А основные сенсомоторные координации (зрительно- моторная, слухомоторная, вестибулярно-ритмическая) являются базовыми развивающими техниками и решают не только задачи развития опорно- двигательного аппарата, по и задачи развития головного и спинного мозга, анализаторов организма ребенка (И.К. Шилкова, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин, Ю.А. Лебедев, JI.B. Филиппова).

Процесс развития интеллекта, согласно Ж. Пиаже, состоит из трёх больших периодов, в течение которых происходит зарождение и становление трёх основных структур: сенсомоторные структуры (0-2 года), то есть системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций (2-12 лег) - это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования структуры формальных операций (12-14 лет).

Поэтому считаем, что в дошкольном возрасте необходима постоянная активизация сенсомоторного развития во всех видах деятельности, в частности и в организованной физкультурной деятельности. Это обеспечит участие высших психических функций в процессе овладения двигательными действиями, оказывая положительное влияние и на умственное развитие ребёнка (Н.А.Бернштейн, 1947г.).

Исследования показывают, что дети с ОНР отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.

Сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor - двигатель) — взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие считается базовым для успешного освоения многими видами деятельности, в частности физкультурно-оздоровительной.

Практическая часть работы по активизации сенсомоторного развития дошкольников на физкультурных занятиях.

На 1 этапе проводится наблюдение, анкетирование дошкольников и диагностика уровней развития физических качеств, координационных способностей и знаний о здоровом образе жизни.

Обследование развития физических качеств по уровням проводится по программным тестам: определение силы мышц спины, оценка силы и выносливости мышц живота, обследование быстроты, ловкости, гибкости, выносливости.

Уровень развития визуально-моторной координации определялся координационной устойчивостью и латерализацией движений (И.К. Шилкова, А.С. Болынев, Ю.Р. Силкин).

Распределение детей по уровням развития координационных способностей

Уровень

Латерализация движения

(ползание)

Координационная

 устойчивость

1

Высокий

Справился со всеми видами

 движений (способность ползать с перекрестным движение рук и ног

вперед и назад на

коленях и животе)

Справился со всеми тестами (устойчивость на одной

 ноге на полу, на мягком

коврике и балансировочной

доске с ОГ, ЗГ)

 2

Средний

Справился с 2-3 заданиями

 (способность ползать с

перекрестным движение

 рук и ног вперед и назад на

 коленях)

Справился с 3-4

упражнениями (устойчивость

 на одной ноге на полу,

 и балансировочной

доске с ОГ)

3

Низкий

Не справился с заданиями

 (не способность ползать

с перекрестным движением

 рук и ног)

Справился с менее

чем с 3 упражнениями

 

Для изучения ценностного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью, здоровью человека, к здоровому образу жизни предлагается следующая диагностика культуры здоровья.

Задачи:

  • изучение особенностей отношения детей к здоровью и мотивации здорового образа жизни;
  • изучение особенностей представлений дошкольников о здоровье, особенностей их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
  • изучение особенностей компетентности детей как готовности самостоятельно решать: задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях, оказание элементарной медицинской.

Для проведения диагностики используются: наблюдения, беседы с детьми, диагностические игровые задания, проблемные ситуации, анализ продуктов детской деятельности.

Для решения поставленных задач в ходе формирующего этапа работы разработали методические приемы, комплексы физкультурных занятий, игр, игровых заданий, физических упражнений для применения их на практике. Весь комплекс методических приемов, направлен на активизацию сенсомо- торного развития и формирования двигательного интеллекта дошкольников. Используемые методические приемы, разделили на два основных вида: развитие моторики и сенсорное развитие.

Задания на развитие общей и мелкой моторики. В них вошли 2 группы упражнений.

Первая группа направлялась на повышение функционального состояния систем организма:

  1. Дыхательные упражнения (используем упражнения на четырехфазное дыхание, упражнения с задержкой дыхания, брюшное дыхание).
  2. Стимулирующие упражнения (хлопки, самомассаж: ушных раковин, стоп, пальцев рук и т. д., пальчиковая гимнастика).Данные упражнения обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают психику.
  3. Упражнения и игровые задания на релаксацию.
  4. Упражнения с локальными мышечными движениями, направленными на формирование правильной осанки, укрепления мышечного корсета.
  5. Упражнения, формирующие равновесие, развитие «чувства опоры» и чувство управления собственным телом.
  6. Логоритмика, совершенствующая выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развивают слуховое внимание, двигательную память, фонематический слух и организацию пространственных движений.  АЛФАВИТ???? В приложение

Вторая группа упражнений была направлена на коррекцию: бедности, однотипности движений тела в пространстве, недостаточной координации и на формирование сенсомоторных координаций и пространственных представлений. В неё входили:

  1. Игровые задания на развитие чувства ритма, ритмическая гимнастика.
  2. Упражнения на развитие зрительно-моторной, слухомоторной, вестибулярно-ритмической  координаций.
  3. Формирование пространственных представлений:
  • формирование пространственной дифференциации самого себя, представления о схеме тела - связывается с определенными движениями и закрепляется через них;
  • работа с графическими схемами, модулями, что развивает концентрацию и переключение произвольного зрительного внимания, формирует моторные зрительные функции, поиск и нахождение символа на схеме, развивает ориентировку в пространстве.
  1. Задания с использованием развивающего обучения:   игры, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, что способствовало и развитию творческого воображения детей.  (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
  1. Упражнения на развитие ловкости и быстроты реакции на сигнал.
  1. Самостоятельные занятия, обеспечивающие оптимизацию двигательного стереотипа движений индивидуально для каждого ребенка и являющиеся диагностическими для выявления наиболее интересных для детей движений, закрепленных навыков и умений организовать свою деятельность без помех для других детей. Данные самостоятельные занятия отвечают «Федеральным государственным требованиям к общеобразовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2010г.)», где рекомендуется уделить большое внимание организации самостоятельной двигательной деятельности детей.

Задания на сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: по форме, размеру, цвету, положению в пространстве. Оно обеспечивалось обучением детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, группировке по цвету и форме, последовательному осмотру, выполнению планомерных действий. Использовались приемы развивающего обучения. Выбор заданий определялся уровнем сенсорного развития детей.

Для комплексов упражнений и занятий используются не только стандартное спортивное оборудование основных цветов: обручи, мячи, кегли, дуги для пролезания, канаты разной толщины, мешочки с песком, но и нетрадиционное физкультурное оборудование: сенсорные мячи, массажные мячи, сенсорные массажные кольца, мягкие модули геометрических фигур, батуты, балансировочные диски, гимнастическое бревно, дидактический материал, звуковые дорожки. Оборудование имеет определённые свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей: размер, цвет, упругость, что приводит к совместной работе двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние детей. Использование разнообразного оборудования придавало эмоциональную окраску физкультурным занятиям. Дети лучше усваивали предложенные знания и умения и насыщали ими самостоятельную двигательную деятельность.

Комплексы включают в себя подготовительную, основную и заключительные части. Используются достаточно знакомые упражнения, которые соединялись с предметами и умением переместить предмет в нужное место и из одного положения в другое. Выполнение упражнений на модулях, балансировочных досках способствует активизации вестибулярного аппарата, а также формированию интеграции модально-специфических факторов (зрение, слух, вестибулярный аппарат, тактильное ощущение) с двигательной системой. Происходит развитие пространственного фактора, способности ориентироваться в окружающем пространстве. А также развиваются физические качества и формируются необходимые умения и навыки. Целесообразно обучать детей основным движениям через игровые моменты, формировать ориентировку в пространстве через игры.

Игровые физкультурные занятия вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество.

Предлагаемая игровая форма занятий имеет свои особенности: все занятия основаны на сюжете игры. Такие занятия строятся на простых жизненных ситуациях, сюжетах народных сказок, путешествиях, детских литературных произведениях, подвижных игр.

К выбранным сюжетам необходимо подобрать задачи, средства и методические приемы обучения.

К каждому занятию подбирается стихотворный текст, который нужно прочитать наизусть. Текст должен соответствовать сюжету занятия и движениям детей. В содержание текста можно включать стихи, поговорки, загадки, дразнилки, считалки.

Структура занятия

  1. Вводная часть

В вводной части физкультурного занятия текст решает не только образовательные но и психологические задачи:

  • активизировать внимание детей
  • вызвать у детей интерес к занятию
  • создать эмоционально-положительный настрой.
  1. Основная часть

В основной части занятия стихотворный текст выполняет несколько функций:

-  помогает в развитии психических процессов

-  способствует формированию звуковой культуры речи (дети запоминают текст и повторяют его)

-  является организатором одной из форм активного отдыха детей

-  является хорошим стимулом для проявления эмоциональных и нравственных качеств детей

-  облегчает формирование двигательных навыков

(«Чтоб до зайки нам дойти, надо мостик перейти»)

Основная часть способам передачи двигательной выразительности, побуждает к самостоятельному решению двигательных задач, загадок, проблемных ситуаций, способствует поиску детьми творческих композиций.

3. Заключительная часть

В заключительной части занятия нужно подготовить детей к его окончанию: «До свидания, звери!». «До свидания, лес!». «Ждут вас повар, няня и вкусный наш обед!»

Заключительная часть решает задачи снятия эмоционального напряжения, приобретения навыков саморасслабления.

Обучение строится на основе интеграции физкультурно-речевых задач. Ведётся работа по развитию речевого дыхания с использованием элементов кинезиологии и просодики. Приёмы просодики (художественное слово, пение попевок, речёвки, ритмодекламация, музыкальное сопровождение) помогают координировать движения, дыхание и речь, так как индивидуальный внутренний ритм детей с ОНР ( в МКДОУ имеются 4 коррекционных группы детей) часто либо ускорен, либо замедлен. Приёмы кинезиологии (пальчиковая гимнастика, упражнения йоги и игрового стретчинга, массаж и самомассаж) помогают развивать мелкую и крупную моторику рук и ног, что благотворно влияет на психику ребёнка. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Растяжки (игровой стретчинг, йога) воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, увеличивают подвижность суставов, нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Освоение упражнений стретчинга развивает мышечное чувство, умение определять напряжение в своём теле, расслабляться. А на методах концентрации внимания и расслабления мышц целиком основаны и аутогенная тренировка, и изометрическая гимнастика, и все виды психорегуляции.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Поверхностное дыхание выводит мозг и тело из равновесия. Поскольку приоритет принадлежит мозгу, тело лишается доступа кислорода, необходимого для выполнения других жизненно важных функций. Даже в мозгу вторичные контуры выживания отключаются. Гак, лишенные четких сигналов от «источника», мышцы функционируют ненормально, или сжимаются, или становятся слабыми.

Глубокое, контролируемое дыхание уравновешивает как мозг, так и все тело. Если мы «вдыхаем» глубоко, кислород проникает, массирует и наполняет весь организм. Когда мы глубоко выдыхаем, токсины естественным путем сами удаляются через кожу и другими естественными путями.

Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом. Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика выполняется в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами для отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта.

Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что темп и амплитуду упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх; выдоху - упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук. Упражнения с произнесением звуков на выдохе рефлекторно уменьшают спазм гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Вибрация их стенок при звуковой гимнастике действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, что очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. При произнесении звуков вибрация голосовых связок передаётся на лёгкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, что имеет большое значение как для коррекции логопедических проблем, так и для профилактики бронхо-лёгочных заболеваний.

Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лёжа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребёнок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.

Использование дыхательной гимнастики, приёмов кинезиологии и просодики способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушением речи. Упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка, глаз и рук, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергизацию организма.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения и тревожности.

При выполнении базовых сенсомоторных взаимодействий (разные виды ползания: на спине, на животе, на четвереньках и ходьбы: на коленях, у стены и т.д.) и общего двигательного репертуара развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Механическая гимнастика (пассивный массаж) выполняется взрослым, хотя со временем можно и полезно научить ребёнка самостоятельному её использованию. При этом для достижения большего эффекта можно дополнить её аналогичными манипуляциями с ногами ребёнка. Пассивный массаж можно делать с помощью разнообразных контрастных средств: жёстких и мягких щёточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков и специальных массажёров, тканей различной фактуры.

Комплекс "Антистресс". Рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. В результате выполнения антистрессовых упражнений ("Лобно-затылочная коррекция", "Растяжка ахиллова сухожилия", "Маятник", "Постукивание" и т.д.) восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из неё. Этот комплекс выполняют дети на группах с воспитателями после занятий в физкультурном зале. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Пальчиковая гимнастика. Любые психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, особенно среднего и безымянного. При отставании развития работы пальцев задерживается и речевое развитие ребёнка. Задержка речевого развития влияет на общее развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально психическое состояние ребёнка.

Занятия разрабатываются с учетом физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, уровня их знаний и двигательных умений. Занятия проводятся преимущественно в игровой форме.

Ожидаемые результаты: реализации методических приемов определяется путем сравнения результатов констатирующего и аналитико-обобщающих этапов эксперимента по следующим показателям:

  • развитие физических качеств;
  • развитие координационных способностей;
  • совершенствование сенсорных представлений, формирование аналитического восприятия;
  • сформированность представлений о здоровом образе жизни.
  • согласованность действий речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов.

Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л. С. Выготского, «саму моторику», переводя её на «новый и высший этаж» и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей.

Литература:

  • положения психологии, педагогики, физиологии о гармоничном развитии детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Валлон, М.М.Кольцова, Берштейн Н. А., Шеперд, Г. Л.С.Выготский, Г.Доман, С.В.Маланов, J1. А. Венгер, В. С. Мухина);
  • исследования психологии по проблемам сенсомоторного развития дошкольников (С. М. Вайнерман, А. С. Большов, Ю. Р. Силкин, JI. А. Венгер, Н. Б. Венгер, Э. Г. Пилюгина).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игры для детей с нарушением осанки

Совушка

Выбирается водящий - совушка. На площадке обозначается гнездо (круг диаметром 1,5 м или обруч). Дети берутся за руки, образуя вокруг со- вушки большой круг. Идут шагом и говорят:

Ах ты, совушка-сова,

Ты большая голова,

Ты на дереве сидишь,

Ночь летаешь,

Днем ты спишь.

Подается команда:

День наступает.

Все оживает!

Дети, изображая мышек, бегают по площадке в различных направлениях.

Затем ведущий говорит:

Ночь наступает,

Все замирает!

Мышки замирают на месте, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки. Совушка вылетает, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого неправильная осанка. В конце игры отмечаются дети, хорошо выполняющие положение правильной осанки.

Пень, ёлка, сноп

Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. «Пень» — встать на одно колено, руки на поясе, спина прямая.

«Елка» — встать на одну ногу, другую ногу прижать пяткой к колену опорной ноги (колено прижатой ноги отвести в сторону), руки вниз — в стороны.

«Сноп»: I — в полном приседе, обхватить руками колени, голову опустить вниз: II — присесть, колени в стороны, пятки вместе, руки поднять вверх, сцепив ладони вместе. Спину держать прямо, удерживать равновесие.

Выгони мяч

Дети стоят в кругу и бьют мяч ногами друг другу. Нужно постараться выбить мяч из круга, и постараться не выпустить из круга. Тот, кто пропустит мяч, выбывает из игры. Выигрывает пара, которая, передавая, не упустила мяч.

Тяни в круг

Игра может проводиться как в паре, так и при большом количестве участников.

В паре, дети становятся боком друг к другу, берутся за правые руки. Между ними обруч или отмеченный круг. По сигналу участники тянут друг друга в круг. Выигрывает тот, кто сумел затащить соперника в круг (обруч).

Большое количество участников: дети встают вокруг отмеченного круга, взявшись за руки. По сигналу ведущего тянут друг друга в середину круга. Тот, кто заступает за линию круга, проигрывает.

Два Мороза

Выбирают двух водящих - Морозов, остальные играющие выстраиваются в одну шеренгу за линией дома (на другой стороне площадки - школа), в середине, на улице  - стоят два Мороза. Морозы обращаются к ребятам со словами:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые.

Один Мороз  - красный пос.

Другой , Мороз — синий нос.

Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься ?

Все ребята отвечают.

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этих слов бегут из дома в школу. Морозы «замораживают» (осаливают) забегающих. Запятнанные останавливаются и стоят, выполняя правильную осанку. Если Морозам понравится, как стоят замороженные, они их размораживают отпускают). Игра продолжается. После двух-трех перебежек Морозы меняются.

Пятнашки с именем

Дети бегают по площадке в одну сторону. Водящий громко произносит имя одного из игроков, и он становится «пятнашкой». «Пятнашка» старается догнать любого игрока, называет его имя, и теперь тот становится «пятнашкой».

Вариант: можно давать различные способы продвижения: гусиным шагом, прыжками на одной и двух ногах.

Караси, камешки и щука

Половина детей образуют круг - пруд, приседают - они камешки. Один — щука — находится за кругом. Остальные играющие — караси — бегают по площадке. По сигналу щука выбегает, стараясь поймать карасей. Те спешат занять место за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу — спрятаться за камешек.

Правила: щука ловит тех, кто не успел встать за камешек; после трех-четырех повторений подсчитывают пойманных карасей; караси и камешки меняются ролями; назначается новая щука.

Бездомный заяц

Обручи, которых должно быть на один меньше, чем игроков, кладут на пол в центре зала по кругу с внешней стороны, по сигналу игроки-зайцы начинают бегатьпрыгать, идти в полуприседе и т.д.). По сигналу свистка каждый старается занять дом-обруч, но поскольку обручей меньше, один заяц остается без дома. Он выбывает из круга и убирают еще один обруч. Выигрывает тот, кто останется последним.

Вызов номера

Играют две команды, которые выстраиваются в колонны по одному у стартовой линии. Напротив команд поворотный флажок. Команды рассчитываются по порядку номеров. Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к точке поворота, обегают ее и возвращаются на место. Прибежавший первым получает очко, вторым — 2 очка.

Вариант II. Играющие располагаются в шеренгу на противоположных

сторонах площадки и рассчитываются по порядку номеров. В центре зала лежит обруч с любым предметом (кегля, ленточка, кубик, мяч и т.д.). Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к обручу и каждый старается первым завладеть предметом. Выигрывает команда, набравшая больше предметов.

Мяч водящему

Игроки делятся на две команды и выстраиваются в колонны. Напротив каждой команды на расстоянии 4-5 шагов стоит водящий, который поочередно посылает мяч игрокам своей команды. А после обратной передачи игрок идет в конец колонны. Побеждает команда, которая первой закончит игру (т.е. когда все участники команды выполнят передачу мяча водящему).

Рыбы, птицы, звери

Играющие располагаются по кругу, в центре круга водящий с мячом. Бросая кому-либо из играющих мяч, водящий произносит одно из трех слов: «рыбы», «птицы» или «звери». Играющий должен поймать мяч и тут же вернуть его водящему, быстро назвав любую рыбу, например, «щука»; или зверя — «медведь» и т.д. Тот, кто задерживает ответ, выбывает из игры. А кто не сделал ни одной ошибки, становится водящим.

Шлепанки (русская народная игра)

Играющие встают в круг и считалкой выбирают водящего:

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять —

Невозможно сосчитать!

Водящий входит в центр круга. Называет по имени одного из детей и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в сторону названного. Кого назвали, ловит мяч и отбивает его по договоренности, но не более 5 раз. После отбиваний возвращает водящему, и игра продолжается. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего.

Слепой медведь Вариант I. Играющие свободно размещаются на площадке, у каждого игрока в руках предмет, издающий звучание (например, две палочки, колокольчик, бубен и т.д.). Водящий — «медведь», ему завязывают глаза. Дети звенят или стучат предметами, медведь движется на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Запятнанный становится медведем.

Вариант II. Расположение играющих такое же, как в I варианте, водящий - «жмурка».

Дети

Жмурка, жмурка, на чем стоишь?

Жмурка Намосту.

Дети Что пьешь?

Жмурка

Квас.

Дети Лови мышек, а не нас!

Дети тихо бегают. Жмурка должен поймать одного из играющих и, не снимая с глаз повязки, назвать его имя. Правильно угаданный становится «жмуркой». Правила: нельзя помогать жмурке ловить играющих. Не подсказывать имя пойманного.

Вариант III. Играющие располагаются в обручах и не могут выходить из них. Но при приближении жмурки стараются увернуться от него, наклоняясь, приседая. Когда жмурка отходит от играющего, можно поменяться местами.

Льдинки, ветер и мороз (игра народов Сибири и Дальнего Востока).

Играющие стоят парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят:

«Дзинь, дзинь...»

Хлопают до тех пор, пока не услышат сигнал: «Ветер!» Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал: «Мороз!» возвращаются друг к другу в свою пару.

Варианты:

  • пары можно менять;
  • строиться в один большой круг;
  • строиться в два круга (девочки и мальчики).

Выигрывают те дети, которые быстрее построятся.

Ручейки и озера

Игроки делятся на команды (в каждой не менее 5—7 игроков), строятся в колонны - это ручейки. На сигнал: «Ручейки!» - бегут друг за другом в разных направлениях. На сигнал: «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построили круг. Правила: бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Ведущего можно менять.

Тише едешь, дальше будешь - стоп!

По считалке выбирается водящий. Играющие стоят за спиной водящего на расстоянии 5—6 м, в заранее обусловленном месте. Под слова, медленно и плавно произносимые водящим: «Тише едешь, дальше будешь...», дети свободно и быстро движутся к водящему. И тут водящий резко говорит: «Стоп!» и быстро оборачивается к играющим, а они должны замереть в правильно принятой позе с хорошей осанкой. Тот, чья осанка не понравится водящему, отходит назад, откуда начиналось движение. Игра продолжается. Побеждает тот, кто быстрее и без ошибок первым дойдет до водящего, дотронется до него рукой, когда он произносит свой текст.

Пожарные на учении

Дети стоят лицом к гимнастической стенке на расстоянии 4-5 шагов в 3-5 колоннах (по числу пролетов). На каждом пролете наверху подвешен колокольчик (погремушка). По сигналу дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают на нее и звонят. Потом слезают, возвращаются в свою команду и передают эстафету следующему. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Правила: влезать установленным способом, не пропуская реек; спускаться до конца, не спрыгивать.

Сделай фигуру

По сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На сигнал: «Придумай фигуру» останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают любую позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры ему понравились (оказались наиболее удачными).

Варианты:

придумать «гибкую» фигуру (спортивную фигуру на гибкость);

танцевальную фигуру;

придумать и изобразить фигуру животного и т.д.

Можно назначить водящего, который будет определять лучшую фигуру.

Пустое место

Играющие становятся в круг. Один — вне круга — водящий. Он обходит круг, дотрагивается до плеча одного из играющих и тем вызывает его бежать наперегонки. По сигналу: «Беги!» один бежит влево, а другой — вправо, каждый старается быстрее обежать круг и раньше другого занять пустое место. Оставшийся без места водит, и игра начинается снова.

Правила: водящий бежит ближе к кругу.

Похитители бриллиантов

Дета стоят по кругу, ноги врозь, между ног — «бриллианты» - малые мячи (кубики, палочки и драз.). Воспитатель-«похититель» в центре. Он идет в кругу и делает вид, что пытается «похитить» предмет, приближаясь по очереди то к одному, то к другому ребенку. Каждый прыжком сдвигает ноги вместе, а когда воспитатель отходит, опять прыжком ставит ноги врозь.

Правила: прыгает именно тот, к кому приближается воспитатель. Воспитателя может заменить игрок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Упражнения, направляющие энергию на использование потенциала

мозга без напряжения

«Кнопки мозга». Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и фуди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с и стало жарко. Повторите 3 раза.

Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.

Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с. Упражнение подготовит к напряженной работе.

«Перекрестные шаги». Обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. На каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичными, чтобы взмах рук был выше головы в тот момент, когда колено только опускается. Повторите упражнение несколько раз, меняя руку и ногу. Упражнение можно делать стоя, сидя (для укрепления пресса и снятия напряжения со спины) и лежа. Такая тренировка не только активизирует работу головного мозга, но и снимает вредные последствия стрессорных воздействий.

«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.

 

«Ворона». Произнесите «Ка-аа-аа-аар». При этом старайтесь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок - 6 раз. Затем попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом.

 

«Колечко». С усилием, направляя копчик языка назад по верхнему небу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка. Попробуйте делать это беззвучно и с закрытым ртом легче, быстрее, еще быстрее10-15 с.

 

«Перекаты головы». После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать инициатором и творцом, уравновешенным, жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.

Комплекс антистрессовой гимнастики для дошкольников «Паровозик из Ромашково»

1. Техники целительных рук.

(Дети вместе с воспитателем стоят в кругу.)

Воспитатель: Ребята, вы помните мультфильм «Паровозик из Ромашково»? Сегодня мы будем в него играть, поедем на нем в деревню Ромашково. Хотите? Из чего состоит поезд? (Из паровоза и вагонов)

Паровоз - это голова поезда. А ну-ка, давайте проверим, готова ли наша голова к поездке.

Положите одну руку на лоб, а другую - на затылок, закройте глазки и прислушайтесь к тому, что происходит в голове.

Поблагодарите свою голову за то, что она думает, мыслит, помнит очень многое. Поблагодарите всех своих близких: маму и папу, бабушек и дедушек, своих друзей за то, что они вас любят. Поблагодарите все и вся: природу, солнышко, весь этот удивительный мир. Пусть он будет добрым и светлым.

Откройте глазки и расскажите нам, если вы что-то почувствовали.

Воспитатель: А вагончики - это тело поезда. А тело наше, организм наш готов ли к поездке? Давайте проверим.

Поставьте руки на пояс, как на танцах, но большие пальчики поверните вперед, а ладошки - назад. Вы знаете, что находится у человека в этом месте внутри тела? (Почки)

Правильно, почки. А немного повыше - надпочечники. Это маленькие чашечки на почках, но они очень важны для слаженной работы нашего организма. (Для младших дошкольников уточнение не обязательно.)

Закройте глазки и прислушайтесь к тому, что происходит внутри вашего организма.

Понаблюдайте, что происходит во всем вашем организме, как он работает.

Давайте поблагодарим наш организм за хорошую работу, попросим у него прощения  зато, что иногда не бережем его и подвергаем опасности заболевания.

Откройте глазки и расскажите нам, если вы что-то почувствовали.

(3-4 мин.)

2. Техники на принципе резонанса, вибрации.

Воспитатель: Давайте поиграем в паровозик. Я буду паровозом, а вы -вагончиками. Сначала надо построить паровозик и вагончики! Возьмите в руки молоточки, стройте каждый свой вагончик. (Дети постукивают себя пальчиками и кулачками по голове плечам, рукам, туловищу, ногам.) Хорошо!

Помогите  своему соседу построить вагончик

(Дети поворачиваются в затылок друг другу и поколачивают пальчиками и кулачками по спине соседа, стоящего впереди)

Хорошо!

А теперь помогите соседу с другой стороны

(Дети поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение.)

Хорошо!

(2-3 мин.)

Воспитатель: Новые вагончики надо покрыть краской, чтобы они были красивые. Закройте глаза, постарайтесь увидеть тот цвет, в который вы хотите покрасить свой вагончик. Какой цвет увидели? (Разные ответы детей.)

Красим! (Воспитатель проводит руками по телу с головы до пяток, дети повторяют движение.)

А теперь - посушим краску. Давайте подвигаемся, чтобы краска быстрее высохла. Сначала посушим верхнюю часть вагона. (Дети потряхивают головой вправо-влево, вверх-вниз.)

А теперь - все остальное. (Дети трясут руками, часто топают ногами, подпрыгивают; хлопают себя по ногам.)

Хорошо!

Повернитесь лицом в круг, посмотрите друг на друга. Вы построили очень красивые новенькие вагончики. Теперь можно отправляться в путь.

(Дети встают в затылок друг другу, кладут руки на плечи впереди стоящему.)

Воспитатель: Паровозик из Ромашково отправляется с третьего пути! Просим пассажиров занять свои места!

Чух-чух, чух-чух, наш паровозик тронулся! Поехали! (Воспитатель ведет колонну «змейкой», все продвигаются, часто топая ступнями.)

Загудел паровоз,

Он вагоны повез.

Новенький, блестящий, Совсем как настоящий! У-у-у

(Дети выполняют звуковибрационное упражнение со звуком \ у \, поколачивая по груди кулачками.)

Хорошо! (2-3 мин.)

Воспитатель:

Наши пассажиры в поезде сидят. Все с интересом в окошечки глядят.

Давайте превратимся в пассажиров и сядем в вагончики! (Дети садятся на пол, руки в упоре сзади.)

Наш поезд едет по кочкам, по кочкам.

(Дети выполняют вибрационное упражнение: быстро подпрыгивают вверх - вниз, опираясь на руки.)

- А теперь едем по ровненькой дорожке.

(Дети выполняют вибрационное упражнение: быстро двигаются вперед - назад.)

Затрясло вагончик на повороте.

(Дети выполняют вибрационное упражнение: быстро покачиваются вправо- влево.)

(Упражнение повторяется 3 раза.)

Хорошо!

(2-3 мин.)

Воспитатель: Паровозик устал и остановился на лесной полянке. Это был очень добрый паровозик, который любил птичек, природу, цветы. Давайте и мы с вами выйдем из вагончиков и поиграем в игру «Шла коза по лесу».

(Дети встают в круг в затылок друг другу. Водящий (коза) стоит в центре круга с закрытыми глазами. Все двигаются по кругу, часто топая ступнями.)

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

(Дети останавливаются. Тот, кто стоит напротив «козы», становится принцессой, выходит в центр круга и танцует с козой, остальные дети танцуют в кругу.)

Давай коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем!

(Прыжки на пятках.)

И ручками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!

(Потряхивание кистями рук.)

И ножками потопаем, потопаем, потопаем!

(Частое топанье ступнями,)

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем!

(Хлопки в ладоши.)

(Выбирается новый водящий и игра повторяется.).

Хорошо! (3-4мин.)

Воспитатель: Паровозик из Ромашково отправляется домой! Просим пассажиров занять свои места!

Чух -чух, чух-чух, наш паровозик тронулся! Поехали!

(Воспитатель ведет колонну детей «змейкой». Все двигаются, часто топая ступнями.)

Вот, мы и приехали. Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки.

Закройте глазки и понаблюдайте; что происходит внутри вас.

Мысленно поблагодарите всех своих друзей, с которыми вы играли,  всех родных и любимых людей, природу - все и вся. Откройте глаза.

Расскажите, пожалуйста, если вы что-то почувствовали

Хорошо!  Я желаю, вам всем здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей.«Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов....

"Сенсомоторное развитие дошкольников в образовательной ситуации по изобразительной деятельности".

Дать ребенку как можно больше знаний для более точного выражения себя....

Консультация «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»

Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников...

Организация совместной деятельности по сенсомоторному развитию дошкольников с использованием нестандартного оборудования

Использование нетрадиционных материалов в пальчиковых играх для развития мелкой моторики рук детей...

Консультация для родителей "Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников"

" Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников"...

Проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей".

Педагогический проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей"  - представляет собой опыт работы в группе "Особый ребёнок"....

Использование авторского пособия - мягкая тактильная книга "Развивайка" в сенсомоторном развитии дошкольников сОВЗ

В процессе работы над созданием авторских пособий, немаловажную роль я отвела целенаправленному использованию наглядности и возможности практического действия с предметами. Тематика аппликаций разнооб...