"Сенсомоторное развитие дошкольников в образовательной ситуации по изобразительной деятельности".
статья по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Кочнева Алевтина Анатольевна

Дать ребенку как можно больше знаний для более точного выражения себя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей

Кировского района Санкт-Петербурга

Статья

"Сенсомоторное развитие дошкольников в образовательной ситуации по изобразительной деятельности".

Воспитатель  высшей категории

Кочнева А.А.

Санкт-Петербург

2014 год

"Сенсомоторное развитие дошкольников в образовательной ситуации по изобразительной деятельности".

 “Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. 
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают 
источник творческой мысли…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В.А. Сухомлинский

    Сенсо - чувство, моторика - движение. Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас - красивее, умнее, талантливее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять, восхищать. Ребенок открыт всему миру. Путь дошкольника - очень ответственный. Он трудный и радостный, где много встреч и открытий. Общение ребенка с миром происходит не только через нас, взрослых, а и самостоятельно.

      Ребенок сначала познает мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишен стереотипов. Ребенок чувствует себя в нем свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования - постепенно и завораживающе.

Если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет или познать многое и разное. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Все это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей.

    Здоровье ребенка, физическое и духовное, зависит от того, каким он увидит окружающий мир, каким мы его представим. Одна из главных задач - дать ребенку как можно больше знаний для более точного выражения себя. Важно, чтобы образовательная ситуация была обогащена развивающей предметной средой. Разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрение. Используется широкая цветовая гамма во всех видах изобразительной деятельности. При грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение.

       Дошкольный период - один из наиболее важных и ответственных в жизни человека и именно в этот период появляется стремление постигать мир и себя.

Природное желание ребенка узнать новое должно происходить путем демонстрации качеств  предмета, а не путем объяснения. Суть предмета постигается через его качества. Жизнь, данная в описаниях, снижает у ребенка интерес к ее явлениям.

Восприятие изобразительного искусства уникально для каждого человека, так как оно обусловлено всем его жизненным опытом. Глаза, руки должны совершить не один десяток движений по обследованию объекта, чтобы ребенок усвоил его и был способен воспроизвести. Чтобы ребенок овладел линейным контуром круга, он должен тысячу раз проделать рукой и глазами это движение. Необходимо научить ребенка быть не только восторженным зрителем, но и маленьким художником, способным  понять,  как это сделано (средства выразительности) и перенести в собственную работу.

      Искусство обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека - на его ум, сердце, чувства и мысли. Оно оказывает неоценимое воздействие на эмоциональную сферу человека.

     Как показывают психолого-педагогические исследования, эстетическое, художественное восприятие следует начинать развивать как можно раньше. Эстетические представления детей богаты и разнообразны, реалистичны по своему содержанию и в достаточной мере образны. Они наивны и непосредственны. Детская наивность есть выражение искреннего изумления, восхищения тем, что заинтересовало. Через чувственное восприятие дети воспринимают произведения искусства, их внешний облик и внутренний смысл.

     Система образовательных ситуаций по изобразительному творчеству включает рисование, лепку, аппликацию. Изобразительное творчество позволяет развивать не только психическую, но и физическую, телесную сферу.

     В процессе изобразительной деятельности и при работе с мелким материалом происходит активная тренировка сенсорной системы, мелкой моторики пальцев рук и координации движений, напрямую влияющая на развитие интеллектуальной сферы ребенка. Необходимость развития у детей способностей выполнять тонкие манипуляции доказывается существованием тесной взаимосвязи между координацией тонких, легких движений и речью. Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им небольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы.

     Неоценимое значение для всестороннего развития дошкольника имеет изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник у детей совершенствуются и воображение, и мышление, и речь. Складываются условия для развития таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Доступность использования разнообразных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Дети приобретают навык свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатываются такие качества движения руки, как легкость, плавность, равномерность, слитность, которые необходимы для письма.

    Занятия ручным творчеством способствуют так же развитию чувственного аппарата ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.  

    В результате систематической изобразительной деятельности развиваются моторная и сенсорная функция, а сенсомоторное развитие влияет на познавательные функции. Все это в процессе развития ребенка позволяет ему успешнее осваивать различные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по изобразительной деятельности нетрадиционной техникой рисования «Портрет осени»

Данный материал предназначен для воспитателей и художественных руководителей ДОУ для занятий по рисованию нетрадиционной техникой рисования - печатками из картoфеля и ватными палoчками с детьми старше...

Конспект образовательной ситуации по изобразительной деятельности нетрадиционной техникой рисования «Осенние краски»

Данный материал предназначен для воспитателей и художественных руководителей ДОУ для занятий по рисованию нетрадиционной техникой рисования -«печать листьями» (отпечаток осенними листьями и отпечаток ...

Конспект образовательной ситуации по изобразительной деятельности нетрадиционной техникой рисования «Белоснежная зима».

Данный материал предназначен для воспитателей и художественных руководителей ДОУ для занятий по рисованию нетрадиционной техникой рисования - рисование солью с детьми старшего дошкольного возраст...

Конспект образовательной ситуации по изобразительной деятельности нетрадиционной техникой рисования «Новогодние игрушки»

Данный материал предназначен для воспитателей и художественных руководителей ДОУ для занятий по рисованию нетрадиционной техникой рисования - "ниткография" с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательной ситуации по изобразительной деятельности нетрадиционной техникой рисования «Золотая рыбка»

Данный материал предназначен для воспитателей и художественных руководителей ДОУ для занятий по рисованию нетрадиционной техникой рисования - рисование ладошкой и ватными палочками с детьми старшего д...

"Сенсомоторное развитие дошкольников в образовательной ситуации по изобразительной деятельности".

quot;Сенсомоторное развитие дошкольников в образовательной ситуации по изобразительной деятельности".   “Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их паль...