"Формирование основ здорового образа жизни дошкольников"
статья на тему

Тюнякина Ольга Михайловна
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети -это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_zdorovogo_obraza_zhizni_doshkolnikov.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников

(из опыта работы)

      Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7 – 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путём комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

      Поэтому качественное образование дошкольников возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях.

      В нашем ДОУ используется модель «Здоровый ребёнок» оздоровления с учётом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-социальных условий.

      Модель оздоровления состоит из трёх блоков и решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

1. Оздоровительный блок: обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей; способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечнососудистой, дыхательной и др.);

содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки; закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода, различные традиционные и современные методики; способствовать сохранению положительных психо- эмоционального состояние детей;обеспечить физическую готовность детей к школе.

2. Образовательный блок: совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д., развивать скоростные качества, координацию, выносливость;

формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т. д.

3. Воспитательный блок: воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями; способствовать развитию воли, целеустремлённости; формировать позитивные качества характера; воспитывать эстетические потребности ребёнка, способствовать эмоциональному развитию.

      Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий используем мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонений. С целью сокращения сроков адаптации и отрицательных реакций у детей при поступлении в дошкольное учреждение организовано медико-педагогическое сопровождение с учётом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребёнка.

      Осмотры детей узкими специалистами детской поликлиники, анализ данных обследования используются для объективной оценки состояния здоровья детей и планирования работы ДОУ.

      Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установить динамику его психологических, деятельностных и эмоциональных качеств. Комплексная диагностика позволяет своевременно выявить факторы риска для здоровья и развития ребёнка. Результаты осмотра медицинским персоналом ДОУ используются для формирования базы данных состояния здоровья, индивидуальных особенностей и резервных возможностей детей, определения группы здоровья.

      Организация жизни детей в адаптационный период предусматривает создание индивидуального комфортного режима. По мере необходимости устанавливается щадящий режим, закаливание, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями. Важно в этот период обеспечить здоровый ритм жизни ребёнка через организацию рационального двигательного режима, проведение занятий, режимных моментов с учётом преобладания положительных эмоций и желания детей.

      Физическое воспитание строится с учётом индивидуальной подготовленности детей. Проводится диагностика уровня развития физических качеств для прогнозирования и коррекции воспитательно-образовательной работы, осуществления дифференцированного подхода. Различные виды физкультурных занятий (традиционные, тренировочные, игровые, сюжетные, интегрированные, занятия-соревнования и т. д.) проводятся три раза в неделю.

      Двигательная активности детей, гармоническое развитие, тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем в ДОУ обеспечиваются регулярным проведением:

утренней гимнастики и гимнастика после сна;

оздоровительного бега;

дыхательной гимнастики.

      Особо отмечаем регулярно организованный активный отдых детей: развлечение,праздники,игры-забавы, дни здоровья. Оздоровительный эффект этих мероприятий сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения у детей, формированием принципов и правил здорового образа жизни. При планировании учитывается интерес, увлечённость и настроение каждого ребёнка, соответствие нагрузки уровню физического развития и подготовленности. Поощряется проявление двигательной инициативы и творчества, навыки самостоятельной активности.

      Через эффективные закаливающие и оздоровительные процедуры обеспечиваем тренировку защитных сил организма ребёнка и повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды.

Специальные реабилитационные мероприятия и профилактика заболеваемости в ДОУ:

 - максимальное пребывание детей на свежем воздухе (прогулки должны быть ежедневными во все времена года, так как дети имеют биологическую потребность в движении, которая не удовлетворяется лишь организованными физическими занятиями);

 - световоздушные ванны (обеспечивают световой, температурный режим и чистоту воздуха);

 - водное закаливание (обширное умывание после дневного сна, игры с водой);

 - хождение босиком по «дорожкам здоровья» (стимулирует подошвенную рефлексогенную зону, очень важную для адаптации организма к факторам внешней среды).

 - пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

      Важным условием является проведение закаливающих и оздоровительных мероприятий только при положительных эмоциональных реакциях ребёнка.

      Формирование невосприимчивости к определённым инфекциям и стимуляцию неспецифических факторов защиты организма ребёнка проводим через лечебно-оздоровительную работу:

 - оздоровление фитонцидами: ароматизация помещений (чесночные букетики, чесночно-луковые закуски;

 - полоскание горла по схеме специальными растворами (ромашки, солёно-содового) с целью профилактики заболеваний горла и носа;

стимулирующая терапия: лечебное смазывание носа оксолиновой мазью – по показаниям врача проводит медицинская сестра;

витаминотерапия«Ундевит»«Поливит», настойка шиповника;

витаминный стол (сок, фрукты через час после завтрака).

     Корректируя познавательные процессы и эмоциональную сферу детей, педагоги используют комплекс приёмов охраны психического здоровья ребёнка:

 - элементы сказкотерапии, смехотерапии;

- элементы музыкотерапии – музыкально-игровые минутки.

      Воспитание осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, формирование элементарных базовых значений и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает в себя:

физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое стройное тело»);

психическое здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение»);

нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»).

     Формирование представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей.

      Педагогами используются занятия познавательного цикла «Как стать Неболейкой» которая состоит из разделов:

«Я человек» (представление о своём внешнем облике);

«Нас много, мы разные» (понимание эмоционального состояния других людей);

«Движение – это жизнь, а жизнь – это движение» (о пользе физкультуры и закаливания)

«Здоровое питание, полезные витамины»;

«Чистота – залог здоровья» (о гигиене тела, полезных и вредных привычках).

      Комплексная медико-педагогическая модель оздоровления в условиях дошкольного учреждения даёт возможность успешно решать задачи по формированию фундамента физического и психического здоровья ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников

Консультация  для воспитателей на тему: Формирование здорового образа жизни дошкольников...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в рамках работы над мини-проектом «Я и моё здоровье»

«То, что упущено в детстве,никогда не возместить в годы юностии тем более в зрелом возрасте»В.А. Сухомлинский. Здоровье – бесценный ресурс человеческой жизни. Оно дает возможность чувствовать себ...

перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника

перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника...

Формирование основ здорового образа жизни дошкольников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но, пожалуй, наиболее значимым можно признать определение Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это не только отсут...

"Современные подходы к формированию основ здорового образа жизни дошкольников"

Современные подходы к формированию ЗОЖ дошкольников...

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТ 3 до 7 лет «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

   Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медики не в состоянии справитьс...