Ценность здоровьесберегающих технологий в детском саду
консультация (старшая группа) на тему

Буржумова Селимат Зайнудиновна

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?

Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность?

Когда это надо начинать?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennost_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Ценность здоровьесберегающих технологий

в детском саду

В современном обществе уровень цивилизованности государства определяется отношением к подрастающему поколению. В соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики.

     В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

     Эта проблема  волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в XIX веке выдающийся польский педагог Януш Корчак делился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…  Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого    надо …  Объясни им, и они будут беречься».

     А французский писатель Ж. Руссо, один из крупнейших мыслителей XVIII века, пришел к следующему выводу: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…»

     Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность? Когда это надо начинать?

     Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства.

     Статистика последних лет неумолима: за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15 % и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17, 3. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Абсолютно здоров только каждый третий ребёнок. Надо бить тревогу!

      Эти  проблемы требуют экстренных неотложных мер по оздоровлению детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями.

     Здоровьесберегающие технологии предполагают воспитание валеологической культуры и обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику.

     Использование здоровьесберегающих технологий  в дошкольном образовании имеет огромную ценность для здоровья детей, так как  от самого рождения до 7-и лет идёт процесс становления всех функций и систем организма, формируется фундамент будущего здоровья, человеческой жизни во всех её сферах.

     Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры;

применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей.

     Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств:

•   технологии профилактики заболеваний,

• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

•   коррекция возникающих функциональных отклонений,

• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

•   реабилитация соматического состояния здоровья,

•   противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

•   витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

•   санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

     Физкультурно-оздоровительные технологии  направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

     Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе: работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ.
  • Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.)
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

     В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

      Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю  невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Современные формы здоровьесберегающих технологий

  • Ритмопластика
  • Динамические паузы (физкультминутки)
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация        
  • Технологии эстетической направленности
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Гимнастика пробуждения
  • Оздоровительный бег
  • Точечный массаж
  • Босохождение

Технологии обучения здоровому образу жизни

  • Утренняя гимнастика
  • НОД по физическому раззвитию
  • Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)        
  • Коммуникативные игры
  • Занятия из серии «Здоровье»        
  • Самомассаж

Коррекционные технологии

  • Технологии музыкального воздействия
  • Технологии воздействия цветом
  • Технологии коррекции поведения        
  • Сказкотерапия
  • Артикуляционная гимнастика

     Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысят результативность воспитательно-образовательного процесса, сформируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников в том случае

  • если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ;
  • если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

      Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!

     Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей заболеваемости детей. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность. Здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие в том случае,  если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку.   Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.                                                                                                                    

Литература.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 

  1. М. В. Васильева ''Программа воспитания и обучения в детском саду".
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  4. Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
  5. Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях”  Методист. – 2007.
  6. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
  7. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010 .
  8.  Павлова М.А., Лысогорская  М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009 .
  9.   Широкова Г.А. «Оздоровительная работа в ДОУ» Ростов на Дону: Феникс, 2009                                                                            

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...