«Народная игра как средство развития дошкольников»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Гостенина Ольга Николаевна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Народная игра как средство развития дошкольников»

Подготовила: воспитатель

Гостенина О.Н.

« О радость жизни, детская игра,

   век не уйти с соседнего двора.

   За мной явилась мать, но даже маме

   В лапту случалось заиграться с нами»

                                               В. Берестов.

   

В нашей  современной жизни, особенно в городских условиях жизни, резко снизилась двигательная активность человека. Физическое развитие наших детей зависит от их двигательной активности. Поэтому в своей работе я решила систематически вводить и знакомить детей с русскими народными подвижными играми. Многие игры вспоминаются и из своего детства, когда мы вечерами собирались всем двором и играли, играли и играли, пока родители не позовут домой. Сейчас такое можно увидеть не часто, наши дети уже с малого возраста предпочитают познавать компьютерные игры, смотреть телепередачи, мультфильмы.

   Русские народные игры способствуют развитию дыхательной системы, нервной системы и общему укреплению здоровья ребёнка, а проведение русских народных игр на воздухе обеспечивает хороший закаливающий эффект, игры с пением развивают музыкальные способности.

   Родина впервые предстаёт перед ребёнком в звуках, образах, играх и красках. Всё это в изобилии несёт в себе богатое по содержанию народное творчество. Народные подвижные игры являются частью истории народа. Возникновение подвижных игр уходит в далёкое прошлое наших предков.

   Долгие годы в России народные игры не изучались и к ним не воспитывалось отношение как к народному достоянию, каковым они являются.  

   Сегодня на первый план хочется выдвинуть задачу - воспитание личности ребёнка, обладающего базовой культурой нашего русского народа  нашего русского народа и сделать это возможно на доступном для ребёнка материале народной подвижной игры. Игра - это самый близкий вид деятельности для детей.  К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным « материалом» для детей.

   Игры наших предков были очень разнообразными, их правила, содержание, инвентарь соответствовали временам года, возрасту, полу, месту их проведения. Детские игры отличались от молодёжных, а девичьи от мужских. Игры же стариков были не похожи на игры женщин и мужчин.

   Почти всегда игры сопровождались различными текстами: рифмовками, считалками, зазывалками, песенками и т.д., всё это придавало им особый колорит.

   В русских семьях дети считались предметом общего поклонения. Нелюбимое дитя в крестьянской семье было редкостью. Люди понимали, что злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, хорошие и дурные впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. Атмосфера добра вокруг ребёнка считалась обязательной. Это совсем не означало потакания и изнеженности. Игры чередовались с посильным трудом или сливались с ним. До полного изнеможения дети могли предаваться играм. В прошлые века ничего не надо было изобретать и придумывать в детских играх. Весёлые народные подвижные игры - это наше детство. Во дворе играли подростки, на них смотрели ребята помладше, запоминали, сами входили в игру. И через цепочку от старших к младшим передавалось всё игровое наследие.

   А.П.Усова; К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в  национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и  обычаями только  известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.  

       К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

  Русские народные игры очень многообразны: хороводные игры с народными песнями, прибаутками, плясками, игры высокой и малой подвижности, это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

  Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.) . Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры.

 Ещё одной отличительной особенностью является обязательное использование в процессе игровых действий подпевок, песенок, коротеньких стихов, шуток, как неотъемлемой части игры.

 Применение русских народных игр в учебном процессе требует специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).

2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).

3. По типу двигательного действия т. е., по преимуществу входящих в игры видов основных движений (с прыжками, бегом и т. п.)

4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

5. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).

7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

8. По отношению к структуре НОД (для подготовительной, основной, заключительной частей) .

 Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на четыре раздела и наиболее часто используются при работе с детьми в дошкольных учреждениях.

Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру такие как: "Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде" "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", " Хромая лиса", "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи».

 С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.

 С большим интересом дошкольники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Горелки", "Городок-бегунок", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чехарда", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.

 Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем, "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Бои на бревне" и их различные варианты.

 Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

 Основная функция всех выше перечисленных компонентов - воспитание национального самосознания. Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения дошкольниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.

 Приобщая детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры при помощи народных подвижных игр, надо не забывать о том, что наша страна достаточно многонациональна и разнодиалектична. Понятие «народная культура» имеет большой спектр. Поэтому необходимо разучивание подвижных игр разных этносов населяющих нашу огромную страну. Это позволяет воспитывать в детях чувство толерантного отношения к другим народам.

 Обучение народным играм проходит по той же общеобразовательной методике для дошкольников, но имеет свои отступления и нюансы.

 Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

 Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

 Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

При организации игр необходимо учитывать многие факторы:

1. Материал подбирается в соответствии с возрастным цензом детей.

Для малышей следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Малышам очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

2. Обязательно проводится предварительная беседа, на которой в занимательно-познавательной форме воспитатель знакомит ребят с сопутствующим эту игру стихотворением или песенкой, разбираются сложные моменты, объясняется значение и происхождение новых слов (архаизмов) .

3. Перед началом игры проводится жеребьёвка или считалка для определения ведущего, что тренирует выдержку и силу воли у детей.

4. В играх с движениями надо ограничить пространство, оно должно быть небольшим, для того что бы дети не устали, а игра протекала оживленно. Необязательно проводить сразу со всей группой, можно разделить ребят: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

5. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. 6. Атрибутику, инвентарь необходимо подготовить заранее в достаточном количестве;

7. Педагог объясняет правила игры. Он должен встать так, что бы все его видели и он видел всех. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми. Объяснение должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действия. Воспитатель должен следить за тем, чтобы чётко соблюдались правила игры.

8. Т. к. народные игры содержат монологическую или диалогическую речь, зачастую отражающую быт и окружение людей, то для закрепления, а так же для активизации словарного запаса детей, можно использовать эту речь в режимных моментах.

Воспитатель должен помнить, что игра для детей не просто отдых, а наука которая может приносить радость. И потому относиться к игре надо очень серьезно, не забывая, что каждое движение, каждое слово важно.

Народные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развивают сообразительность, быстроту реакции, физически укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать сообща. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает игры интересными для детей.
   Народная игра всесторонне развивает детей:
- в умственном воспитании – углубляются и уточняются знания о животных, птицах, обрядах и т.д.
- в эстетическом воспитании – развивается художественный вкус через песни, танцы, элементы ряжения.
- в физическом воспитании – через движения и положительное эмоциональное состояние создаются условия для воспитания доброжелательного характера.  
    В народных играх отражаются три аспекта развития детей:
1 аспект – речевое (словесное) общение;
2 аспект – ритмическое или мелодическое выражение;
3 аспект - совместные движения и действия;
В игре происходит и развитие волевых качеств, таких как :

-  умение ограничивать свои желания,

-  преодолевать препятствия,

- подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения,

- в своих поступках следовать положительному примеру.

Организуя игру, руководя ею, педагог воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребёнка. Становясь участником игры, ребёнок сталкивается с необходимостью согласовывать действия с другими детьми, подчиняться правилам в игре.
Народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, может и должна служить средством приобщения детей к народной культуре, являясь одним из средств формирования навыков общения детей дошкольного возраста.

Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей навыкам общения.

Литература:

Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя / под ред. Л. В. Руссковой. -М. : Просвещение, 1986

Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Анализ фольклорных произведений показывает, что в народной мудрости зафиксирован образ ребенка — оптимиста....

Проект «Русские народные игры как средство развития физических качеств у старших дошкольников». Старшая группа «Сказка»

Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению игр русского народа.Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории русского народа , его ку...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...