Русские народные игры летом
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Лавренченко Юлия Александровна

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учрежденийс   целью организации активной двигательной деятельности в летний оздоровительный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ ЛЕТОМ

Автор: Лавренченко Юлия Александровна

Инструктор по физической культуре МБДОУ № 53  «Ивушка», г. Петропавловск-Камчатский; Домашний адрес: 683002, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ларина, 16/1, кв.13

Телефон: 8-914-620-18-65

E-mail: yuliya.lavrenchenko@mail.ru

Ключевые слова: народная игра, лето, сговоры, считалки, жеребьевка, советы педагогам.

Аннотация: Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений  целью организации русских народных игр в летний период.

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка и рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.

В практике дошкольного образовательного учреждения широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные. Из всего многообразия игр следует выделить подвижные игры. Именно двигательная деятельность детей благотворно влияет на физическое развитие , формирование двигательных навыков и физических качеств, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма и усиливая эмоционально-радостные ощущения.

Возникновение подвижных игр уходит в далекое прошлое. Каждый народ создавал свои национальные игры. В русских сёлах и городах среди молодежи были широко распространены  игры подвижного характера. Без них не обходился ни один , даже самый скромный народный праздник.

В игру вовлекали группы подростков, которые состязались в ловкости, меткости, силе. Проводились подвижные игры на свежем воздухе, благодаря чему становились важным средством оздоровления детей. Бытовавшие в народе подвижные игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила взаимоотношений играющих, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры.

Наряду с играми творческими, возникающими в самостоятельной двигательной деятельности детей «Салки», «Прятки», выделялись так называемые организованные , педагогически наиболее целесообразные подвижные игры с готовым фиксированным содержанием и определенными правилами. Такие игры удобны для проведения их с группами детей на занятиях или в свободное время под руководством воспитателя.

Русские ученые: П.Ф.Лесгафт, Е.А Покровский, В.В. Гориневский учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению подвижных игр.

П.Ф.Лесгафт писал: «В подвижных играх применяется всё то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».

Это положение подтверждается работами педагогов, которые внесли значительный вклад в разработку методики проведения подвижных игр в детском саду, - Л.И. Чулицкая, Е.А. Аркин, М.М. Михайлова, а позднее З.М. Богуславская, А.И. Быкова, А И. Сорокина, Е.Г. Батурина, Н.Г. Кожевникова и многие другие. Поднятые этими авторами идеи использования подвижных игр в разных возрастных группах детей находят отражение в передовой практики дошкольных учреждений.

Составители сборников подвижных игр для дошкольников группировали игры по-разному, но в то же время все они придерживались принципа деления игр в соответствии с возрастом детей. Так игры, предназначенные для детей определенного возраста, большинство авторов распределяло в свою очередь по видам движений (с бегом, прыжками, метанием). Такое деление подвижных игр принято и в действующих сегодня программно-методических документах.

Группировка игр по видам движений и степени подвижности вполне оправдана, так как каждая игра обычно способствует развитию и совершенствованию определенных движений.  Но группировка подвижных их условна. Чаще в них сочетаются разные виды движений. При группировке игр необходимо ориентироваться на их содержание (сюжет, тему, правила, двигательные действия). Именно содержание игры определяет её образовательную и воспитательную значимость, игровые действия детей.

Подвижные игры проводятся ежедневно во всех возрастных группа. Их проводят на прогулке, в утренние часы, используют между занятиями как средство активного отдыха детей. Без них не обходится ни один праздник.

Игры должны проводиться не только педагогами, но и родителями. Для организации активного отдыха детей родителям необходимо знать подвижные игры, познакомиться с их содержанием и правилами их проведения. Если у родителей будет недостаточно знаний, то педагог должен оказать помощь в виде рекомендаций, бесед, консультаций.

Особенно хороши и важны игры летом. Лето - это период, когда большую часть времени дети и взрослые проводят на открытом воздухе. Всё вокруг располагает к игровой деятельности. Начинать любую игру нужно с выбора ведущего, который наблюдает  за ходом игры, строго следит за выполнением правил, помогает советом физически слабым и неуверенным игрокам. Способов распределения ролей очень много.  Чаще всего используют считалки. Их у русского народа всегда было много.  Перечислю считалки, которыми чаще пользуются дошколята в игре.

За морями, за горами,

За железными столбами.

Жили - были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

И съедали сто котлет.

А потом ложились спать,

Начинай считать опять.

Я куплю себе дуду,

И на улицу пойду.

Громче дудочка дуди,

Мы играем – ты води!

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку,

положил на лавку,

Кто травку возьмет,

 то в ведущие пойдет!

Паровоз, паровоз!

Что ребятам ты привез?

Я привез цветные книжки

Пусть читают ребятишки.

Я привез карандаши,

Пусть рисуют души.

Реже используют способ жеребьевки. Наиболее распространенные способы жеребьевки:

- метать палки (чья палка улетела дальше, тот и начинает игру или водит)

- сговоры

Приведу пример сговоров:

Сахару кусочек                Медведя лохматого

Или красненький платочек?                                Или козла рогато?

В подвижных играх, особенно народных, много эмоциональной, красочной прелести, оригинальных оборотов речи, неповторимой русской напевности, ритмичной четкости, а в считалках – характерного скандирования.

Например:  Катился горох по блюду, ты води, а я не буду!        

Вот, например, как звучит зачин к русской народной игре «Коршун и наседка»:

Вокруг коршуна хожу,

Ожерелье нижу,

По три ниточки, бисериночки.

Я снизала вороток,

Вокруг шеи – короток.

Очень интересно, на мой взгляд, звучат современные считалки, заимствованные из любимых детьми произведений. Например: 

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

К.И.Чуковский. «Мойдодыр»        

Детям младшей группы всегда нравились  игры «Огуречик» и «Мышки». Их  можно считать народными, так как в них использованы слова из русского фольклора.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОГУРЕЧИК, ОГУРЕЧИК»

Описание: На одном конце площадки – воспитатель - «ловишка», на другом – дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку, произносимую воспитателем:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызёт.

По окончании слов дети убегают на свои места, ловишка делает вид, что их ловит.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫШКИ»

Описание: На одном конце площадки – стоят часы или предмет их заменяющий. Рядом с часами лежит бубен. Воспитатель вместе с детьми приближается к часам энергичной ходьбой под приговорку:

Вышли мышки как-то раз,

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре

Мышки дёрнули за гири

(Дети делают соответствующие движения рукам)

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон.

По окончании слов дети убегают на свои места, ловишка делает вид, что их ловит.

В средней группе для упражнения детей в галопе можно использовать игру «ИЗ-ЗА ЛЕСА, ИЗ-ЗА ГОР».

Описание: Воспитатель, как бы натягивая вожжи, шагает, высоко поднимая колени: «Так шагает лошадка у дедушки Егора». Дети следуют за педагогом свободной группой.

Одновременно с движениями произносит слова потешки:

Из-за леса, из-за гор,

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена коровке,

Дети на телятках

Внуки на козлятках.                Все скачут галопом

Гоп, гоп, гоп, гоп..

Гоп, гоп, гоп, гоп..

По слову воспитателя «тпру-у» все останавливаются.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГДЕ КУПАЛСЯ, ИВАНУШКА?»  научит ориентировке в пространстве, внимательности и быстроте реакции.

Описание: Дети садятся на скамейку. Выбирается водящий – Иванушка. Он отходит в сторону, остальные играющие складывают ладони «чашечкой» и кладут на колени. У воспитателя в ладонях, сложенных вместе, небольшой камушек.

Водящий встает к играющим спиной. Дети хором произносят слова:

- Где купался, Иванушка?

- Среди белого камушка.

Белый камень у меня, у меня,

Говорите на меня, на меня..

Белый камень у меня, у меня,

Говорите на меня, на меня!

В это время воспитатель поочередно касается сложенными ладонями всех детей и одному из них незаметно опускает камушек.

С окончанием текста все ладошки должны быть закрыты. Иванушка поворачивается к играющим и старается отгадать, у кого камушек.

Правила: Если отгадает, садится на место ребенка, у которого был камушек, а тот становится Иванушкой. Если не отгадает, - водит еще раз. Не отгадав и в следующий раз, садится на конец скамейки, а Иванушка выбирается вновь.

Когда дети хорошо усвоят игру, они организуют её самостоятельно, выбирая Иванушку с помощью считалки.

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ТЕРЕМОК»

Описание: Играющих должно быть не меньше 6 человек. Дети договариваются, кто будет мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь. Все животных может быть по нескольку, только медведь-ловишка должен быть один. Он выбирается с помощью считалки. Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят или поют:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок,

Вот по полю, полю, мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

Все дети - мышки вбегают в круг и говорят:

Кто-кто в теремочке живее,

Кто-кто, в невысоком живет?

Никто не отвечает, и они остаются в кругу. Остальные дети снова идут по кругу в другую сторону и снова говорят те же слова, но вместо мышки называют лягушку. Каждый раз названные дети вбегают в круг и спрашивают:

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в невысоком живет?

Внутри круга отвечают:

Я – мышка норушка,

Я – лягушка квакушка  и т.д.

А ты кто?

Услышав соответствующий ответ, говорят: «Иди к нам жить».

Остается один медведь. Он ходит вокруг всех собравшихся вместе животных и на вопрос: «А ты кто?» - говорит грубым голосом: «А я мишка – всех ловишка!»

По окончании слов все бегут врассыпную, а Мишка их ловит.

Правила: Разбегаться врассыпную только по окончании слов медведя. Медведь ловит касанием руки. Пойманные животные выходят из игры и встают в условное место.

Очень увлекательна игра  «Барашек». Её проводят с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «БАРАШЕК»

Описание: Участники игры становятся в круг, а «барашек» - внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова:

Ты барашек серенький,

С хвостиком беленьким!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

Ты нас не бодай!

С нами поиграй!

Быстро догоняй!

По окончании слов все игроки разбегаются, а «барашек» должен их поймать.

Правила: Убегать от «барашка» только по сигналу. Бегать в заданном воспитателем направлении. Не наталкиваться друг на друга. Те, кого поймал «барашек»  отходят в сторону и пропускают одну игру.

Очень любима детьми старшего дошкольного возраста в летний период подвижная игра с перебежками «Веночек». 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЕНОЧЕК»

Описание: Дети – Цветы -  стоят на одной стороне площадки. На центральной линии находится ведущий – Садовник. Он говорит такие слова:

Я хочу нарвать цветов,

И сплести из них венок.

Цветы отвечают:

Не хотим, чтоб нас срывали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в саду остаться,

Будут нами любоваться.

По окончании слов, дети-цветы – перебегают на другую сторону площадки. Садовник старается кого-либо запятнать.

Правила: Тот, кого запятнал Садовник, выходит из игры и пропускает один ход. Садовник должен ловить только на центральной линии, касаясь игроков руками. Игра проводится несколько раз со сменой ведущего.

Для упражнения детей старшего дошкольного возраста в прыжках в высоту с места и быстром беге предлагаю организовать  ПОДВИЖНУЮ  ИГРУ «БЕРЕГИСЬ»

Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. На противоположной  - Ловишка. Его выбирают считалкой перед началом игры. Он стоит за натянутой веревкой, высотой 30 см. Дети идут ему навстречу, произнося слова: «Берегись раз, берегись два, берегись три!». По окончании слов, Ловишка перепрыгивает через веревку и догоняет ребят. Они убегают от него на свою линию.

Правила: Ловишка ловит ребят касанием руки. Он должен обязательно перепрыгнуть веревку на двух ногах. Если он не сделал этого, то выбывает из игры.  Ему на смену выбирают нового водящего.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЧАЙ-ЧАЙ, ВЫРУЧАЙ!»

Описание: Ребята выбирают водящего. Как в обыкновенных «салочка» все разбегаются, а он догоняет, стараясь осалить. Кого водящий осалил, тот останавливается, разводит две руки в стороны и кричит: «Чай-чай, выручай!» Остальные игроки стараются «расколдовать» чай-чая, дотронувшись до него. Задача водящего – заколдовать всех игроков.

Правила: Чай-чай не имеет право передвигаться, пока его не расколдуют.

Чтобы успокоить детей после активных движений поиграйте с ним в словесную игру

СЛОВЕСНАЯ ИГРА «МОЛЧАНКА»

Описание: Все играющие говорят вместе прибаутку:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

- Молчок!

Как только скажут последнее слово, все должны замолчать и перестать смеяться или улыбаться. Правило: если кто-нибудь скажет слово или засмеется, то должен выполнить задание. Например, ему велят проскакать на одной ноге до ориентира или отгадать загадку.

СОВЕТЫ

  • Подготавливая место для игры,  нужно проверить все вокруг, чтобы ничего не мешало участникам и не могло нанести им травм.
  • Чтобы обойтись в игре без споров и раздоров, бросайте жребий. Используйте сговор и считалки.
  • Чтобы играть не надоело, предлагайте и вносите в игры новые правила, различные варианты.
  • Внимательно относитесь к каждому ребенку и коллективу детей.
  • Следите за тем, чтобы ваша речь была выразительной, эмоциональной.
  • Пополняйте копилку русских народных игр, которые возвращают нас к истокам духовности, к традициям народной культуры.

Рекомендуемая литература:

  1. Е.Г. Батурина. Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду» М.:, «Просвещение», 1974
  2. И.С. Гринченко «Игровая радуга». Методическое пособие. М.: - «ЦГЛ», 2004
  3. М.Ф. Литвинова  «Русские народные подвижные  игры для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста» практическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»

Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала.  задачи: 1....

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...