«Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Морару Светлана Викторовна

Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском  саду являются:формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни,формирование здорового образа жизни

Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью,чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путемсоздания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и приобщения к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_model_zozh.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 Приморского района Санкт-Петербурга

Сообщение

 «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»

Выполнил воспитатель

ГБДОУ детский сад №4

Приморского района  Санкт-Петербурга

Морару  С.В.

Санкт-Петербург

2017


Формирование здорового образа жизни у дошкольников

Здоровье это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача.

Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека: умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку

Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного, полноценного создания и развития, как в дошкольном учреждении,  так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются  задачи воспитания у детей  мотивации на здоровье, ориентации жизненных интересов на ЗОЖ.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

 (Всемирная Организация Здравоохранения)

Здоровый образ жизни — Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей.

Формирование культуры ЗОЖ предполагает работу в трёх направлениях:

1.  Укрепление и сохранения здоровья детей

2.  Прививание навыков ЗОЖ

3.  Способствование формированию физической    культуры ребёнка

Задачи по формированию ЗОЖ у дошкольников:

  • формировать представления о том,

    что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья ;

  •  воспитывать навыки здорового поведения:
  •  любить двигаться,
  •  есть побольше овощей, фруктов;
  •  мыть руки после каждого загрязнения;
  •  быть доброжелательным;
  •  больше бывать на свежем воздухе;
  •  соблюдать режим;
  •  помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  •  развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  •  вырабатывать навыки правильной осанки
  •  обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  •  развивать художественный интерес, эстетический вкус.

Составляющие здорового образа жизни

  • Двигательная активность, физическая культура и спорт
  • Закаливание, профилактика болезней.
  • Рациональный режим
  • Правильное питание
  • Личная гигиена
  • Благоприятная психологическая обстановка в семье и саду
  • Экологически грамотное поведение

  • Двигательная активность, физическая культура и спорт

Создание системы двигательной активности в течение дня:

  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия (3 раза в неделю);
  • музыкально – ритмические занятия (2   раза в неделю);
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно);
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на занятиях;
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (восхождение);
  • спортивные досуги, развлечения, праздники;
  •  Дни здоровья (с привлечением родителей);
  •  летняя оздоровительная площадка.  

  • Закаливание, профилактика болезней.

Польза закаливающих процедур заключается в повышении сопротивляемости организма ребенка к различным инфекционным заболеваниям. Кроме того, замечено, что закаливание способствует повышению работоспособности и развитию целого комплекса компенсаторных реакций.

 Воздушные, солнечные  ванны, водные ванны,

  • Рациональный режим

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение по времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха

Соблюдение режима дает возможность наладить функционирование всех органов и систем, облегчить процесс обучения, сделать процессы работы и восстановления организма наиболее эффективными. Именно поэтому режим дня становится основой формирования здоровья

  • Правильное, здоровое питание

  • здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

  • Личная гигиена

Гигиена кожи, гигиена одежды, гигиена жилища, гигиена воды, гигиена питания, кгн

  • Благоприятная психологическая обстановка в семье и саду

Дружелюбное отношение друг к другу, развитие

      умения слушать и говорить, умения отличать ложь от

      правды;

  • Культура общения;
  • Воспитание нравственности;
  • Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

  • Экологически грамотное поведение

  • Экскурсии в лес,
  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе;
  • Прогулки,
  • Походы на луг,
  • Игры на свежем воздухе

Условия для формирования  привычки к здоровому образу жизни  у детей дошкольного возраста

  • Предметно-пространственная среда

нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение реализации системы, создание оздоровительной предметно-развивающей среды)

  •  Системность использования здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса)

Здоровьесберегающие  образовательные технологии включают в себя:

*  непосредственную образовательную деятельность

*   соблюдение режима дня и режимных моментов

*   закаливание

*   игру

*   прогулку

*   индивидуальную работу

*   самостоятельную деятельность

*   работу с родителями

  •  Работа с родителями

*   Родительское собрание

*   Консультации

*   Круглый стол (гостиные, мастер-классы и т.д.)

*    День открытых дверей

*   Занятия и мероприятия с родителями

*   Клуб родителей

Заключение:

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач развития страны. В ФГОС огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются:

  • Формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.
  • Формирование здорового образа жизни.

И мы педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.                               

Модель здорового ребенка



ФАКТОРЫ
Здоровое питание, наследственность, экология полноценный сон, соблюдение режима дня, ЗОЖ, двигательная активность, прогулки и др.

ЗДОРОВЬЕ

СЛЕДСТВИЕ (ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА)
физически развитый
овладевший культурно-гигиеническими навыками
любознательный, активный
эмоционально-отзывчивый

культурный
интеллектуально развитый

Ствол это здоровье

κ  Корни – факторы, которые обеспечивают крепкое здоровье

Крона – следствие, т.е. каким будет ребёнок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл валеологических игр, направленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников

Формировать   привычку  к  здоровому  образу  жизни  необходимо  с  самого  раннего  возраста. Предложенный  цикл  валеогических  ...

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

Обобщение педагогического опыта на тему: Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии....

Формирование здорового образа жизни у дошкольников.

Для чего нужно формировать навыки здоровый образ жизни у дошкольников?И почему именно в период дошкольного детства считается наиболее эффективным формирование ЗОЖ?...

Сетка занятий для формирования здорового образа жизни у дошкольников.

Выдающийся педагог Януш Корчак писал: "Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили б...

Формирование здорового образа жизни у дошкольников

Опыт работы по формированию здорового образа жизни в ДОУ...

Конспект ООД Формирование здорового образа жизни у дошкольников. "Моё здоровье в моих руках"

Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни....