Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ" в рамках проекта "Ресурсная школа"
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Булатова Эльвира Юрьевна

Знакомство родителей и педагогов с 3-мя видами современных здоровьесберегающих технологий, позволяющими дошкольнику эффективно решать задачи здорового образа жизни, укрепить и сохранить то, что дано природой и развить (скорректировать) имеющиеся отклонения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1935»

 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2

109431, Москва, ул. Авиаконструктора Миля, дом 18, кор.2, тел. (495) 704-08-40/факс (495)704-26-11

ОКПО 18564631, ОГРН 1037739069708, ИНН 7721179357, КПП 772101001

E-mail: 1935@edu.mos.ru Сайт: http://sch1935uv.mskobr.ru/

109431 г. Москва, ул. Генерала Кузнецова, д.27, к.3   тел.8(495)704-30-00   Email: gou2377@yandex.ru

Мастер-класс

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми  с ОВЗ»

                                                     

                                                     Подготовила и провела

                                          Учитель-логопед

                                      Булатова Э.Ю.

Москва

23.12.2017



Предварительный просмотр:

В связи с внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта, основная цель дошкольного образования — обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, при этом важно учитывать и психофизиологические особенности детей из числа лиц с ограниченными возможностями.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с ОВЗ:  проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных, с нарушением слуха и зрения.

В связи с этим, в последние годы широкое применение в работе с детьми с проблемами в развитии получила здоровьесберегающая практика (технологии).

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания и культуры здоровья детей, позволяющие дошкольнику эффективно решать задачи здорового образа жизни, укрепить и сохранить то, что дано природой и развить (скорректировать) имеющиеся отклонения. Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой  частью  коррекционной работы педагога.

В своей практической деятельности в нашем ДО мы используем 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая.

Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.

Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика,  артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, развитие графомоторных навыков.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

И нам бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми вышеизложенными методами, которые мы используем в своей работе.

Прежде, чем начать свой мастер — класс, мы предлагаем вам зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса). Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер — класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие упражнения в работе с детьми с ОВЗ.

Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Требования к выполнению дыхательных упражнений: выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке. Вдыхать воздух через нос, выдыхать – через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

Некоторые упражнения мы предлагаем вам сделать сейчас вместе с нами:

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую различные виды массажа и самомассажа

Давайте пересядем с вами на маленькие стульчики и представим, что мы пришли на весенний лужок.

Массаж спины

Мы пришли на луг, светит солнышко.

Солнышко ласковое и приятное      ( погладить плечики).

Ветерок ласкает наши щёчки            ( погладить щёчки).

Сильнее и сильнее дует ветерок      ( погладить спинку)

Вдруг закапал дождик                        ( пальцами ударять по спинке).

Гром и молния                                      ( ребром ладони водить по спине).

Речевая игра с самомассажем «Дождик»

Кап-кап, надо нам расходиться по домам                     (Дети поглаживают спинку друг другу.)

Гром-гром как из пушек, нынче праздник у лягушек  (кулачками стучат по спинке)

Град-град, сыплет град,                                                      (пальчиками стучат по спинке)

Все под крышами сидят.                                                    (делают «Крышу» руками над головой).

В своей работе использую элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

Я хочу познакомить вас с самомассажем  ушных раковин. Он  производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не должно превышает 2 минут и проводить такой массаж можно 1 – 2 раза в день. Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным.

Взяли ушки за макушки            (Большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                                   (Несильно потянуть вверх)

Пощипали…                                 (Несильные нажимы пальцами)

Вниз до мочек добежали.       (С постепенным   продвижением вниз)

Мочки надо пощипать              (Пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять...   (Приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём      (Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.    

 Полезно сделать массаж ножек волшебным орешком.

Вот волшебный орешек лежит, помассировать ножки велит.

Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.

 Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Гимнастика с мячом «Ежик»

  Мы возьмем в ладошки «Ежик»                (берем массажный мячик)

И потрем его слегка,                                  (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки,                               (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока.                                    (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу,                           (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.                             (подкидываем мяч)

Домик сделаю в ладошках –                    (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка.                            (прижимаем ладошки к себе)

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.

Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движения или по — другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнения с элементами кинезиологии.

Упражнения «Как мы

 себя любим», «Плечо — пояс», «Локотки»

Звучит песня «Улыбка». На первый куплет выполняется упражнение «Как мы себя любим»: дети разводят руки в стороны, затем обнимают себя, скрестив руки на груди, чередуя движения: сначала правую руку кладут поверх левой, затем левая — поверх правой и т.д. На припев выполняются упражнения «Плечо — пояс» (правую руку кладут на плечо, левую на пояс, затем наоборот), «Локотки» (правая рука указывает на левый локоть, левая — на правый), где также чередуются движения правой и левой рук.

Кинезиологическая физминутка «Колечко» 

Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.

Движения, пересекающие среднюю линию тела.

Мы делаем одновременные движения правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой. Главное, чтобы эти движения пересекали среднюю линию твоего тела. Когда работают оба полушария твоего мозга, тебе легче, проще узнать что-то новое!

Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. 
Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. 
               2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. 
             3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.

4. правая рука указательный палец на нос, левая рука на правое ухо. Хлопок – поменяли положение рук.

«Перекрестные движения» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота (4-8  раз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту – инсценировке по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста.

Инсценировка имеет целью развитие коммуникативных умений детей с применением технологий сказкотерапии, технологии невербального общения, артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, самомассажа и ...

Использование современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе

Статья содержит рекомендации  инструктора по физической культуре высшей категории по использованию современных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми в детском саду и школе...

Использование инновационных технологий в работе с детьми в подготовительной к школе группе.

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных ид...

Реализация современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста в рамках проекта «Доброжелательный детский сад»

В своей практике мы активно используем современные технологии в рамках реализации проекта «Доброжелательный детский сад». Приведем примеры из опыта работы использования технологии «У...