"РОЛЬ МУЗЫКИ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ"
методическая разработка по теме

Бирюкова Наталья Анатольевна

РОЛЬ МУЗЫКИ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzyki_v_zdorovesberezhenii.docx792.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыки

в здоровьесбережении детей

дошкольного возраста

Музыкальный руководитель

ГБОУ Школа №572 ДО5

Бирюкова Н.А.

Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов человека (по Уставу ВОЗ).

Здоровьесберегающий педагогический процесс в дошкольном образовании процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка.

             

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия.
  2. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
  3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. XXI-й век можно охарактеризовать резким ухудшением здоровья дошкольников. На 8 % снизилось количество здоровых детей, почти на 7 % участились случаи нарушения физического и психического развития дошкольников. Почти на 1,5% вырос показатель численности детей 3-ей группы здоровья с различными отклонениями и хроническими симптомами заболеваний.

Основной причиной ухудшения здоровья детей является низкий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни. 

Здоровье на 60% зависит от образа жизни, на 25% - от состояния окружающей среды и только на 15% - от наследственности и состояния здравоохранения в стране или городе.

Мы, взрослые люди, осознаем это, и все равно наносим вред организму. Это наш выбор. Но здоровье наших детей зависит только от нас.
В дошкольных учреждениях всегда уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей, обеспечить максимально высокий уровень реального здоровья воспитанников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так других людей.

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада.

Академик В.М.Бехтерев считал, что музыка является не только фактором облагораживающим и воспитательным, она (музыка) – целитель здоровья.

Многие ученые (С.П. Боткин, Ф. Маман, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, П.В. Хелзинг и др.) доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает стрессовое состояние.

Влияние музыки на организм человека давно известно. Музыка – это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей – в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

В истории немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с ее удивительным свойством регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущения дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего-либо.

С малых дет необходимо формировать у детей необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира.

Планируемые результаты

  • Формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально-творческой деятельности, расширение кругозора и умение их использовать.
  • Развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности.
  • Улучшение общего состояния здоровья (психического и физического).
  • Повышение самооценки, уверенности в себе.
  • Достижение оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу.
  • Пополнение словарного запаса, образности речи.
  • Развитие общей и мелкой моторики, пластичности, лёгкости и плавности движений.
  • Самовыражение и активное творческое проявление.

В основе работы по здоровьесбережению в музыкальном воспитании лежат обоснованные оздоровительные методики, а также:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155);
  • Рекомендации Министерства образования РФ (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. №65/23-16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмо Минобразования России от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

 

Содержание работы

  1.        СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
  • музыкотерапия;
  • «эффект Моцарта»;
  • сказкотерапия.
  1.         РАБОТА С ГОЛОСОМ И ПЕНИЕ:
  • валеологические песенки-попевки;
  • вокалотерапия (разучивание и исполнение песенного репертуара);
  • дыхательная гимнастика (по методу А.Н.Стрельниковой);
  • артикуляционная гимнастика;
  • физвокализ;
  • фонопедический метод развития голоса (по методу В.В.Емельянова);
  • дикционные упражнения (скороговорки, потешки, пословицы, поговорки, дразнилки; произношение текста песен шепотом и без звука; ритмодекламация).
  1.          МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
  • ритмотерапия (ритмические игры, упражнения, игры-импровизации);
  • логоритмика;
  • терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика; игра на детских музыкальных инструментах);
  • эвритмия.
  1. ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:
  • игровой массаж (рук, пальцев, спины);
  • мимическая гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • музыкальные игры.
  1.          РЕЛАКСАЦИЯ:
  • психогимнастические игры;
  • музыкальный аутотренинг (по методу М.А.Давыдовой);
  • улыбкотерапия.

Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивации к здоровому образу жизни, профилактике и сохранению эмоционального и физического здоровья.

Приемы и методы организации образовательного процесса

  • Практические (упражнения, массаж, динамические паузы, голосовые и подвижные игры);
  • словесные (рассказы музыкального руководителя и детей, беседа, объяснения, пояснения);
  • наглядные (схемы-таблицы, иллюстративный материал, ТСО);
  • мотивационные (похвала, поощрение, предвосхищающая положительная оценка).

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя музыкальному руководителю донести до детей знания, помочь освоить специальные умения и навыки, влияют на эмоциональный настрой, способствуют развитию воображения, фантазии, возникновению добрых положительных эмоций, поднимают настроение детей, помогают адаптироваться в окружающей среде; снимают страх, агрессивность, замкнутость и, как следствие, дают возможность самовыразиться, проявить свою индивидуальность.

Необходимо учитывать следующее:

  • дозировку нагрузки на занятиях;
  • упражнения подбирать в соответствии с возрастом;
  • осуществлять работу с другими специалистами учреждения;
  • осуществлять индивидуальный подход, контролировать возможности детей и их самочувствие;
  • взаимодействие с семьей.

  1. СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (в «живом» исполнении на музыкальном инструменте, записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. А, также является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, и при лечении различных соматических и психосоматических заболеваний. С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

 Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будут сочетаться с музыкотерапией. Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы.

 Кристоф Швабе, один из основателей музыкотерапии, предлагает три направления использования музыки:

  1. Медицинское.
  2. Педагогическое.
  3. Профилактическое (или функциональное).

Внутри каждого направления выделяются различные по форме музыкальные воздействия:

по объему воздействий — опосредованные и не опосредованные;

по способу организации действий — индивидуальные и групповые;

по диапазону воздействий — активные и поддерживающие;

по взаимодействию с терапевтом — директивные и не директивные;

по предполагаемому конечному результату — поверхностные и глубокие. Активные формы музыкотерапии:

  • ритмотерапия,
  • вокалотерапия,
  • хореотерапия,
  • сказкотерапия,
  • игровая психотерапия.

Пассивные формы музыкотерапии:

  • коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком), реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта);
  • регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. 

Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно-коммуникативным, реактивным и регулятивным действием.    В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно- психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться», выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку. Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди. 

Формы музыкальной терапии:

  1. Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребенок в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции, либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья. Занятия направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, релаксацию – выход посредством музыки из травмирующей ребенка ситуации.

Варианты проведения:

  • «Музыкальные картинки». Восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с музыкальным руководителем, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков, мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка. Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе, звуки живой природы.
  • «Музыкальное моделирование». Используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений:

а) отвечающий душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям);

б) противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его;

в) обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка);

  • Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.
  1. Активная музыкальная терапия. Основана на активной работе с музыкальным материалом:

  • Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. Используются песни и формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка – «Я хороший – ты хороший». Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент «анонимности» чувств, «укрытости» в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.
  • Инструментальная музыкальная терапия. Она аправлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах.
  • Кинезитерапия. Различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций.

Кинезитерапия включает в себя:

- психогимнастику,

- коррекционную ритмику,

- ритмопластику,

- сюжетно-игровую кинезитерапию.

Психогимнастика – комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья детей.

Коррекционная ритмика – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие  высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные  личностные качества, как саморегуляция  и произвольность движений и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, изобразительной, речевой, письменной и др.)

Ритмопластика – это оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенную ритмическую музыку и чаще всего оформленная танцевальными движениями.

Ритмопластика раскрепощает ребенка в психологическом плане, помогает обогатить эмоциональную сферу детей-дошкольников, усовершенствует коммуникативные способности, развивает выносливость, силу, формирует правильную осанку, повышает прыгучесть и подвижность суставов, улучшает координацию движений.

Сюжетно-игровая кинезитерапия – вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация. В занятие включены упражнении, обеспечивающие релаксацию, коррекцию моторики. Под «живую» звучащую музыку  ребенок выражает свое эмоциональное состояние.

  1. Интегративная музыкотерапия. Наряду с музыкой задействуются возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально- подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию). Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Терапевтическую ценность представляют ритмические, колебательные движения под музыку в три такта.

  1. Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.
  2. Использование музыкотерапии в течении дня. В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей: утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Терапевтическая игра «Упрямая подушка»

Снятие общего напряжения, упрямства.

Подготавливается подушка в темной наволочке («волшебная, упрямая»). Ребенка вводят в игру-сказку:

«Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские «упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Надо прогнать «упрямки».

Звучит пьеса Д.Кабалевского «Упрямый братишка».

Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» 

Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?»

Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает.

«Упрямки» испугались и молчат в подушке,» – говорит взрослый. «Подушка стала доброй. Полежим на ней и послушаем прекрасную музыку».

Этот прием успокаивает ребенка после возбуждения.

Звучит Ноктюрн №20 Ф.Шопена.

Терапевтическая игра «Маленькое привидение»

 Ведущий говорит: «Превратимся в добрых маленьких привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «у». Если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко, если тихо – то тихо пугать. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить».

Взрослый хлопает в ладоши.

Звучит «Полет шмеля» Н.А.Римского-Корсакова.

В конце игры привидения превращаются в детей.

Терапевтическая игра «Клоуны ругаются»

Снятие вербальной агрессии.

Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга, называя друг друга овощами и фруктами». 

Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Звучит пьеса Д.Б.Кабалевского «Клоуны».

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось. Клоуны это поняли и стали ласково называть друг друга как названия цветов».

Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга названиями цветов.

Психогимнастическое упражнение «Снеговик»

Направлено на расслабление, снятие напряжения.

Взрослый и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. Звучит вальс Ф.Шопена «Зимняя сказка».

Музыкальная театрализация «Медвежонок Бука»

Снятие замкнутости

«Жил был медвежонок. Он ни с кем не хотел дружить. Сидел на пенечке и шишки пирамидкой складывал. Подбежал к нему зайчонок, поздоровался. Отвернулся медвежонок, брови насупил, надулся. Прибежала белочка, лапку протянула, говорит: «Давай дружить!» «Не нужны мне друзья», - пробурчал медвежонок. Ёжик мимо пробегал, медвежонка яблочком угостил. Медвежонок яблочко взял и отвернулся, даже «спасибо» не сказал. «Какой, все-таки, он бука!» – подумали зверята.

Вдруг подул сильный ветер.

Звучит пьеса Р.Шумана «Порыв».

Белочка в дупло прыгнула, ежик в норку залез, зайчик под кустик спрятался. А ветер все сильнее и сильнее дует. Прямо ураган поднялся! Подхватил ветер медвежонка, закружил и понес куда-то. Страшно стало медвежонку, закричал он, заплакал. Хотел на помощь позвать, но кого звать? Друзей ведь него нет! И вдруг выскочил из-за куста зайка, схватил медвежонка за лапки, ёжик из норки вылез, ухватился за зайку. Белка выпрыгнула, схватила ежика (дети бегут «паровозиком»). И сдался ветер, опустил зверят на землю. «Как хорошо, когда есть друзья!» - подумал медвежонок. А вслух сказал: «Спасибо!». Теперь медвежонок изменился. Он первым здоровается со зверятами, всегда говорит «спасибо», «пожалуйста» и очень любит резвиться с друзьями на лесной полянке.

Эффект «Моцарта»

Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и собственно по частоте звука.

Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. В Университете штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки почти шестидесяти разных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной двадцать-тридцать секунд. Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а В.-А..Моцарт занял первое место.

Именно в музыке В-А.Моцарта, с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков, тридцатисекундные волны повторяются чаще, чем в любой другой музыке. То есть, в его музыке выдержан заветный 3тридцатисекундный ритм «тихо-громко», что соответствует биоритмам нашего мозга.

С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре головного мозга получают звуки высокой частоты (от 3000 до 8000 Гц). А произведения В.-А.Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты.

Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут, то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен очень интересный эксперимент о влиянии музыки на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:

1 – сидели в полной тишине;

2 – слушали аудиокнигу;

3 – слушали сонату Моцарта.

Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги

1 – на 14%;

2 – на 11%;

3 – на 62%.

Впечатляющие результаты.

Европейские ученые доказали, что под действием музыки В.-А. Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после пяти минут слушания, у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.

Ученые убеждены, что раннее знакомство с музыкой (прослушивание, движение под музыку, пение) не только открывают доступ к тем отделам мозга, что ответственны за восприятие и понимание музыки, но и способствует развитию высших функций мозга, что ответственны за творчество.

Итак, музыка Моцарта для малышей:

  • усиливает их мозговую активность (три первых года жизни ребенка определяют его будущий интеллект);
  • помогает им успокоиться, снять напряжение и позволяет сосредоточиться на чем-то;
  • улучшает речь и слух ребенка;
  • позволяет избежать проблем с пищеварением (слушать ее надо во время еды);
  • активизирует развитие творческого мышления.

 На мозг детей музыка Моцарта действует ошеломляюще. Она изменяет структуру мозга. В нем начинают образовываться новые нейронные цепи. Мобилизуя все таланты ребенка, улучшая его мыслительную деятельность, музыка В.-А. Моцарта помогает растить вундеркинда.

Музыка В.-А. Моцарта:

  1. Улучшает слух.

В творениях В.-А. Моцарта очень много высоких звуков. Доказано, что они укрепляют мышцы среднего уха.

  1. Укрепляет память.

Под ее звучание хорошо учить стихи и иностранные языки.

  1. Развивает речь.

Успешно корректируется речь детей музыкой В.-А.Моцарта.

  1. Изменяет восприятие Мира.

С музыкой Моцарта дети видят больше светлого и приятного. Уходят страх и замкнутость, приходит спокойствие. В то же время выстраивается более упорядоченная среда, где можно действовать эффективно и активно.

  1. Расширяется интеллектуальный потенциал.

Произведения В.-А. Моцарта усиливает активность мозга, что стимулирует мышление ребенка. Дети видят связи, начинают рассуждать

  1. Развитие пространственного мышления.

Ряд творческих профессий, таких как конструкторы, декораторы, ландшафтные дизайнеры, требуют развитого визуального представления. Эти способности называют «пространственным интеллектом». Прослушивание музыки В.-А. Моцарта способствует его усилению.

  1. Усиление концентрации внимания.

Даже после 5 минут прослушивания ребенок становится более сосредоточенным. Это качество нужно для абстрактного мышления. Если ребенок рассеян, его мысли где-то летают, музыка В.-А. Моцарта поможет ему обрести четкость восприятия и сконцентрировать свое внимание.

  1. Усиление обучаемости.

Легкий фон творений Моцарта во время занятий помогает ребенку долго сохранять концентрацию. Конечно, при этом срабатывает все то, о чем говорилось выше. Активная работа мозга, высокая концентрация, сильная память – все это есть основа высоких результатов в обучении.

  1. Развитие навыков общения.

Дети, которые слушают музыку В.-А. Моцарта, легче находят общий язык с другими людьми. Их легче понять, ибо они четко формулируют свои мысли и могут придать им завершенность.

  1.  Укрепление здоровья.

Гармонизируя полушария мозга, музыка Моцарта привносит баланс в работу организма, активизирует иммунную систему. А если все системы работают слаженно, как единый механизм, то болезням неоткуда взяться.

Итак, музыка В.-А.Моцарта необходима для ребенка. Её дети могут слушать на занятиях, в свободной деятельности, во время игр, перед сном, после пробуждения и так далее.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Правильно и хорошо организованная музыкальная деятельность помогает развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.

Но, к сожалению, не все дети внимательно слушают музыку. Одни могут отвлекаться во время пения, другие – вообще не испытывают интереса к образовательной деятельности. Для преодоления этих проблем, конечно же, необходима специальная работа по привлечению внимания детей. Одной из таких инновационных технологий в дошкольном образовании является сказкотерапия. Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи:

  • развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности;
  • развивать познавательный интерес;
  • развивать речь, обогащать активный словарь;
  • обогащать положительный эмоциональный опыт.

Процесс познания мира подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок. Сказка, передающая жизненный опыт многих поколений, часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка. Сказкотератия синтезирует наиболее эффективные психологические технологии и методические приемы, использование которых позволяет достичь высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста.

  1. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ

     С них может начинаться музыкально-образовательная деятельность. Это несложные добрые тексты с мелодией из звуков мажорной гаммы. Они поднимают настроение, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают речевой аппарат к пению.

Упражнение «ДОБРОЕ УТРО»

Доброе утро!                    

                                                            Поворачиваются друг к другу.
Улыбнись скорее!            

                                                              Разводят руки в стороны.
Будет веселее.                  

                                                                        Хлопают в ладоши.
Мы погладим лобик,

Нос и щечки.                    

                                                 Выполняют движения по тексту.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
       

Постепенно поднимают руки  вверх  («фонарики»).                                  

Разотрем ладошки          
Сильнее, сильнее!
 

                                                                                        Трут ладони.
А теперь похлопаем        

                                                                                          Хлопки.
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
 

                                                                                           Трут ушки.
И здоровье сбережем.
     

                                                                      Гладят себя по плечам.
Улыбнемся снова,            

                                                                        Улыбаются друг другу.
Будьте все здоровы!          

                                                                   Повороты друг к другу.

     Сопровождаются валеологические песенки-распевки самомассажем,  ритмичными движениями, жестами.

Солнышко ясное, здравствуй!

Небо прекрасное, здравствуй!

Все мои подружки, все мои друзья

Здравствуйте, ребята! Как люблю вас я!

День добрый, день добрый

Слова эти мы повторим

День добрый, день добрый

Всем друзьям говорим!

Придумано кем-то и просто, и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро  длится до вечера.

  1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении.
  • Способствует восстановлению центральной нервной системы.
  • Улучшает дренажную функцию бронхов.
  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
  • Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Упражнение «ПОДУЕМ НА ЛИСТОЧКИ»

Дети вытягивают губы трубочкой и дуют, стараясь,

чтобы воздушная струя была ровной.

Упражнение «ВЕСЕЛЫЕ ВЕРТУШКИ»

Упражнение «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Упражнение «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛЕНТОЧКИ»

Упражнения развивают равномерный и продолжительный выдох.

Ш. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения артикуляционной гимнастики способствуют:

  • тренировке мышц речевого аппарата;
  • отработке определенных положений губ, неба, языка;
  • ориентированию в пространстве.

В результате этой работы:
- повышаются показатели уровня развития речи детей;
- улучшаются певческие навыки, музыкальная память, внимание.

Упражнение «ОЧЕНЬ ВКУСНО»

Дети приоткрывают рот и облизывают языком сначала

верхнюю губу, а затем нижнюю.

Упражнение развивает подвижность языка.

Упражнение «ОТКУСИМ ПИРОЖОК» 

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык.

Упражнение усиливает кровоснабжение мышц языка.

Упражнение «ЧАСИКИ»

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ.

Упражнение развивает боковые мышцы языка и координацию движений (справа – налево).

Упражнение «БАРАБАНЩИК»

Рот широко открыт.  Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами, при этом произносить звук [д]. 

Упражнение разрабатывает подвижность кончика языка, вырабатывает правильное произношение звука [р].

Упражнение «ЛОШАДКА»

Прижать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно – быстро – очень быстро).

Упражнение растягивает подъязычные связки, вырабатывает правильное произношение шипящих звуков и звука [л]. 

Упражнение «КАЧЕЛИ»

Рот широко открыт. Кончик языка находится за ерхними зубами на бугорках, затем опускается на нижние зубы.

Упражнение вырабатывает правильное произношение шипящих и сонорных звуков, отрабатывает координацию движений кончика языка (вверх - вниз).

Упражнение «НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Рот немного приоткрыть, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя»…

Упражнение вырабатывает умение расслаблять мышцы языка, удерживать язык широким, распластанным. 

  1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
  • Укрепляют хрупкие голосовые связки детей.
  • Подготавливают связки к пению.
  • Являются частью профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
  • Способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания.
  • Стимулируют развитие гортанно-глоточного аппарата и деятельность головного мозга.

     Термин «фонопедический» подчеркивает оздоровительную и профилактическую функции метода, это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод приоритетного решения координационных и тренировочных задач. 

Упражнение «МАШИНА»

Би-би-би –                        

Гудит машина.                

Дети произносят «би-би-би» громко низким голосом.

Би-би-би –

Спустила шина.

Би-би-би –

Все помогайте,

Шину, шину накачайте.  

Ш-ш, ш-ш…                    

Выполняют наклоны вперед, опуская прямы руки вниз,

сжав пальцы в кулак и произнося звук [ш].                                          

Упражнение «ЗВЕРЮШКИ»

Дед Мороз пропал вдали,                        

А ежи мешок нашли.  

                 Произносят «ф-ф-ф» и делают энергичный выдох.                                              

Прибежали волк с лисой,  

             Произносят «чап-чап, топ-топ» в среднем регистре.                                   

Зайка маленький косой,        

Говорят «прыг-скок…» звонко, отрывисто в верхнем регистре.                                    

Налетели снегири,          

Тянут «свир-р-рь…» в верхнем регистре. 

Куропатки, глухари.      

Тянут «фр-р-р…» на продолжительном выдохе.

                                             

Фонопедические упражнения В.В.Емельянова

Задание 1-го цикла упражнений – артикуляционная гимнастика:

1. Покусайте кончик языка. Повторите это упражнение 4–8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желёз, полость рта увлажнилась.

2. «Шинковать» язык – т.е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. Это упражнение тоже повторить 4–8 раз.

3.Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также ещё более увлажнит рот.

4. Пощёлкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта.

5. «Иголочка» – протыкайте языком поочерёдно левую и правую щеку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз.

6. «Щёточка» – круговыми движениями языка то влево, то вправо проведите между дёснами и губами – как бы чистим языком зубы.

7. Покусываем поочерёдно верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево.

8.Оттопыриваем и выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение;

поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти движения: обиженное лицо – радостное лицо.

9.«Массаж» лицевой мускулатуры – постукивание кончиками пальцев по лицу, начиная со лба от корней волос по щекам и вниз. Постукивание должно быть достаточно интенсивным, чтобы было слышно и чтобы было больно. Только такой массаж эффективен. Лицо должно как бы «загореться», вы должны почувствовать своё лицо. Дети должны понять: мускулы лица – по аналогии с затёкшими, онемевшими руками или ногами, – мы не ощущаем эти мышцы и поэтому плохо управляем ими.

Задание 2-го цикла упражнений –

интонационно-фонопедические упражнения:

1.Первое упражнение. Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной рот принимал то исходное положение, которым мы закончили артикуляционную гимнастику, т.е. – открытость рта максимальная, 4 зуба наверху и 4 зуба внизу должны быть видны, губы не касаются зубов и даже дёсен. Желательно, чтобы дёсны были видны, губная комиссура, контролируемая пальцами рук, должна быть натянута, а не напряжена. Итак, произносим согласные с открыванием рта до и после. Вот последовательность согласных: ш,с,ф,к,т,п,б,д,г,в,з,ж.

В этой последовательности каждая согласная повторяется 4–8 раз так, чтобы фонация этой согласной прекращалась вдохом, чтобы не было слышно выдоха, т.е. что не нужно делать: шы,сы,фы,кы,гы и т.д.

На согласных «т» и «д» производится покусывание кончика языка передними зубами. Согласные «к» и «г» произносятся с полностью открытым ртом и без движения челюсти. Всё упражнение выглядит следующим образом: ш,ш,ш,ш; с,с,с,с; ф,ф,ф,Ф; и т.д. (каждая согласная – по 4 раза).

2. Второе упражнение.«Страшная сказка».Это название указывает на эмоционально-образную интонационную характеристику данного упражнения. Здесь осваивается последовательность гласных в низком нефальцетном режиме. Слова «Страшной сказки»:

(угрожающая интонация): (и в обратном порядке):

У Ы

У-О Ы-Э

У-О-А Ы-Э-А

У-О-А-Э Ы-Э-А-О

У-О-А-Э-Ы Ы-Э-А-О-У

Челюсти во время этого упражнения раскрыты максимально. Пальцы рук контролируют щёки, ненапряжённую губную комиссуру.

3.Третье упражнение «Вопросы – ответы».

На этом упражнении и дети и взрослые осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани – толстого голоса и тонкого голоса (соответственно – нефальцетного и фальцетного). Исходное положение такое же: рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щёк, щёки как бы проткнуты.

Итак:

у у о у а о

/ \ / \ / \

«У» «У» ; У О ; О А ;

э а ы э ы ы

/ \ / \ / \

А Э ; Э Ы ; Ы Ы ;

«У» – нефальцетный режим;

у – фальцетный режим.

4.Четвёртое упражнение «Канючим».Здесь впервые появляется режим работы гортани, который на немецком языке обозначается термином «штро-бас», что значит «соломенно шуршащий бас». Это шумовой режим работы гортани, в котором мышцы голосовых складок расслаблены, не работают, и этот механизм аналогичен звуку, производимому воздухом, проходящим через губы: пр-р-р (вибрация губ). Режим работы гортани выглядит так: скрипим на гласной «а», т.е. эти два механизма – вибрация губ и скрип на «а» идентичны (скрип обозначаем «х»). Упражнение выглядит следующим образом:

хххА (во время этого упражнения

хххАО плоский расслабленный язык

хххАОУ лежит на нижней губе).

хххА

хххАЭ

хххАЭЫ

Наконец, наша просьба удовлетворена, и нам дали всё, что мы просили. Но дали неожиданно: «Получи, но только отстань».

И мы среагировали на это следующим образом:

у ы

/ /

хххАОУ ; хххАЭЫ

5.Продолжаем игру в «Вопросы – ответы», используя таблицу псевдо-слов.

У–ШУ У–ШО У–ША У–ШЭУ–ШИ

У–СУ

У–ФУ

У–КУ

У–ТУ

У–ПУ

6.Трёхсложные слова с сонорными согласными М, Н, Л, Р.

Упражнение исполняется тремя способами:

  1. со «штро-басом»
  2. с «продуванием»
  3. с «вибрацией» губ

Согласно условным обозначениям в письменном приложении к кассете:

  1. ххх–У–МУ–МУ; ххх –У–НО–НО; ххх–У–ЛА–ЛА; У–РЭ–РЭ.
  2. «Продувание» – это вытянутые вперёд трубочкой губы, сильно напряжены как на гласной «У». Произносится гласная «У» с одновременным выдуванием воздуха через губы так, чтобы раздувались щёки (обозначаем – /У/ ) : /У/–МУ–МУ; /У/–НО–НО; /У/–ЛА–ЛА; /У/–РЭ–РЭ.
  3. «Вибрато» губ (обозначаем /Р/ ). Эти упражнения снимают спастику голосового аппарата: /Р/–У–МУ–МУ; /Р/–У–НО–НО; /Р/–У–ЛА–ЛА; /Р/–У–РЭ–РЭ.

Третий цикл упражнений – Голосовые сигналы

доречевой коммуникации.

1. Бесшумный выдох с хорошо открытым ртом (греть руки дыханием). Обязательно контролировать рукой (дышать на пальцы). «Потрогать» дыхание рукой.

2. Перевести выдох из бесшумного в шипение горлом: «Ш», «С», «Ф». Чередуйте шипение горлом и звук «А».

3. «Волна». Чередование штро-баса и гласной «А» с постепенным нарастанием динамики. Расслабленный язык лежит на губе:

ххх-а ххх-А ххх-«А» ххх

4.Осознаём динамику речи. Счёт до 10:

Раз–два; три–четыре; пять–шесть; семь–восемь; девять

(шёпот) (тихий голос) (средний голос) (громкий голос) (очень громко)

десять!(крик)

Всё это произносится подряд, повторяется и после крика «10» надо 4 раза крикнуть гласную «А».

Вступают в действие два ограничения фонопедического метода.

1.Принципиальный запрет на использование женского и детского голоса, его нефальцетного, т.е. грудного режима, т.е. «толстого» голоса выше ми-бемоль первой октавы.

2.Принципиальный запрет на использование женского и детского голоса в фальцетном режиме, использование чистых речевых гласных выше ми-бемоль второй октавы. Частое речевое произношение, речевая форма гласных может иметь место только в малой и в первой октаве в нефальцетном и фальцетном режиме женского и детского голоса. Начиная с ми-бемоль второй октавы в фальцетном режиме женского и детского голоса необходимо формировать рото-глоточную полость на нейтральном гласном. Для того, чтобы не следить за действием первого ограничения, все упражнения 4-го цикла (в нефальцетном режиме) можно исполнять в тональности ля-бемоль мажор. Музыкальный материал составляется исключительно из наиболее простых, поступенных, гаммообразных попевок в объёме терции или квинты восходящих и нисходящих, а также нисходящих и восходящее-нисходящих.

Четвертый цикл. Фонопедические приемы в нефальцетном режиме.

Чередование вибрации губ и гласной «Ы».

Тональность Ля-бемоль мажор.

  1. Каждый шаг надо повторить не менее 4-х раз. Можно повторять прямо в ля-бемоль мажоре, можно чередовать упражнения по полутонам, соблюдая тогда первое ограничение, т.е. Данное упражнение нельзя петь выше Си мажора.

http://www.studfiles.ru/html/2706/575/html_7Obz66pehu.TB_s/htmlconvd-NxR2do_html_m270ba804.pnghttp://www.studfiles.ru/html/2706/575/html_7Obz66pehu.TB_s/htmlconvd-NxR2do_html_7d97b40e.gif

(р) – вибрато губ

Рот открывается максимально, язык ставится в положение «Ы».

Переход из нефальцетного в фальцетный режим:

а) переход на вибрации губ (р)

ля-бемоль малой — ля-бемоль первой октавы.

http://www.studfiles.ru/html/2706/575/html_7Obz66pehu.TB_s/htmlconvd-NxR2do_html_m5e789c1.pnghttp://www.studfiles.ru/html/2706/575/html_7Obz66pehu.TB_s/htmlconvd-NxR2do_html_m4383b362.gif

(р)-----------------

б) чередование вибрации губ и гласной «Ы». Здесь надо внимательно выслушивать регистровый порог, работающий на гласной «Ы». Порог работает и на вибрации губ, но не так ярко.

http://www.studfiles.ru/html/2706/575/html_7Obz66pehu.TB_s/htmlconvd-NxR2do_html_m67e2f537.png

(р)---------(ы)---------(ы)http://www.studfiles.ru/html/2706/575/html_7Obz66pehu.TB_s/htmlconvd-NxR2do_html_m962fa13.gif

Повторять эти упражнения можно также в зависимости от наличия времени, не меньше 4-х раз каждое упражнение. Можно в одной тональности, соблюдая первое ограничение, т. е. Не выше ми-бемоль первой октавы должен идти нефальцетный режим.

  1. «Зубы на зубы».

Нужно поставить верхние и нижние зубы в такое положение, чтобы резцы находились в одной плоскости. Губы были растянуты в улыбке, все зубы видны. Артикуляция гласных должна происходить без участия видимой мускулатуры, т.е. без участия губ.

Ля-бемоль мажор.

IIIст.

IIст.IIст.

Iст.I ст.

ууу

аэи и--------

аоу у--------

аэи и-------

  1. «Уточка»

Челюсть выдвигается вперед, т. е. Нижние зубы должны быть перед верхними. Зубы не сомкнуты, не напряжены, губы сильно вытянуты вперед. Рот «уточкой». На музыкальном материале предыдущего упражнения.

Упражнение «Погреем руки»

     Выполнять глубокий вдох открытым ртом, ощущая ладонями тёплый воздух. Выдох равномерный.

Упражнение «Сердитый гусь»

     Выполнять глубокий вдох открытым ртом, произнося на выдохе звук [ш] («гусь сердится»).

V. ИГРОВОЙ МАССАЖ

Благодаря массажным манипуляциям:

  • расширяются капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы;
  • улучшаются  обменные процессы организма;
  • тонизируется центральная нервная система.

Массаж рук

Упражнение «ЗИМНЯЯ СОГРЕВАЛОЧКА»

Если замерзают руки,              Дети медленно растирают ладонь о ладонь.

Начинаем их тереть.               

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть.

Сначала ладошки,                    Растирают ладони все быстрее и быстрее.

Совсем как ледышки,             

Потом как лягушки,

Потом как подушки,

Но вот понемножку

Согрелись ладошки,

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня,                  Вытягивают вперёд раскрытые  ладони.

Вот, потрогайте меня.             

                    М.Рузина

Массаж пальцев

Упражнение «ОВОЩИ»

       

Вырос у нас чесночок,      

Дети разминают фалангу указательного пальца  (от ногтя к основанию).                                      

Перец, томат, кабачок         

Дети разминают фалангу среднего пальца.

Тыква, капуста, картошка,    

безымянного,

Лук и немного горошка.        

мизинца.

Овощи мы собирали,            

Так же массируют пальцы на другой руке.                                                

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,                  

Разминают большой палец левой руки.

Наш друг – огород!                

Разминают большой палец левой руки.

                                               

                 О.Крупенчук

                       

Упражнение «БЛИНЫ»

Ой, лады! Ой, лады!                              Дети хлопают по левой руке правой.

Мы блинов напекли!                                         Хлопают по правой руке левой.

Первый дадим зайке,                                        Массируют большой палец.

Зайке попрыгайке.

А второй лисичке,                                      Массируют указательный палец.

Рыженькой сестричке.

Третий дадим мишке,                                        Массируют средний палец.

Бурому братишке.

Блин четвёртый – котику,                             Массируют безымянный палец.

Котику с усами,

Пятый блин поджарим                                                Массируют мизинец.

И съедим мы сами!

Массаж спины, туловища

Использование игрового массажа:

  • повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма;
  • помогает нормализовать вегетососудистый тонус;
  • улучшает деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез;
  • снижает частоту заболеваний верхних дыхательных путей.

Пальчиковые игры

  • Разминают, массируют пальцы и ладони, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
  • Развивают речь ребенка.
  • Совершенствуют двигательные качества.
  • Повышают координационные способности пальцев рук (подготавливают руку к рисованию, письму).
  • Соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
  • Формируют образно-ассоциативное мышление.

«НОВОГОДНЯЯ ЁЛОЧКА»

     Ёлочка, ёлочка!

     Колкая иголочка,                  Ладони установить под углом друг к другу,

                                                       пальцы переплести и выпрямить.

Протянула ветки,                                Протянуть руки вперед.

А на них – конфетки.             Руки согнуть в локтях , поднять их вверх,

                                            соединить пальцы и вращать кистями рук.

Звёздочки,                            Растопырить пальцы рук.

     Фонарики,                           Пальцы каждой руки собрать щепотью.

Золотые шарики.                   Изобразить шарик.

Упражнение «ЦВЕТЫ»

Все весенние цветки

Раскрывают лепестки.             Кисти соединить, как будто бутон цветка,

                                                                медленно разводить в стороны.

Ветерок подует –

Цветики волнует.                                   Перебирать пальцами, дуть на них.

А под вечер все цветки

Закрывают лепестки,                                          Соединить кисти в «бутон».

Головой качают,

Сладко засыпают.                                     Наклонять соединенные кисти рук.

Речевое музицирование

Укрепляет голосовой аппарат ребенка.

Позволяет овладеть всеми выразительными средствами музыки.

     Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым.

К звучанию добавляются:

  • музыкальные инструменты,
  • звучащие жесты,
  • движения,
  • сонорные и колористические средства.

          Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр в музыкально-образовательной деятельности эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки в коррекции функциональных нарушений у детей с ограниченными физическими возможностями

Презентация раскрывает мой опыт работы с детьми  огораниченными возможностями здоровья (ОВЗ),  детьми-инвалидами. Презентация быда показана на конкурсе "Учитель года0 2011", одобрена на педа...

Роль музыки и эмоции при проведении воспитательно-оздоровительной работы с детьми

Музыка в значительной мере помогает здоровому развитию всех духовных и физических сил ребенка. На фоне прогрессивных изменений, происходящих в системе дошкольного воспитания, развитию эмоциональ...

Роль музыки в жизни детского сада

Семинар - практикум для педагагов в форме конкурса...

Доклад на тему:"Роль музыки в логортмических занятиях".

Доклад на тему:"Роль музыки в логоритмических занятиях".Всем известно,что способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств....

Роль экологии в здоровьесбережении воспитанников

Научно-практическая конференция«Экологическое образование для устойчивого развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "«Роль музыки в развитии детей: мир музыки в дошкольном возрасте».

Музыка - одно издоступнейших средств взаимодействия взрослого и ребёнка. Виды деятельности и развития творческих способностей рассказывается в этом докладе....