Учебная программа "Ручки Почемучки"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Саленая Наталья Васильевна

Данная программа  предназначена для работы с дошкольниками по  правильному развитию мелкой моторики и является  своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx394.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                        ГБОУ СОШ с.Воскресенка

Утверждена                                                         с/п д/с «Рябинка» пос.Журавли

На педсовете, протокол                                          от « 28» августа  2015  г. № 1

Приказом директора                                             ____________ М.П.Шуляпина

Государственное бюджетное образовательное учреждение

с.Воскресенка структурное подразделение детский сад «Рябинка» пос.Журавли, м.р. Волжский, Самарская область

Рабочая программа

дополнительного образования

кружок по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Ручки - почемучки».

                                                                                    Выполнила:

                                                                      воспитатель с/п д/с «Рябинка»

                                                                     пос.Журавли

                                                                        Саленая Н.В.

2015 – 2016 уч.год

1.Пояснительная записка

Младшего дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом  Минобрнауки  России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 28.08.2015, примерной  общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.

В основу программы положены принципы:

  • научной обоснованности и практической применимости;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;

Данная программа  предназначена для работы с дошкольниками по  правильному развитию мелкой моторики и является  своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Цель: Создать условия для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.

Задачи:  

Обучающие:

  1. Научить детей владеть графическими навыками письма;
  2. формировать навыки исполнительского мастерства;
  3. формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
  2. воспитывать внимательность к выполнению заданий;
  3. воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду

Актуальность:     

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  Новизна:

  • обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
  • разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
  • мелкая моторика;
  • речевое развитие.
  • занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Работа в кружке «Ручки - почемучки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика  позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Формы и режим занятий:

Кружковая работа  рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятие проводится в группе (7 человек) по 15 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры (приложение 1) и физкультминутки (приложение 2). Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в  обучении детей. Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Направленность кружковой работы:

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • задания дорисовывания,
  • работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», выкладывание мозаики)
  • работа с бумагой ( аппликация, конструирование)
  • работа со шнурками,
  • рисование
  • моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
  • массаж
  • лепка, изготовление поделок из различных материалов

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Регулярное  проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе « заданий Дорисовывания,» задания помогут  улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми  заданий дорисовывания тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками» направлен на  развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности,  совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной  и тактильной памяти,  совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала

Результатом работы  данного кружка должно стать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
  • овладение разными видами трудовой деятельности;
  • умение создавать художественный образ своего изделия;
  • овладение приемами работы с разными инструментами;
  • умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;
  • овладение нормами этики поведения.

Ожидаемые результаты :

К концу  года занятий в кружке дети должны знать:

  • некоторые виды бумаги;
  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • несколько разных способов нанесения краски;
  • основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
  • основные правила склеивания;
  • понятие «конструктор»; «мозаика»;
  • некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
  • несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

должны уметь:

  • правильно держать кисть, карандаш;
  • пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
  • работать с трафаретами;
  • заштриховывать предметы двумя способами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

Формы подведения итогов реализации кружковой работы:

        В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и  итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам; самостоятельные работы;  выступления на родительских собраниях с открытым показом; выставки графических работ; участие в конкурсах.

Направленность кружковой работы:

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • задания дорисовывания
  • работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», выкладывание мозаики)
  • работа с бумагой ( аппликация, конструирование)
  • работа со шнурками,
  • рисование
  • моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
  • лепка, изготовление поделок из различных материалов

Учебно – тематический план работы кружка

Виды деятельности

Кол- во часов

  1. Рисуночные задания, дорисовывание

5

  1. Работа с крупами («сухой бассейн», рисование, выкладывание мозаики)

5

  1. Работа с бумагой ( аппликация, конструирование)

5

  1. Работа со шнурками (шнуровки, плетение, нанизывание предметов)

4

  1. Рисование

8

  1. Моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

1

  1. Лепка, изготовление поделок из различных материалов (пластилин, сол. тесто, прир. материал, бусины, пуговицы и др.)

5

  1. Диагностика

2

Итого

35

Календарно – тематический план работы кружка, младшая группа

Срок реализации

Тема занятия

Содержание деятельности

Сентябрь

  •  «Дождик
  • «Квадрат и круг».
  • «Сухой бассейн»
  • «Гусеница»

– рисование прямых линий «Дождик»

–  Работа с пальчиковыми красками «Квадрат и круг».

– работа с крупами с художественным словом

– лепка с природным материалом (каштан)

Октябрь

  • « Мячики для котят»
  • «Дерево»
  •  «Колбаски и шарики»
  • «Веселые раскраски»

– Рисование пальчиками

– Аппликация с элементами рисования (пластилин, карандаш)

– работа с пластилином

– работа с раскрасками (раскрашивание спрячь фигуру)

Ноябрь

  • «Осень золотая»
  • «Бусы, колечки»
  •  «Проведи дорожку»

– аппликация

– лепка из цветного пластилина

– рисуночные задания (цветные карандаши)

Декабрь

  • «Деревья в снегу»
  • «Елочка»
  • «Снеговик»
  • «Новогодние бусы»

– аппликация ( вата, карандаши)

– дорисовывание

– лепка

– нанизывание крупных бусин

Январь

  • «Снеговик»
  • «Игрушки»
  • «Накорми мышку»
  • «Колобок»

– аппликация с элементами рисования

– (трафареты, цв. карандаши), гимнастика с карандашом

– д/и (горох, фасоль, пшено, бусины)

– знакомство с соленым тестом

Февраль

  • «Обезьянка»
  • «Заборчики»
  • « У мышки в кладовой»
  • «Пройди по лабиринту»

– аппликация из цв. бумаги

– дорисовывание

– перебирание круп (фасоль, рис, гречка)

– рисуночные задания (фломастеры)

Март

  • «Цветы»
  • « Расписной коврик»
  • «Печем пирожки»
  • «Помогаем бабушке»

– аппликация с сухими листьями

– рисование цветными мелками

– лепка из соленого теста

– сматывание клубочков из шерстяных ниток

Апрель

  • «Звенит капель»
  • «Ракета в космосе»
  • «Раскраски с заданиями»
  • « Палочки- выручалочки»

– рисование с элементами аппликации(акварель, пипетки)

– аппликация с элементами лепки

– работа с цветными карандашами

– выкладывание ритмичных узоров из счетных палочек

Май

  • « Цыплята»
  • «Одуванчики цветут»
  • «Медведь проснулся»
  • «Волшебные камешки»

– обрывная аппликация

– рисование (гуашь)

– лепка с шишками

– раскрашивание речной гальки

Список используемых источников.

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
  2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000. 207 с.
  3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
  6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  9. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
  10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
  14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.

Приложение

http://detskiysad195.ru/ckfinder/userfiles/uploads/2012/05/26.jpg

Работа с сыпучими материалами

В среде Монтессори отдел по развитию мелкой моторики с помощью сыпучих материалов (греча, фасоль, горох, манка) занимает особое значение. Наиболее большой интерес к такого рода упражнениям у ребенка возникает в возрасте от 1,5 до 3 лет, именно в этот период ребенок проживает фазу интереса к мелким предметам. Но и в более раннем и позднем возрастах дети с удовольствием  и с большим интересом работают с крупами, что способствует  развитию и усовершенствованию  координации рук и пальцев, развитию «пинцетного» захвата, подготовке руки к письму, снятию нервного напряжения и развитию умения концентрироваться.

С помощью упражнений с крупами ребенок учится пересыпать, перекладывать ложкой, просеивать, захватывать и проталкивать мелкие предметы в отверстие.

Такие упражнения были придуманы Марией Монтессори более века назад, но они до сих пор остаются неизмененными в каждой Монтессори школе. Приятной особенностью этих материалов является то, что каждый из них вы сможете изготовить самостоятельно и успешно применять для занятий дома.

Но прежде, чем перейти к описанию упражнений, я хотела бы сказать несколько слов о технике безопасности при работе с сыпучими материалами. Обычно родители с недоверием относятся к столь мелким предметам как фасоль, горох и другие крупы. Чтобы не волноваться за то, что ребенок проглотит что-нибудь мелкое, никогда не оставляйте его наедине с опасными, на ваш взгляд, предметами. После занятий тщательно убирайте все поверхности с помощью пылесоса. Если ваш малыш больше интереса проявляет к тому, чтобы «съесть» материал, отложите упражнение на некоторое время, очень скоро стремление «поедать» крупы у ребенка пройдет, и вы сможете снова приступить к занятиям.

Прежде, чем приступить к занятиям с крупами, предлагаю вам ознакомиться с некоторыми важными правилами, которые позволят сделать ваши занятия наиболее продуктивными и приятными:

  1. Если ребенок начнет высыпать крупу  из емкостей или разбрасывать ее по комнате, то четко объясните, что «мы работаем по-другому»  и покажите упражнение еще раз. Если малыш продолжит свои деструктивные действия, то просто уберите материал, объяснив причину.
  2. Перед занятием обязательно подготовьте щетку и совок и вместе с ребенком соберите всю рассыпанную крупу.
  3. Не оставляйте попыток периодически предлагать малышу работу с крупами, рано или поздно он усвоит, что занятие получится только в том случае, если он согласится следовать инструкции, т.е. соблюдать правила работы с материалом.
  4. Если малыш вырывает у вас предмет из рук и не желает ждать, пока вы покажете, как с ним работать, мягко и четко произнесите: «Сначала я, потом ты». Не уставайте повторять эти простые слова, они порой действуют волшебным образом на детей.
  5. При демонстрации приемов работы с каждым  материалом садитесь либо перед ребенком, либо справа от него (если вы правша) или слева (если вы левша), тогда вы не будете загораживать работающей рукой весь обзор.
  6. За любое упражнение всегда беритесь, руководствуясь верой в ваш общий успех, ну и, конечно, с хорошим настроением!

Итак, рассмотрим каждый материал и выясним, какую пользу принесут малышу упражнения с ним.

 

Чаша с гречкой

Вам  понадобятся: большая чаша или обычный пластиковый таз и 1-3 кг гречи (в зависимости от объема емкости). Наполняем чашу до половины крупой и предлагаем нашему малышу.

Как работать: Продемонстрируйте, как вы опускаете руки в гречу, как набираете немного крупы в кулак и высыпаете обратно. Малыш сразу же начнет повторять упражнение.  Затем, вы можете спрятать в гречу несколько мелких предметов, на глазах у ребенка достать один из них и предложить поискать еще. Ребенок будет с интересом доставать предметы, разглядывать их и в меру своих речевых способностей называть.

Для чего нужно: Греча является замечательным «массажером» для пальчиков и ладошек. Регулярные процедуры такого «массажа» способствуют стимуляции нервных окончаний кистей рук и развивают их мелкомотрные функции. Также упражнение способствует развитию концентрации и снятию нервного напряжения. Поиск предметов и называние их способствует развитию речи и расширению словарного запаса ребенка.

Упражнения с крупами

Упражнение с мелкими предметами

 

Пересыпание ложкой

Вам понадобятся: две небольших миски, любая крупа (например, чечевица), глубокая ложка.

Как работать: поставьте материал перед ребенком и сядьте со стороны вашей ведущей руки. Скажите: «сейчас мы будем пересыпать» и медленно покажите, как с помощью ложки совершить пересыпание из одной емкости в другую, предложите малышу тоже попробовать.

Для чего нужно: развитие координации движений, аккуратности и внимания, развитие умения пользоваться ложкой.

Пересыпание ложкой

Пересыпание ложкой

Пересыпание ложкой

Пересыпание через воронку

Вам понадобятся: небольшой кувшин, наполовину наполненный манкой, воронка, бутылка или иной сосуд с узким горлышком.

Как работать: поставьте материал перед ребенком и сядьте со стороны вашей ведущей руки. Скажите: «сейчас мы будем пересыпать». Вставьте воронку в бутылку  и медленно покажите, как пересыпать манку из кувшина. Обратите внимание на то, как манка заполняет бутылку. Предложите малышу повторить упражнение. Когда вся манка будет пересыпана, то покажите, как пересыпать крупу из бутылки в кувшин, и повторите упражнение снова. Также вы можете насыпать манку в воронку при помощи ложки.

Для чего нужно: развитие координации движений, внимания и концентрации. Также наблюдение за пересыпающейся манкой успокаивает малыша и снимает нервное напряжение.

Пересыпание через воронку

Пересыпание через воронку

Вкладывание фасоли в бутылку

Вам понадобятся: Бутылка или иной сосуд с узким горлышком, небольшая миска с фасолью или иными бобовыми.

Как работать: поставьте материал перед ребенком и медленно покажите как тремя пальцами («пинцетный» захват) мы берем одну фасолину и опускаем ее в бутылку. Предложите малышу повторить упражнение. Когда малыш освоит этот прием, предложите ему поработать и другой рукой, а затем двумя руками по очереди.

Для чего нужно: развитие «пинцетного захвата», развитие координации движений, развитие умения концентрироваться.

Развитие мелкой моторики

Просеивание

Вам понадобятся: чаша или небольшой тазик с манкой и некоторое количество крупных бобовых (фасоль, горох), небольшое сито, миска.

Как работать: поставьте материал перед ребенком и сядьте со стороны вашей ведущей руки. Зачерпните крупу из чаши и просеивайте ее, покажите, что в итоге в сите осталась только фасоль, переложите ее в соседнюю миску. Предложите малышу тоже попробовать выполнить это упражнение.

Для чего нужно: развитие координации движений, умения концентрироваться, познание свойства предметов (мелкая манка просыпается, а крупная фасоль нет)

Развитие мелкой моторики


Развитие мелкой моторики

Рисование на манке

Вам понадобятся: Плоская широкая тарелка с бортиками или поднос, немного манки. Необходимо, чтобы манка равномерно покрывать дно тарелки или подноса тонким слоем.

Как работать: поставьте материал перед ребенком и сядьте со стороны вашей ведущей руки. Покажите малышу как с помощью указательного пальца можно «рисовать на манке», предложите малышу порисовать таким образом.

Для чего нужно: развитие координации, умения концентрироваться, снятие нервного напряжения, развитие фантазии, подготовка руки к письму.

Развитие мелкой мотрики

Развитие мелкой мотрики

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

          Бумага (историческая справка, материал - для беседы).

 Бу мага существовала не всегда. Когда-то, очень давно, люди не знали письменности, не умели писать. Первобытные люди де лали свои рисунки на стенах пещер, высекали их на скалах. Эти рисунки до сих пор находят и исследуют ученые.

С изобретением и распространением письменности люди стали писать на дощечках из влажной глины. Писали специ альными заостренными палочками, похожими на стеки, кото рыми пользуются при лепке из глины и пластилина. Для того чтобы записать текст книги, порой требовалось использовать десятки и сотни табличек. Хранить и перевозить такие книги было сложно.

         В некоторых странах люди научились писать на пальмовых листьях. Но пальмы растут не везде. Поэтому приходилось искать другие материалы. Так, в России стали писать на бере сте. Письма на берёсте —берестяные грамоты —до сих пор на ходят при раскопках на севере страны.

         В южных странах на смену глиняным дощечкам пришел па пирус— материал для письма, который изготавливали из рас тения с таким же названием. Папирус растет в болотистых местах Эфиопии и Египта. Это растение похоже на осоку, ка мыш, тростник. Его очищали от коры и разрезали на очень тонкие узкие ленты, которые затем склеивали так, чтобы слой полосок, имеющих одно направление, перекрывался слоем по лосок, имеющих другое направление. Это повышало прочность материала. После просушки поверхность листов шлифовали пемзой и тщательно выглаживали. Получавшиеся листы папи руса имели светло-коричневый цвет.

           Написанные на папирусе письма, рукописи, документы на вертывали на круглые в сечении деревянные палки, получая так называемые свитки, которые хранили в специальных чех лах и футлярах.

Через много-много лет папирус был постепенно вытеснен прочным  и долговечным  материалом для   письма — пергаментом, который изготавливали, обрабатывая особым образом ко жи животных — овец, коз, телят. Эти кожи склеивали в длин ные. широкие свитки. Так же как и на папирусе, на пергаменте писали от руки. На изготовление одной книги нередко требо валось затратить несколько больших свитков пергамента или до 250—300 шкур животных.

          В самом начале нашего летосчисления, т. е. почти 2000 лет назад, на смену папирусу и пергаменту пришла бумага. Об изобретении бумаги существуют несколько легенд. По одной из них, бумага была изобретена в Китае в начале II в. н. э. (указывают даже точно год—105-й) Цай Лунем (по другим источникам Чай Лунем или Тцай Лунем), которого благодар ные потомки причислили даже к лику богов и в честь которого строили храмы.

          По другой китайской легенде, бумагу изобрел один раб из Восточного Туркестана (в паше время — территория Узбек ской ССР). Чтобы сохранить в тайне секрет изготовления бу маги,  китайский  император  приказал  умертвить  изобретателя.

          Сырьем для изготовления бумаги служили тутовое дерево, бамбук. Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго»—так называла бумагу, изготовленную из бамбука. Использовали для изготовления бумаги и тряпье, отходы текстильного производ ства.

На территории СССР бумага появилась на несколько столе тий раньше, чем в Западной Европе. В Таджикистане были найдены документы VIII в., которые были написаны на бумаге.

         Многие столетия бумагу делали вручную. После изобретения французом Робером (1761 —1828) первой бумагоделательной машины производство бумаги и картона сделало резкий жаток вперед. Непрерывно и с большой быстротой увеличи вался выпуск бумаги, совершенствовался ее ассортимент, появ ились все новые и новые области ее применения. Бумагу стали применять не только для письма и печатания книг, для упаковки товаров, но и в строительстве, приборостроительной промышленности, сельском хозяйстве, электротехнике.

В России первая бумагоделательная машина была установ лена на бумажной фабрике в Петергофе (ныне Петродворец).

       До Октябрьской революции потребление бумаги в России значительно обгоняло темпы роста ее производства. Значитель ное количество бумаги приходилось ввозить из-за рубежа. За годы Советской власти в стране построено много мощных цел люлозно-бумажных комбинатов и отдельных фабрик, выпуска вших бумагу и картон.  На этих фабриках установлены бумагоделательные  машины,  на которых широкая (в несколько метров шириной)   лента  отливаемой  бумаги движется  с  большой скоростью (600—750 м в 1 мин).

                    Бумага и картон (материалы для беседы).

                                 Что такое бумага?

 

   Бумага — листовой материал, со стоящий в основном из волокон растительного происхождения, тесно переплетенных между собой и образовавших подобие войлока или фетра.

Чтобы подвести учащихся к такому определению, без усвое ния которого невозможно понимание особенностей, основных свойств бумаги и грамотное использование знания этих свойств, учитель проводит на уроках труда специальные беседы, орга низует наблюдения и простейшие опыты. Внимательно рассмат ривая образцы бумаги различных видов и сортов непосредст венно и на просвет, разрывая бумагу в разных направлениях а выясняя при этом особенности ее строения по линиям разры вов, учитель подводит учащихся к выводу: бумага — материал волокнистый и при рассматривании под лупой выглядит, как войлок. Особенно заметно это сходство при рассматривании рыхлой, слабо проклеенной бумаги — промокательной, фильтро вальной. Такую бумагу значительно легче разорвать, чем плотную, хорошо проклеенную той же толщины рисовальную или чертежную.

       Отсюда вывод: проклеивание повышает прочность бумага, ее сопротивление разрыванию.

       Рассматривая под руководством учителя образцы бумаги разных видов сортов, проводя их сравнение, учащиеся уста навливают, что бумага бывает тонкая и толстая, гладкая и ше роховатая, рыхлая и плотная, белая и цветная, окрашенная с одной стороны и окрашенная, как принято говорить, в массе (когда при изготовлении бумаги красители добавляют в сырую бумажную массу).

Подобные беседы постепенно приводят учащихся к заклю чению, что определенные свойства, качественные особенности каждого вида и сорта бумаги специально придаются этой бу маге при изготовлении и зависят от ее назначения.

Писчая бу мага должна быть плотной и гладкой, чтобы перо и карандаш легко скользили по ее поверхности, чтобы чернила не расплы вались и не пропитывали ее насквозь. Промокательная бумага, наоборот, должна быть рыхлой и хорошо впитывать и пропу скать влагу, чернила. Эту бумагу по существующей классифи кации относят к категории впитывающих бумаг.

Не всякая бумага годится для печати: печатная бумага должна быть гладкой и хорошо «принимать» типографскую краску.

 Рисовальная бумага должна быть белой и плотной, до пускать многократное стирание карандашных линий резинкой и окрашивание акварельными красками и гуашью.

Одни виды бумаг должны быть прозрачными, другие — не пропускать воду или жир, третьи — обладать высокой прочно стью или красивой, цветной лицевой поверхностью. Все эти и многие другие качественные особенности, свойства придают бу маге при ее изготовлении на бумажных фабриках.

Из чего делают б у м а г у?

Основной материал для из готовления бумаги — волокнистая масса, получаемая из древе сины, и целлюлоза, которую изготавливают из этой массы. Дре весина  используется преимущественно еловая. За последние годы стали применять для этой цели и древесину сосны и некоторых лиственных пород, главным образом ольхи.

Кроме дре весины, для изготовления бумаги используют белую глину (каолин), тальк, различные клеи, например силикатный и ка нифольный. В целях экономии древесины в производстве кар тона применяют камыш и солому. В тех же целях при произ водстве бумаги и картона широко используют макулатуру — старую, использованную бумагу и картон. Сбор макулатуры дает возможность сберегать ежегодно многие миллионы взрос лых деревьев или использовать древесину для других целей.

Как делают б у маг у?

Изобрели бумагу без малого 2000 лет назад. Вначале ее изготавливали вручную из древеси ны тутового дерева и бамбука. Эта работа требовала огромной затраты сил и времени, и бумага была очень дорогой. Выпускалось ее мало, да и качество было низким. Доступна была бумага только очень богатым людям.

В наше время бумагу изготавливают на бумажных фабри ках. Используют для этого специальные бумагоделательные ма шины— сложнейшие сооружения, обладающие большой произ водительностью. Длина некоторых машин достигает 100 м и более. Машины выпускают бумажную лепту шириной в не сколько метров со скоростью 600—750 м/мин. За одни только сутки при непрерывной работе каждая - такая машина выпу скает 400 т газетной бумаги. Интересно отметить, что каждую такую машину обслуживают всего несколько квалифицирован ных инженеров и рабочих.

В бумагоделательную машину непрерывным потоком посту пает подготовленная па других машинах и тщательно переме шанная жидкая кашица— бумажная масса. Эту массу приго тавливают из еловой древесины, которую сначала измельчают в мелкую щепу, а затем долго разваривают в специальных рас творах, добавляя в нее мелко измолотый мел, белуга глину, клей. В бумагоделательной машине из этой массы непрерывно отливают быстро движущуюся бумажную полосу, из которой на ходу удаляют воду. Специальные валки уплотняют бумаж ную полосу, высушивают и выглаживают ее поверхность. Ос тается только разрезать бумагу на более узкие полосы, смотать их в рулоны или нарезать на листы и отправить потребителям: на заводы, фабрики, стройки, в типографии и магазины.

Что делают из бумаги?

Чего только не делают в на ше время из бумаги: и тонкую пряжу, и красивую сетчатую ткань для летних шляп, и моющиеся обои, и заменители кожи для оклеивания книжных переплетов, и красивые прочные от делочные покрытия для столов, шкафов и другой мебели и эскалаторов метро. Из бумаги изготавливают специальные пер фокарты и перфоленты для счетно-вычислительных машин, изо ляцию для приборов к электрических машин.

На бумажной основе делают фотобумагу, шлифовальную, наждачную (стеклянную) бумагу, металлизированную бумагу для упаковки чая, мелованную бумагу для печатания портретов и репродукций картин.

Но больше всего бумаги выпускают для печатания книг, га зет, журналов, афиш, календарей, бланков, а также для письма (тетради, блокноты, записные книжки).

На специальной документной бумаге печатают бумажные деньги, облигации займа, лотерейные билеты, бланки паспор тов, членских билетов, дипломов, аттестатов и других государ ственных документов.

Бумага нужна всем: ученику I класса и седому академику, рабочему и космонавту, продавцу и домашней хозяйке, архи тектору и хлеборобу, туристу, художнику, бухгалтеру, солдату, студенту, учителю, строителю — всем!

И каждый выбирает для своей работы бумагу нужного вида и сорта, определенного ка чества.

Где и как человек использует бумагу?

Бума гой человек пользуется всю жизнь, дома и в школе, на улице, производстве.

Совсем еще маленькому ребенку покупают кубики и шир мочки с картинками, детские книжки. Для их изготовления использована бумага, специально предназначенная для цветной печати.

Пошел ребенок в школу. Здесь он постоянно встречается с бумагой, и бумага эта разная: в тетрадях — писчая, промока тельная и обложечная; в учебниках для начальной школы — печатная; в альбоме - рисовальная; в учебных таблицах — офсетная, для многоцветной печати.

Вырос человек, окончил школу, а затем техникум или ин ститут, стал рабочим или учителем, врачом или инженером, продавцом или колхозником. И тут ему не обойтись без бума ги. И каждому требуется бумага определенная: учителю — писчая и печатная; инженеру — чертежная; художнику — рисо вальная; продавцу - оберточная, пергамин (для упаковки мас ла, ветчины и других жирных продуктов питания), а также бу мажный шпагат, который изготавливают из узких полосок очень прочной бумаги.

Что такое картон и что делают из картона?

 Чтобы подвести учащихся к ответу на эти вопросы, учитель на чинает рассказ или беседу с демонстрации специально подоб ранных образцов бумаги и картона и наглядно показывает то общее для этих материалов, что дети могут установить, рас сматривая, ощупывая эти образцы, разрывая их, разрезая нож ницами, смачивая водой.

        Формулируются выводы: картон, так же как и бумага,— материал листовой. Он бывает белый (на пример, древесный картон, используемый для изготовления ко робок для кондитерских изделий, упаковки сахара), коричне вый, бурый, синий. Поверхность картона, так же как и поверх ность бумаги, может быть шероховатой и гладкой, глянцован ной. И бумага и картон изготовлены из волокнистой массы: волокна на линиях разрыва у картона видны особенно хорошо. В беседе устанавливаются и некоторые различия в качест венных особенностях бумаги и картона. Картон значительно толще бумаги и, как правило, не такой гибкий и эластичный — при сгибании он часто ломается. Волокна, из которых состоит в основном бумага, мелкие, тонкие и гибкие, а в картоне они неоднородны по величине, грубые и ломкие. Объясняется это тем, что для изготовления бумаги используют тщательно переработавшую еловую древесину, а при производстве картона в дело идут обычно более грубые и дешевые материалы — соло ма и камыш, дешевый клей.

Во время бесед учитель постановкой специальных вопросов подводит учащихся к пониманию того, насколько важно исполь зование бумаги по назначению, насколько повышается от этого качество изготавливаемых изделий и снижается их стоимость.

Почему нет смысла печатать газеты на писчей, рисовальной или чертежной бумаге?

Газеты живут всего один день и рас ходовать на них прочную и дорогую бумагу нет необходимости, особенно, если учесть огромные тиражи газет.

Почему для печатания театральных афиш и автобусных, трамвайных и троллейбусных билетов используют тонкую и только с одной стороны гладкую афишную (билетную) бумагу?

 Афиши висят несколько дней, а билетами пользуются всего в течение 10-—20 мин, поэтому бумагу для афиш и билетов при меняют самую простую, тонкую и дешевую. Текст на этой бу маге печатают лишь с одной стороны, поэтому нет смысла де лать гладкими обе стороны бумаги.

Почему деревянные и фанерные ящики для упаковки и пере возки разных товаров стараются заменить картонными короб ками? При этом экономится большое количество древесины, а значит, не приходится вырубать деревья, сводить леса. Кроме того, картонные коробки обходятся дешевле ящиков, они гораз до легче, их удобнее переносить и перевозить.

Что дает экономное расходование бумаги и картона, орга низация сбора и переработки макулатуры? Бережное, эконом ное расходование бумаги помогает по-хозяйски расходовать древесину. Переработка собранной макулатуры на картон и бумагу обходится дешевле изготовления их из древесины.

Бумага, ее свойства.

 Бумага как материал, имеющий весь ма разнообразное применение во всех областях жизни совре менного человека, обладает различными, часто специфически ми свойствами, определяемыми назначением и условиями ис пользования каждого вида и сорта бумаги. От писчей бумаги требуется наличие одних свойств, от газетной — других, от ри совальной— третьих. Оберточная бумага по своим свойствам отличается от бумаги цветной или пропускной, а фотобумага не похожа на бумагу афишную или гофрированную.

Даже в пределах одного и того же вида (или класса) бу маги ее качественные особенности изменяются весьма основа тельно. Так, бумага оберточная, используемая в торговле для упаковки сыпучих продуктов питания, должна обладать одними качественными особенностями, бумага для упаковки больших и громоздких товаров — другими, а для товаров влажных (творог, ягоды)—третьими. Жиры (масло, ветчина, маргарин) требуют для упаковки пергамина (жиронепроницаемой бума ги), а для расфасовки чая применяют металлизированную бумагу, хорошо сохраняющую специфический аромат этого про дукта питания.

Знать важнейшие свойства наиболее распространенных ви дов и сортов бумаги необходимо учащимся начальных классов, чтобы правильно выбирать материал для каждого учебного из делия и избегать грубых ошибок.

Белизна бумаги определяется непосредственным сравне нием испытуемого листа бумаги с листами бумаги-эталона.

Водопроницаемость — способность бумаги в той или иной степени противостоять пропусканию воды. Некоторые ви ды бумаг, например фильтровальная, промокательная, бюварная, хорошо пропускают воду. Специальные водонепроницаемые виды бумаги, например парафинированная бумага, не пропу скают воду, не намокают.

Выцветание — см. светопрочность бумаги.

Влажность определяется содержанием в бумаге воды. При высокой влажности уменьшается ее прочность. При ув лажнении бумага удлиняется: в долевом направлении меньше, в поперечном больше. Некоторые бумаги при увлажнении скру чиваются. При высыхании происходит ее усадка. Неравномер ная усадка вызывает коробление деталей изделий.

Глянец зависит от состояния поверхности бумаги. Ров ная, гладкая, блестящая поверхность бумаги называется глян цевой, а неровная, зернистая — матовой.

Деформация — изменение линейных размеров (линейная деформация) и скручивание бумаги при ее увлажнении и после дующем высыхании.

Жиропроницаемость — способность бумаги пропускать растительные, животные и минеральные масла, жиры. Некото рые виды бумаг благодаря специальной обработке приобрета ют способность не пропускать масло и жир — жиронепроницаемость. К таким бумагам относятся подпергамент, бумажный пергамент и пергамин, применяемые для упаковки сливочного масла, маргарина, ветчины и животного жира, шпига.

Направление бумаги. Различают два направления бумаги: машинное, соответствующее направлению движения бумажного полотна при его отливке на бумагоделательной ма шине, и перпендикулярное ему — поперечное. Подавляющее большинство волокон бумажной массы при отливке вытягива ется вдоль машинного направления, которое обычно называют продольным или долевым. Различия в структуре бумаги, вы званные указанным расположением волокон, отражаются на свойствах бумага при изготовлении различных изделий. На пример, прочность бумаги на разрыв в продольном направлении ваше, чем в поперечном. Полоса бумаги, вырезанная в про дольном направлении, изгибается под действием нагрузки мень ше, чем полоса такой же ширины, и длины, вырезанная в попе речном направлении. При увлажнении листа бумаги его размеры увеличиваются в поперечном направлении больше, чем в  продольном.

При обработке бумаги — разметке деталей, их вырезании и наклеивании— необходимо учитывать эти свойства и прини мать во внимание, чтобы не допустить ошибок и брака.

Облачность бумаги — см. однородность строения бумаги.

Однородность строения бумаги определяется рас сматриванием листа бумаги на просвет (лист бумаги помеща ют между глазом исследователя и источником света — электролампой, окном). Если при производстве бумаги бумажная масса была  тщательно   размолота и перемешана с хорошо измельчёнными наполнителями, а при отливке распределилась на сетке  машины  равномерным,  одинаковым  по  толщине  слоем,  то бумага  получается  однородной  по  строению.  В  неоднородной по  строению бумаге при рассматривании на просвет видны темные  пятна и пучки волокон —бумага имеет высокую облачность.

Чем меньше облачность,  тем выше  качество бумаги.  Большая облачность у оберточной и упаковочной бумаги.

Объемная масса — масса 1 см3 бумаги в граммах. Чем больше объемная масса бумаги, тем выше ее плотность и жесткость, тем меньше пористость, тем ровнее ее поверхность.

Пластичность — свойство бумаги сохранять деформацию после снятия нагрузки. При повышении влажности бумаги увеличивается ее пластичность. Это свойство используется при ра ботах с папье-маше. Бумагу, применяемую для выклеивания слоя  папье-маше, увлажняют для увеличения ее пластичности, что дает ей возможность принимать и сохранять все особенно сти рельефа оригинала, его формы и не образовывать при этом  морщин и складок.

Плотность—масса  1  и2 бумаги в граммах.

Прозрачность   бумаги   зависит от ее состава, спосо6а   отделки   и   толщины. Чем больше в бумаге целлюлозы и чем меньше наполнителей, тем она прозрачнее. С возрастанием толщины прозрачность уменьшается. Для писчей и печатной бумаги   прозрачность — недостаток:  эти  бумаги  не  должны  про свечивать. Бумажная калька, наоборот, должна быть предельно прозрачной, чтобы можно было копировать чертежи и затем  печатать их на светочувствительной бумаге. В условиях уроков труда можно специальной обработкой писчей бумаги добиться l её прозрачности (например, при изготовлении экрана для теневого театра).

Проклейка — степень водоустойчивости бумаги. Простейшее испытание степени проклейки бумаги — проведение на ней  линий  чернилами обыкновенным стальным пером. Если линии

не расплываются, то бумага имеет хорошую проклейку, а если расплываются,  то  проклейка  слабая.  На  производстве  вместо пера  используют рейсфедер и применяют специальные чернила.

Игры со шнурками: готовим руку к письму

Шнуровки - зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.

Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается "незаконченная" картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика, к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид нуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая "картина". Таков, например, "Теремок" - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.

Для того чтобы сделать правильный выбор из всего этого многообразия игр-шнуровок, прежде всего, нужно разобраться, какие задачи должна успешно решать такая игра.

Когда в семье появляется малыш, многие родители начинают судорожно хвататься за книги по детскому развитию, уделяют большое количество времени и сил изучению авторских методик: Р. Штайнера, М. Монтессори, Г. Домана, С. Лупан… И в конечном итоге большинство из них (конечно, если они прислушиваются к своему ребенку, внимательно наблюдают за ним) приходит к выводу, что раннее развитие означает не чтение и письмо в 2 - 3 года, а развитие мозга ребенка, его познавательных способностей. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.

Как ни странно, но как раз об этом и говорят нам авторы известных направлений раннего развития. В перечисленных методиках есть важная общая составляющая. Все они уделяют огромное внимание гармоничному психофизическому развитию малыша. Хотим развить интеллектуальные, творческие, художественные способности? Тогда давайте подвигаем пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из баночки в баночку, просто порежем бумагу. И не обязательно, чтобы была цель у этих занятий. Маленькие дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной функциями уже составляет большое достижение для них. Для ребенка психическое и физическое развитие слиты воедино. Если мы будем уделять внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется и на той способности, которую мы стремимся развить.

Монтессори предлагает необычный способ обучения письму. Она просит малыша пальчиками рук ощупывать буквы, вырезанные из шероховатой бумаги. Или "нарисовать" буквы резиночками на доске с гвоздиками. Или поиграть в игры со шнурками. И все это потому, что письмо требует сложнейших мелких движений пальцев, которые теснейшим образом связанны с высшими психическими процессами. Монтессори много говорит о так называемом "спонтанном" письме. При должной подготовке сенсомоторики и развитии руки, ребенок в определенный момент начинает спонтанно писать буквы, например, палочкой на песке. Когда это произошло, ребенку можно давать в руки карандаш и закреплять навык.

Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками, веревочками, маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Примеры игр со шнурками.

Итак, мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использовать игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие?

Прежде всего, вспомним: дети обожают "взрослые" игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой. Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 - 2, 5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно "пришить" пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны. Это уже большое достижение для маленького ребенка - ведь ему надо научится координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.

Развивающая игрушка-шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крестом сверху и т. д.

С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т. п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т. п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.

К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно "собрать" игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3 - 4 года) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришнуровать детали игрушки не так, как указано в схеме. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!   

Рисование

Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.

 Более сложным является овладение рисованием округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения, так как окончание линии должно привести к соединению ее с началом. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу (например, овалы или более неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).

 Программой предусмотрено ознакомление детей с цветом. Эта задача решается при рисовании красками. Краска оставляет яркий след, пятно, которые легко ассоциируются с цветом предмета в жизни.

 Тематика заданий по развитию чувства цвета связана с овладением несложными формами - линиями, пятнами, получаемыми кистью (например, темы «Падает снежок», «Огоньки горят на елке», «Трава растет»). Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки - на синем фоне, желтые или красные огоньки - на зеленой елке, нарисованной или вырезанной из бумаги воспитателем.

 Программа предполагает овладение такими техническими навыками, как правильно держать карандаш, кисть, аккуратно пользоваться ими, уметь набрать краску только на ворс кисти и т. д.

 Ребенок уже на начальном этапе обучения должен усвоить, что любым материалом следует пользоваться, руководствуясь определенными правилами. Отсутствие требовательности со стороны воспитателя к пользованию материалами приведет к самостоятельным поискам техники, к закреплению неправильных навыков, которые в дальнейшем будут тормозом в выполнении более сложных рисунков.

 Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных форм, используя яркие, красочные тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при изображении других предметов.

 Дети четвертого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. Своим самостоятельным рисункам, представляющим бесформенное сочетание линий, они дают случайные названия, вызванные ассоциациями с каким-либо признаком. Педагог должен поощрять попытки детей найти сходство рисунка с предметом и одновременно учить правильному изображению различных форм.

Тематика упражнений в проведении прямых линий в различных направлениях указана в программе: рисование ленточек, дорожек, карандашей, дождика и т. п. Разнообразие тематики способствует сохранению интереса детей к занятиям.

 В этой группе задачи овладения техническими навыками получают дальнейшее развитие.

 Поскольку содержание детских работ становится более разнообразным и требует применения нескольких цветов для раскрашивания рисунка, вводится промывание кисти. Эта несложная операция требует от ребенка терпения и аккуратности.

 Трудной задачей для детей второй младшей группы является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (снеговик из двух или трех кругов) или состоящими из двух разных форм (солнце из нескольких прямых полос и круга).

Выполнение изображения такого рода требует не только умения подчинять движение руки изобразительной форме, но и способности синтезировать эти формы, объединять их согласно замыслу. Поскольку аналитико-синтетическое мышление у ребенка трех лет развито очень слабо, эта задача для него сложна. Поэтому программой предусмотрено изображение предметов, включающих соединение только двух разнородных частей или ритмичное повторение одной и той же формы (например, лучи у солнышка, ветки у елки).

 Изображение прямоугольных форм требует развитой координации движений, способности в нужный момент изменить направление движения, создавая угол, или замкнуть линию в начальной точке. В соответствии с этой задачей подобрана и тематика заданий - рисование книжки, окон, флажков и других предметов, имеющих прямоугольные очертания.

 Одновременно с усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинает выделяться как один из основных признаков предмета. Дети учатся употреблять различные цвета в рисунке для изображения определенных предметов: красный - для флага, желтый - для солнца, зеленый - для елки, травки и т. п.

 К концу года дети второй младшей группы могут изображать предметы, передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по собственному выбору.

Роль моделирования  в развитии детей.

 

Графические модели – это изображения конструкций в виде планов, чертежей, схем выступающих в роли образцов.

Все специфически детские виды деятельности: игра, лепка, рисование носят моделирующий характер (Д. Б. Эльконин, Л.А. Венгер, В.С. Мухина) т.е в них вкладываются действия по построению материальных моделей предметного мира и социальной действительности. Поэтому способность к построению модельных представлений в той или иной степени спонтанно формируются у всех детей. Однако развитию способностей значительно способствует целенаправленное    обучение.

Одним из видов деятельности, наиболее благоприятным для формирования действий наглядного пространственного моделирования является конструирование. Наибольший эффект обучения достигает когда вводится в этот процесс построение и применение графических моделей.

Моделирование представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей прежде всего мыслительную переработку исходного чувствительного материала по очищению от случайных моментов. (В.В. Давыдов).

В современной научнопедагогичекой литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей, писали Л.А. Венгер,  О.М. Дьяченко. Научные исследования и практика подтверждают что именно наглядные модли являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Н.Л. Холизеева).

Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребенком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря управление развитием ребенка при этом осуществляется косвенным путем Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и другие доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.

Конструирование  наиболее благоприятный вид деятельности детей  направленный на формирование действий наглядного пространственного моделирования.

В своей работе с детьми я отвожу конструированию значительное место во всех возрастных группах, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Для конструктивно-технической  деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек, при выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.

Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметрическое их расположение.

Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.

Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

 

Лепка- вид изобразительной деятельности

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».[10; с.35]

Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения — статуи, скульптурные группы, бюсты.

В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.

Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств.

Отличительной особенностью скульптурного изображения является его объемность, трехмерность. Основные виды скульптуры — это круглая скульптура и рельеф. Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой (примерами подобной скульптуры являются памятник Минину и Пожарскому И. П. Мартоса, памятник А. С. Пушкину А. М. Опекушина и др.).[6; с.524] В том случае, если предмет изображен с одной стороны и представляет из себя выпуклое изображение, выступающее над плоскостью, — перед нами рельеф.

Рельефное изображение имеет две разновидности: барельеф и горельеф. Фигуры, изображенные в барельефе, выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе они возвышаются над плоскостью изображения более чем наполовину, а иногда бывают и полнообъемными и лишь прикасаются к фону отдельными деталями. Поэтому барельеф иногда называют низким рельефом, а горельеф — высоким. Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность — углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.

Характер скульптуры, выбор изобразительных средств, материала зависит, прежде всего, от цели создания произведения. По назначению скульптурные произведения делятся на монументальные и станковые.

Монументальные произведения рассчитаны на массовое восприятие, они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают положительный образ своего времени. К монументальной скульптуре относятся памятники исторических событий, памятники героям. Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Если монументальная скульптура, как правило, превышает изображаемый объект в два-три раза, то станковая скульптуру по своим масштабам занимает промежуточное положение, так как предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти совпадают с размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригинала).

Станковая скульптура не связана с каким-либо художественным ансамблем. Ей свойственна тонкая психологическая многогранная характеристика образов и богатство формы. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы, которые мы часто видим в музеях и художественных салонах.

Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы. Она включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, металла. Хорошо известны античные терракотовые статуэтки IV—V вв. до н. э., в которых изображены мифологические герои или древние божества. К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.

Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, металла) или пластичных (терракоты, стекла и т. д.). Выбор материала дает возможность скульптору выявить особенности создаваемого образа.

Говоря о художественном образе в скульптуре, нужно отметить, что в этом виде искусства в основном изображается человек. Различные свойства материалов используются для передачи всего комплекса особенностей человеческого тела, его мягкости, упругости, динамики, плавности движений и т. д. Человек — главная тема скульптуры, но не единственная. Художники-скульпторы в своем творчестве отражают и весь многообразный мир, окружающий человека.

Изображение растений, предметов быта часто встречается в рельефной скульптуре, так как композиция в рельефе располагается на плоскости, которая позволяет изображать не только многофигурные сцены, но и пейзаж.

Круглая скульптура, всегда связана с определенной средой, в которой она находится. Свет, естественный или искусственный, окружает скульптуру и служит средством выявления ее пластических особенностей.

Эту особенность света и тени усиливать характер формы умело использовали греческие скульпторы. Рассматривая скульптурную группу Лаокоон, мы видим, как мастер сумел показать страдания, которые испытывают герои. Светотень помогает автору усилить внутреннее состояние героя, она углубляет морщины лица, глазные впадины кажутся очень глубокими и темными — все вместе создает впечатление тяжелых страданий.

Выразительность любого скульптурного произведения зависит от того, насколько умело скульптор использует в своем художественном творчестве различные средства выразительности, свойственные этому виду изобразительного искусства. Если сравнивать скульптуру и живопись, то мы увидим, что как в одном, так и в другом виде искусства изображается объем предметов; но живописцу при передаче объема приходится создавать иллюзию объемности, которая достигается при помощи света и тени.

Скульптурный же художественный образ действительно существует в пространстве и обладает реальной объемностью, которая вызывает у зрителя желание рассмотреть его со всех сторон. Рассматривая скульптуру и обходя ее кругом, зритель каждый раз по-новому воспринимает постановку корпуса в пространстве, поворот головы; кроме того, создается ощущение, что фигура движется, изменяется.Многие скульптурные произведения, рассчитанные на восприятие взрослых, могут быть интересны и для детей дошкольного возраста. Воспитатели детских садов и родители в доступной форме могут разъяснить детям содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах.Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствуе...

Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует форм...

Учебная программа кружка “Почемучки” на 2019-2020 учебный год

Практическое значение программы кружка Дети часто задают вопросы, касающиеся разных предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно прид...

Познавательно-исследовательский проект «Маленькие почемучки» в первой младшей группе №1 (2016 - 2017 учебный год)

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...

Протокол родительского собрания в подготовительной группе «Почемучки» за 2017 - 2018 учебный год.

Протокол №1родительского собрания "Готовимся к школе вместе "подготовительной группы №7 «Почемучки»от 15сентября 2017г.Председатель: - родитель___________________________________...