Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гришина Галина Николаевна

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Целью данной работы является поддержка и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям. 

Для достижения данной цели определенны следующие задачи:

обобщить знания об осенних изменениях в природе.

Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

Совершенствовать навыки лепки.

Словарь: черешок, кромка.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Развивать  внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.

Воспитывать любознательность

После проведения образовательного мероприятия у детей наблюдается  повышенный и активный интерес к экспериментальной деятельности, удержание большого объёма информации широкого и вариативного использования этой информации.

Вывод: именно в познавательно – исследовательской деятельности дети получают возможность в прямую удовлетворить присущую им любознательность, практикуются в установлении причинно – следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет детям не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – методическая разработка

«Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию  «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек  5-6 лет».

                                                                

                                                                            Гришина Галина Николаевна,

                                                                                   воспитатель МБДОУ ДС                                                                                                                                      

                    № 57 «Радуга»
                                                                                   
Старооскольского  городского округа

                                                                 

 Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Целью данной работы является поддержка и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям.  

Для достижения данной цели определенны следующие задачи: 

обобщить знания об осенних изменениях в природе.

Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

Совершенствовать навыки лепки.

Словарь: черешок, кромка.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Развивать  внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.

Воспитывать любознательность

После проведения образовательного мероприятия у детей наблюдается  повышенный и активный интерес к экспериментальной деятельности, удержание большого объёма информации широкого и вариативного использования этой информации.

Вывод: именно в познавательно – исследовательской деятельности дети получают возможность в прямую удовлетворить присущую им любознательность, практикуются в установлении причинно – следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет детям не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

«Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек »

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Цель:  Обобщить знания об осенних изменениях в природе.

Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Задачи:

Образовательная:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

Совершенствовать навыки лепки, умение ориентироваться в пространстве

  • (познавательное развитие), (художественно-эстетическое развитие).

Развивающая:

  • Развивать умение участвовать в коллективном разговоре (социально-коммуникативное развитие).
  • Развивать умение наблюдать, анализировать.

Воспитательная:

  • Поощрение попыток детей делится с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями (речевое развитие).
  • Вырабатывать с детьми правила безопасного поведения при проведении эксперимента, вырабатывать аккуратность.
  •  Воспитывать любознательность

 

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.

Методы работы: проблемный, частично-поисковый.

        Необходимое материально-техническое обеспечение: лупы, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики, цветные карандаши, пластилин, оборудование для лепки. Листья зеленые и других цветов, листья настоящие: крупные и мелкие, разной формы.

 листья разных деревьев, вырезанные из цветной бумаги. Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев.Листы бумаги с заданиями «Найди тень» и «Полет листка».Листы бумаги зеленого цвета.

  

Описание эксперимента.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами будем маленькими исследователями в лаборатории Почемучек. Мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Кроме этого, вас ждет много интересных заданий и игр. Но сначала послушайте историю о таких же детях, как вы, только из другого детского сада.

В одном детском саду вышли дети утром на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили:

- Что случилось

- Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала воспитательница. - На дворе осень.

- А и правда! - расстроено сказал один мальчик. - Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер...

- Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему!

А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете. (Если дети затрудняются, воспитатель использует наводящие вопросы: « А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы?)

Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Исследование строения листа с помощью лупы.

Рассмотрим  сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Динамическая пауза «Мы   листики   осенние»

Мы   листики   осенние ,

На   ветках   мы   сидели ,

Плавное покачивание руками вверху над головой.

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели

Руки в стороны, махательные плавные движения, бег.

И на землю тихо сели.

Медленно присесть на корточки.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Встать, руки в стороны.

Закружились, полетели

Бег с плавными махательными движениями.

И на землю снова сели,

Присесть.

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

Но вернемся к нашей истории.

Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.

- Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил.

А когда ветер успокоился, воскликнул:

- Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.        

Дидактическое графическое упражнение «Полет листка»

Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли. Сами листья можете раскрасить цветными карандашами.

А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.

- Ох-ох-ох! - вздохнул мальчик. - И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь?

И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок.

А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.

Динамическая пауза «С какого дерева листок»

На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем)

- Смотрите, как много опавших листьев, - заметила одна девочка. - Это сколько же времени нам понадобится, чтобы прикрепить все листья?

- Не тратьте время зря, - посоветовала детям воспитательница. - Ведь наклеенные листья не помогут деревьям согреться. Более того, деревья вовсе не боятся холода. Но помочь им можно. Хотите узнать как?

- Конечно хотим! - обрадовались дети.

- Возьмите грабли и соберите сухую листву в кучу вокруг ствола дерева. За зиму листва сгниет  и станет удобрением для дерева. Весной, перед началом цветения дерева удобрение будет кстати.

Дети так и сделали. А потом пожелали деревьям хорошо перезимовать.

     

А почему бы и нам не помочь нашим деревьям? Тем более, что грабли у нас имеются. Займемся этим на прогулке, а сейчас у нас еще много интересных заданий.

Дидактическое упражнение «Ветер и листочек»

Перед вами зеленые листы бумаги, изображающие землю с травой. Возьмите желтый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Теперь внимательно слушайте и выполняйте:

Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги.

Подул ветерок и листок перелетел влево.

Снова подул ветерок и перенес листочек в вправо.

Ветер закружил листочек по кругу.

Ветер перенес листочек в верхний правый угол.

А теперь листочек полетел в нижний левый угол.

Листочек снова перенесся в центр.

Сдуйте листочек сильным выдохом, не надувая щеки.

Дидактическое упражнение «Найди тень от листочка»

Перед вами нарисованные цветные листочки и их тени. Ваше задание: найти тень каждого листочка и соединить линией листочек и его тень.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Осень, осень,         

Трем ладошки друг о друга

Приходи!        

Зажимаем кулаки по очереди

Осень, осень,        

Трем ладошки друг о друга

Погляди!        

Ладони на щеки

Листья желтые кружатся,        

Плавное движение ладонями

Тихо на землю ложатся.        

Ладонями поглаживаем колени

Солнце нас уже не греет,        

Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее,        

Синхронно наклоняем руки в разные стороны

К югу полетели птицы,        

«Птица» из двух скрещенных рук

Дождик к нам в окно стучится.        

Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони

Шапки, куртки надеваем        

Имитируем

И ботинки обуваем        

Топаем ногами

Знаем месяцы:        

Ладонями стучать по коленям

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.        

Кулак, ребро, ладонь

Лепка барельефная «Осеннее дерево»

Чтобы вылепить дерево, нам нужно взять кусочек пластилина коричневого цвета. Разделите этот кусочек пополам. Из одной половинки прямыми движениями раскатаем толстую колбаску. Это будет ствол дерева. Но верхушка дерева всегда тоньше, чем весь ствол, поэтому приставьте пальчик к одному краю колбаски и слегка раскатайте ее тоже прямыми движениями.

Теперь приложим получившийся ствол к листу картона. Обратите внимание, сверху лист голубого цвета, а снизу зеленого. Догадались почему? Сверху небо, внизу трава. Прикладывайте ствол дерева так, чтобы он не висел в небе. А рос из земли с травой. Приложите с слегка надавите пальчиками, чтобы пластилин прилип к картону.

От оставшейся части коричневого пластилина отрывайте кусочки, раскатывайте из них колбаски потоньше и прикрепляйте к стволу дерева.

Дерево готово, займемся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю или летящих).

Используемая литература:

  • И.А. Рыжова «Волшебница -  вода» М., 1997г.

  • И.А. Рыжова «Невидимка воздух» М., 1997г.

  • А.П. Пляшаков «Мир вокруг нас» М., 2000г.

  • Н.Н. Подьяков «Детское экспериментирование» М., 1995г.

  • Л.В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх» М., 2002г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" с детьми младшей группы "Разноцветные дорожки" (с использованием игровой технологии)

Конспект разработан для детей младшей группы в увлекательной игровой форме.Это позволяет детям в процессе  деятельности дружески взаимодействовать друг с другом и расширять знания о сенсорн...

Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствуе...

Методическая разработка "Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по «Познавательному развитию» «Наблюдения на экологической тропинке с детьми старшей группы в условиях санатория» с использованием современной образовательной технологии - и

В конспекте используется современная образовательная технология " Исследовательская деятельность", ЭОР. Конспект создан с учетом возможностей детей с ОВЗ в условиях детского санатория....

Учебно-методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста по оо"познавательное развитие"на тему:"путешествие по городу"

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста по оо"познавательное развитие"на тему:"путешествие по городу"...

Учебно – методическая разработка «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет». ...