По дороге к доброму здоровью.
рабочая программа на тему

Ведущие цели: формирование основ здорового образа жизни, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение  безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_doroge_k_dobromu_zdorovyu.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Аннушка» города Смоленска

ПРОГРАММА

 работы по здоровьесберегающей технологии

«По дороге к доброму здоровью»

Пояснительная записка

Всем хорошо известна истина, что здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества.

Здорового ребенка легче развивать и обучать. У него быстрее усваиваются все необходимые умения и навыки.

Здоровье – важнейшая предпосылка характера, развития инициативы и способностей.

В процессе развития детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия.

Нужно добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье, улучшить социальные контакты и настроение.

В необходимости поддержания и укрепления здоровья детей была создана Программа «Азбука здоровья», которая направлена на привитие основ культуры здоровья, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях.

Ведущие цели Программы – формирование основ здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здорово сбережения  и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, художественной, чтения

Для достижения целей первостепенное значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка
  • Помощь в создании целостного представления о своем теле (особенности строения и функции организма человека)
  • Расширение представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим)
  • Развитие охранительного самосознания, уважения к жизни другого человека, умения сочувствовать, сопереживать
  • Уважительное отношение к больному и правила ухода за больным (забота, не шуметь, выполнять просьбы и поручения)
  • Правила поведения в различных видах деятельности

Задачи:

  1. Формировать у детей представления о своем теле, его ощущениях, ценностное отношение к своему организму
  2. Создать оптимальные условия педагогического взаимодействия взрослого и ребенка для поддержания равновесия между детским организмом и природно-социальной средой
  3. Развивать у детей мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Программа соответствует принципам:

  • Развивающего образования (в основе – развитие ребенка)
  • Доступность (учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала к возрасту)
  • Систематичность и последовательность  (постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных правил и норм)
  • Динамичность (интеграция программы в разные виды деятельности)
  • Дифференциация (создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком)
  • Личностно-ориентированный подход к детям

Программа охватывает знания и умения детей, направленные на здоровьеи развитие положительной мотивации у старших дошкольников и  состоит из модулей:

  1. «Работа с детьми старшего дошкольного возраста»
  2. «Работа с педагогами»
  3. «Работа с родителями»

В программу включены разделы:

  1. Познай себя  
  2. Личная гигиена
  3. Питание

Программа реализуется через: совместную деятельность взрослых и детей; регламентируемую деятельность (организованная образовательная деятельность – познавательные занятия) и свободную деятельность детей.

        В совместной деятельности с педагогом дети получают знания и умения по сбережению и укреплению своего здоровья, о своем организме и его деятельности.

В свободной деятельности дети используют самостоятельно полученные знания и умения.

Программа может быть расширена и пополнена в процессе ее реализации творческими материалами практических работников, например, интересными конспектами занятий, играми, сценариями праздников и развлечений, родительскими встречами, педагогическими консультациями и пр.


ПРОГРАММА

По дороге к доброму здоровью

для детей 6-7 лет

№ п/п

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ И СОДЕРЖАНИЕ

ЗАНЯТИЯ

I.

Познай себя

  • Знать, что у человека есть части тела, органы чувств. С их помощью человек передвигается, познает окружающий мир.
  • Каждая часть тела работает в определенном режиме. Когда они согласованы, человек чувствует себя здоровым. Мы должны о них заботиться, оберегать их от травм, беречь.
  • В разное время мы бываем разными: добрыми, сердитыми, веселыми, грустными. Когда мы добрые, веселые, мы хорошо себя чувствуем.

  • «Глаза»
  • «Слух»
  • «Нос»
  • «Зубы»

II.

Питание

  • Учиться есть не спеша, пищу пережевывать тщательно, не держать долго во рту.
  • Знать, значение витаминов в жизни человека;
  • Классифицировать продукты на полезные для организма и нет.
  • «Витамины»
  • «Я и мое здоровье»

III.

Личная гигиена

  • Ухаживать за своим телом (полоскать рот, чистить зубы, мыть руки после загрязнения, умываться утром и вечером, причесывать волосы). Пользоваться только своими туалетными принадлежностями.
  • Знать и уметь правильно пользоваться индивидуальными предметами гигиены (полотенце, носовой платок, расческа).
  • Знать и уметь ухаживать за одеждой (чистка, стирка, глажка, способы хранения).
  • «Я и мое здоровье»

«Беседа о зрении»

(Подготовительная группа)

Задачи:

  • Познакомить детей со строением глаза, показать, какую роль зрение играет в жизни человека.
  • Рассказать об особенностях зрительного восприятия предметов и явлении, подчеркнуть разницу органов зрения человека и животных.
  • Учить беречь зрение.

Материалы и оборудование: письмо от Незнайки, презентация «Зрение», компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Ход занятия

В: Ребята я получила письмо от нашего друга Незнайки (слайд 1), давайте вместе его прочтем. «Здравствуйте друзья! Я хочу обратиться к вам за помощью. Кнопочка загадала мне загадку, сказала, что отгадка это то, что очень нужно людям, без чего трудно жить. Я не могу отгадать, помогите мне, пожалуйста. Вот эта загадка: «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят» (слайд 2).

        Правильно ребята это глаза. А почему Кнопочка сказала, что это очень нужно людям? Зачем человеку глаза? (Видеть опасность, красоту, для получения информации и т.д.). Давайте закроем глаза и представим, что мы ничего не видим. Какие у вас были ощущения? Как бы мы жили, если бы не было глаз. Важно ли для человека зрение?

Мы с вами выяснили, что зрение очень важно для человека. Природа заботливо, охраняет такой важный орган, как глаза (слайд 3). Сам глаз похож на шар, его называют глазное яблоко, живет он в «домике» - глазнице. «Дверь» в этом «домике» - веко. Потечет пот со лба, защитит бровь, пыль - задержат реснички. А если пылинки попадут в глаз, появится слеза, которая помоет глаз. Если опасность, что делает глаз? В середине глаза есть черный зрачок, в темноте он большой, а на свету маленький (проверьте дома)

У кого есть еще глаза (рыбы, птицы, животные, насекомые). Похожи ли глаза животных и людей, а одинаковое у них зрение (слайд 4). Почему разное. Глаза приспосабливаются к жизни животных, к тому, что они едят, и как эту еду добывают, как прячутся от врагов. Почему у совы большие глаза? (слайд 5) Куры и голуби не видят в темноте, а лягушки только движущиеся предметы (слайд 6), чем интересны глаза зайца, зачем ему такое хорошее зрение, давайте вспомним сколько у него врагов (слайд 7), у раков глаза на антеннах, чтобы, не поворачиваясь, видеть сзади (слайд 8). Давайте мы с вами встанем и превратимся в веселых медвежат (физкультминутка).

Медвежата в чаще жили,

Нежно, ласково дружили

Вот так, вот так,

Нежно, ласково дружили.

Мишки фрукты собирали.

Дружно яблоньку качали.

Вот так, вот так,

Дружно яблоньку качали.

Вперевалочку ходили,

И из речки воду пили.

Вот так, вот так,

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Лапы к солнцу подставляли,

Вот так, вот так,

Лапы к солнцу подставляли!

Нужно ли беречь свои глаза, как? (не смотреть долго телевизор, рисовать и читать в темноте нельзя, беречь от пыли и острых предметов, делать зарядку для глаз и др.) (слайд 8). Давайте напишем ответ на загадку и правила, как беречь зрение, и пошлем их Незнайке.

Ну, что ж, ребята, теперь мы все это сложим в конверт, пусть Незнайка, отгадает загадку и выполняет правила по охране зрения!

«Беседа о слухе»

(подготовительная группа)

Задачи:

1. Познакомить с особенностями развития слуха у животных и человека,

2. Активизировать знания о роли слуха для ориентировки в окружающей действительности и в овладении человеческой речью, определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.

3. Учить беречь слух.

Материал: конверт с письмом от незнайки, мультимедийное оборудование, презентация «Слух»

Ход занятия.

Ребята я получила письмо от Незнайки и принесла его вам в группу, потому что вы у меня самые умные дети во всем детском саду.

«Здравствуйте ребята! Я получил ваше письмо, прочитал и понял, как нужно беречь глаза, как они важны. Интересно и уши тоже важны или нет? Ваш друг Незнайка» (слайд 1)

Давайте ребята ответим Незнайке на его вопрос. Зачем человеку слух? Можно ли прожить без него? Сколько у вас ушей? Подвижны ли они?

(Слух нам нужен, чтобы услышать опасность, узнать, что-то новое, радостное известие, мнение друзей, прекрасную музыку и др.) (слайд 2, 3, 4, 5)

 Слух ещё очень важен при обучении людей речи (слайд 6). Для того чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие люди. Если человек рождается глухим, он, как правило, и говорить не может.

Как устроено наше ухо? Оно состоит из трех частей: наружнее, среднее и внутреннее. Наружнее на что похоже? (слайд 7). На раковину, оно так и называется ушная раковина, на границе между средним и наружнем ухом натянута очень тонкая, но упругая барабанная перепонка. От звука она начинает вибрировать, чем сильнее звук, тем больше она дрожит, поэтому очень важно, остерегаться громких звуков, чтобы перепонка не лопнула.

У животных слух более развит, чем у людей, почему? Для того чтобы выжить в лесу, одним приходиться охотиться, а другим прятаться, в этом животным помогает хороший слух? Давайте мы с вами все вместе превратимся в зайцев и попрыгаем на лужайке (слайд № 8):

Скачут зайки на лужайке
Прыг, скок, прыг, скок,                        
Дети прыгают.

Травку щиплют кушают,

Ушками все слушают                             Изображают руками уши зайца.

Не идет ли волк.                                     Присаживаются, прячутся.

Волк улавливает звуки за 50м, человек за 5 м. (слайд 9)

Лисица находит своих жертв под снегом по шороху (слайд 10).

Ежи слышат даже, как улитка выпускает рожки (слайд 11).

У большинства животных уши на голове, но у кузнечика на передних ногах (слайд 12), у рыб по бокам(слайд 13).

Существует такое выражение: «в одно ухо влетело, а из другого вылетело» как вы это понимаете? На самом деле прямого сообщения между ушами нет. Но зато есть связь уха с носоглоткой, поэтому болезни уха, горла и носа лечит один врач – отоларинголог (слайд 14).

Давайте с вами подумаем, как нам нужно беречь наши уши? (не слушать громкую музыку, не кричать, не засовывать различные предметы, не допускать попадания воды, в холодную погоду носить головные уборы) (слайд № 15)

Что же мы напишем Незнайке? Важен ли слух? Мы обязательно пошлем ему правила охраны слуха, пусть он их соблюдает и бережно относится к своим ушам.

«Беседа об органе обоняния – носе»

Задачи: Познакомить с особенностями работы носа.

Дать сравнительную характеристику его работы по восприятию запахов у животных и у человека.

Сформулировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа обоняния.

Материал: духи, лук, апельсин, чеснок, лимон, салфетка для завязывания глаз, презентация «Нос» и мультимедийное оборудование.

Ход занятия

Ребята, я сегодня получила письмо от Незнайки, послушайте, какое хорошее стихотворение он нам прислал. (слайд № 1)

Зачем носик малышам?

Есть прямые носики,

Есть носики – курносики..

Очень нужен всякий нос,

Раз уж но к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке – землянику,

В грядке – спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме, может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок в бутылке сладкий…

Апельсины кто принес?

Все пронюхает ваш нос!

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов.

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен,

Чтобы сон, когда придет,

Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать:

Пальцем в нос не залезать,

День на солнце не сидеть –

Носик может обгореть!

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос!

Ну, теперь понятно вам,

Зачем носик малышам?

А вам ребята понятно, зачем людям нос?  (для дыхания, различение запахов, определения опасности).  Мы с вами дышим для того, чтобы жить. (слайд № 2). Наши легкие работают без остановки. Воздух мы вдыхаем через нос, где он очищается от пыли, микробов, увлажняется и согревается.

Если воздух, который мы вдыхаем, имеет какой–нибудь запах, мы его немедленно почувствуем. (слайд № 3). С помощью носа человек контролирует качество воздуха. Что мы делаем при появлении приятного запаха? (стараемся дышать глубже)  А, что при неприятном запахе? (дышим реже). Ученые подсчитали, что человек различает огромное количество (400) запахов. И все же у большинства животных аппарат по различению запахов развит гораздо лучше.  Как вы думаете, какое животное лучше других  воспринимает запахи (собака). Как люди применяют ее особенности для своей пользы? (слайд № 4)

Давайте с вами определим легко ли это определять запахи? Поиграем в игру, узнай по запаху. Я завяжу вам глаза, и вы будете узнавать знакомые вам запахи (кофе, апельсин, духи, чеснок и др.)

Важен ли для нашего организма нос? Как нужно беречь его? Давайте придумаем правила охраны наших носиков, будем их выполнять и расскажем о них Незнайке! (слайд № 5)

Беседа о зубах

Задачи:  

  • Научить детей правильно ухаживать за зубами (полоскать рот, пользоваться зубной щеткой),
  • Объяснить, почему необходимо беречь зубы с детства.
  • Учить правильно, называть предметы туалета.
  • Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие.

Материалы и оборудование: Карандаши, листки бумаги, зубная щетка, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

В: Ребята, наш друг Незнайка прислал нам письмо. «Здравствуйте друзья, я прочитал ваше письмо и задумался, уха у нас два, глаза два, нос один, а зубов 32, зачем так много, может и не надо за ними ухаживать, если один выпадет, то еще много останется? Ваш друг Незнайка» (слайд № 1)

Покажите ребята мне свои зубы, у всех они есть? А как вы думаете, для чего нам нужны зубы?

Ответы детей: (чтобы есть, пережевывать пищу, и т.д.)

В Правильно, ребята. Зубы нам нужны, чтобы кушать. А как вы думаете, почему все зубы разной формы, одни плоские, другие круглые, а есть даже заостренные? Может действительно, не все нам нужны? (слайд № 2)

Все зубы нам нужны. Впереди находятся плоские и острые зубки, они как будто ножики разрезают пищу, так и называются – резцы. (слайд № 3)

Дальше находятся зубки кусачие они тоже помогают, откусить от большого куска еды маленький – это клыки.

А еще есть жевательные зубы они спрятались глубоко во рту, хоть не очень видны, но очень важны, они перемалывают пищу, чтобы проглотив ее, она лучше усваивалась в желудке, и мы получили бы от нее много полезных веществ.

Ребята, а зубы есть только у людей? Похожи ли зубы у животных на зубы людей?

Бобр своими зубами разгрызает деревья и делает из них платины, (слайд № 4) конечно человек не может ничего подобного сделать.  Вот какие острые и крепкие зубы у бобра.

А у акулы зубы могут расти в 5 рядов, они очень острые, акула может раскусить любую крупную рыбу, так же легко, как человек откусить яблоко. (слайд № 5)

Интересные зубы у рыбки пескарки, она сама маленькая, но зубы у нее растут даже на языке. (слайд № 6)

У кровожадной акулы 3000 острых зубов, но самым зубастым животным является обыкновенная садовая улитка. Несмотря на свой крошечный размер, она обладает 25000 микроскопическими зубами похожими на мелкие гвоздики, распределенные в несколько сотен рядов и даже на языке, но это существо не жует, а перетирает свою пищу.(слайд № 7)

Физкультминутка.

Наши деточки устали,
И со стульчиков все стали,
Потянулись, потянулись,
Солнышку мы улыбнулись,
Вправо, влево наклонились
Быстро к речке мы спустились,
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться,
Зубную пасту мы берем
Крепко щеткой зубы трем
Моем шею, моем уши
Сами вытремся посуше.

В: Раз зубы такие важные в организме человека как надо правильно за ними ухаживать, чтобы сберечь и сохранить из? (ответы детей)

Очень важно правильно ухаживать за зубами: чистить их, сколько раз обязательно? Правильно утром и вечером, сейчас мы с вами будем учиться правильно, чистить зубы, но только пока без зубной пасты. (слайд № 8)

Посмотрите, как правильно нужно держать зубную щетку.

Сначала чистим передние зубы: снизу - вверх, с верху - вниз, затем боковые - с левой стороны, боковые - с правой стороны. Потом добрались и до самых дальних, их тоже не забудем почистить.

А если вы покушали, а рядом нет пасты и щетки? Что можно сделать, как удалить маленькие остатки еды из промежутков между зубами? Правильно, можно пополоскать водой рот. (слайд № 9)

Как еще можно беречь и охранять свои зубы? Есть продукты которые разрушают зубы, а есть которые укрепляют, вы знаете их? (ответы детей)  (слайд № 10) Да для того, чтобы зубы были здоровыми нужно кушать фрукты, овощи, молочные продукты, рыбу, а вот сладости вредны. (слайд № 11)

Правильно давайте нарисуем полезные продукты на листках бумаги и пошлем их Незнайке, чтобы он их запомнил. И напишем ему правила ухода за зубами, как правильно их чистить и полоскать. Самое главное, нужно посещать врача стоматолога и если зуб заболел надо не боятся, а обязательно вылечить его.(слайд № 12)

Беседа о витаминах

Задачи:

1. Познакомить детей с основными витаминами "А", "В" и "С", в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья человека.

2. Дать детям представление о пользе овощей и фруктов для организма человека.

3. Закрепить у детей умение разгадывать загадки (овощи, фрукты) .

Материал:

Птрезентация «Витамины», мультимедийное оборудование, конверт с письмом.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята я получила письмо от нашего друга Незнайки. Он пишет что все коротышки в его Солнечном городе едят много витаминов, чтобы не болеть, а он не знает, где находятся эти витамины и как их есть. (слайд № 1)

А вы ребята, знаете что такое витамины, какие витамины вы знаете, где можно найти витамины? Правильно витамины это полезные вещества для нашего организма, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым, грустным. Поэтому все витамины очень важны и полезны для здоровья человека, есть очень много витамин, самые известные называются «А», «В», «С». (слайд №2)

Витамин "А":

Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам - Витамин "А". Его ещё зовут витамином роста.

Воспитатель:

В каких же овощах и фруктах содержится этот полезный Витамин? Отгадайте мои загадки и узнаете. (слайд № 3)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковка) .

Сто одежек и все без застежек (Капуста) .

Из него томаты варят,

В щи кладут и так едят,

А краснеет он недаром:

Спелый, значит, говорят!

В огороде дует щёки –

Очень важный он синьор,

Греет бок на солнцепеке

Вкусный друг наш (Помидор) .

(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки отгаданных загадок - морковь, капуста, помидор) .

Если вы хотите быть сильными и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении,– Витамин "В" (слайд № 4).

Воспитатель:

В каких же овощах и фруктах он встречается?

Сложно без нее прожить –

Борщ уж точно не сварить

И не сделать винегрета,

Чтоб был красного он цвета!

Хоть в земле она растет,

За столом ей – честь, почет!

Часто трут ее на терке

Для салатов. Это (Свёкла) .

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож. (Груша) .

Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет. (Банан)

(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки отгаданных загадок - свёкла, яблоки, груша, бананы) .

А вот ещё один полезный витамин "С"  (слайд № 5)

Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен - Витамин "С". Его называют витамином здоровья.

Воспитатель:

В каких же овощах и фруктах встречается этот удивительный витамин?

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин -

Это спелый. (Апельсин)

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый, очень, очень. (Лимон) .

От простуды нас избавил,

Витаминов нам добавил

И от гриппа он помог,

Горький доктор наш. (Чеснок) .

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук) .

Игра «Правильно, правильно, совершенно верно»

Сейчас я вам буду читать стихотворение, если я буду рассказывать о полезных вещах, вы отвечаете «правильно, правильно, совершенно верно». Если нет, то молчите. Готовы.(Ответы детей)

1. Если хочешь стройным быть,

Надо сладкое любить.

Ешь конфеты, жуй ирис,

Строен стань, как кипарис. (дети молчат)        

2. Чтобы правильно питаться,

Вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом,

Рыбу, мед и винегрет. (дети отвечают)

3. Не забудь перед обедом

Пирожком перекусить.

Кушай много, чтоб побольше

Свой желудок загрузить. (дети молчат)

4.  Нет полезнее продуктов

Вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине –

Всем полезны витамины.  (дети отвечают)

 

5. Если хочешь быть здоровым,

Правильно питайся,

Ешь побольше витаминов,

С болезнями не знайся!  (дети отвечают)

Что же мне написать Незнайке, стоит ему кушать витамины? С какими витаминами мы познакомились? ("А", "В" и "С") В каких продуктах они встречаются? Какую пользу они приносят? (слайд № 6,7,8)

Воспитатель: Витамины нужны всем: и маленьким детям, и мамам и папам, и бабушкам и дедушкам!

Чтобы быть здоровее,

Принимайте витамины скорее.

«Я и мое здоровье»

(подготовительная группа)

Задачи:

  • Способствовать формированию представления о здоровом образе жизни
  • Продолжать знакомить детей с предметами одежды и классифицировать их в зависимости от сезона.
  • Повысить осведомленность ребенка в вопросах ухода за собой. Рассказать о полезных свойствах продуктов, закрепить названия разных блюд.
  • Объяснить детям важность соблюдения режима дня, рассказать, что входит в понятие «режим дня»

Материалы: письмо от Незнайки, картинки с изображением предметов личной гигиены, мяч, картинки, карандаши, корточки с изображением полезных и вредных продуктов, магнитофон, фонограмма «На зарядку становись».

Ход занятия

Приветствие

В: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от жителя сказочной страны – Незнайки. Он пишет: «Ребята, я очень хотел прийти к вам в гости, но заболел, Пилюлькин делал мне уколыи давал горькие таблетки, мне было очень больно и невкусно, я не хочу больше болеть. Подскажите, как мне нужно, беречь себя и ухаживать за собой?»

Чтоже нам посоветовать Незнайке? Нужно ли беречь себя, ухаживать за собой? Как? (обсуждение, ответы детей)

Почему говорят «Чистота - залог здоровья? Как часто нужно мыть руки? Чистить зубы? Принимать душ?

Игра «Я умываюсь»

На столе лежат картинки с изображением предметов: полотенце, зубная щетка, мыло, мочалка, шампунь, гель для душа, зубная паста, расческа.

В. Покажите и назовите предметы которые понадобятся для утреннего умывания, принять душ, принять ванну.

В: Давайте подумаем, что еще нам помогает быть здоровыми и не заболеть? Правильно, нужно уметь одеваться по сезону и по погоде, чтобы в жару не вспотеть, а в холод не замерзнуть.

Игра «Оденься правильно»

Ведущий бросает мяч и называет время года, а ребенок ловит и называет предмет одежды соответствующий сезону.

В: Что еще полезно для организма, а мы забыли об этом сказать (режим дня), что же мы делаем в течении дня в детском сад? Для чего спим? Что надо делать перед сном (принимать душ, мыть ноги, чистить зубы, проветривать спальню) Чего нельзя (наедаться, смотреть страшные фильмы, физически перенапрягаться) Что полезно делать после сна, чтобы взбодриться и поднять настроение? (зарядку).

Музыкальная игра «На зарядку становись»

В.: Давайте все вместе сделаем зарядку

Упражнение «Правильное питание»

В.: Сохраняет ли здоровье правильное питание? Давайте подумаем, в детском саду повара нас правильно кормят? Сколько раз в день нужно кушать? Какие продукты питания полезны? Какие вредны? А чтобы наш Незнайка запомнил что полезно, а что вредно есть мы полезные продукты обведем в кружок, а вредные зачеркнем (работа с карточками)

Заключение.

В.: Наши картинки мы положим в конверт и напишем Незнайке письмо, котором расскажем, как нужно беречь свое здоровье: соблюдать чистоту, режим дня, заниматься физкультурой, правильно одеваться и питаться.

Для родителей

Что необходимо делать, если ребенок проглотил инородный предмет или засунул себе что-то в нос или ухо.

Если ребенок проглотил инородное тело, не паникуй и обращайся к специалистам

Если ребенок проглотил инородное тело, не паникуй и обращайся к специалистам 

Изобретательности детей можно только позавидовать. Но случаются моменты, когда эта тяга к экспериментам способна привести к нехорошим последствиям. К таким случаям относятся проглоченные пуговицы, застрявшие в носу монетки и прочие инородные предметы, невесть как очутившиеся в организме малыша. От подобного никто не застрахован, поэтому давай разберемся, как себя вести в критических ситуациях, чего бояться и чего ожидать.

Само по себе осознание того, что внутри ребенка находится нечто, совершенно там ненужное, приводит родителей в легкий шок и панику. На самом деле, предаваться отчаянию не стоит - большая часть вещей, которые так или иначе может проглотить ребенок, не представляют серьезной угрозы его здоровью. В подавляющем большинстве случаев такие предметы (бусины, пуговицы, косточки фруктов и ягод, детальки от конструктора, монеты и пр.) выходят естественным путем через день-два.

Если после того, как малыш проглотил мелкий предмет, его поведение не изменилось, аппетит в норме, глотать не больно - не переживай. Просто наблюдай за содержимым горшка и вскоре обнаружишь там сюрприз. А для того, чтоб инородное тело быстрее и легче продвигалось к выходу — корми малыша овощными пюре, кашами, тертым яблоком и другой густой мягкой пищей. Слабительное давать нет нужды, оно скорее навредит, чем поможет.

Опасность при проглатывании представляют три группы предметов:

  • крупные предметы, которые могут закупорить кишечник и привести к его непроходимости;
  • острые предметы или предметы с острыми краями, такие как осколки стекла, гвозди, значки, булавки и т.д. Они могут проколоть стенку желудка или кишечника, в результате чего содержимое органа изливается в брюшную полость и тогда требуется срочная операция. К счастью, в большинстве случаев острые предметы разворачиваются тупым концом и благополучно выводятся из организма, но во избежание риска травмирования внутренних органов лучше в таких случаях сразу обращаться к врачу. Только специалист способен объективно оценить сложность ситуации;
  • батарейки-таблетки, которые применяются в наручных часах и некоторых детских игрушках. Многие обманываются из-за круглой и гладкой формы батарейки, принимая ее за безопасный предмет. Но главный риск здесь заключается не в форме предмета, а в его содержании. Внутри батарейки находится электролит, поэтому при соприкасании со стенками пищевода она может давать разряд, разрушая ткани и врастая в них. Очень важно как можно раньше оказать ребенку медицинскую помощь, поэтому незамедлитльно отправляйся к врачу.

Впрочем, дети не только глотают предметы, но и вдыхают их, а также засовывают в нос или в уши. Эти ситуации тоже распространены и малоприятны.

Малыш запихнул инородное тело в ухо? Без помощи врача тебе, увы, не обойтись. Не пытайся достать предмет самостоятельно, лучше сразу поезжай в больницу или поликлинику.

Если предмет застрял в носу, можно попробовать справиться своими силами. Закапай впострадавшую ноздрю несколько капель эфедрина, затем закрой вторую и попроси кроху резко и сильно высморкаться. Если результатов нет - к врачу. А пока будешь в дороге, напоминай ребенку, чтоб он дышал ртом, иначе можно еще глубже втянуть предмет.

Самая неприятная и опасная ситуация возникает тогда, когда инородное тело попадает в дыхательные пути. Иногда счет идет на минуты. Если предмет закроет просвет бронха, трахеи или гортани, ребенок начнет задыхаться. Поэтому нужно срочно вызывать скорую или самим ехать в ближайшее лечебное учреждение.

Если инородное тело не прошло глубоко, можно попробовать выкашлять его. Можно также постучать ладонью между лопатками ребенка, положив его к себе на колени с опущенной вниз головой, или опустить малыша вниз головой, приподняв его вверх за ноги и похлопывая по спине. Однако такие меры не всегда помогают. Поэтому, если ты окажешься в одной из описанных ситуаций, лучше сразу обращайся к врачу. При этом старайся не паниковать и объективно оценивать степень риска.

 shutterstock

Конспект родительского собрания по теме «Формирование культуры здорового образа жизни в детском саду и семье

Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного общества. Статистика свидетельствует, что показатели здоровья детей ухудшаются. С целью определения ситуации в нашем ДОУ был проведён анализ результатов углубленного медицинского осмотра дошкольников узкими специалистами и педиатром, который выявил следующее:

Медицинский мониторинг за 2012 год позволяет сделать следующие выводы:

• 92% дошкольников имеют физическое развитие, соответствующее среднему и выше среднего уровням;

• из общей заболеваемости дошкольников 75% приходится на острые респираторно-вирусные инфекции или грипп;

• первое место по медицинским патологиям занимают ортопедические( 49%, третье - неврологические (25%) ;

• среди хронической патологии преобладают бронхо-лёгочные заболевания (астма, хронический бронхит, аллергические заболевания кожи, лор-патологии, неврологические нарушения;

• за последние три года наблюдается рост дошкольников с неблагополучным неврологическим статусом на 6% (с 17% до 23%). В комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов, нарушения сна, минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии.

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Путь к здоровью – это и правильное питание, и систематическая двигательная активность, и отсутствие стрессовых ситуаций, и еще многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий –то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима дня.

Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего - это режим дня в детском саду.

В каждой группе на информационных стендах для родителей есть режим дня. Вы его все хорошо знаете. Знаете ли Вы режим дня Вашего ребенка? Сейчас мы посмотрим, как хорошо Вы его знаете.

Дид. игра «Собери режим дня ребенка».

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим дня укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие ребенка.

Очень важно для укрепления здоровья – это использование упражнений на общее развитие в режимных моментах.

Каждый день ребенка начинается с утренней гимнастики, ведь утренняя зарядка каждому нужна как подзарядка. Она тонизирует мышцы и все системы организма, настраивает ребенка позитивно на весь последующий день. Чтобы дети получали заряд бодрости и хорошего настроения, зарядка проходит под музыку с различными предметами. И поэтому:

Скоро каждый станет рослым

И расправит плечи вширь,

Скоро скажет каждый взрослый:

-Наш ребенок –богатырь!

Так вот, уважаемые взрослые, чтобы Вы действительно сказали, что Ваш ребенок богатырь, не забывайте вовремя приводить ребенка в детский сад.

НОД.

Детский сад удовлетворяет потребность детей не только в физическом развитии, но и в познании окружающей действительности. Поэтому в режиме дня есть место для непосредственно организованной деятельности, которая проходят в интересной игровой форме с использованием здоровьесберегающих игр и упражнений.

Поэтому на смену напряженной умственной нагрузки приходят кинезиологические упражнения «Домик, «Думающая шляпа» и другие для снятия усталости и сохранения познавательного интереса.

Привести в тонус мышцы, которые не принимали участие в предыдущей деятельности, помогает использование разных видов массажеров: массажные мячи, Су-джоки, орехи, «ежики». (практикум для родителей с показом приемов работы с данными пособиями) .

В дошкольных группах 2 раза в неделю инструктор по физической культуре проводит занятия физкультурой с использованием разнообразного стандартного и нестандартного оборудования и спортивных тренажеров. Здесь дети учатся быть ловкими, быстрыми, выносливы, сильными, гибкими. А в группах дети с помощью воспитателей узнают о работе органов и систем, о том, как сохранить в здоровом теле здоровый дух.

Как приятно и полезно мяч друг другу передать,

И при этом громко, четко, правильно слова сказать.

85-95% информации мы получаем с помощью зрения, поэтому очень важно заботиться о его охране.

Выступление педагога-психолога «Зрительная гимнастика»

Прогулки. Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. Продолжительность прогулки определяется ДОУ самостоятельно в зависимости от погоды и климатических особенностей региона. Для детей 4 лет прогулка не проводится при температуре воздуха ниже – 15 градусов и скорости ветра более 15м в сек. Для детей 5-7 лет – при температуре воздуха ниже -20 градусов и скорости ветра -15 м в сек.

Мы на улице гуляем,

За погодой наблюдаем.

Наши ребятишки

Скачут, бегают, играют,

Горки строят, снег кидают.

Все промокли, извозились,

Два часа потом сушились.

Сон.

Если целый день играть,

Могут даже малыши устать,

И тогда спасая нас,

К нам приходит тихий час.

Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: дети 3—4 лет спят 14 часов в сутки, 5—6 лет — 13 часов, 7—8 лет — 12 часов. Из этого времени необходимо, особенно для младших детей, выделить часа полтора для дневного сна. Дети должны ложиться не позднее 8—9 часов вечера.

Выступление педагога-психолога «Сонные сказки»

Бодрящая гимнастика помогает детям проснуться и щадяще включиться в режим бодрствования.

Гимнастика пробуждения включает в себя:

• ходьба по ребристым дощечкам;

• лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях.

• упражнения на профилактику осанки и плоскостопия с использованием нестандартного оборудования.

Уважаемые родители, а знаете ли Вы как сохранить осанку и избежать плоскостопия?

Мы расширим представления по этим вопросам.

Слово нашим воспитателям. (выполнение упражнений с использованием нестандартного оборудования вместе с родителями) .

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, которая является основой основ в нашей деятельности. С Вашей помощью мы стремимся обогатить и разнообразить предметную среду в учреждении, чтобы наши дети развивались интеллектуально и физически.

Отрадно, что во многих семьях вопросам здоровья уделяется должное внимание. И сегодня своим опытом с нами поделится мама Ф. И. О., средняя группа «Сказка»

О том как сберегать здоровье, избегая травмоопасных ситуаций, нам расскажет медицинский работник средней группы «Сказка».

Хочется выразить благодарность родителям, которые принимают активное участие в жизни детского сада (вручение грамот) .

И завершается собрание музыкальной композицией.

Буренина "Танцы сидя".

Бродит сон у окон

Сон – одна из важнейших функций организма. Это не просто отдых, но особое состояние, когда организм дает разрядку подсознанию в виде сновидений. Длительность сна с возрастом постепенно сокращается:

  • от рождения до 6-ти месяцев – 15-20часов;
  • от 1-го года до 2-х лет – 14-16часов;
  •  от 2-х до 3-х лет -12-14 часов
  • от 3-х до 7-и лет – до 10часов.

Однако режим сна индивидуален. В среднем временная норма засыпания 30 минут. Нарушения сна могут быть вызваны:

  • Переедание перед сном или недостаточное насыщение, кишечные колики, боли в животе, заболевание желудка;
  • Психогенные причины: страх расставания с мамой, стресс адаптации к детскому саду, ссора родителей;
  • Тяжелые впечатления от телефильмов, книг;
  • Недоброжелательное отношение к ребенку со стороны взрослых.

Для обеспечения спокойного сна вашего малыша, постарайтесь соблюдать следующие правила:

  • Укладывайте спать ребенка в одно и тоже время. Это поможет сформировать рефлекс засыпания;
  • За два часа до сна – никакой волнующей информации, и не повышайте голос;
  • Ужин ребенка – не позднее, чем за 1 час до сна;
  • Прогулка перед сном улучшает кислотный баланс организма и повышает качество сна;
  • Теплый душ или ножная ванная (37о С 8-10 минут) полезны перед сном;
  • Постель не должна быть слишком мягкой, перегревающей; ось лежачей головы должна быть продолжением оси тела, чтобы голова не сгибалась в области шеи.

При нарушении сна обратитесь за консультацией к врачу.

В.В. Горшенина, И.В. Самошкина

«Система работы детского сада по

вопросам семейного воспитания»

для педагогов

Педагогический всеобуч «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»

«Ну что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их – гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.

Взрослый приучает ребенка радоваться чистой красивой одежде, аккуратной прическе и в тоже время испытывает брезгливость от неухоженной обуви, грязных рук, непричесанных волос, пятен на одежде; обращаться с просьбой помочь устранить эти недостатки.

Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причесывания, и не только людей, но и животных, птиц. Чтобы ребенок дружил с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений, например закатывать рукава во время умывания, постепенно приучать к закаливающим процедурам во избежание резкого контраста между теплой и холодной водой.

При этом гигиенические процедуры сопровождаются чтением любимых потешек при умывании, купании, кормлении, расчесывании, укладывании спать.

Приобретенные навыки гигиенической культуры можно закрепить в процессе чтения художественной литературы (К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха»; Е.Благинина «Аленушка», «Научу обувать я братца…»; З.Александрова «Утром», «Купание»; В.Орлов «Хрюша обижается»; А.Барто «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка»;  И.Токмаковой «Тили-тили-тили?»; М.Яснов «Ямою руки»; А.Усачев «Хочешь, Феденька, кефир»;  О.Дриз «Про веселый пирожок»; Я.Аким «Мыть посуду я люблю», «Про неумейку»; В.Зайцев «Я одеться сам могу»; Э.Мошковская «Уши»; С.Капутикян «Хлоп-хлоп»; Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»; А.Воронкова «Маша-растеряш»; Н.Сынгаевский «Помощница» и другие произведения).

Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический проект для родителей "Дорога к доброму здоровью"

Данный  проект направлен на оказание социально-педагогической помощи  и пропаганду психологических знаний родителей, а также на снижение уровня тревожности дошкольников в  неполно...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПО ВАЛЕОЛОГИИ "ДОРОГА К ДОБРОМУ ЗДОРОВЬЮ"

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект занятия по основам здорового образа жизни "Дорога к доброму здоровью"

Программное содержание: формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знани...

Конспект занятия здорового образа жизни "Дорога к доброму здоровью"

Программное содержание: формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знани...

Проведение досуга ко дню здоровья в средней группе "Дорога к доброму здоровью"

Конспект досуга по формированию здорового образа жизни ко дню здоровья "Дорога к доброму здоровью" включает образовательные задачи, интеграцию образовательных областей, предварительную работу, оборудо...

НОД по основам здорового образа жизни "Дорога к доброму здоровью".

Формирование представления  детей о здоровье, как одной из главной ценностей в жизни. Выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения. Закрепить знания о значении витаминов. Воспитыва...

Конспект ОС по основам здорового образа жизни в средней группе "Дорога к доброму здоровью".

Программное содержание: формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знани...