Программа «Маленький пешеход» По обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.
проект на тему

Прокофьева Марина Леонидовна

Программа ««Маленький пешеход»» разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, на основе образовательной области «Безопасность», и Авдеева, Н. Н. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. В программе представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmma_malenkiy_peshehod.docx154.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Программа

«Маленький пешеход»

По обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения

и безопасного поведения на дороге.

http://gorodok-tlt.ru.opt-images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/iblock/da8/da8873e51a10557040d574ec4befe047.jpg?1471266051115663

Ханты-Мансийский автономный округ

город Пыть-Ях

Информационная карта программы

1

Название образовательного учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

2

Кем и когда утверждена дополнительная образовательная программа

Педагогическим коллективом Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка – детский сад «Фантазия – на методическом совете 2016 года.

3

Полное название программы

«Маленький пешеход» Программа

По обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

4

Возраст детей

С 4 до 7 лет

5

Срок реализации программы

3 года

6

Ф.И.О авторов составителей программы

Прокофьева М. Л. воспитатель

Рощина Л.Б. воспитатель

7

Территория

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное образование городской округ

город Пыть-Ях

8

Юридический адрес учреждения (автора)

628383, Российская Федерация, Ханты-

Мансийский автономный округ - Югра,

город Пыть-Ях, 3-й микрорайон

Кедровый, дом 40 «а»

9

Телефон

8 (3463) 46-51-16

10

Место проведения

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Пояснительная записка

                Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает маленького человека на жизненном пути. Беспечность и равнодушие взрослых приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями безопасности жизнедеятельности, в том числе и безопасности дорожного движения. Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.

Все мы педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность нашим детям?» Ребенок попадает в жизненные различные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Решение задач обеспечения безопасного поведения детей на дороге возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, диалог, вместе познаём, делаем открытия, удивляемся.

На данном отрезке жизни для ребёнка важная задача – научиться правилам жизни во взрослом мире- мире спешащих людей и машин. Следовательно, необходимо научить детей безопасным нормам поведения на улице, и эта работа должна пронизывать все виды деятельности и стороны жизни ребёнка: игру, учёбу, дорогу домой, развлечений, бесед, воображаемых путешествий, соревнований в знаниях пословиц и поговорок.

Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного поведения на дороге, может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. Поэтому мы уделяем особое внимание работе с родителями по данной проблеме.

Актуальность

                Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно- транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится более важной государственной задачей. Большую роль в решении проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у детей навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека. Знакомя детей с правила - дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, та работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, отвесность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Новизна Программа ««Маленький пешеход»» разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, на основе образовательной области «Безопасность», и Авдеева, Н. Н. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. В программе представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель программы:

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

Средняя группа (от 4 до 5 лет):

  1. развитие наблюдательности;
  2. ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
  3. продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога» «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элемента правилами поведения на улице;
  4. подведение детей к осознанию значимости соблюдать правила дорожного движения;
  5. уточнение знание детей о назначении светофора и работе полицейского,
  6. знакомстве личными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС полиция», трамвай, троллейбус, автобус);
  7. знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного порта»;
  8. формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».

Старшая группа (от 5 до 6 лет):

  1. уточнение знаний об элементах: дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора;
  2. знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети, с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипед;
  3. продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд разращён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет):

  1. систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении;
  2. знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»;
  3. развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности,
  4. формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности;
  5. продолжение знакомства с дорожными знаками — предупреждающим разрешающими и информационно-указательными;
  6. подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
  7. расширение представлений детей о работе ГИБДД;
  8. воспитание культу ведения на улице и в общественном транспорте».

Основные принципы программы

  1. Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
  2. Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  3. Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе.
  4. Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
  5. Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  6. Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Ожидаемый результат:

Ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно -  транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.

Сроки реализации программы: 3 года

Методические рекомендации

  1. Специально организованное обучение. НОД проводятся 1 раз в неделю по перспективному– тематическому плану, с усложнением в каждой возрастной группе.
  2. Темы НОД повторяются во всех возрастных группах, с усложнением.
  3. Совместная деятельность педагога с детьми по теме «Правила дорожного движения» тема интегрирована в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
  4. Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребёнок- педагог для развития культуры поведения на дороге и включает разные формы работы.
  5. Диагностика. Разработаны критерии диагностики усвоения программных задач.

Учебный план групп

Кол-во НОД в неделю

Общее кол-во НОД в месяц

Общее кол-во НОД в год

Средняя группа

1

4

36

Старшая группа

1

4

36

Подготовительная группа

1

4

36

ИТОГО

3

12

108

Средняя группа

Цели: рассказать о правилах поведения на улице города - переходить на зелёный цвет светофора, двигаться по правой стороне тротуара.

Тематическое планирование НОД в средней группе

Тема

НОД

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

«Знакомство с улицей»

1

«Беседа о правилах дорожного движения»

1

 «В городском транспорте»

1

«Наблюдение за светофором»

1

«Зачем нужны дорожные знаки»

1

«Знай и выполняй правила уличного движения»

1

«Наши помощники на дороге»

1

«Пешеход»

1

«О чём говорят дорожные знаки»

1

«Помощники на дороге»

1

«Игры во дворе»

1

«Транспорт»

1

«Пассажиры»

1

«Автобусная остановка»

1

«Катание на велосипеде».

1

«Наземный транспорт»

1

«Воздушный транспорт»

1

«Водный транспорт»

1

«Безопасное поведение на улице».

1

«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».

1

«Светофор наш лучший друг»

1

«Дорожный знак «Пешеходный переход»

1

«Дорожные знаки»

1

«Мы и машина»

1

«Правила в автомобиле»

1

«Городской общественный транспорт»

1

«Транспорт нашего города»

1

«Остановка общественного транспорта»

1

«Перекресток»

1

«Сказка «Азбука пешехода»

1

«Перекрёсток и движение»

1

«Будь внимателен»

1

«Мы играем и правила запоминаем»

1

«Я в автобусе»

1

«Опасные участки на пешеходной части улице»

1

«Правила дорожные детям знать положено» (Развлечение)

1

Итого

36

Старшая группа

Цели: продолжаем знакомить с дорожными знаками, правилами поведения в транспорте, и на дороге. Закреплять в игровых ситуациях знания о правилах дорожного движения: улицы, дороги.  

Тематический план НОД в старшей группе

Тема

НОД

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

«Дом, в котором я живу»

1

Правила поведения пешеходов

1

Школа пешеходных наук.

1

«Транспорт прошлого, настоящего, будущего»

1

«Безопасная улица»

1

«Экскурсия к перекрестку»

1

Дорожные знаки.

1

«Правила безопасности для детей»

1

«Безопасность на дорогах»

1

«Правила перевозки детей в автомобиле»

1

Безопасное поведение на улице и в транспорте.

1

«Определи вид транспорта» «Профессия водитель»

1

«Наблюдение за движением транспорта»

1

Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка»

1

Правила для пешеходов.

1

Переходим через улицу.

1

«О чём говорят дорожные знаки»

1

Беседа «Гололед и автомобиль»

1

Запрещающие знаки и предупреждающие знаки.

1

Беседа «Гололед и пешеход».

1

«Я иду через дорогу».

1

Загадки о разных видах транспорта, беседы.

1

Сигналы регулировщика.

1

Игра «Знаки заблудились»

1

Чтение стихотворений Я. Пишумова «Посмотрите - постовой».

1

«Если на улице нет светофора».

1

Знаки сервиса.

1

Просмотр диафильмов с воспитанниками «Сердитый автомобиль».

1

«Хочу всё знать» закрепление знаний о правилах дорожного движения.

1

«Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».

1

Надземный подземный переход.

1

Улица не место для игр.

1

Рассматривание иллюстраций с машинами специального назначения.

1

Беседа «Назначении поста ГИБДД на дороге»

1

Предписывающие знаки.

1

Викторина по ПДД

1

Итого

36

Подготовительная к школе группа

Цели: Расширять представление детей об окружающей действительности, ориентироваться в пределах ближайшего к детскому саду микрорайона. Учить детей определять и предвидеть опасность дорожной ситуации и возможность её избежание. Воспитывать у детей уважение к пешеходам и водителям.

Тематический план занятий в подготовительной группе

Тема

Занятие

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

«Знакомство с особенностями работы сотрудников ГИБДД».

1

Беседы о правилах поведения в общественном транспорте.

1

Устройство проезжей части.

1

Поведение пассажиров в автобусе.

1

Беседа «Мы по улице идем»

1

Рассказ Н. Калинина «Как ребята переходили улицу

1

Дорожные знаки.

1

Где и как переходить улицу.

1

Чтение Берестов В. «Стоял ученик на развилке дорог…»

1

Беседа о подземном, наземном переходах.

1

Городской транспорт.

1

Красный, желтый, зелёный.

1

Беседа «Как правильно переходить улицу».

1

Рассматривание иллюстраций с машинами специального назначения.

1

Опасные участки, на пешеходной части города.

1

«Загадки улицы»

1

Словесная-игра «Найди правильное решение».

1

Беседа «Как правильно переходить улицу».

1

Безопасное поведение на улице.

1

Дорожные знаки.

1

«Правила безопасности для детей»

1

«Безопасность на дорогах»

1

«Правила перевозки детей в автомобиле»

1

Безопасное поведение на улице и в транспорте.

1

«Определи вид транспорта» «Профессия водитель»

1

«Наблюдение за движением транспорта»

1

Беседы о правилах поведения в общественном транспорте.

1

Транспорт.

1

КВН «Твой приятель светофор»

1

Беседа «История транспорта»

1

Беседа «Школа пешеходных наук»

1

Улица города.

1

Улица не место для игр.

1

Экскурсия в авто городок

1

Беседа «Назначении поста ГИБДД на дороге»

1

Встреча с работниками ГИБДД.

1

Итого

36

План работы с родителями воспитанников

по Правилам дорожного движения

Мероприятие

Сентябрь

1

Оформление «Странички безопасности» в родительском уголке.

2

Групповые родительские собрания (включить вопрос по безопасности на дорогах)

3

Анкетирование родителей

Октябрь

1

Оформление уголка для детей в групповой комнате совместно с родителями

2

Выставка семейных рисунков по безопасности дорожного движения «Мы и дорога»

3

Изготовление макета микрорайона ДОУ с улицами и дорожной информацией

Ноябрь

1

 Оформление информационного стенда для родителей по ПДД в холле детского сада

2

Листовка – обращение «Выполняем правила дорожного движения»

3

Информация в родительском уголке «Страничка безопасности»

Декабрь

1

Советы для родителей «Поведение детей в общественном транспорте»

2

Выставка рисунков детей «Мы и дорога»

Январь

1

Информационный стенд для родителей

2

Газета «Добрая дорога детства»

Февраль

1

Выступление на родительском собрании «Как переходить улицу с детьми»

2

«Правила дорожного движения» познавательно- игровой конкурс для взрослых и детей старшая и подготовительная группа

3

Спортивные соревнования «Быстрый, ловкий, смелый»

Март

1

Консультация «Безопасность детей»

2

Выпуск газеты для родителей «Светофорик»

Апрель

1

Информация для родителей «Будьте внимательны на дороге»

2

Встреча с работниками ГИБДД

3

Спектакль для детей с участием родителей «Перекресток»

Май

1

Буклеты для родителей «Учим детей правильно переходить улицу»

2

Рекомендации «Читаем детям дома» (книги, сказки, стихи по ПДД»

3

Оформление информационного стенда для родителей по ПДД

Используемая литература

     

  1. Авдеева, Н. Н. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»
  2. Азбука пешехода: для дошкольников. - М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.
  3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001

      для школьников/– Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 160 с.

  1. Елжова Н.В. "ПДД в детском саду", 2013
  2. Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения
  3. Коган М.С. " Правила дорожные знать каждому положено".
  4. Козловская Е.А. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002
  5. Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»
  6. Лиходед В. "Уроки светофор".
  7. Методические рекомендации по организации работы детских садов по
  8.  Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
  9. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
  10. Петрова К.В.  «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
  11. Пикулева Н."Дорожная азбука".
  12.  Правила дорожного движения.- М. Эксмо, 2006.- 64 с.

      профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Курган,

  1. Саулина Т.Ф.  "Три сигнала светофора"
  2. Саулина Т.Ф. «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013
  3. Сочинения-сказки по Правилам дорожного движения.
  4. Хабибуллина Е.Я. "Дорожная азбука в детском саду",2013
  5. Шаланова Е.И. "Правила безопасности- Дорожного движения"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для детей дошкольного возраста по изучению правил безопасного поведения на дорогах "Юл фәне иленә сәяхәт"

Здесь  отрывок  этой методической разработки. Работа сама  состоит из проектов для детей старшей группы коррекционных  ДОУ....

Опыт обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения посредством познавательного тренинга «Светофорик»

Программа поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений пройти вместе с детьми цикл мероприятий по правилам дорожного движения, усвоить правила, ко...

Методическая разработка для воспитателей по теме: "План работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"

В данном материале представлен план работы по правилам дорожного движения с детьми младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста...

«Безопасное лето» Модифицированная программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения на летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения в летне-оздоровительный период с использованием модульного принципа...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «Грамотный пешеход»

Безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения; стрем...

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах

Программа разработана с целью формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах...