Гимнастика для глаз
консультация на тему

Комплексы гимнастики для глаз для дошкольников и детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз  для дошкольников

Зрительная гимнастика переключает детей на другой вид деятельности, снимает  утомление, активизирует мыслительную деятельность.

В течение первых лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. Значительный физический рост глаз происходит уже в первые три года жизни. С их ростом наблюдается соответствующее изменение размеров роговицы, хрусталика и самого глазного яблока. К двум годам острота зрения детей достигает уже до 0,6. Движения глаз полностью согласованы с движением рук. Глядя на предметы, ребенок уже с легкостью может видеть окружающие предметы, различать рисунки, изучать их своим взглядом, и тем самым знакомиться с миром.

В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов внешней среды, таких как повышенные нагрузки (компьютер, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других. Под действием этих факторов зрительный аппарат ребёнка быстро утомляется. Признаки зрительного утомления: ребенок трет ладошками глазки, избегает смотреть на свет, часто жмурится и жалуется на усталость; покраснение глаз, слезотечение; боли, рези в глазах.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша? Есть самый простой и доступный способ, помогающий снять напряжение и усталость с глаз ребёнка – это зрительная гимнастика. Профессор, доктор наук Э.С. Аветисов считает, что специальные комплексы упражнений положительно влияют на зрение и реально улучшают работу глаз.

Упражнения для глаз приносят пользу, так как тренируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение в этой области, способствуют поступлению в ткани глаз достаточно количества кислорода, хорошо снимают умственное утомление. Глаза получают возможность свободно двигаться. При ежедневном выполнении глазные мышцы сохраняют эластичность и гибкость. После таких упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее. Наблюдается заметное улучшение зрения. Нарушения зрения оказывают отрицательное влияние на развитие зрительно-двигательных функций ребёнка. Именно поэтому обязательным элементом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится в форме пауз в процессе бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время их и между ними. Учитель-дефектолог на занятиях по развитию зрительного восприятия и ориентировке в пространстве способствует активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций,укреплению мышечного аппарата глаз детей с нарушением зрения.

Дети, имеющие зрительные нарушения, во время занятий часто отвлекаются, утомляются. Гимнастика для глаз переключает детей на другой вид деятельности, снимает зрительное утомление, активизирует мыслительную деятельность.

Начинать работу по развитию глазодвигательных функций у детей раннего возраста рекомендую с простых упражнений – движений глазами: вверх-вниз, вправо-влево, далеко — близко (удалять и приближать предмет), по кругу – слева направо. Это такие упражнения: «Откроем глазки – закроем глазки», «Темно – светло», «День – ночь», «Поморгаем глазками», «Слушай и точно выполняй», «Сделай глазками как я». На этом этапе обучения учу детей различать движущиеся предметы: «Мяч катится, летит», «Машина, санки едут с горки», «Проследи за полётом бабочки », «Прокати шар в ворота», «Посмотри, как качается фонарик», «Проследи за движением флажка». Постепенно задания усложняем: «Набрось кольцо на движущийся предмет», «Что едет быстро, что едет медленно», «Прокати машинку, санки с горки», «Чей мяч взлетит выше», «Попади в ворота», «Попади в цель».

Вызывают большой интерес у детей задания на развитие глазодвигательных функций в процессе зрительного поиска: «Где звенит колокольчик»; «Прятки с игрушками»; «Что больше, что меньше»; «Что дальше, что ближе»; «Найди такой же предмет»;  «Найди по картинке такой же шарик в группе»;  «Собери все цветы,грибы»;  «Подбери все красные, синие предметы» и другие.

Все упражнения для глаз проводятся в игровой форме, что помогает привлечь внимание ребёнка раннего возраста и решить поставленные задачи.

Часто на занятиях в качестве гимнастики для глаз я использую упражнения для развития прослеживающей функции глаз в виде лабиринта: «Чей домик», «Помоги белке достать шишки», «Самолёты», «По тропинке», «У кого игрушка», «Ловим бабочек», «Змейка», «Пройди по дорожке», «Паутинка» и многие другие. Лабиринт «Паутинка», выполненный в виде спирали, легко помогает детям освоить круговые движения глазами.

Чаще всего с детьми раннего возраста с нарушением зрения необходимо заниматься индивидуально. Это относится и к дозировке упражнений, и к методам обучения и к способам активизации занимающихся детей.

Активизации внимания детей раннего возраста при проведении упражнений для глаз способствуют: яркость предмета,внезапность появления предмета, необычность (новизна), интерес к данному объекту, актуальность. Предмет для зрительной гимнастики демонстрирую в медленном темпе, чуть выше уровня глаз детей, чтобы ребёнок до конца проследил его движение. В качестве предметов для проведения гимнастики для глаз использую мячи, платочки, игрушки, колокольчики, воздушные шары.

Во время выполнения заданий на развитие глазодвигательных функций развивается периферическое зрение, закрепляются знания о цвете, форме, величине предметов, дети тренируются в быстрой ориентировке в пространстве.

Уже в 2,5 года дети могут выполнять целые комплексы упражнений для глаз, куда входят движения глазами вправо — влево, вверх — вниз, далеко — близко, круговые движения, моргание глазами.

В процессе первого знакомства с комплексом упражнений для глаз, необходимо показывать упражнения в несколько замедленном темпе, чётко проговаривая текст гимнастики. Во время выполнения гимнастики для глаз голову нужно держать неподвижно. Переводя взор с предмета на предмет, необходимо его зафиксировать.

Очень важно при подборе комплекса упражнений учитывать их доступность для понимания и выполнения детьми раннего возраста. Игровое стихотворное сопровождение решает эту задачу.

Приведу несколько комплексов зрительной гимнастики для глаз для снятия зрительного утомления у детей раннего возраста.

Гимнастика для глаз «Осенний лес»

Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами)
Слева – сосны, справа – дуб. (Дети смотрят влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук. (Дети смотрят вверх – вниз)
Глазки ты закрой – открой. (Закрывают глаза)
И скорей бегом домой!

Гимнастика для глаз «Весёлый мяч»

Весёлый мяч помчался вскачь. (Дети смотрят вдаль)
Покатился в огород, (Смотрят на кончик носа)
Докатился до ворот, (Вдаль)
Покатился под ворота, (Смотрят вниз)
Добежал до поворота, (Выполняют круговые движения глазами)
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и всё. Закрывают глаза.

Гимнастика для глаз «Машины»

По городу мчатся с утра и до ночи Машины всех марок, красивые очень. (Выполняют круговые движения глазами)
Поедут направо, налево, кругом (Движения глазами влево, вправо)
Свободны машины и ночью и днём. (Хлопают глазами).

Зрительная гимнастика может проводиться как в утренние, так и в вечерние часы,  перед зрительной нагрузкой, во время и после неё, по несколько раз в день. Все упражнения выполняются без очков и контактных линз, в положении «стоя» или «сидя», в течение 3-5 минут.

При подборе упражнений для детей с нарушением зрения нужно учитывать возраст ребёнка, характер зрительной патологии, остроту зрения, индивидуальные особенности детей. Для детей со сходящимся косоглазием нежелательно усиливать аккомодацию и конвергенцию, а для детей с расходящимся косоглазием наоборот усиление аккомодации и конвергенции необходимо.

Гимнастика для глаз «Мама» для детей с расходящимся косоглазием

А теперь глаза закрой (Движения глазами в соответствии с текстом)
И погладь руками.
Помечтаем мы с тобой
О любимой маме.
Пальчик к носу движется, (Смотреть обоими глазами на указательный палец)
А потом обратно, (Правой вытянутой руки)
На него посмотреть

Очень нам приятно.

Гимнастика для глаз для детей со сходящимся косоглазием

Я на пальчик посмотрю, (Смотреть обоими глазами на указательный палец)
взгляда я не отведу… (правой вытянутой руки).
А теперь смотрю в окно (Движения глазами в соответствии с текстом).
Высоко и далеко….
Вновь на пальчик
И в окно…
Высоко и далеко.

Тематика и словесное сопровождение упражнений для глаз совпадает с лексической темой, изучаемой на занятиях учителя-дефектолога по развитию зрительного восприятия, тем самым закрепляется изученный материал. Например, если лексическая тема «Игрушки», то подбираем задания для развития глазодвигательных функций по этой теме: «Проследи, куда улетел воздушный шарик», «Помоги кукле найти свою ленточку», «Чей домик», «Куда поехала машинка», «Весёлый мяч», «Прятки игрушек».

На занятиях по развитию зрительного восприятия использую специальное оборудование: звуковые сигналы (колокольчики, бубны, погремушки, музыкальные инструменты); световые и цветовые ориентиры (флажки, значки, фонарики, цветовые карточки, ленточки); различные тренажёры для глаз (вертикальные и горизонтальные ряды, дорожки в виде спирали).

Всё это помогает мне сделать свои занятия увлекательными и способствует развитию движений глаз малышей.

Как и любой другой вид гимнастики, упражнения для глаз принесут пользу только в том случае, если выполняются правильно, регулярно и длительно. Цель их — включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении какого-либо вида деятельности, и, наоборот, расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. Тем самым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их заболеваний у детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми с изпользованием элементами экспериментирования,с введением динамических пауз,дыхательной и пальчиковой гимнастики ,гимнастика для глаз в младшей группе. НОД»Я И МОЕ ТЕЛО» ЦЕЛЬ:

» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с понятием:Я-человек. ЗАДАЧИ:1.Познакомить детей с одним из признаков живого ростом,закрепить название частей тела и их фунуций.2.Развивать слуховое внимание,н...

Конспект деловой игры с воспитателями "Технология проведения пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз"

Ф.И.О. Ковшова Альбина ВладимировнаДолжность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированн...

Памятка для воспитателей младшей, средней, старшей, подготовительной группы детского сада Артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения на дыхание, релаксаци

Упражнения на дыхание:«Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки, приоткрыть губы,  медленный выдох.«Ветер и листья».  После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачива...

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)...

Авторский конспект занятия по художесввенно-эстетическому развитию в средней группе «Золотые подсолнушки» с использованием здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, динамическая пауза «Желтый подсолнух», гимнастика для глаз «Подсолнухи и сол

Задачи.Образовательные: учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Формировать  аппликативные умения в приложении к тв...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»

Картотека (Гимнастика для глаз) «Гимнастика для глаз для детей старшей группы.»...