Главные вкладки

    "Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ".
    консультация на тему

    Консультация для воспитателей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

    Консультация для воспитателей

    Подготовила инструктор по физической культуре

    МБДОУ д/с «Снежинка»

    Султанмуратова Фирюза Раисовна

    п.Нижнесортымский

      Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

    Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

    1.Приобщение детей к физической культуре

    2.Использование развивающих форм оздоровительной работы.

      Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

      Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития.

      С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

    Принципы, лежащие в формировании единства:

      1.принцип развития творческого воображения-внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

      2.принцип формирования осмысленной моторики -движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;

      3.принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

      4.принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

    Формы организации здоровьесберегающей работы:

    1.физкультурные занятия

    2самостоятельная деятельность детей

    3.подвижные игры

    4.утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

    5.двигательно-оздоровительные физкультминутки

    6.физические упражнения после дневного сна

    7.физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

    8.физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

    9.физкультурные досуги

    10.спортивные праздники

    11.оздоровительные процедуры в водной среде.

    Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

    1.Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

    2.Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

    3.Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

      Здоровьсберегаюшие технологии,

    технологии сохранения и стимулирования здоровья:

      Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

      Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

      Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

      Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

      Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

      Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

      Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

      Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

      Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

      Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

      Технологии обучения здоровому образу жизни

      Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

      Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

    Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

    Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

    В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

      Коррекционные технологии

      Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

      Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

    Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

    Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

    Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

      1.закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

      2.проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

      3.проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

      4.сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

    Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

    Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

      1.нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

      2.проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;

      3.прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;

      Солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят притопывая по дорожке. В яслях проходят по 3 круга, в младшей группе - 3-4 круга, в средней 4-5 кругов. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).

      В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л.Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

      В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

      При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

    В подготовительной группе введение «рижского метода» - топтание на гальке в солевом растворе.

      В повседневной работе использование начиная с младшей группы схемы индивидуальных программ закаливания, в которых чётко расписывается в какую закаливающую процедуру должны проводить в определённый отрезок времени (утром, днём, вечером).

    Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

      Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

    Словарь терминов по здоровьесберегающим технологиям (по Деркунской В А.)

      Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным-педагогическим.

    Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

      Педагогическую технологию отличают:

    1.конкретность и четкость цели и задач;

    2.наличие этапов: первичной диагностики;

    3.отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;

    4.использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;

    5.итоговой диагностики достижения цели,

    6.критериальной оценки результатов.

      Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):

    1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

    2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

    3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

    Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

      Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

      Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

    Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

      Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

    1.медико-профилактические;

    2.физкультурно-оздоровительные;

    3.технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

    4.здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

    5.валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

      Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

      Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

      Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

      Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

      Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

      Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

      Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

    Виды технологий

    Время проведения в режиме дня

    Особенности методики проведения

    Стретчинг

    Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном хорошо проветренном

    Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

    Ритмопластика

    Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

    Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

    Динамические паузы

    Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

    Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

    Подвижные и спортивные игры

    Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности.

    Ежедневно для всех возрастных групп

    Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

    Релаксация

    В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

    Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

    Технологии

    эстетической направленности

    Реализуются на занятиях художественно-

    эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

    Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а

     также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

    Гимнастика пальчиковая

    С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

    Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

    Гимнастика для глаз

    Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

    Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

    Гимнастика дыхательная

    В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

    Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

    Гимнастика бодрящая

    Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

    Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

    Гимнастика корригирующая

    В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

    Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

    Гимн-ка орто-педическая

    В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

    Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

    Физкультурное занятие

    2-3 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Мл. возраст- 15-20 мин., ср. возраст - 20-25 мин., ст. возраст - 25-30 мин.

    Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

    Проблемно-игровые (игро-тренинги и игротерапия)

    В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

    Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

    Коммуникативные игры

    1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

    Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности

    Занятия из серии«Здоровье»

    1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

    Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

    Самомассаж

    В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

    Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

    Точечный самомассаж

    Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

    Проводится строго по специальной методике. детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

    Биологическая обратная связь (БОС)

    От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

    Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

    Арттерапия

    Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

    Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

    Технологии музыкального воздействия

    В различных формах физкультурно-оздорой работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

    Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

    Сказкотерапия

    2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

    Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

    Технологии воздействия цветом

    Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

    Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение

    и повышают эмоциональный настрой ребенка

    Технологии коррекции поведения

    Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

    Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

    Психогимн-ка

    1-2 раза в неделю со ст. возраста по 25-30 мин.

    Занятия проводятся по специальным методикам

    Фонетическая ритмика

    логоритмика

    2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

    Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

    Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

    Современные здоровьесберегающие технологии

    Консультация для воспитателей.  Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования ...

    Презентация "Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

    В презентации затронуты вопросы современных здоровьесберегающих технологий. Что такое здоровьесберегающие технологии.  Формы организации здоровьесберегающей работы в детском саду....

    «Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)

    Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...

    Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

    Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...