Методическая разработка здоровьесберегающие тенологии в ДОУ
учебно-методический материал по теме

Борисевич Наталья Николаевна

Забота о сохранении здоровья ребенка на музыкальных занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

"Здоровьесберегающие технологии

на музыкальных занятиях в ДОУ"

Музыкальный руководитель  Н.Борисевич

2015 г.

Содержание:

1. Цель и задачи . Пояснительная записка.

2. Место реализации

3. Оборудование и наглядный материал

4. Подготовительная работа

5. Методы и приемы

6. Ожидаемый результат

7. Музыкальные  материалы и фотоматериалы

8. Список использованной литературы.

   Цель:  Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных

занятиях посредством проектной деятельности.

   Задачи:

  • Воспитание умения обогащать свое здоровье
  •  Воспитание   в детях здорового образа жизни
  • Способствование развитию творческой активности детей в исполнительской деятельности
  • Развитие координации движений и ориентировки в пространстве
  • Обогащение музыкального впечатления детей, вызвав яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки  
  • Формирование   танцевального творчества посредством подбора

 движений, мимики, жестов

  • развитие голосовых связок и дыхательного аппарата.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • сохранить здоровье детей;
  • создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.


    Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада

     Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

       В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

      Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную поэтапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.  Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Рассмотрим использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях посредством проектной деятельности:

  • Тип проекта: Творческий
  • Реализация проекта: обще-групповые занятия  и индивидуальные занятия
  • Продолжительность проекта: долгосрочный
  • Форма представления: открытое занятие, Презентация, выступление

на педагогическом совете.

  • Участники проекта: Музыкальный руководитель - Борисевич Н.Н.
  • Воспитанники детского сада, воспитатели
  • Взаимодействие с родителями: рекомендация- слушание дома классической музыки
  • Развивающая среда: оборудование - компьютер
  •  образовательная  область - музыка    
  •   Возрастная группа: младшие, средние, старшие группы
  •   Методы и приёмы:

Игровой, творческий, метод практической деятельности, вопросы к детям

  •  Беседа
  •  Форма организации деятельности: погрупповая
  •  Средства обучения
  •  Оборудование:

  музыкальный центр, компьютер, экран (мультимедийная установка)

  •   детские музыкальные инструменты
  •    Наглядный материал:

 ширма и персонажи сказки "Теремок"

  • Музыкальный материал:
  •  П.И.Чайковский  "Времена года", детские песни, русские народные песни, звуковые шумы и эффекты

Гипотеза: Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий и методик.

Этапы реализации проекта:

1 этап

Организационный.

 • Изучение литературы по данной проблеме

• Накопление методического материала

• Самообразование

• Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы.

Декабрь

2 этап

Практический

Создание методических разработок для реализации проекта

• Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

• Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

• Музыкально- валеологические занятия

• Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

• Музыкально- физкультурные развлечения

• Самообразование .Музыкальные занятия, развлечения, консультации .

В течение всего периода

3 этап

Обобщающий

• Исследование результатов практической деятельности

• Создание методической разработки и пособий. Анализ, обобщение полученных результатов, разработка методических рекомендаций и пособий

в течение всего периода работы .

  Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

   В музыкальном зале проходят все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники, занятия детского музыкального оркестра. Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 выхода, регулярно убирается и проветривается. Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое:

• музыкальные инструменты: синтезатор, аккордеон;

• библиотека методической и музыкальной литературы;

• аудио- и видеотека;

• подборки музыкально-дидактических игр и пособий;

• ноутбук для показа презентаций и фильмов;

• для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) для народного оркестра;

• музыкальные игрушки;

• атрибуты и декорации для игр и театрализации.

     В групповых комнатах детского сада есть музыкальные и театральные уголки с обилием музыкально-дидактических игр и пособий, шумовых музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем  или под руководством музыкального  руководителя (в зависимости от возраста ) развивать свои музыкальные и творческие способности. Для театрализации в нашем детском саду изготовлены многофункциональные ширмы и декорации.

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от количества детей, сюжета, задач, поставленных перед педагогом, использования тех или иных видов музыкальной деятельности .

   Выделим  методы и приёмы при использовании здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях посредством проектной деятельности: Игровой, творческий, метод практической деятельности, вопросы к детям.

   На музыкальных занятиях используются следующие приемы оздоровления:

- Логоритмика -чаще всего применяется в работе с детьми более старшего возраста (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

- Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

- Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).  К психогимнастике можно отнести мимические упражнения, релаксацию, коммуникативные игра и танцы, этюды на развитие выразительности движений, инсценировки, светотерапию и музыкотерапию;  

- Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

- Ритмопластика.

   ЛОГОРИТМИКА

    Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

    На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

     Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

   Логоритмические занятия проводятся 1 раз в неделю музыкальным руководителем и воспитателем. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

    Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

    Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.

   Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благо даря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

     ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

  Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно дотрагиваться, хватать, брать, гладить,  прижимать, отталкивать, зажимать ... Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

    Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что  роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

    На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как приговорки, заклички, попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают "пальчиковые сказки",которые всем известны с детства, такие. как  "Сорока","Рукавичка","Теремок","Коза рогатая", "Колобок" и многие другие .

 В них слова попевок адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

   Таким образом: регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей, совершенствует внимание и память, формирует ассоциативно-образное мышление, облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

    ПСИХОГИМНАСТИКА

    У детей раннего возраста в период сензитивного развития  при помощи психогимнастики можно развить  творческие способности  , хотя очень часто даже нам, взрослым, стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать  возможность контролировать эмоции в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие  психологического напряжения, создание игровой ситуации.

   Снятие эмоционального напряжения. Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Коррекция настроения и отдельных черт характера. Обучение ауторелаксации.

   Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

    Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

   Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения

    ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

     Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

    Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

      Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

-- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;  -- способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;  -- улучшает дренажную функцию бронхов;  -- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;  -- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. 

    Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять

развитие артикуляционной моторики: обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому; выработку контроля за положением рта.

     Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.

       ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

   Игра на детских музыкальных инструментах обобщает и включает в себя многие приемы оздоровления, но все же выделена мной отдельным пунктом, так как у русского народа неповторимая сокровищница знаний ,умений  и обычаев  , традиций игры на музыкальных инструментах. Именно для того , что бы донести до наших детей и познакомить их хотя бы с маленькой частью  народного наследия ,мы знакомим детей с игрой на музыкальных инструментах на музыкальных занятиях и во время работы  с оркестром народных инструментов. Для детей раннего возраста особенно важно использование музыкальных инструментов, так как  им еще  в полной мере недоступно песенное исполнительство. Игра на музыкальных инструментах и музыкально - ритмические движения компенсируют  возрастные особенности детей раннего возраста.    

      Так же игра на музыкальных инструментах затрагивает многие сферы развития  и  одновременно охватывает применение здоровьесберегающих  технологий - сенсорное восприятие ,мелкую моторику  пальцев , чувство ритма, коммуникативное чувство. Музицирование  сочетает в себе положительное влияние на зоны головного мозга, стимулирующие координацию движений и музыкальный слух.   Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность,  формирует готовность и умение действовать в коллективе .

      Анализ  работы показывает, что, методика интеграции и вариативности применения инновационных программ и  здоровьесберегающих технологий позволяет повысить уровень музыкального развития детей. Например ,  методика Карла Орфа  открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки,  которые можно так просто изобразить любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.

     Шумовой оркестр – одна из самых доступных  и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. 

      РИТМОПЛАСТИКА

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель- ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, ар тистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази тельного ("музыкального") инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

    Танцы, прыжки , ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

    Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными , ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

   Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Требования к подбору музыки

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала главным требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

- небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);

- умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;

- 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с чет кой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;

- музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть  очень понятны детям (например, музыка изобразительного характера — "дождик", "ветер качает листики", "белочка прыгает" и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших).

     Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

Требования к подбору движений

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

- доступными двигательным возможностям детей разного возраста (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

- понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных детских сказок, переживаниями различных состояний  героев и т.д.);

- разнообразными, нестереотипными, не стандартными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках ,на спине и другие.

Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях можно использовать речевые игры , игровой массаж, музыкотерапию, сказкотерапию ,цветотерапию , танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения( по рекомендации и под наблюдением педиатра).

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.( виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей)

1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

 2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения. 

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра- 1 упр. 

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.  

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы. 

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование. 

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

 Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях я провожу в основном во время музыкально-ритмических движений и игр-драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле.

 Песня с движениями "Серенькая кошечка"(для детей раннего возраста). Использую в играх-драматизациях и развлечениях.

Серенькая кошечка

Села на окошечко.

Держат руки полочкой

Хвостиком махала

Деток поджидала

Машут правой рукой

Слева на право

Где мои  ребятки ,

Серые котятки ...

Разводят руками

В стороны

Спать пора ребяткам

Сереньким котяткам.

Складывают ручки под щечку.

Музыкальный руководитель:

 Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И мы с вами отдохнем.

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной (диск "Колыбельные для малышей Е.Железновой").  Потом садятся, потягиваются, встают и спокойно выходят из зала.

Стихотворение с движениями «Падает снежок»  (средняя группа).

Использую  в музыкально-ритмических движениях  и играх – драматизациях, и, в дальнейшем, на праздниках и развлечениях (Новый год, по следам праздника)  для вовлечения всех детей в ход действия. 

 

Падает снежок,

Поднимают руки вверх и

Белый холодок,

медленно опускают их,

И летят снежинки на дорожку.

делая мягкие взмахи кистями-

Милый мой дружок,

Вытягивают вперед то одну

Маленький дружок,

руку, то другую.

Подставляй скорее ты ладошки.

 

 

Вращают кистями рук.

Пусть летает снег,

Пусть летает снег,

Вращают кистями рук.

В воздухе кружится и порхает,

 

 

поворачивают ладони

А как на ладошки

Наши упадет,

то вверх, то вниз.

Сразу тот снежок растает.

Прижимают ладони друг к другу на последнем слове.

    Упражнение «Как мы ухаживаем за огородом» на координацию речи с движениями под музыку(старшая, подготовительная группа).Использую в музыкально-ритмических движениях и играх – драматизациях, и, в дальнейшем на праздниках и развлечениях (осенний праздник) для вовлечения всех детей в ход действия.(Можно выполнять под мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».)

      Хором. Огород у нас в порядке — Мы весной вскопали грядки. (Имитировать работу с лопатой) Мы все пололи огород. (Наклониться или присесть, достать руками пол) Поливали огород. (Покачиваться вперед—назад)  В лунках маленьких не густо Посадили мы капусту. (Присесть на корточки, обхватить руками колени) Лето целое все она толстела, Разрасталась вширь и ввысь.(Медленно подниматься, руки на поясе, повороты туловища вправо — влево) А сейчас ей тесно белой, Говорит: — Посторонись! (Ноги на ширине плеч, топнуть ногой в конце фразы)

Применение пальчиковых игр. Примеры пальчиковых игр

Применяю в качестве физминуток во время слушания или пения (стараюсь , чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например упражнение «Пароход», «Капитан» при разучивании репертуара к Дню защитника Отечества, «Теремок»- к Новому году и пр.). Сложные упражнения мы разучиваем в несколько этапов, а потом часто к ним возвращаемся. На одном занятии мы обычно повторяем какое-либо хорошо разученное упражнение и работаем над новым.

Группы раннего возраста.

    Сорока ,сорока, сорока - белобока .

Кашу варила, деток кормила .

Этому дала ,этому дала ,а этому на дала.

 Рисуют круг пальцем по ладошке ,затем загибают каждый пальчик отдельно.

Средняя группа

Я плыву на лодке белой 

По волнам с жемчужной пеной. 

Я - отважный капитан, 

Мне не страшен ураган. 

Чайки белые кружатся, 

Тоже ветра не боятся. 

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо- страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой, 

К маме я вернусь домой

       Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Старшая , подготовительная группы.

 Пальчиковая сказка "Теремок"

Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю, полю мышка бежит,

у дверей остановилась и стучит:

Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Ну, а мышке в ответ - тишина. Поселилась тогда в домике она. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю лягушка бежит,

у дверей остановилась и стучит:

Лягушка:         Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я, Мышка, в доме живу,

Пирожки с малиной жую.

А ты- кто?

Лягушка:         Я Лягушка, Я Лягушка,

Я умею петь частушки!

Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю, полю Зайка бежит, у дверей остановился и стучит:

Зайка: Кто, кто в теремочке живет? Кто,кто в невысоком живет? 

Мышка: Я, Мышка, пирожки жую,

Лягушка: Я, Лягушка, частушки пою. А ты- кто?

Зайка: Я Серый Зайка –

На дудочке играй-ка!

Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, высок. Как по полю Лисичка бежит,

у дверей остановилась и стучит:    Лисичка:

  Кто, кто в

теремочке живет? Кто,

кто в невысоком живет?

Мышка: Я, Мышка, пирожки жую,

Лягушка: Я, Лягушка, частушки пою. Зайка: Я Серый Зайка-

На дудочке играй-ка!

А ты кто?

Я красавица Лисичка, Всем свяжу я рукавички! Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, высок.

Как по полю, полю Мишка  идет, у дверей остановился

ревет:

 Мишка:   Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Звери Мишку испугались

 И в испуге разбежались!

 

показывают руками «крышу теремка»,

«бегут» указательным и средним пальцем правой руки по ладони левой - жест«Мышка»,

стучат кулачком правой руки о ладошку левой,

прижимают к губам указательный палец,

 

показывают руками «крышу теремка»,

 

 

шлепают ладошками по коленям – жест «Лягушка»,

стучат кулачком правой руки о ладошку левой,

 

 

жест «Мышка»,

 

 

 

«лепят ладошками пирожки»,

жест «Лягушка»,

 

показывают руками «крышу теремка»,

 

 

средний и указательный пальцы правой руки вытянуты вверх, остальные сжаты - жест «Зайка»,

 

 

стучат кулачком правой руки о ладошку левой,

 

 

жест «Мышка»,жест«Лягушка»,

жест «Зайка»,

имитируют игру на дудочке, показывают руками «крышу теремка»,

 

мягкие движения кистями рук,

стучат кулачком правой руки о ладошку левой,

 

 

 

жест «Мышка», жест«Лягушка»,

жест «Зайка»,

имитируют игру на дудочке,

 

мягкие движения кистями рук, поглаживают поочередно руки, показывают руками «крышу теремка»,

громко топают ногами, стучат кулачком о кулачок,

стучат кулачком правой руки о

ладошку левой,

 

 

 

сжимают пальцы в «замок» разводят руки в стороны.

 

    Применение ритмопластики на музыкальных занятиях

Примеры элементов ритмопластики на музыкальных занятиях.

Упражнения на ритмопластику я провожу в основном во время танцев и драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле. 

Пример фрагмента музыкального занятия с применением элементов ритмопластики.

 «Веселые путешественники».  Музыка М. Старокадомского

Задачи: развитие координации движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.

    ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ 

Исходное положение (и. п .) :дети стоят друг за другом.   1 фигура 1 куплет 

Ходьба друг за другом бодрым шагом. Припев:  И. П. - стоя лицом в круг.  На слова "Тра-та-та" - три хлопка справа у головы. Повторение - три хлопка слева.  На слова «Мы берем с собой кота» - на 4-х прыжках руки вниз. На слова «чижика» - наклон вперед, руки назад "хвостиком",  «собаку» - слегка присесть, руки перед собой, согнутые в локтях, кисти опушены,  «Петьку-забияку» - шаг на месте, одновременно маховые движения руками, согнутыми в локтях,  «обезьяну»- наклон вправо, руки согнуты в локтях, ладони вперед,  «попугая» - наклон в том же положении влево,  «вот» - руки вперед.  «компания какая» - руки опустить.

Повторение последней фразы - движения те же, в конце - шаг на месте.  2 фигура 2 куплет  Запев:  ходьба топающим шагом, вращение согнутыми в локтях руками (паровозик) На повторение музыки изменить направление движения, руки «держат руль» - имитация езды на автомобиле.  Припев: движения те же.   3 фигура  3 куплет  Запев: поскоки по кругу друг за другом (для детей 3-3,5 лет вместо поскоков - ходьба).  Начиная со слов "Нам солнышко светило" дети 4,5-5 лет одновременно с поскоками выполняют маховые скрещивающиеся движения руками над головой ("ветерок"). Эти движения можно выполнять врассыпную и к припеву остановиться лицом к зрителям (педагогу).  Припев: движения те же. На последний аккорд - прыжок на месте, руки вверх.

     Применение психогимнастики

Примеры упражнений для использования элементов психогимнастики на музыкальных занятиях.

Психогимнастические упражнения на своих занятиях я использую в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад ( в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций- чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.

"Воздушные шарики" Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже пред ставила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.

"Корабль и ветер" Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:

"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.

 "Гусеница" 

На координацию движений, групповую работу.

Цель: Игра учит доверию.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Ведущий дает инструкцию: "Ребята, сейчас мы с вами будем большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник

крепко держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".

"Смена ритмов"

 Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

    Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее. Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики. Примеры.

Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед и во время пения.

Упражнение на дыхание " В Лесу"

Музыкальный руководитель: « Как легко дышится в лесу, воздух чистый и свежий. Подышим свежим воздухом». На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 – выдох через рот.

Упражнение на дыхание " Вертушки"

Реквизит: игрушки – вертушки (полоска бумажки, ленточка).  Короткий вдох носом и продолжительный выдох на игрушку.

Ожидаемый результат:

Создана методика, направленная на формирование здоровьесбережения   детей в процессе интеграции видов музыкальной  и проектной деятельности.

  1.  Сформирована музыкальная компетентность дошкольника:
  • Сформирован запас  здоровьесберегающих комплексов. Ребёнок охотно слушает музыку и говорит о ней.
  • Уверенно различает вокальную и инструментальную музыку, имеет представление о  дыхании коротком и длинном .
  • Самостоятельно определяет комплексы движений определяющих жанровую принадлежность произведения (песня, танец, марш).
  • Владеет приёмами игры на различных детских музыкальных инструментах в рамках здоровьесберегающих технологий.
  • Подбирает по слуху несложные мелодии на русских народных инструментах, металлофоне и свирели.
  1. Определены формы работы с педагогами и родителями по музыкальному развитию дошкольников.

Список используемой литературы:

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы». Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
  2. Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» - 4-е изд, перераб. И доп. / под редакцией Л.А. Парамоновой  ООО «ТЦ Сфера» 2011
  3. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. –М.: АРКТИ, 2005. – 92с.

2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии с детьми в группах с ЗПР"

Самое прекрасное - есть жизнь, и всё крсивое в человеке немыслемо без здоровья. П. И. Иванова...

Авторская методическая разработка Здоровьесберегающие технологии «Кинезиология как средство развития умственных способностей дошкольников».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Чебурашка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Авторская методичес...

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве ДОУ"

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, на культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе мод...

Методическая разработка "Здоровьесберегающие методики В.Ф. Базарного в работе с детьми дошкольного возраста "

Здоровые дети- здоровая нация. Вырастить наших детей здоровыми главная задача для педагогов. Как сохранить их здоровье в образовательной деятельности с помощью методик В.Ф. Базарного расскажет этот ма...

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ)....

Методическая разработка здоровьесберегающие технологии 1 младшая группа

Здоровый малыш-радость в семье.Сформировать первые понятия о своем теле организма. Помочь детям осознать себя как человека, находить общее с другими людьми. Воспитывать интерес к своему телу....