Игры на асфальте (сезонные игры для детей с нарушением зрения)
консультация на тему

Бадунова Ольга Михайловна

В практике разработаны игры с использованием рисунков на асфальте, или, короче игры на асфальте, которые являются одной из форм организации активности детей на воздухе, способной расширять их двигательный опыт и обогащать новыми координационно сложными движениями.

Игры на асфальте не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения. Их легко организовать везде, где есть асфальт: на групповом участке, дорожке вокруг детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_asfalte.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на асфальте

В практике разработаны игры с использованием рисунков на асфальте, или, короче игры на асфальте, которые являются одной из форм организации активности детей на воздухе, способной расширять их двигательный опыт и обогащать новыми координационно сложными движениями.

Игры на асфальте не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения. Их легко организовать везде, где есть асфальт: на групповом участке, дорожке вокруг детского сада.

Количество участников не ограничено: правила предусматривают одновременное участие  в игре всех детей, что способствует повышению двигательной плотности физкультурно — оздоровительного мероприятия.

Игры на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе их проведения совершенствуются разные виды движений, варьируются способы организации детей.

Используя один рисунок, можно организовать несколько игр для детей разного возраста (от 2 до 7 лет) и различной физической подготовленности — игр, направленных на развитие двигательных навыков с учетом зоны ближайшего развития.

Отличительная особенность игр заключается в том, что одну и ту же игру можно проводить каждый день, используя разные виды двигательной активности и разные рисунки, что позволяет избежать однообразия.

Более того, меняющаяся игровая ситуация позволяет закрепить знания правил игры и двигательные навыки.

Игры помогут воспитателю интересно и эффективно провести утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулки, организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных навыков и умений.

С точки зрения решаемых задач в играх можно классифицировать по следующим основаниям:

- по интенсивности движений (игры малой, средней и высокой активности);

- по типу преимущественно двигательного действия (бег, прыжки, ведение меча, метание и др.);

- по сложности построения игр (индивидуальные, командные);

- с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 2-7лет;

- по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без них, сюжетные);

- по развиваемым физическим качествам (игры, способствующие формированию выносливости, ловкости, координации движений, скоростно-силовых качеств);

- по структуре физкультурно — оздоровительного мероприятия (для вводной, основной, заключительной частей занятия, утренней гимнастики, прогулки).

Игры на асфальте создают атмосферу радости и поэтому позволяют наиболее эффективно в комплексе решать оздоровительные, преобразовательные и воспитательные задачи.

Основными видами двигательной активности в играх на асфальте являются разные виды бега, ходьбы, прыжков, метания, упражнений с мячом. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей наиболее целесообразно использовать двигательные навыки и умение, что обеспечивает их совершенствование, а также естественное проявление физических качеств быстроты реакции, ловкости, равновесия, координации движений, выносливости, навыков пространственной ориентировки, глазомера.

Игровые занятия с использованием рисунков на асфальте активизируют умственную деятельность ребенка закрепляя знания прямого и обратного счета, форм геометрических фигур, цветов и размеров. Они расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, о поведении животных, поступках людей; пополняют словарный запас, совершенствуют психические процессы.

Игры на асфальте содействуют обогащению нравственного опыта. Организуя соревновательную деятельность, воспитатель учит детей вежливому, тактичному, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением, в коллективе ровесников. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует дошкольников, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Игры на асфальте способствуют формированию волевых черт характера. Они основаны на продолжительности и многократном повторении достаточно однообразных двигательных действий; при этом возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.

Многие упражнения в играх на асфальте (в том числе и общеразвивающие). Выполняются коллективно под музыку, что требует согласованности и СИНХРОНности действий, воспитывает положительные эмоции. У детей формируются представления об эстетике и физическом развитии, во внешнем виде человека: упражнения развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку.

Кроме того, сочетание движений с воздействием свежего воздуха при проведении игр на асфальте является эффективным средством закаливания детей, повышение сопротивляемости организма к простудным инфекционным заболеваниям.

Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционным занятиям по физическому воспитанию, делая их более эмоциональными и разнообразными.

«Воздушный шарик»

На асфальте нарисован большой воздушный шар, внутри которого геометрические фигуры четырёх видов (круги, ромбы, треугольник, квадраты) с порядковыми номерами и разного цвета (см. рис. 1)

Рисунок «Воздушный шар» используется для проведения игр, игровых упражнений и эстафет в организационной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе их организации. С цель повышения двигательной плотности физкультурно-оздоровительных мероприятий на асфальте можно нарисовать 2-3 воздушных шарика.

«Найди свое место» (3-7 лет).

Дети передвигаются вокруг шарика, выполняя задания: по команде «Треугольники» стараются встать на треугольники, по команде «круги», занимают круги. При каждом повторении игры, способ передвижения детей меняется, а педагог называет новые фигуры (цифры, цвета)

«Кто быстрее» (5-7 лет)

В эстафете участвуют  2-4 команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда — напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команд прыжками начинают передвигаться по своим фигурам по порядку — от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпригивают из шарика противоположной стороны. В это время в соревнование включаются следующие участники команды и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика.

Вариант.

«Донеси — не урони!»(5-7 лет) (эстафета)

Дети передвигаются по фигурам по порядку номеров, стараясь удерживать мешочек на голове.

«По местам» (3-7 лет)

Дети встают на любую фигуру. По сигналу ведущего «Синие» бег вокруг шарика начинают дети, стоящие на синих фигурах; по сигналу «Зеленые» и т.д. к ним присоединяются дети стоящие на других фигурах. По команде «По местам» все стараются найти фигуру своего цвета; при повторении игры двигаются вокруг шарика подскоками, голопом.

Вариант (5-7 лет)

Дети двигаются вокруг шарика, отбивая мяч то одной, то двумя руками.

«С кочки на кочку прыгаем ловко» (2-3 года) прыжки на двух ногах по фигурам.

«Снайперы» (4-7 лет) На фигурах расставляют кольцебросы. Дети размещаются за контуром воздушного шара, у каждого по 3-5 колец, которые они по сигналу одновременно начинают набрасывать на кольцеброс. Игра заканчивается, когда у детей не останется колец.

Вариант (3-7 лет) Метание мешочков в горизонтальную цель разными способами.

«Змейка»

На асфальте чертят две дорожки, одинаковые по длине и количеству поворотов на ней (см. рис 2 фото 1) Змейка хороша для проведения эстафет, аттракционов, общеразвивающих игровых упражнений. Способ организации детей — поточный.

«Быстрая команда» (5-7 лет) (эстафета)

Две равные по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает участник под №1. Как только он достигнет финиша стартует следующий игрок и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда окажется на другом конце дорожки.

«Хоккейный слалом» (5-7 лет) На каждом повороте дорожки установлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети, пробегая дистанцию, пролезают в них.

Победителем считается команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.

«По извилистой дорожке» (2-7 лет) Ходьба по контуру «змейки» с мешочком на голове, разные виды ходьбы, бега и прыжков по дорожке с сохранением равновесия.

«Попади в цель» (4-7 лет) На разных участках дорожки размещают кольцебросы, дети забрасывают на них кольца, все время увеличивая расстояние между собой и кольцебросом.

«Фрукты, овощи, ягоды»

Для организации двигательной активности детей необходимо нарисовать овощи, фрукты, ягоды и расположить их в чередовании по кругу. (см. рис. 3)

Как вариант, на рисунках можно отразить и другие темы, например, транспорт, геометрические фигуры (си. Рис.4), спорт, деревья и т.д. Рисунки позволяют организовать фронтальную деятельность детей.

«Успей занять дом» (3-7 лет) Каждый ребенок находится в «овощном», «ягодном» или «фруктовом» домике. Водящий стоит в центре, у него домика нет. По команде «овощи» дети, стоящие в овощных домиках, начинают меняться местами. По команде «Фрукты» - меняются дети из «фруктовых» домиков и т.д.

Водящий должен успеть занять любой домик.

«Найди свою грядку» (3-7 лет)

Дети располагаются в домиках. По сигналу «Яблоки» бег вокруг рисунка начинают дети из яблочных домиков. По команде «Морковь» к ним присоединяются игроки из морковных домиков. По сигналу «В огород» - все игроки стремятся занять свое первоначальное место.

«Осенние листочки»

На рисунке «Осенние листочки» интересно проводить игры и эстафеты с одновременным участием всех детей(см. рис. 5)

На двух противоположных сторонах площадки рисуют несколько видов осенних листьев в чередующемся порядке. Темы для игр разнообразны: спорт, транспорт, цифры, фигуры и т.д.

«Кто быстрее?» (4-7 лет) Дети располагаются на листочках. Их количество должно соответствовать числу детей. По сигналу «Клен» бегут наперегонки дети, стоящие на кленовых листочках. Добегают до таких же листочков с другой стороны площадки и возвращаются на свои места.

«Добеги и принеси» (3-7 лет) эстафета.

Игроки располагаются с одной стороны площадках. На противоположной стороне напротив каждого ребенка на таком же листочке лежит какой — нибудь предмет. По команде ведущего дети должны добежать до своего предмета и принести его, при повторении эстафеты отнести предмет.

«Найди свой листок!»(3-7 лет)

Все дети выбирают себе пару и располагаются на разных концах площадки на одинаковых листочках на против друг друга. По сигналу «Рябина» меняются местами те, кто стоит напротив друг друга на рябиновых листочках. При повторении игры ведущий называет другие деревья.

«Прокати и сбей» (3-7 лет) Дети с мячами занимают листочки-домики. Напротив каждого ставят кеглю. Прокатывая мяч, ребенок старается сбить его.

«Снайпер» (3-7 лет)

Каждый ребенок выбирает листок — мишень, располагается напротив на некотором расстоянии от него с мешочком, бросает его в горизонтальную цель разными способами.

Вариант (5-7 лет) На листочках размещают колцебросы — дети забрасфывают на них кольца.

«Божья коровка»

На крыльях божьей коровки нарисованы следы (цифры) (си. рис. 6) Аналогичный вариант игр — бабочка с геометрическими фигурами или цифрами на крыльях (фото 2,3). Количество участников не ограничено. Задание можно выполнять индивидуально и подгруппой, фронтально и поточно, в форме упражнений и эстафет.

«Кто быстрее с мячом между колен?» (6-7 лет)

Дети делятся на две команды, каждая располагается с одной стороны божьей коровки около ее крыла. По сигналу первые участники начинают прыгать с мячом между колен по порядку номеров. Выполнив задание, обегают божью коровку с одного боку и передав мяч следующему участнику своей команды, встают в ее конец.

Эстафета заканчивается, когда все дети выполнят задание.

«Донеси не урони!» (5-7 лет). Дети передвигаются по цифрам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

«По круглой дороге» (2-3 года). Ходьба, бег, прыжки, по контуру божье коровки (бабочки).

«Не задень» (3-4 года). Бег между фигурами.

«Не наступи» (2-4 года). Перешагивание и перепрыгивание через фигуры.

«Найди свою цифру» (3-7 лет). Дети передвигаются вокруг божье коровки (бабочки), выполняя задание педагога: он показывает цифры — дети стараются встать на них. При каждом повторении игры педагог называет разные цифры.

«По листочкам!» (3-7 лет). Дети встают на любую цифру. Ведущий громко считает от 1 до 13. Ребенок, услышав свою цифру, начинает бег вокруг рисунка. По сигналу «По местам!» каждый старается найти свое место. При повторении игры дети двигаются вокруг божьей коровки подскакали галопом, вести мяч.

«Снайпер» (3-7 лет). Дети располагаются за контуром рисунка и бросают набивные мешочки, стараясь попасть в разные фигуры.

Вариант (4-7 лет). Дети набрасывают кольца на кольцебросы.

Вариант (3-7 лет). Прокатывая мечи, дети сбивают установленные на фигурах кегли.

«Дубовый листок»

На асфальте рисуют большой лист (дубовый, кленовый), украшенный изображениями разных насекомых (см. фото 4). Контуры листа предоставляют собой извилистую дорожку. Рисунок наиболее эффективен для поточного способа организации детей.

«По извилистой дорожке» (2-7 лет). Ходьба и бег по контуру листа.

«Не задело» (2-7 лет). Ходьба, бег, прыжки змейкой между насекомыми.

«Баскетболист» (5-7 лет). Ведение мяча змейкой между насекомыми, по контуру листа.

«Не наступи!» (2-4 года). Ходьба с перешагиванием через божьих коровок и гусениц.

«Перепрыгни» (2-7 лет). Прыжки через насекомых на одной, двух ногах с мячом между колен.

«Гусеница»

Паровозик»)

Две-три одинаковые гусеницы (рис. 7) или паровозика (фото 5) подходят для соревнования двух-трех команд. Рациональнее использовать поточный способ организации детей.

«Кто быстрее» (5-7 лет). Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего первые участники каждой команды начинают прыжки по следам гусеницы (стрелками паровозиков) и остаются на ее противоположной стороне. Задание начинают выполнять следующие участники и т.д. Побеждает команда, которая быстрее построится с другой стороны.

«Цветок»

Данный рисунок интересен для организации индивидуальной и коллективной соревновательной деятельности детей (рис. 8, фото 6).

Количество цифр определяется проигрышными задачами обучение с учетом зоны ближайшего развития детей.

«Кто быстрее?» (6-7 лет). Дети делятся на команды. По сигналу первый участник каждой команды начинает передвигаться прыжками от цифры 1 до цифры 15. Как только он достигнет цифры 15 стартует следующий игрок. Игра заканчивается, когда вся команда доберется до последней цифры.

Вариант (5-7 лет). Участники команд передвигаются по цифрам по порядку номеров стараясь удержать листочек на голове.

«Попади в цель» (3-7 лет). Метание мешочков в горизонтальную цель.

«Прокати и сбей!» (3-7 лет). Две команды выстраиваются около своих цветков. На каждом их лепестке размещают кегли. По сигналу каждый участник каждой команды добегают до цифры 1 и прокатывая мяч, пытается сбить кеглю. Затем ловит мяч и встает в конец строя, а задание начинает выполнять следующий игрок. Эстафета заканчивается, когда все кегли на цветке будут сбиты.

«Солнышко»

Цветик-семицветик»)

Для этой игры потребуется много места (см. фото 7, 8): они предназначены для организации фронтальных мероприятий с большим количеством участников. Контуры рисунков представляют собой круглую и извилистую дорожку. Лепестки или лучи солнца могут служить домиками, поэтому их количество должно соответствовать числу играющих детей.

На рисунках удобно организовать игры «Удочка», «Воробышки и кот».

«Успей занять дом!» (3-7 лет). Каждый ребенок находится в домике. Водящий стоит в центре — у него нет домика. По сигналу «Зеленый!» дети, стоящие в этих домиках, начинают меняться местами. По следующей меняются местами дети других домиков. Водящий должен успеть занять пустое место.

«Найди свое место!» (3-7 лет). Дети располагаются в домиках. По сигналу «Желтый!» бег по площадке начинают дети из домиков желтого цвета и т.д. По команде «Домой!» все стараются занять свое место. При повторении игры умесообразно менять способ передвижения по площадке (разные виды бега, ходьбы, прыжков, ведение мяча). Если детей больше, чем домиков, то каждый из них занимаются двое детей.

«Солнышко с косичками»

«Солнышко с косичками» позволяет организовать фронтальную деятельность детей (фото 9). Количество нарисованных косичек — лучей должно соответствовать числу детей в подгруппе.

«Поменяйтесь местами» (2-7 лет). Каждый ребенок становиться на бантик, водящий в центре. По сигналу «Зеленый!» дети, стоящие на бантиках этого цвета меняются местами. Водящий должен занять пустой бант.

«Кто быстрее до флага» (4-7 лет). Дети выстраиваются в команды на бантиках, по два на каждом. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками по косичкам к центру солнышка. Запрыгнув в центр, ребенок берет флажок и прыжками возвращается на свой бантик. Победитель тот, кто быстрее всех и без ошибок выполнил задание.

«Дорожки»

На асфальте рисуют две дорожки: прямую и извилистую длиной 3-4 м. Их используют для самостоятельной и организованной деятельности детей 2-7 лет (фото 10).

Бег по прямой и извилистой дорожки. Прыжки через дорожку прямо, боком, на одной, двух ногах.

Перешагивание через дорожку.

Прокатывание мяча по прямой дорожке.

Ходьба с ведением мяча.

Езда на велосипеде, самокате.

Таким образом, игры на асфальте способствуют развитию двигательных качеств и способностей детей, их двигательной сферы, психических процессов и свойств личности, формированию навыков и умений. Они удовлетворяют потребность ребенка в движении, повышают функциональные возможности детского организма, воспитывают нравственные и веселые качества, а так же интерес к занятиям физическими упражнениями.

Литература

1. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М: Гуманитарный изд. Центр Владос, 1999 г.

2. Минеева С.А. Подвижные игры дома и на улице от 2 до 14 лет. М: Айрис-пресс, 2007 г.

3. Шебеко В.Н., Ерпак Н.Н., Шишкина В.А., Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений: 2-е изд. М: изд. Центр «Академия»; 2007 г.