мастер-класс по здоровьесбережению
материал (старшая группа) на тему

Топченюк Ирина Александровна

«Нетрадиционные техники здоровьесбережения

в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabota_o_zdorove.docx61.14 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Нетрадиционные техники здоровьесбережения

в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Забота о здоровье - это

важнейший труд воспитателя

От жизнерадости, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировозрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

                            В.А. Сухомлинский.

 

Но прежде, чем мы начнем, я бы хотела, чтобы вы выполнили следующее задание, которое называется «Воздушный шар»

Я сейчас раздам листочки. Нарисуйте на нем воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей, важные для вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например: деньги, здоровье, семья, работа, любовь и т. д.) А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например: 1 место – здоровье, 2 место – семья и т. д.)

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье - неразделимы.

Когда впервые детям задаешь вопрос «что же самое дорогое и ценное в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ«деньги»«машина», и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь«Вы болеете?» все дружно говорят«Да» - А чем вас лечат?» - «Таблетками».- «А можно быть здоровыми без таблеток? – Нет!» Такие слова говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.

Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься»

Для эффективного решения проблемы здоровья детей в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. Все мы с вами коллеги знакомы с ними, и пользуемся в своей педагогической деятельности.

И для вас не является секретом, что

Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

Сегодня вашему вниманию мы хотели  бы поделиться с вами своим опытом использовании нескольких  нетрадиционных техник здоровьясбережения, которые я использую в своей работе на ряду с традиционными.

Первая методика

Японская методика пальцевого массажа (методика Йосиро Цуцуми)

Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган, так как нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом.

Работа рук способствует:

- психическому успокоению;

- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах;

Если дети волнуются и вертят в руках предметы во время речи, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа рук:

  • Массаж пальцев рук с большого до мизинца путем растирания.
  • Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими шариками.
  • Массаж грецкими орехами: катать между пальцев, удерживать между растопыренными пальцами.
  • Массаж четками: перебирание четок успокаивает нервы.
  • Массаж шестигранными карандашами: удерживать в определенном положении, катать между ладонями.
  1. Массаж стеклянными шариками (марблс)

- вертим в руках;

    - щелкать по ним пальцами;

- стрелять;

-направлять в специальные желобки и лунки – отверстия, состязаться в точности попадания;

        

2. Массаж грецкими орехами

1 .катать два ореха между ладонями,

2. один орех прокатывать между пальцами,

3. удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

3. Массаж шестигранными карандашами

Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – карандаша. Все  знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами,  помассировать ладони и пальцы, то процесс рисования станет еще интереснее.

 С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша,  способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат  кровоснабжение пальцев рук.

 Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу

Картинки по запросу массаж шестигранными карандашами для детей

Су-Джок терапия — это воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. В коррекционно–педагогической работе приемы Су-Джок терапии активно используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

В исследованиях южнокорейского учёного профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство уха с эмбрионом человека. Кисти и стопы с телом человека).

По этому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребёнка.

Упражнение «Шарик» Су- джок шарики.
В руки шарик ты возьми, на ладошку положи.

Покрути и поверти, каждый пальчик разотри.
Пальцы будут сильными, речь будет красивая.
-Поменялись мячиками друг с другом и поиграем с ними еще.
«Чудесный мячик»
Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
- А теперь прокрутили мячик, открыли его и достали пружинку.

Поиграем с ней. Приготовили одну ручку.
Палец толстый и большой, в лес за сливами пошел.
Указательный с порога, указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает. А мизинчик-господинчик,
В землю косточки сажает.

Такую работу можно проводить перед выполнением заданий, которые связаны с рисованием и письмом. Упражнения выполняем в течение одной — двух минут.
Достоинствами Су-Джок терапии являются:
–   Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
–   Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
–   Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

–   Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
Ну а сейчас я предлагаю вам расслабиться маленько, под креативную музыкальную физминутку. На ряду с традиционных физминутками мы с детьми любим иногда  позабавиться.

Отдохнули теперь можно продолжить дальше.

Один из методов из цикла креативной терапии - Работа с пуговицами.

Необходимо заполнить коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:

- опустите руку в коробку;

- поводите ладонями по поверхности пуговиц;

- захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;

- погрузите руки глубоко в «пуговичное море»;

- перетирайте пуговицы между ладонями;

- пересыпайте их из ладошки в ладошку;

- разными руками захватывайте щепотки пуговиц.

Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук. Таким образом,происходит сенсомоторное развитие.

СамоМассаж шишками.

Для работы используется экологически чистый природный материал, которым богата природа. Его преимущество в том, что он доступен и не требует материальных затрат и вызывает активный интерес у детей.

Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками

1.Сильное надавливание шишкой на основание большого пальца, указательного, среднего, мизинца и середину ладони.

      2.    Положить шишку на середину ладони одной руки и под счёт сжимать и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично.

      3.Шишки на ладонях обеих рук, одновременно сжимать и разжимать пальцы рук.

      4.Руку согнуть в локтевом суставе, предплечье – вертикально, пальцы развести в стороны («ёжик»). Шишку перекатываем от запястья большого пальца по боковым сторонам до  запястья мизинца и  наоборот.

     5.Руку положить на ровную поверхность ладонью вверх. Шишку перекатываем от локтя до конца мизинца и обратно к локтю, смещая шишку, перекатываем её до конца безымянного пальца и обратно к локтю и т.д., такими движениями по всей ширине руки пройдём до большого пальца и обратно.

Отношение к массажу неоднозначно: одни недооценивают, другие приписываю чудодейственные свойства.

 Одно бесспорно - неправильное применение данных методик никогда не принесёт вред человеку, а будет просто неэффективно, зато при правильном, систематическом  применении  способствуют успешному развитию речи ребёнка, достижение положительных результатов сокращается во времени, нервная система детского организма становится более уравновешенной, общее развитие гармоничным.

А следующий метод позволяет позаботиться о здоровье детских глазок, и эмоциональном здоровье.

ПАЛЬПИНГ

Простая идея давать глазам отдых, закрывая их, является фундаментальной для данного метода. Доктор Бейтс разработал специальное упражнение — «пальминг» (От англ. palm — «ладонь»). Вначале растираются ладони до ощущения теплоты. Затем глаза закрываются веками и прикрываются ладонями, чтобы свет не проникал в глаза, но и никакого давления на них не было. Ладони спокойно лежат на скулах, а пальцы находятся на лбу. Пальминг обычно выполняется в положении сидя. Локти опираются на стол, либо на лежащую на коленях толстую подушку.

Во время пальминга вы должны ощущать полный комфорт, тепло и уют.

Хромотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

ХРОМОТЕРАПИЯ – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.

Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:

-вегетативной нервной системы,

-эндокринных желез .

Здоровье сберегающая технология цветового воздействия при обучении.

 С помощью цвета активизируется деятельность мозга, возбуждаются нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память

Созерцание различных цветов повышает функциональную способность мозга, помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне.

Каждый цвет выполняет определенную функцию.

Красный активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает     интерферон

Зелёный цвет гармонии, равновесия; успокаивает.

Жёлтый цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все физиологические процессы

Синий тормозит физиологические процессы, но активизирует химические.

Таким образом, применение в работе не традиционных  здоровьесберегающих технологий  на ряду с традиционными повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию  здоровому образу жизни.

Существует еще множество не традиционных технологий, и в дальнейшем мы будем привносить на свою педагогическую деятельности с детьми новые технологии здоровья сбережения.

А в заключении я хотела бы вам предложить «Собрать цветок»

Упражением "Собери цветок" 
Мы с вами используем разнообразные здоровьесберегающие технологии.  И пря Вас заполнить  «лепестки» цветка здоровьесберегающими технологиями. Берите каждый по лепестку, напишите технологию, которую вы применяете в своей работе.

И мы соберем цветок  здоровья.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит«тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить вас коллеги за внимание и ваше участие. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по здоровьесбережению "Самое дорогое"

Мастер-класс для родителей по здоровьесбережению "Самое дорогое"...

мастер-класс по здоровьесбережению "Котята"

мастер-класс проводился с детьми средней группы, в рамках конкурса "Воспитатель года"...

Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления з...

мастер класс для педагогов «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»

Мастер класс «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»Воспитатель: Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность темы.Все большую силу в наше время набирает идея введе...

МАСТЕР- КЛАСС: «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Мастер класс «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»Воспитатель: Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность темы.Все большую силу в наше время набирает идея введе...

Мастер класс по здоровьесбережению

Мастер класс по здоровьесбережению...