Главные вкладки

    МАСТЕР- КЛАСС: «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»
    консультация (младшая группа) по теме

    Салихова Татьяна Раузатовна

    Мастер класс

    «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»

    Воспитатель: Салихова Татьяна Раузатовна

    Актуальность темы.

    Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

    Цель: познакомить педагогов с элементами песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ. Повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности.

    Задачи:

    1.  Познакомить педагогов с разными видами песка и техниками работы, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста;

    2.  Познакомить с мотивационными техниками песочной терапии;

    3.  Способствовать развитию интереса к песочной терапии и введению ее в практическую деятельность.

    4.  Повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность.

    5.  Развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений

    6.  Развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы

    7.  Формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.

     Предполагаемый результат:

    ·         Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

    ·         Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

    ·         Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

    ·         Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

    ·         Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

    ·         Формирование самосознания и адекватной самооценки;

    ·         Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;

    ·         Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;

    ·         Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательской-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

    оборудование и материал: манная крупа, кинетический песок,  влажные салфетки, подносы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_klass.docx27.23 КБ
    Файл pesochnaya_igroterapiya.pptx2.87 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель

    Республики Башкортостан

    МАСТЕР- КЛАСС:

     «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»,

    в рамках городского конкурса

    «Воспитатель года – 2017»

                                     Воспитатель первой категории:

    Салихова Т.Р.                                

    Агидель- 2017г.                

    Мастер класс

    «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»

    Воспитатель: Салихова Татьяна Раузатовна

    Актуальность темы.

    Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.

    Цель: познакомить педагогов с элементами песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ. Повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности.

    Задачи:

    1. Познакомить педагогов с разными видами песка и техниками работы, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста;
    2. Познакомить с мотивационными техниками песочной терапии;
    3. Способствовать развитию интереса к песочной терапии и введению ее в практическую деятельность.
    4. Повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность.
    5. Развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений
    6. Развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы
    7. Формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.

     Предполагаемый результат:

    • Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
    • Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
    • Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
    • Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
    • Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
    • Формирование самосознания и адекватной самооценки;
    • Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
    • Легкая адаптация к ДОУ вновь поступающих малышей;
    • Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательской-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

    оборудование и материал: манная крупа, кинетический песок,  влажные салфетки, подносы.

    1. Организационный момент.

    Ведущий: «Я прошу всех педагогов встать в круг. Прошу поднять правую руку тех, кто пришёл сегодня с открытым сердцем. Спасибо. Попрошу поднять правую руку тех, кто пришёл получить новые знания. Спасибо. А теперь положите левую руку к правому плечу те, кто готов работать со своими коллегами. Спасибо. Пожелаем друг другу творческих успехов, удачи! Прошу всех занять свои места. Сегодня у нас мастер - класс по теме«Песочные фантазии».

    2. Основная часть

    1.Мотивационные игры в песочной терапии.

    Начнем мы с техники, с которой всегда начинается песочная терапия, называется «мотивационные техники». С них всегда человек заходит в песочницу и начинает свою работу с песком.

    Почему важны мотивационные техники?:

    1. Они вызывают доверие к песку.

    2. Они вызывают интерес к песку.

    А если есть доверие и интерес, то у вас будет хорошая работа. Без мотивационных игр мы в песок не заходим. Сейчас мы будем работать не с песком, а очень похожим по свойствам материалом, который экологически чистый, доступный и абсолютно безопасный в работе с детьми - это манка.

    Важный момент, нет манкотерапии и нет пескотерапии, есть песочная терапия или терапия песком, и есть терапевтическая работа с манкой.

    1 задание: из кучки манки сделайте максимально высокую горку. Посмотрим у кого получилась самая высокая горка.

    2 задание: есть 3 песочных дождя: низкий, средний и самый высокий, который больше всего любят дети. Попробуйте сделать, и отследите какой вам больше понравился. Вы понимаете что мы сейчас исследуем возможности песка?

    3 задание: Из кучки от дождя создайте сейчас блинчик, размером с ваш мизинчик, круглый, ровный блинчик. Представьте что перед вами тарелка. И нам нужно ее расписать, красиво разными узорами. А расписывать мы ее будем одновременно 2-мя пальчиками мизинчиками и желательно одновременно. Посмотрим какие у вас узоры получаться. Сложно? Сейчас работаю у вас сразу 2 полушария головного мозга.

    Вы чувствуете как меняется ваше отношение к манке, вы уже не взрослые, но и еще и не дети. Происходит мотивация доверия к песку.

    4 задание: А сейчас из своей тарелке, сделайте квадрат. В реальной жизни кто может сделать квадрат из круга, а в песочной терапии можно.

    И в своем квадратике используя только отпечатки пальчиков нарисуйте образ животного. Потом спросите у соседа, что за животное у вас нарисовано, желательно чтобы он ответил. Попробуйте сделать его узнаваемым и  правдоподобным.

    5 задание: сейчас попробуем поиграть в паре. «Действие по образцу». Один будет ведущий, другой ведомый. Ведущий выполняет разные манипуляции с песком, ведомый старается точно повторить за ним. Это проверка на обучаемость, затем поменяемся.

    6 задание«Обратные действия». А сейчас попробуем сделать на оборот. Задача выполнять противоположные действия. Это возможность здоровой конкуренции. Наблюдайте за партнером, постарайтесь чтобы партнер не смог за вами повторить.

    2.Техника «Полушарное рисование песком».

    Здесь мы уже будем решать не мотивационные задачи, а больше развивающие упражнения. Много сейчас говорят о балансе правого и левого полушария головного мозга.

    Вы набираете манку 2-мя руками, таким образом чтобы она сыпалась из кулачка.

    1 задание: нарисуйте одновременно 2 одинаковых круга. Давайте попробуем, редко у кого получается четко одинаково нарисовать их. А сейчас одной рукой вы рисуете круг, а другой квадрат. Сложно?

    2 задание: одной рукой вы рисуете круг, а другой квадрат.

    3.Техника «Пальчиковые походы»

    Используется как мотивационная, а также для развития мелкой моторики.

    Выполняются следующие задачи:

    1. Исследовательская деятельность;

    2. Интерес к песку;

    3. Мелкая моторика;

    4. Стратегическое мышление.

    Можно использовать кисточки, можно сачок, чем интересней будет работа, тем большего положительного результата вы добьетесь.

    Работа с манкой уникальна, она всегда работает на положительное развитие самооценки. Даже если вы не умеете рисовать, у вас получаются удивительные рисунки на манке, а главное здесь не может быть ошибок, и с легкость можно их исправить.

    Манка очень похожа на песок, а работая с песком мы сразу вспоминаем, пляж, море, отдых. Здесь происходит релаксационная идея, перезагрузка мозга. В терапии это называют «обнуление», когда мы сбрасываем ненужный груз, а все что нужно остается для дальнейшей работы.

    Некоторые свойства и особенности песка:

    • Песок – природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним.
    • Песок – очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления.
    • Песок – демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать.
    • Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того трансформирует агрессию в положительные заряды.

    4.Кинетический песок

    Работа с кинетическим песком.

    Плассотерапия – методика терапии пластическим искусством в рамках «песочной терапии»

    Появление в 2013 году в Швеции нового пластического материала – «подвижного» («живого») песка, состоящего из кварцевого песка (98 %) и современных полимерных материалов (2 %, обладающего бактериостатическими и гип аллергенными свойствами, определило появление новой авторской методики – «плассотерапии», где основным инструментом терапевтического взаимодействия стал этот уникальный по своим свойствам материал.

    Плассотерапия (от греч. – леплю, — лечение, оздоровление) – психокоррекционная практика с использованием нового пластического материала, так называемого, «подвижного» песка(kineticsand, Швеция, 2013).

    Безопасность кинетического песка позволяет его использовать с детьми от 3х лет.

    Упражнения с кинетическим писком
    1. Упражнение на уравновешивание
    2. Нахождение геометрических фигур
    3.Заполнение геометрических фигур
    4. Поймай рыбку
    5.Упражнение с отпечатками
    6. Работа с ножом
    7. Несокрушимая башня
    8. Раскопки животных
    9. Отпечатки рук
    10.Рисунок на песке
    11. Лунки на песке
    12. Макароны
    13. Упражнение с шариками
    14.Завершение работы делением пирога
    на сектора.

    Как сделать кинетический песок
    Кинетический песок — хит продаж в детских магазинах. Эта игрушка может привести в восторг детей любого возраста. Кинетический песок на первый взгляд выглядит как обычный, но это ошибочное мнение. Он мягкий, пушистый и просто течет сквозь пальцы, при этом руки ребенка остаются сухие и чистые. Если кинетический песок попадает на пол – его легко собрать. Как видите — достоинств множество. Но его единственный, пожалуй, недостаток – цена. Поэтому сегодня попробуем приготовить аналог кинетического песка своими руками. 
    Ингредиенты: 
    • 2 стакана крахмала 
    • 3 стакана чистого песка. Подойдет песок, купленный в зоомагазине для кроликов, шиншилл, т.к. он мелкий, светлый и чистый. 
    • 1 стакан воды 
    • Пластиковый контейнер с крышкой 
    • Песочница или тазик 
    Рецепт: 
    В емкость высыпаем чистый песок. 
    Добавляем крахмал. Прежде, чем добавить крахмал к песку – предложите ребенку пощупать его, что бы он получил новые ощущения. 
    При помощи ложки или ручками перемешиваем крахмал и песок. Можно доверить это ребенку. 
    К песочно-крахмальной смеси добавляем воду, все вновь перемешиваем. 
    Все, кинетический песок готов, можно приступать к лепке. Песочек руки пачкает умеренно и не пачкает все вокруг. Куличики держат форму. Если малыш совсем кроха и все тянет в рот, то песок можно заменить на коричневый сахар. Игры с таким песком развивают мелкую моторику, творчество и воображение.

    3. Итоговая часть.        

    Такие занятия будут полезны не только ребёнку, но и нам, взрослым. В наше время любой человек испытывает колоссальные нагрузки, стресс, переживание. Песок, обладая приятной текстурой, имеет свойство успокаивать и расслаблять.



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Мастер класс « Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников» МАДОУ детский сад №5 «ПИН и ГВИН» ГО г.Агидель воспитатель: Салихова Татьяна Раузатовна

    Слайд 2

    Мотивационные техники Они вызывают доверие к песку Они вызывают интерес к песку

    Слайд 3

    Упражнения с манкой Горка; Песочный дождь; Блинчик; Тарелка; Квадрат; Действие по образцу; Действие на оборот .

    Слайд 4

    Техника «Полушарное рисование песком» Важен баланс между правым и левым полушарием головного мозга

    Слайд 5

    Техника « Пальчиковые подходы » 1. Исследовательская деятельность; 2. Интерес к песку; 3. Мелкая моторика; 4. Стратегическое мышление.

    Слайд 7

    Использование песка в детском саду: Рисование песком развивает : Мелкую моторику Улучшает память Пластику движений Работу головного мозга Борьба со стрессом

    Слайд 8

    Работа с кинетическим песком Плассотерапия (от греч. – леплю, — лечение, оздоровление) – психокоррекционная практика с использованием нового пластического материала, так называемого, «подвижного» песка» ( kinetic sand , Швеция, 2013) .

    Слайд 9

    Упражнения с кинетическим писком 1. Упражнение на уравновешивание 2. Нахождение геометрических фигур 3.Заполнение геометрических фигур 4. Поймай рыбку 5.Упражнение с отпечатками 6. Работа с ножом 7. Несокрушимая башня 8. Раскопки животных 9. Отпечатки рук 10.Рисунок на песке 11. Лунки на песке 12. Макароны 13. Упражнение с шариками 14.Завершение работы делением пирога на сектора.

    Слайд 10

    Как сделать кинетический песок своими руками?

    Слайд 13

    При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность дает дополнительный положительный эффект существенно повышается мотивация занятия более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка.

    Слайд 14

    Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    семинар - практикум «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма оздоровления дошкольников»

    Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.Цель пес...

    Презентация мастер - класса на конкурс "Воспитатель года" 2017

    "Дидактические развивающие игры в коррекционно - образовательном процессе учителя -  логопеда"...

    мастер класс для педагогов «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»

    Мастер класс «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»Воспитатель: Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность темы.Все большую силу в наше время набирает идея введе...

    Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

    Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

    Приказ №207 -2 от 29.11.2017г О подготовке к городскому конкурсу "Учитель года - 2017" в номинации "Воспитатель года - 2017" с приложением

    Приказ №207 -2 от 29.11.2017г О подготовке к городскому конкурсу "Учитель года - 2017" в номинации "Воспитатель года - 2017" с приложением...

    Консультация для педагогов «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»

    В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песк...

    Выступление педагога- психолога на родительском собрании в форме мастер- класса " Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников"

    Выступление педагога- психолога на родительском собрании  в форме мастер- класса " Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников"...