Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»
    консультация на тему

    Амелина Екатерина Александровна

    В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_pesok.docx185.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»

    В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

    Что такое песочная терапия?

    Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

    Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.

    Задачи:

    1) релаксация, снятие мышечной напряжённости;

    2) развитие зрительно-пространственной ориентировки;

    3) концентрация внимания, памяти;

    4) развитие логики и речи;

    5) стабилизация эмоционального состояния;

    6) развитие творческих (креативных) способностей;

    7) способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка;

    8) формирование позитивной коммуникации.

    Общие условия организации песочной терапии

    В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

    Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

    Игрушки

    Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

    - люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;

     - наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

    - летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

    - обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

    - жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

     - домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

    - деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

    - объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

    - транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

    - объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки;

    - объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

    - естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

    - фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни.

    Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

    Чем полезны игры с песком?

    • Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии.
    • Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
    • Развивают мелкую моторику, глазомер.

    Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

    • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!).

    Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

    Эффект песочной терапии:

    • позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
    • положительная динамика в развитии:

    образного мышления;

    • тактильной чувствительности;
    • зрительно-моторной координации;
    • ориентировки в пространстве;
    • сенсо-моторного восприятия.

    Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

    Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.

    Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

    Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка. Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.

    Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

    Вредных нет детей в стране —

    Ведь не место им в песке!

    Здесь нельзя кусаться, драться

    И в глаза песком кидаться!

    Стран чужих не разорять!

    Песок — мирная страна.

    Можно строить и чудить,

    Можно много сотворить:

    Горы, реки и моря,

    Чтобы жизнь вокруг была.

    Дети, поняли меня?

    Или надо повторить?!

    Чтоб запомнить и дружить!

    Плассотерапия

    Плассотерапия – методика терапии пластическим искусством в рамках «песочной терапии»

    Возможности «песочной терапии» продолжают расширяться, возникают различные модификации, новые формы терапевтической работы и техники. В 2013 году в Швеции был создан «подвижный» («живой») песок: уникальный по своему составу материал, содержащий чистый кварцевый песок (98 %) и современные полимерные материалы (2 %). «Подвижный» песок абсолютно безвреден, обладает бактериостатическими свойствами (препятствует размножению бактерий на нём), не требует обработки в течение 5 лет, не содержит токсичных веществ, не вызывает аллергии.

    Ингредиенты, входящие в состав «подвижного» песка обеспечивают ему необходимую для лепки пластичность и вязкость, но в тоже время позволяют легко менять свою форму и рассыпаться на мелкие частички, которые продолжают самостоятельно двигаться даже после окончания внешнего воздействия на материал.

    Для полноценной работы достаточно обычного письменного стола, на поверхности которого ребенок при взаимодействии с консультантом создаёт свои, обладающие исцеляющим эффектом, пластические ландшафты.

    Плассотерапия отличается также и тем, что во время сессии не используются какие-либо фигурки, игрушки, или дополнительные предметы, так как пластических возможностей материала достаточно для целостного психокоррекционного процесса.

     

    Литература.

    1. Грабенко Т.М., Зинкевич Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.

    2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Издательство «Речь», 2005.

    3. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006,-224с.

    150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе.-М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.-126с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов ДОУ "Использование музыкального компонента как средства здоровьесбережения дошкольников"

    Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной задачей, конечно же, семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развити...

    Буклет для педагогов:" Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников".

    Цель: гармонизировать эмоциональную сферу ребенка через применение игр с песком...

    семинар - практикум «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма оздоровления дошкольников»

    Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.Цель пес...

    мастер класс для педагогов «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»

    Мастер класс «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»Воспитатель: Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность темы.Все большую силу в наше время набирает идея введе...

    МАСТЕР- КЛАСС: «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

    Мастер класс «Песочная игротерапия и плассотерапия как форма здоровьесбережения дошкольников»Воспитатель: Салихова Татьяна РаузатовнаАктуальность темы.Все большую силу в наше время набирает идея введе...