Физкультурно-оздоровительная программа "Здоровый малыш"
рабочая программа на тему
Физкультурно-оздоровительная программа "Здоровый малыш" расчитана на три года.
Цель программы: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Улучшение медико-социальных условий пребывания ребенка в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovyy_malysh.doc | 369.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол от 03.09.2015г. № 3
«Утверждена»
Заведующий МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
____________ Борисова Н.Н.
Приказ от 03.09.2015г. № 64/14
Физкультурно-оздоровительная программа «Здоровый малыш»
МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
на 2015 – 2018 учебный год.
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт физкультурно-оздоровительной программы «Здоровый малыш»………………..2
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………4
1.1. Цель и задачи программы…………………………………………………………………4
1.2. Основные принципы реализации программы……………………………………………4
1.3. Основные участники реализации программы……………………………………………5
2. Система и содержание физкультурно-оздоровительной работы…………………….6
2.1. Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья дошкольников…………………………………………………………………………………...6
2.2. Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий…………………………………………………………………………………....11
2.3. Формирование валеологической культуры……………………………………………...13
2.4. Образовательная–оздоровительная деятельность……………………………………….14
2.5. Лечебно-профилактическая работа……………………………………………………….18
3. Заключение………………………………………………………………………………….21
4. Ожидаемые конечные результаты………………………………………………………21
Перечень литературных источников………………………………………………………….22
Паспорт физкультурно-оздоровительной программы «Здоровый малыш»
Наименование Программы | Физкультурно-оздоровительная программа «Здоровый малыш» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ромодановский детский сад комбинированного вида» (далее Программа) |
Разработчик Программы | Рабочая группа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ромодановский детский сад комбинированного вида»»: - Борисова Н.Н., заведующая ДОУ, руководитель группы; - Левашова И.А., старший воспитатель, высшая квалификационная категория; - Савинова Е.Б., инструктор по физической культуре; - Цыплова Е.А., медицинский работник; - Лашина О.С., учитель-логопед, председатель первичной профсоюзной организации. |
Исполнители мероприятий Программы | Администрация и коллектив ДОУ, воспитанники, родители (законные представители), социальные партнеры, общественность, заинтересованная в развитии ДОУ. |
Характеристика нормативно- правовой базы | Федеральные документы: - Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - -Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»; - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 03 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 09 июля 1998 года; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»); - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях. СанПин 2.4.1.3049-13; - Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования; Региональные документы: - Постановление Правительства РМ от 4 октября 2013 г. N451 Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. N 53-З "Об образовании в Республике Мордовия"; - Постановление Правительства РМ от 4 октября 2013 г. № 451. Государственная программа Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы»4 - Устав ДОУ; - Основная образовательная программа ДОУ. |
Цель Программы | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Улучшение медико-социальных условий пребывания ребенка в ДОУ. |
Основные задачи | - охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности; - воспитание в детях, родителях, педагогах потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры. Приобщение детей и взрослых к традициям большого спорта; - создание оптимального режима, обеспечивающего комфортное самочувствие, психическое и физическое развития ребенка. |
Приоритетные направления программы | - охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности; - воспитание в детях, родителях, педагогах потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры. Приобщение детей и взрослых к традициям большого спорта; - снижение заболеваемости воспитанников на 0,2%. |
Сроки реализации Программы | Сроки реализации программы: сентябрь 2015г. – сентябрь 2018г. |
1. Пояснительная записка
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается нормативно-правовыми документами (см. в Паспорте Программы).
Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. По данным медицинских прогнозов, дети потенциально больны сердечно — сосудистыми заболеваниям. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и не закалённостью.
Поэтому, можно сделать выводы:
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Исходя из вышесказанного, наш педагогический коллектив пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере не только физического и психического здоровья, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми. Актуализации внимания воспитателей на главной социальной роли, вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний.
Программа «Здоровый малыш» разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения — это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей. Программа «Здоровый малыш» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателям, специалистам ДОУ содержания обучения и воспитания. Использование различных методик, позволяет использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов, родителей.
1.1. Цель и задачи программы:
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, улучшение медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду.
Задачи:
1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
2. Воспитание в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры. Приобщение детей и взрослых к традициям спорта.
3. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
1.2. Основные принципы реализации программы:
1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
3. Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип личностной ориентации и преемственности — организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего и разновозрастного развития и состояния здоровья.
5. Принцип демократизации, гуманизации и индивидуализации — отказ от насилия, подавления личности, подчинения её педагогу, создающему условия, умело и осторожно направляющему развитие ребёнка.
6. Принцип гарантированной результативности — реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого- педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
7. Принцип природосообразности определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
1.3. Основные участники реализации программы:
- Воспитанники дошкольного образовательного учреждения
- Педагогический коллектив образовательного учреждения.
- Родители (законные представители) детей посещающих ДОУ.
2. Система и содержание
физкультурно-оздоровительной работы
2.1. Организационно-методическая деятельность
Основные задачи.
- Создание оптимальных условий для совместной деятельности медицинских и педагогических работников в оздоровлении детей.
- Применение эффективных форм повышения квалификации медицинского и педагогического персонала по оздоровлению и организации физического воспитания дошкольников. Повышение ответственности взрослых по данной проблеме.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизиологической специфике детей дошкольного возраста.
№ п/п | Содержание работы. | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | Ответственные | Примечание |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
1. | Осуществлять наблюдение за физическим и психическим- развитием детей. | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
2. | Разработать модели внедрения здоровьесберегающих методик в воспитательно- образовательный процесс. | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
3. | Разработать схемы мониторинга здоровья дошкольников, готовности к школьному обучению и скрининг – программу обследования детей. | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
4. | На основе данных заболеваемости и мониторинга здоровья дошкольников разработать комплекс мер по снижению заболеваемости и улучшению здоровья детей. | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
5. | Разработать цикл лекций и методических рекомендаций для медицинского и педагогического персонала по проблемам здоровья детей. | Старший воспитатель | ||||
6. | Создать центр управления, контроля и коррекции состояния здоровья детей. | Администрация | ||||
7. | Проводить тематические совещания при заведующей и производственные собрания с вопросами в повестке дня: - анализ заболеваемости детей за месяц, квартал, год; - о состоянии здоровья воспитанников (по результатам мониторинга и обследований врачами- специалистами); - о мероприятиях по снижению заболеваемости; - об организации питания; - ежеквартально заслушивать отчёты педагогов групп о состоянии здоровья воспитанников, заболеваемости, мерах по её снижению; об организации закаливающих процедур, и другие вопросы; - результаты оперативного контроля.
| Администрация | ||||
8. | Рассматривать на педагогических советах вопросы: - о выполнении режима дня в группах; - о реализации развивающей педагогики оздоровления; - итоги тематических и комплексных проверок по вопросам физического воспитания и оздоровления дошкольников; - об организации питания. | Администрация | ||||
8. | Организовать консультативные встречи сотрудников ДОУ с врачами детской поликлиники по темам: - о профилактике заболеваний позвоночника у детей дошкольного возраста; - организация работы педагогов по профилактике глазных заболеваний; - о профилактике плоскостопия у дошкольников; - гигиена полости рта и профилактика заболеваний кариесом и другими; - о витаминах – всерьёз. | Администрация | ||||
9. | Семинар- практикум для педагогов по теме: «Физическая культура и укрепление здоровья ребёнка». | Старший воспитатель | ||||
10. | Развивающая дискуссия по итогам просмотренных открытых мероприятий: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей – одна из основных задач ДОУ». | Старший воспитатель | ||||
11. | Круглый стол: «Пути активизации двигательной активности детей с учётом их индивидуальных и физиологических особенностей». | Старший воспитатель | ||||
12. | Консультация – тренинг. «Игра как фактор улучшения положительного эмоционального настроя». | Старший воспитатель | ||||
13. | Просмотр открытых мероприятий по изученным проблемам в целях передачи передового опыта с последующим проведением встреч за круглым столом (анализом): - закаливающие процедуры; - утренняя гимнастика; - занятия (физкультурные, по валеологии, интегрирован- ные и другие); - физкультурные паузы и минутки; - прогулка; -организация индивидуальной работы; - дифференцированный подход к детям при организации различных видов деятельности; - познавательные занятия по ОБЖ.; - формирование культурно-гигиенических навыков; другие формы работы с детьми. | Администрация | ||||
14. | Организовать Дни Диагностики, Регулирования и Корректировки по проблеме оздоровления и физического развития дошкольников. | Администрация | ||||
15. | Организовать работу творческих групп по проблемам: «Совершенствование образовательного процесса с позиций здоровьесберегающей педагогики». | Старший воспитатель | ||||
16. | Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления: - ароматерапия (из опыта работы врача Реммера Г.А.), -«гимнастика маленьких волшебников» (из опыта работы ДОУ г. Ставрополя) - игры «Лечимся сами»; - методика «Гимнастика мозга» Захаровой Р.А., Чупаха И.В.; - дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, К. Бутейко; - вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева; - игропластика Ж.Е.Фирилёвой и Е.Г.Сайкиной; - игровой самомассаж; - пальчиковая гимнастика; - китайские оздоровительные системы; - психогимнастика; - ритмопластика и хореография (программа И.А. Джалиловой); - ритмическая гимнастика - дыхательная гимнастика игрового характера; - сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика Н.Фоминой. -упражнение Э.С.Аветисова «Метка на стекле» для профилактики глазных заболеваний. | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
17. | Разработать и реализовать реабилитационную программу для детей, страдающих хроническими заболеваниями. | Медицинская служба | ||||
18. | Разработать и реализовать комплексы корригирующей гимнастики для детей с патологией опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки), страдающих ожирением. | Медицинская служба | ||||
19. | Изучить и внедрить оздоровительно- развивающую программу по танцевально-игровой гимнастике «Са-фи-дансе». | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
20. | Изучить и внедрить социально-оздоровительную технологию Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
21. | Изучить и использовать в работе оздоровительную программу «Зелёный огонёк здоровья», направленную на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, снижения зрения и повышения резистентности организма. (Автор М.Ю. Картушина). | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
22. | Провести семинар для педагогов и медицинских работников на тему: «Условия обеспечения психического здоровья детей». | Педагог – психолог школы | ||||
23. | Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей. | Администрация | ||||
24. | Организовать клуб «ЗОЖ» для сотрудников ДОУ. | |||||
25. | Упорядочение учебной нагрузки и активного отдыха детей. (Введение Дней радости, каникул, гибкий режим занятий и др.) | Старший воспитатель | ||||
26. | Разработать цикл лекций и методических рекомендаций для медицинского и педагогического персонала по проблемам здоровья детей. | Старший воспитатель | ||||
27. | Упорядочить и улучшить работу с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
28. | Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима. | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы |
2.2. Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий
Основные задачи:
- Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения с целью профилактики и укрепления здоровья дошкольников.
- Создание оптимального режима функционирования дошкольного учреждения.
- Создание условий для развития жизненно важных двигательных навыков и способностей дошкольников.
- Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями и индивидуальными особенностями здоровья детей.
№ п\п | Содержание работы | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | Ответственные | Примечание |
1. | Пополнить ДОУ необходимым медицинским и спортивным оборудованием, ростовой мебелью в детском саду «Теремок» | Администрация | ||||
2. | Обновить программу производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. | Администрация, медицинский персонал | ||||
3. | Осуществлять контроль за соблюдением инструктивно-методического письма Минобразования России от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; |
Администрация, медицинский персонал | ||||
4. | Соблюдать графики сквозного проветривания помещений ДОУ в соответствии с режимом. |
медицинский персонал | ||||
5. | Четко выполнять инструкции по обработке помещений, графики генеральных уборок, инструкции по обработке посуды. Обновлять санитарные уголки в каждой группе. |
медицинский персонал | ||||
6. | Четко выполнять должностные инструкции и инструкции по технике безопасности для педагогического, медицинского и обслуживающего персонала с учётом требований по охране жизни и здоровья дошкольников. | Администрация | ||||
7. | Ежегодно разрабатывать режимы дня для каждой возрастной группы. | Старший воспитатель | ||||
8. | Подготовить памятки для родителей о режиме дня воспитанников. | Старший воспитатель | ||||
9. | Обновить и пополнить в каждой группе физкультурные уголки. | Администрация | ||||
10. | Приобрести дополнительное оборудование для спортивной площадки | Администрация | ||||
11. | приобрести оборудование для закрепления основных движений, повышения двигательной активности у воспитанников на участках для прогулок. | Администрация | ||||
2.3. Формирование валеологической культуры
Основные задачи:
| ||||||
№ п\п | Содержание работы | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
Ответственные | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организовать работу по созданию теоретического, методологического и научно-методического обеспечения валеологии, психологии, педагогики, инновационных педагогических технологий, проблем непрерывного валеологического образования и физического воспитания, современных методик психолого-педагогической и медицинской диагностики | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
2. | Разработать систему мониторинга здоровья и личностного развития ребёнка, внедрения их в педагогический процесс. | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
3. | Продолжать работу по совершенствованию развивающей среды дошкольного учреждения. | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
4. | Обеспечить условия для предупреждения травматизма в ДОУ, через: - соблюдение техники безопасности при организации воспитательно-образовательного процесса, свободного времени. | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
5. | Ввести в организованные виды деятельности мероприятия, направленные на преодоление гиподинамии. | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
6. | Разработать и реализовать систему ознакомления дошкольников с собственным организмом и обучения умениям себе помочь. | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы | ||||
7. | Создание проектов по теме «Экология – здоровье». | Медицинская, педагогическая, социально-психологическая службы |
2.4. Образовательно - оздоровительная деятельность
Основные задачи.
- Обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями.
- Рациональная организация двигательной активности детей; развитие двигательных навыков и способностей; формирование правильной осанки.
- Создание оздоровительного микроклимата, соответствующей фитосреды, предметной среды, стимулирующей двигательную активность ребёнка.
№ п\п | Содержание работы | 2015- 2016 | 2016- 2017 | 2017- 2018 | Ответственные | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Углубить совместную работу воспитателей, инструкторов по физической культуре, медицинских работников по укреплению здоровья детей. | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинские работники, | ||||
2. | Организовать дифференцированный подход к нагрузке детей на занятиях в соответствии с их группой здоровья. | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинские работники, | ||||
3. | Организовать утреннюю гимнастику различных видов: - традиционный комплекс; - подвижные игры; - оздоровительные пробежки;
препятствий; - тренажеры; - ритмическая гимнастика; - танцевальный комплекс; - гимнастику «маленьких волшебников»; - игровую гимнастику «Лечимся сами»; - гимнастику- игропластику по методике Ж.Е. Фирилёвой и Е.Г Сайкиной; - гимнастику с фибромячами (из опыта Савиновой Е.Б.) - танцевально-игровую гимнастику-«Са-фи-данс» | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинские работники, Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинские работники | ||||
4. | Разработать и внедрить комплексы двигательной разминки с предметами и без них между занятиями. | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинские работники | ||||
5. | Разработать комплексы физкультурно-развлекательных минуток для проведения во время организованных видов деятельности (в том числе на занятиях): - упражнения для развития мелкой моторики кистей рук; - имитационные упражнения; - общеразвивающие упражнения игрового характера; - элементы корригирующей гимнастики; - элементы «гимнастики мозга»; - степ-аэробика; - танцевально-ритмические движения, другие. | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинские работники | ||||
6. | Организовывать игры различной интенсивности, индивидуальную и самостоятельную деятельность детей по совершенствованию основных движений на прогулках (вечерней, утренней и дневной) с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и состояния его здоровья. | Воспитатели, инструктор по физической культуре | ||||
7. | Разработать примерные прогулки с применением игр различной интенсивности по временам года, с учётом погодных условий, в соответствии с возрастом детей. | Старший воспитатель | ||||
8. | Внедрить оздоровительный бег на воздухе с увеличением дистанции от 500 до 1000 метров. | Воспитатели, инструктор по физической культуре, медицинские работники | ||||
9. | Продолжать работу по совершенствованию гимнастики после дневного сна, используя различные виды: - разминка в постели и самомассаж; - игровые упражнения; - сюжетно-ролевая гимнастика; - использование спортивных тренажёров, комплексов и модулей; - ходьба и пробежки по «Дорожкам здоровья»; - корригирующая гимнастика; - дыхательные упражнения. | Воспитатели, инструктор по физической культуре, медицинские работники | ||||
10. | Организовывать прогулки- походы по разработанному маршруту, предлагая детям двигательные задания, подвижные игры разной интенсивности, преодоление полосы препятствий с использованием природного окружения. | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинские работники | ||||
11. | Осуществлять коррекционную работу с детьми по развитию движений. | Воспитатели, инструктор по физической культуре, логопед, медицинские работники | ||||
12. | Осуществлять работу кружков и секций по физической культуре и спорту. | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинские работники | ||||
13. | Организовать занятия логоритмической гимнастикой. | Воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по культуре | ||||
14. | Осуществлять занятия корригирующей гимнастикой в организованных видах деятельности и в свободное время. | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинский работник | ||||
15. | Использовать различные формы организации занятий физической культурой: - традиционное; - сюжетно-ролевое; - игровое; - тренировочное; - с использованием спортивных тренажёров, комплексов, модулей; - с фибромячами; - ритмическая гимнастика; - по интересам детей; - интегрированное; - тематическое; - туризм, длительные походы; - контрольно-проверочные. | инструкторы по физической культуре | ||||
16. | Ввести в воспитательно- образовательный процесс «динамические минутки» для самостоятельной двигательной деятельности детей с использованием спортивных атрибутов, тренажёров, модулей и оздоровительный час для детей младшего дошкольного возраста. | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинские работники | ||||
17. | Ввести в ДОУ традиции : - Летняя олимпиада (во время каникул); - Неделя здоровья (во время осенних и весенних каникул); - Дни здоровья; - Спортивные праздники, -Досуги; - Пешие походы и т.д. | Воспитатели, инструкторы по физической культуре, медицинские работники | ||||
18. | Разработать комплекс оздоровительных мероприятий «фитобар». | Старший воспитатель, медицинские работники | ||||
19. | Осуществлять охрану психического здоровья через: Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы; Сказкотерапию; Мамины прикосновения; Игротерапию и другие. | Старший воспитатель, воспитатели, муз.руководитель |
2.5. Лечебно- профилактическая работа
Основные задачи:
- Совершенствование форм и методов лечения и оздоровления дошкольников.
- Формирование реабилитационной и профилактической базы в дошкольном учреждении.
- Повышение адаптационных возможностей организма ребёнка к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
- Осуществление комплекса закаливающих процедур с использованием различных природных факторов и учётом индивидуальных особенностей ребёнка
№ п\п | Содержание работы | 2015- 2016 | 2016- 2017 | 2017- 2018 |
Ответственные | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Отбор детей в группы здоровья. | Медицинские работники. | ||||
2. | Обследование детей по скрининг – программе в три этапа. 1 этап – доврачебное обследование; 2 этап – осмотр врачом детей, выявленных при помощи теста, врачом; 3 этап – осмотр детей специалистами поликлиники. | Медицинские работники. | ||||
3. | Лабораторные исследования | Медицинские работники. | ||||
4. | Профилактические прививки. (Согласно плана). | Медицинские работники. | ||||
5. | Анкетный тест-опрос родителей. | Медицинские работники, воспитатели. | ||||
6. | Разработать систему закаливающих мероприятий с учётом сезонности. | Медицинские работники, старший воспитатель. | ||||
7. | Осуществлять закаливание с учётом состояния здоровья ребёнка: - воздушные ванны (облегчённая одежда); - пойкилотермия (разница температур в помещениях); - прогулки на воздухе; - хождение босиком; - хождение босиком по «дорожке Неболейка»; по траве, песку; - утренний приём на свежем воздухе; - утренние пробежки по беговой дорожке; - самомассаж; - обширное умывание; - полоскание зева прохладной водой; - полоскание чесночной водой; - полоскание травами (шалфей, эвкалипт, ромашка); - игры с водой; - солнечные ванны; - одежда, соответствующая сезону и температуре в помещениях ДОУ; - дыхательная гимнастика; - рефлексотерапия | Медицинские работники, воспитатели, инструктор по физкультуре. | ||||
8. | Осуществлять оздоровление фитонцидами: - чесночно – луковые закуски. | Медицинские работники, воспитатели. | ||||
9. | Осуществлять витаминотерапию: - поливитамины ( «Ревит», «Поливит», «Компливит» и др.); - аскорбиновая кислота; - настойка шиповника; - витаминизация третьего блюда; - чай с лимоном; - витаминный салат; | Медицинские работники, воспитатели. | ||||
10. | Осуществить аэроионизацию воздуха ( люстра Чижевского) | |||||
10. | Смазывание слизистой носа оксолиновой мазью. | Медицинские работники, воспитатели. | ||||
11. | Ввести очищающие и общеукрепляющие утренние салаты из сырых и полусырых овощей. | Медицинские работники, воспитатели, родители. | ||||
12. | Осуществлять работу с детьми, имеющими патологию стопы и нарушение осанки: - корригирующая гимнастика; - гимнастика с фибромячами; - дополнительные кружки и секции. - оздоровительный сон на фоне музыкального сопровождения. | Медицинские работники, воспитатели, инструктор по физкультуре. | ||||
13 | Осуществлять коррекционную работу: - лечебную физкультуру; - психогимнастику; - занятия с детьми- логопатами; - занятия с детьми ОВЗ; - занятия с детьми группы риска | Медицинские работники, воспитатели, инструктор по физической культуре, учитель-логопед |
3. Заключение
Мы считаем, что система работы по физкультурно-оздоровительной программе «Здоровый малыш» позволит нам достичь поставленную цель в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, в формировании у родителей, педагогов, детей ответственности в деле сохранения своего здоровья, в улучшении медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду.
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело — все это даст положительный эффект в нашей работе: у большинства детей уже наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
В результате внедрения и реализации физкультурно-оздоровительной программы «Здоровый малыш», дети ДОУ должны показать высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости и достаточный уровень развития основных движений.
4. Ожидаемые конечные результаты:
1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
2. Воспитание в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры. Приобщение детей и взрослых к традициям большого спорта.
3. Развитие основных физических качеств (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
4. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно психическое и физическое развитие.
Перечень литературных источников:
Автор составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Глазырина Л.Д. | Физическая культура дошкольникам | М.:ВЛАДОС | 1999 |
Пензулаева Л.И. | Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет | М.:Мозаика-Синтез | 2009 |
Пензулаева Л.И. | Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет | М.:Мозаика-Синтез | 2009 |
Пензулаева Л.И. | Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет | М.:Мозаика-Синтез | 2009 |
Пензулаева Л.И. | Физкультурные занятия с детьми старшего дошкольного возраста | М.:Мозаика-Синтез | 2009 |
Тимофеева Е.А. | Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации. Младший дошкольный возраст. | М. | 2008 |
Тимофеева Е.А. | Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации. Старший дошкольный возраст. | М. | 2009 |
Подольская Е.А. | Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет | Волгоград: Учитель | 2010 |
Байкова Г.Ю. | Реализация образовательной области «Физическое развитие» | Волгоград: Учитель | 2015 |
Картушина М.Ю. | Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет | М.: ТЦ Сфера | 2010 |
Шорыгина Т.А | Беседы о здоровье | М.: ТЦ Сфера | 2010 |
Крылова Н.И. | Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия | Волгоград: Учитель | 2009 |
Иванова Е.В. | Проектная деятельность в детском саду: спортивный социальный проект | Волгоград: Учитель | 2015 |
Соломенникова Н.М. | Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет | Волгоград: Учитель | 2013 |
Кудрявцев В.Т. Егоров Б.Б. | Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) | М.: ЛИНКА-ПРЕСС | 2000 |
Гаврючина Л.В. | Здоровьесберегающие технологии в ДОУ | М.: ТЦ Сфера | 2007 |
Картушина М.Ю. | Праздники здоровья для детей 4-5 лет | М.: ТЦ Сфера | 2009 |
Журнал «Современный детский сад» | ООО «АРКТИ» | 2015 | |
Журнал «Старший воспитатель» | ЗАО «МЦФЭР» | 2014,2015 | |
Журнал «Управление» | М.: ТЦ Сфера | 2014,2015 | |
Журнал «Инструктор по физкультуре» | М.: ТЦ Сфера | 2014,2015 | |
Журнал «Медработник» | М.: ТЦ Сфера | 2014,2015 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ «Здоровый малыш»
В проекте в сжатом виде представленны основные моменты физкультурно – оздоровительной работы ДОУ, а также приложения по работе с родителями....
Сценарий НОД по физкультурно-оздоровительному развитию подготовительная группа «Спортивный мир затей для здоровья малышей»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Физическая культура», «Коммуникация», «Безопасность»....
Физкультурно-оздоровительна программа Здоровый малыш
В программе отражены цели, задачи, важнейшие целевые индикаторы, сроки и этапы реализации, ожидаемые и конечные результаты физкультурно-оздаровительной программы....
Проект: Создание физкультурно-оздоровительного центра «Здоровый малыш»
Возрастающее количество часто болеющих детей, не имеющих устойчивой мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья; недостаточность знаний родителей о методах ЗОЖ; привитие ре...
Физкультурно-оздоровительный кружок \"Здоровый малыш\"
Данная презентация содержит информацию о физкульторно-оздоровительном кружке . В работе указаны занятия , улучшающиеся , укрепляющиеся детей....
Программа физкультурно-оздоровительного кружка "Здоровый малыш".
Формирование и закрепление навыков правильной осанки...
Конспект физкультурно-оздоровительного развлечения «Ловкие малыши» Ранний возраст
Конспектфизкультурно-оздоровительного развлечения«Ловкие малыши»...