Физическая культура и здоровый образ дошкольников
статья на тему

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - одна из главных задач формирования личности. Данный материал поможет педагогу разобраться в этом вопросе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – одна из               главных задач формирования личности.

   К сожалению статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей. Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число  физиологически незрелых новорожденных утроилось. Ослабление здоровья подрастающего поколения может угрожать здоровью последующих поколений, так как у больных родителей будут рождаться больные дети.

   За последние 10 лет  увеличилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Количество дошкольников с хроническими болезнями увеличилась в два раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6% (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН). Основными проблемами здоровья детей в настоящее время являются: нарушения опорно – двигательного аппарата, аллергические проявления, сердечно-сосудистые заболевания.

    Совсем небольшой процент детей приходит в школу абсолютно здоровыми. А это не маловажно для успеваемости детей и их успешности во взрослой жизни.

   В связи с важностью проблем, касающихся сохранения здоровья детей, остро стоит вопрос о подготовке специалистов. Узкого специалиста для дошкольного учреждения сейчас крайне недостаточно. На современном этапе необходимо, чтобы каждый педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, был грамотен в вопросах сохранения здоровья. Поэтому педагог дошкольного учреждения должен иметь кроме общепедагогических знаний, также специальные знания, касающиеся здоровья детей, и практические навыки здорового образа жизни.

  В связи с вышесказанным можно выделить основные задачи по физическому развитию и здоровому образу жизни дошкольников:

  1. Оздоровительные: охрана и укрепление здоровья детей, их физическое развитие.
  2. Образовательные: формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств.
  3. Воспитательные: разностороннее развитие детей, воспитание у них интереса к здоровому образу жизни.
  4. Обеспечить двойную защиту детей по охране и укреплению здоровья детей, приобщению их к здоровому образу жизни (со стороны родителей и педагогов).
  5. Проследить связь здорового образа жизни и физической культуры

КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

1.Рациональный режим.

Гармоничному физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует режим дня.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным способом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Это – рациональное чередование работы и отдыха. Известный ученый И.Павлов отмечал: «Всякая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться».

Однако неправильно понимать режим как жестокий распорядок дня с обязательным, ежедневным повторением в строго установленное время всех событий. И дело не только в том, что жизнь ребенка становится монотонной, однообразной, скучной. Снижается его способность к адаптации, к имеющимся условиям, создаются предпосылки для развития утомления.

Поэтому рациональный (а значит оздоровительный) режим должен быть в равной мере и стабильным, и одновременно динамичным, гибким. Именно это способствует развитию у ребенка хорошей адаптации к изменяющимся условиям.

Режим дня детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Таким образом, суточный режим и построенный на его основе распорядок дня – конструкция гибкая, динамичная.

Очень важно учитывать следующие правила при построении режима дня дошкольника:

  • Продолжительность занятий должна учитывать возрастные возможности;
  • Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе);
  • Необходимое место должно быть отведено на сон.

Один из важнейших компонентов режима дня – сон. Недостаток сна сразу сказывается на общем состоянии человека.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет в 7 лет 10-11 часов. Нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры - все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим. Сон важно оберегать до того, как ребенок заснул.

 2. Рациональное питание.

Огромное значение в физическом развитии ребенка и укреплении его здоровья имеет правильно организованное, сбалансированное питание.

Основными принципами организации рационального питания детей являются:

  • Обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма;
  • Соблюдение определенного режима питания;
  • Выполнение установленных правил технологии приготовления блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов.

Питание детей должно организовываться 4 раза в день через 3-4 часа. Именно это требование должно лечь в основу составления режима питания.

3.Закаливание.

Закаливать – это значит систематически, многократно, дозировано воздействовать на организм теми факторами, которые часто являются причиной заболевания.

При организации системы закаливания необходимо соблюдать основные методы и принципы закаливания:

Методы закаливания:

  • Традиционный – метод постепенного увеличения силы раздражителя. Средство может быть любое – воздух, вода, солнце. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его воздействия, либо в постепенном увеличении силы воздействия. Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.
  • Контрастный это метод используется у дошкольников в следующей последовательности: холод-тепло-холод.
  • Метод снижения температуры. В данном методе используются все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учет возрастных особенностей ребенка, положительный эмоциональный настрой.
  • Метод интенсивного закаливания. Этот метод подразумевает под собой методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела с интенсивными холодовыми (снег, ледяная вода, холодный воздух), тепловыми (вода, теплый воздух) факторами и факторами окружающей среды контрастной температуры (чередующиеся интенсивные холодные и теплые воздействия).

Основные принципы закаливания:

  • Систематичность.
  • Нельзя закаливать ребенка «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке в течение года можно достигнуть успеха от закаливания.
  •  Постепенное увеличение силы раздражителя.
  • Каждая закаливающая процедура вызывает определенную реакцию. При воздействии холодной воды увеличивается глубина и частота дыхания. Если такой реакции нет, значит, температура снижена недостаточно. Если же кроме учащения дыхания, появились признаки переохлаждения, то вероятнее всего, температура воды снижена слишком резко или прежде привыкание, т. е. силу нужно увеличивать. Чем сильнее воздействие, тем оно должно быть менее продолжительным.
  • Принцип учета индивидуальных и типологических особенностей ребенка

   Индивидуальный подход при закаливании – это учет возраста ребенка, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни. Не следует принимать закаливающие процедуры после болезни, т. к. организм еще ослаблен, и не может выработать защитную реакцию. Детям, отстающим в развитии, закаливающие процедуры тоже проводят более осторожно. Если ребенок поступил в детский сад, не следует спешить срочно закаливать его от всех болезней и неприятностей. В период адаптации организм находится в состоянии стресса, он более чувствителен ко всему. В процессе роста и развития ребенка можно проводить различные закаливающие процедуры.

4.Благоприятная психологическая обстановка в семье – хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досуга.

Семейные отношения имеют большое значение для здоровья детей. Благоприятный климат семьи положительно сказывается на здоровье ее членов. Статистика свидетельствует, что в таких семьях люди меньше болеют и дольше живут.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура является составляющей здорового образа жизни.

Физическое воспитание- воспитание, спецификой которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладения спецификой физкультурными знаниями и формирования осознанной потребности физкультурными занятиями.

1.Гимнастические упражнения.

Гимнастика-это тренировочные занятия, в которых предусматривается конкретное воздействие на определенные мышечные группы с целью воспитания точного двигательного навыка, обеспечение питания и качественного созревания определенных мышц.

Прежде всего, чем отличается гимнастическое упражнение от игрового? Если в игровом мы предлагаем ребенку только ситуации, а движением руководит сам ребенок, то в гимнастических упражнениях речь идет о точном, конкретном движении.

Одни и те же упражнения усложняются в зависимости от возраста и степени тренированности ребенка. Самое главное – точно следовать методике выполнения каждого упражнения, и тогда, если вы даже не имеете профессиональной подготовки, вреда ребенку не будет.

Условия занятий гимнастическими упражнениями с детьми:

  •  Организовывать все занятия с ребенком при непрерывном притоке свежего воздуха, поэтому заниматься или на открытом воздухе, или при открытых окнах (летом), или при открытой форточке (зимой).
  • Никогда не пытаться заниматься с ребенком, если он как-то проявляет недовольство. Лучше попытайтесь выяснить, почему ребенку не нравятся эти занятия – скорее всего, это говорит о каких-то «неполадках» в организме. Обычно ребенок всегда радуется в предвкушении занятий и во время их.
  • В каждом занятии гимнастикой следует соблюдать следующие правила:
  • Одинаковая нагрузка для всех мышечных групп (мышцы рук и плечевого пояса, мышцы ног и стоп, мышцы спины и всей задней мускулатуры, мышцы брюшного пресса и всей передней мускулатуры).
  • Использовать упражнения для разных мышечных групп (т.е. если основная нагрузка была рассчитана на мышцы плечевого пояса, то следующее упражнение должно нести нагрузку на мышцы ног и живота).
  • Чередование исходных положений для упражнений (положение сидя, лежа на спине и на животе). Менее половины упражнений следует делать из исходного положения лежа для разгрузки позвоночника и стоп.
  • Все занятия гимнастикой и упражнения должны прерываться отдыхом, так как нервно – мышечный аппарат ребенка отличается быстрой утомляемостью.
  • Занимаясь физкультурой с ребенком, особое внимание надо обращать на те движения, которые необходимы во всех возрастах. Эти движения рассчитаны на перемещение тела.
  • Повороты, ползание, ходьба, причем особое внимание уделяется воспитанию ходьбы.

2.Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Утренняя гимнастика ценна тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь. Кроме того утренняя гимнастика воспитывает волевые качества ребенка: настойчивость, упорство, самостоятельность.

Утреннюю гимнастику тематического характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.

Последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики:

  • Сначала даются 1-2 упражнения для мышц рук и плечевого пояса, способствующие расширению грудной клетки.
  • Затем даются 3-5 упражнений, укрепляющих мышцы живота, спины, ног.

Упражнения даются в разном темпе – в умеренном, затем в быстром, затем в медленном. Постепенное увеличение нагрузки на организм способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к выполнению различных предлагаемых упражнений.

После интенсивных двигательных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания.

После бега и ходьбы выполняются 1-2 упражнения или игры – задания, которые помогают успокоить детский организм.

Исходное положение различное: сидя, стоя, лежа.

Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в не стесняющей движения одежде.

3.Физкультурные занятия.

Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность 15-20 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени.

Если в детском саду есть специально оборудованный зал, то занятия по физкультуре проводятся в нем. Во многих садиках физкультурного зала, к сожалению, нет, тогда физкультурой занимаются прямо в группе.

Физкультура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мяч. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы» ребенок учится ходить «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (т.е. учится опираться на разные части стопы), прыгать, высоко поднимать колени при ходьбе.

В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий.

Содержание занятий по физкультуре в конкретном детском саду напрямую зависит от имеющегося спортинвентаря и наличия спортзала.

4. Плавание.

Многие современные сады помимо спортзала оборудованы бассейном, тогда одно занятие в неделю проводится в воде.

Плавание имеет большое значение для воспитания гигиенических навыков, всестороннего физического развития и укрепления здоровья. Не случайно, что многие семьи проводят свой отдых у воды. Ведь купание и плавание поднимают настроение, закаляют организм, укрепляют веру в свои силы у всех, кто чувствует себя уверенно в воде.

  • Плавание закаляет детей.
  • Плавание положительно влияет на сердечно-сосудистую систему деятельности организма ребенка.
  • Плавание исправляет недостатки осанки.
  • Плавание повышает жизненный тонус и сохраняет жизнь детей.
  • Плавание является средством воспитания.

5. Подвижные игры.

Подвижные игры – это игры направленные на общефизическое развитие детей и подростков.

Детство немыслимо без игры. Подвижные игры в детском саду для детей не только радость, но и необходимость. Абсолютное большинство дошкольного возраста просто не в состоянии долго сидеть без движения. Подвижные игры в детском саду призваны, с одной стороны, удовлетворить эту потребность, с другой – способствовать планомерному физическому воспитанию детей.

Подвижные игры – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.

Организация подвижных игр:

  • Воспитатель должен знать наизусть ход и правила игры.
  • Игры должны быть доступны детям, подбираться в соответствии с программными требованиями.
  • Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, считалками, стихами.
  • Следует подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, быт, традиции разных народов.
  • Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему (начинать нужно с простых некомандных игр, где главную роль берет на себя воспитатель).
  • Переходить от простых игр к сложным нужно постепенно, не дожидаясь, пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.
  • Важно следить за дозировкой физической нагрузки.
  • В играх следует использовать как можно больше народного фольклора, т.к. игры имеют огромное значение для развития речи ребенка.
  • Игры должны быть направлены на развитие творчества ребенка (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).
  • Заканчивать игру нужно своевременно, т.к. ее затягивание может привести к переутомлению.
  • Сигнал по окончании игры подается, когда дети получили от нее удовольствие.
  • Обязательно подвести итог игры.

6.Спортивные игры.

Для того чтобы играть в подвижные игры детям не нужен контроль со стороны взрослых. Спортивные игры, напротив, проходят по строго установленным правилам, в которых строго прописана и продолжительность игры, и количество игроков в командах, и задействованный инвентарь.

Другими словами, спортивные игры можно назвать продолжением или высшей ступенью развития просто подвижных игр. Спортивные игры подбираются с учетом индивидуальных возможностей, здоровья, возраста и интересов детей.

Огромную роль в физическом развитии ребенка и его приобщении к здоровому образу жизни имеет семья. Поэтому  обязательное условие физического развития детей и их приобщению к здоровому образу жизни, является сотрудничество с семьями воспитанников.

Совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового образа жизни строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  • Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами, и приемами физкультурно – оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Систематичность и последовательность работы (в соответствии с ежегодным планом) в течение всего пребывания ребенка в образовательном учреждении.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей – в детском саду.
  • В соответствии с этими положениями система работы с семьей включает:
  • Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития.
  • Участие в составление программ оздоровления детей.
  • Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
  • Целенаправленную санитарно – просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания и т.д.
  • Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, закаливанию, дыхательной гимнастике и т.д.)
  • Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
  • В этих целях могут использоваться следующие формы сотрудничества детского сада и семьи:
  • родительские собрания;
  • групповые и индивидуальные консультации;
  • беседы;
  • наглядная информация;
  • анкетирование;
  • совместное проведение праздников  и досугов;
  • дни здоровья, спортивные и здоровьесберегающие акции
  • открытые просмотры;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность физкультурно - познавательных занятий для развития у дошкольников интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

В данной консультации раскрываются методы и приемы, игры способствующие поддержанию у дошкольников интереса к физкультурным занятиям....

Консультация «Роль личного примера педагога в мотивации дошкольников к физической культуре и здоровому образу жизни»

Актуальность выбранной темы: состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. Консультация для педагогов в ГБОУ детский сад №1989, провела Мамелина Ю.В....

Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника»

Дети дошкольного возраста характеризуются, как известно, большой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимостью различных систем организма по сравнению со взрослыми....

Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника»

В обшей системе мероприятий воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении, направлены на разностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необходимых свойств личнос...