Картотека здоровьесберегающих игр и технологий для детей дошкольного возраста
картотека на тему

Ланчкина Диана Вячеславовна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОО С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

«Здоровьесберегающие образовательные технологии – это

системный подход к обучению и воспитанию, построенный на

стремлении педагога не нанести ущерб здоровью детей». 

Профессор Н.К.Смирнов
   

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Современному обществу необходимо здоровое поколение людей. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Эта проблема встает особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу. Многочисленные исследования показали, что наши дети уже в 5-7-летнем возрасте имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали востребованы педагогами всех образовательных учреждений, так как они благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой. 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить возможность сохранения здоровья за период пребывания в ДОО, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить  использовать  полученные знания в повседневной жизни.

Что же такое здоровьесберегающие технологии? Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья детей.

К здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов (к.м.н., профессор):

1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

2. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день.

3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту воспитанников.

Одним из важнейших аспектов в сохранении и укреплении здоровья является психологический комфорт обучающихся во время занятия. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления детей, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок способствует раскрытию способностей каждого ребенка. Следует также заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность воспитанников заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Для сохранения и сбережения детского здоровья широко использую  различные гимнастики, релаксацию, динамические паузы.

Хочу поделиться своим опытом по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях с дошкольниками. Дети 5 – 7 лет быстро утомляются, они не могут долго сидеть на одном месте и заниматься одним видом деятельности. У них снижается внимание и память, теряется интерес к занятию. Это легко понять по ряду проявлений: они начинают вертеться на своем месте, разговаривать, т.е. «выпадать» из учебного процесса.

С целью предупреждения утомления  и усталости детей я применяю различные гимнастики (пальчиковую, дыхательную, для глаз).

Пальчиковая гимнастика помогает не только снять напряжение, но решить многие проблемы. Тренирует мелкую моторику, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Дети всегда с удовольствием выполняют различные пальчиковые упражнения.

Шумное веселье и смех у них вызывает упражнение «Сороконожки». В упражнении выполняются следующие движения: руки сомкнуть в кольцо (правая рука находится сверху, затем можно поменять), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук, на слове «догнали» руки встречаются на шее.

 

«Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Побежали, побежали

Друг друга быстренько догнали»!

 

Дыхательная гимнастика. Чаще всего мы не задумываемся над тем, как дышим, и какое огромное значение для нашего здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос. Почему? При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие  дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

При выполнении дыхательных упражнений у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.  

Для дыхательных упражнений можно использовать скороговорки, которые нужно произносить на выдохе. Для своих дошкольников я использую коротенькие скороговорки, например:

«У елки иголки колки».

«От топота копыт пыль по полю летит».

«Во мраке раки шумят в драке».

Гимнастика для глаз проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения  используется наглядный материал, показ педагога. Кроме стандартных упражнений я использую музыкальные паузы- физминутки.

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Эти упражнения можно выполнять сидя, например: И. п. – сидя, руки на поясе. На счет "1" – поворот головы направо; "2" – и. п.; "3" – поворот головы налево; "4" – и. п.; "5" – плавно наклонить голову назад; "6" – и. п.; "7" – голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 

Очень полезны упражнения для мобилизации внимания и для снятия утомления с плечевого пояса и рук, которые основаны на поворотах, потягиваниях. Упражнения можно выполнять как стоя, так и сидя.

Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности детей применяю динамические паузы (физминутки). Они интересны детям, так как проходят в игровой форме.

Материала для физминуток:

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.(Ходьба с подниманием руки вверх и опусканием вниз, хлопки)

Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.(Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни с покачиванием влево, вправо)

Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз – два, раз – два, – 
Позади уже вода.(Прыжки с ноги на ногу по «камешкам»)

Дальше по лесу шагаем.

Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.(Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.)

Впереди из – за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.(Бег на носках)

 

Релаксация.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они, в отличие от взрослых, быстро обучаются непростому умению расслабляться.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы.

 

Психогимнастика.

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Психогимнастика помогает создать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Коррекционная направленность занятий предполагает исправление двигательных, поведенческих расстройств, нарушений в общении, недостаточности высших психических функций.

Таким образом, каждая из применяемых мною технологий имеет оздоровительную направленность.

В результате анализа литературы описывающей здоровьесберегающие технологии, а также из собственного опыта работы  я пришла к выводу, что при несоблюдении этих технологий в течение занятия, у детей развивается утомление, что способствует понижению работоспособности и в итоге ведет к отрицательному эмоциональному состоянию, а также к повышенной тревожности и незащищенности у воспитанников. Длительное утомление может привести к переутомлению, что отразится, в первую очередь, на здоровье ребенка, а, во вторую, – на успеваемость его в обучении. Возникают не только признаки физического утомления, но и ухудшается психическое состояние, что может проявиться подавленностью, необоснованными тревогами, тягостными ощущениями своей неполноценности. В результате появляются изменения характера. Если здоровьесберегающие технологии не реализуются, и занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья ребенка. Реализация же технологий позволяет предотвратить ход развития такой ситуации. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии развлечений с использованием здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения ...

Здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Это, как...

Методическая разработка Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,  умственное развитие, прочность знаний, вера в свои си...

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста. Использование нетрадиционного оборудования»

Цель: Познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.Задачи:·    Познакомить слушателей мастер-класса с приемами ...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ дыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит» (для старшего дошкольного возраста)

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТдыхательная гимнастика как основной вид здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста «Вся наша планета дышит»(для старшего дошкольного возраста)...

Мастер-класс "«Игровой стретчинг как форма здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования»"

Мастер-класс на Научно-практическом семинаре АСОУ«Федеральная образовательная программа дошкольного образования: современные траектории физического воспитания дошкольников»....