Статья: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
статья на тему

Здоровьесберегающие технологии: понятия, цель и задачи.

Профилактически-оздоровительная работа с детьми .

Принциппы закаливания.

Группы  здоровьесберегающих технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 222.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

                                     «Я не боюсь еще и еще раз повторять:

                                                      забота о здоровье – это важнейший труд

                                                      воспитателя. От жизнерадостности, бодрости

                                                      детей зависит их духовная   жизнь,

                                                      мировоззрение, умственное развитие,

                                                      прочность знаний, вера в свои силы».

                                                                                                    В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст обоснованно считается   наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются  черты  характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент  здоровья и развитие физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах  двигательной активности, что, в свою очередь,  создает условия для активного и направленного формирования и развития психических  функций и интеллектуальных.

   Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить  ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих  воспитанников, его прогрессирующему ухудшению?  Одним из ответов на этот вопрос и стала  востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи.

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих  технологиях, определим понятие «технология». Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включая в себя набор определенных профессиональных действий на  каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.  Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной  оценки результатов.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, подержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологии, в дошкольном образовании пременительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры  как совокупность  осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни  и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

     В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению игровых упражнений. Мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую   нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

 Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:

1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель - усилить или  ослабить формирование иммунитета  к  возбудителю  конкретного заболевания. Активная профилактическая вакцинация детей проводится в определенные периоды жизни, направлена на выработку общего специфического иммунитета.

2) неспецифической иммунопрофилактикой. К средствам повышения неспецифической  резистенции организма относятся:

- плановые оздоровительные  мероприятия (витаминизация, кварцевание);

-закаливающие мероприятия;

-нетрадиционные методы - дыхательная гимнастика, массаж профилактика нарушения осанки, плоскостопия.

Система закаливающих мероприятий имеет своей целью проведение закаливания, направленного на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей. Данная система включает:

-продуманную организацию закаливающих мероприятий;

-использование комплекса апробированных закаливающих процедур;

-индивидуализацию закаливания;

-организация  и проведение врачебно-педагогического контроля.

     Здоровьесберегающие технологии  являются непременной  составляющей всей моей работы. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном,  социальном, личностном, интеллектуальном), стремлюсь создать комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использую различный материал для популяризации  здорового образа жизни.

При планировании своей педагогической деятельности  я стараюсь придерживаться  следующих принципов:

-создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

-рациональная организация образовательной деятельности (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

-необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры  содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также, изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

        При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:

-осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров;

-недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, беспокойства, плача);

-тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

-интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливании;

-систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

      Для наибольшей эффективности  закаливания нами обеспечиваются:

-четкая организация теплового и воздушного режима в помещении;

-рациональная, неперегревающая одежда детей;

-соблюдение режима прогулок во все времена года;

-сон при открытых фрамугах;

-гигиенические  процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой)

-хождение босиком в группе  и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.

       Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце  дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях. Температура воздуха в теплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в холодном понижается за счет интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.

      Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в теплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

    Прогулка – один из важнейших  режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной  степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры  и физические  упражнения на улице.

    Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать  познавательный интерес,  формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта.

    Разнообразные игровые действия развивают  ловкость, быстроту,

координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей. Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и  игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую  ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всей моей работы. При этом, рассматривая здоровье в различных  аспектах (физическом, эмоциональном ,социальном, личностном, духовном, интеллектуальном). Стремлюсь создать комфортные условия, благоприятный климат, использую различный материал для популяризации здорового образа жизни.

При планировании своей педагогической деятельности, я стараюсь придерживаться следующих принципов:

   -создание здоровьесберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

   -рациональная  организация образовательной деятельности(в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями );

   -необходимый, достаточный и рационально  организованный двигательный режим.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы.

  1.Технологии сохранения  и стимулирования здоровья:

     -подвижные  и спортивные игры (проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры).

     -динамические паузы (комплексы физ.минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.).

 2.Технологии обучения здоровому образу жизни:

     -утренняя гимнастика,

     -физкультурные занятия(проводятся в хорошо проветренных помещениях 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст 15-20 мин., средний возраст 20-25 мин., старший возраст 25-30 мин.)

     -точечный массаж,

     -спортивные развлечения, праздничный и рационально организованный двигательный режим,

    - День здоровья

    -ситуативные малые игры – ролевая подражательна имитационная игра.

3.Технологии музыкального воздействия:

     -Сказкотерапия  (сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму  личного восприятия. В сказке  возможно, все чего не бывает в жизни).

     -Музыкотерапия (используется для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя)

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной активности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.

При проектировании предметно-развивающей среды, способствующей физическому развитию детей, следует учитывать следующие факторы:

-индивидуальные социально-психологические особенности ребенка,

-особенности его эмоционально-личностного развития,

-индивидуальные интересы, склонности, предпочтении и потребности,

-возрастные и поло-ролевые особенности,

-любознательность, исследовательский опыт и творческие способности.

В работе с родителями используются такие здоровьесберегающие технологии как: консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, о пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях. Осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях. Для создания педагогических условий здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности  детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; оснащение деятельности детей оборудование, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течении всего дня.  Важно помнить, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем  времени.

  Все мы, родители, педагоги,  хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастили и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Статья" Здоровьесберегающие технологии в совместных с родителями физкультурных занятиях".

В статье обобщен опыт совместных с родителями физкультурных занятий....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Презентация раскрывает понятие "здоровьесберегающие технологие" , рассказывает о возможности их использования в ДОУ....

Статья: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Оче...

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ по использованию инновационных технологий по охране и укреплению здоровья....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"

В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии их применение в дошкольном образовательном учреждении....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и семье"

Материал будет интересен молодым специалистам и педагогам с большим стажем работы...