Особенности психологического пола у мальчиков и девочек младшего школьного возраста азербайджанской национальности в контексте психологического здоровья
статья (подготовительная группа) на тему

Исмаилова Гюлли Алисовна

В современном мире особую социальную значимость приобрела проблема психологического здоровья подрастающего поколения. Связывают это с тем, что от состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения. Ведь в детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал.

Российское общество, в связи с обширной миграцией, переживает сегодня период глубинного сущностного обновления, которое человек не всегда способен отследить и приспособится к ним. Особенно в сложном положении оказываются школьники. Школа в тесном союзе с семьей должна помочь ребенку адаптироваться к складывающимся социальным отношениям, помочь ему обрести опыт строительства отношений с окружающими его людьми.

Вопрос оценки психологического пола является важной составляющей психологического здоровья человека. Давайте рассмотрим его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.А. Исмаилова

Особенности психологического пола у мальчиков и девочек младшего школьного возраста азербайджанской национальности в контексте психологического здоровья

В современном мире особую социальную значимость приобрела проблема психологического здоровья подрастающего поколения. Связывают это с тем, что от состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения. Ведь в детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал.

Российское общество, в связи с обширной миграцией, переживает сегодня период глубинного сущностного обновления, которое человек не всегда способен отследить и приспособится к ним. Особенно в сложном положении оказываются школьники. Школа в тесном союзе с семьей должна помочь ребенку адаптироваться к складывающимся социальным отношениям, помочь ему обрести опыт строительства отношений с окружающими его людьми.

Вопрос оценки психологического пола является важной составляющей психологического здоровья человека.

Общественные науки, в том числе история, давно установили, что представления о «типично мужском» или «типично женском» отличаются у разных народов в различные исторические периоды [4,12]. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, в 70-е гг. XX века в западной науке возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [1, 2].

По мнению Ш. Берна гендер – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям «мужчина» и «женщина» [3].

Многие гендерные различия, в частности связанные с эмоциональными реакциями и способами разрешения трудных жизненных обстоятельств, отнюдь не отличаются постоянством и варьируют, прежде всего, в зависимости от специфических особенностей культуры. [7].

В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) прививает гендерные нормы, формирует определенные правила поведения, создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина».

В рамках нашего исследования мы остановились на детях младшего школьного возраста азербайджанской национальности.

Не смотря на то, что Азербайджан – это страна многонациональная, у народа этой страны существуют свои традиции, особенности культуры общения, отношения к мужчине и женщине, к пожилым людям и детям. Уже с самого детства детям прививаются определенные социальные роли, которые формируют в дальнейшем психологический пол личности мальчика и девочки.

Каков же психологический  пол у детей азербайджанской культуры и чем он отличается? На этот вопрос мы попытались ответить в своем исследовании, целью которого было изучение особенностей психологического пола у детей младшего школьного возраста азербайджанской национальности.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – особенности психологического пола у детей младшего школьного возраста.

В исследовании принимали участие 4 группы детей в возрасте от 7,2 – 9,8 лет (среди них 13 мальчиков и 11 девочек русскоязычных детей и 11 мальчиков 7 девочек азербайджанских детей). Таким образом, выборка составила 42 ребенка.  Исследование проводилось на базе трех общеобразовательных учреждений: школа №78 Калининского района, школа №594 Московского района и школа №250 Кировского района.

Результаты исследования обрабатывались качественно и количественно. Статистическая обработка проводилась с помощью параметрического метода Т-критерия Стьюдента, который позволяет сделать вывод о наличии или отсутствии достоверных различий между изучаемыми параметрами 2 групп испытуемых [13].

Для решения поставленной цели нами были использованы следующие методики:

  1. Авторская анкета для родителей, позволяющая изучить семейные условия воспитания детей.
  2. Проективный тест «Рисунок семьи», направленный на выявление общего эмоционального, личностного и социального благополучия детей [14].

Анализ рисунков проводился по нескольким, выбранным нами критериям: наличие или отсутствие на рисунке самого ребенка, присутствие на рисунке всех членов семьи, степень проявления положительных эмоций, выделение какого-либо из членов семьи, общая красочность, яркость выразительность рисунка.

  1. Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равенна, позволяющий изучить невербальное интеллектуальное развитие.
  2. Наблюдение за свободной коммуникацией детей младшего школьного возраста (авторская методика), которое позволяет оценить коммуникативные особенности детей младшего школьного возраста в свободной деятельности и на занятии.

В наблюдении нами выделены следующие параметры:

  • Язык, на котором говорит ребенок
  • Эмоциональное состояние ребенка во время проведения занятий и в свободной деятельности;
  • С кем ребенок предпочитает общаться.
  • Ситуации, в которых ребенок испытывает неуверенность;
  • Коммуникативные навыки;
  • Речь;
  • Самооценка;
  • Конфликтность;

К каждому из представленных критериев, приводятся варианты реагирования и поведения ребенка, соответствующие  данному критерию.  Наблюдение проводиться за каждым ребенком отдельно в процессе разных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой). По результатам дети были разделены на три группы.

1 группа — дети с высоким уровнем коммуникативности

2 группа — дети со средним уровнем коммуникативности

3 группа — дети с низким уровнем коммуникативности

Психологический пол в нашем исследовании оценивался с помощью следующих методик:

  1. Проективная  методика    оценивающая, преимущественно,  эмоциональные предпочтения гендерно-адекватных / гендерно неадекватных игр и занятий  (разработка Зверевой С.В.) [7].
  2. Модификация теста D. Best, который оценивает преимущественно когнитивный аспект гендерной идентичности [7].

В ходе исследования были получены следующие данные:

По результатам проведенного анкетирования родителей  (в анкетировании принимало участие 31 родителей) мы установили, что у детей младшего школьного возраста азербайджанской национальности семьи полные, с большим количеством родственников,  чем у их русскоязычных сверстников. Воспитанием ребенка в обеих группах детей в основном, занимается мать.

Проективный метод «Рисунок семьи» по выделенным нами параметрам показал, что общее эмоциональное, личностное и социальное благополучие детей двух групп не отличаются. Следует отметить только тот факт, что для детей азербайджанской группы семья является самым важным институтом социализации.

Невербальное интеллектуальное развитие (методика цветные прогрессивные матрицы Равенна) у детей младшего школьного возраста всех 4 групп находятся в пределах возрастной нормы. Русскоязычные дети в этом показателе немного превосходят азербайджанских (достоверно при p≤0,001).

При сравнении результатов исследования особенностей развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с помощью наблюдения, было установлено, что среднегрупповые показатели у  русскоязычных детей достоверно выше (при p≤0,001), чем у детей азербайджанской национальности. При сравнении среднегрупповых показателей особенностей развития коммуникативных навыков у младших школьников азербайджанской национальности было обнаружено, что у мальчиков среднегрупповой показатель достоверно выше (при p≤0,05), чем у девочек. В группе русскоязычных детей эти значения полностью противоположные (достоверно при p≤0,001). Вероятно, данное обстоятельство связанно с культурными особенностями этой группы младших школьников.

Так, например, в наблюдении конфликтность вообще не зафиксирована у девочек азербайджанской национальности, а самооценка была не такой высокой, как у мальчиков этой же группы.  Такой параметр как, предпочтение в общении, тоже показал интересные для нас результаты. В частности, русскоязычные дети, как мальчики, так и девочки в партнеры по общению выбирали детей обоих полов. Что касается азербайджанских детей, то тут получается своеобразная гендерная избирательность в выборе партнера для общения. А именно, азербайджанские мальчики предпочитают общаться только с мальчиками, а девочки этой же группы только с девочками. Здесь очень хорошо просматривается культурное разделение социальных ролей, различия в  поведении и эмоциональных характеристиках, которые присуще данному этносу.

Результаты оценки психологического пола (проективная методика Зверевой и модифицированная методика D.Best) у младших школьников обеих групп показали следующие результаты.

Проведение модифицированной методики D. Best показало, что как мальчики, так и девочки младшего школьного возраста как в группе русскоязычных детей, так и в группе азербайджанских детей достоверно имеют (при p≤0,001) совершенно адекватные представления о личностных особенностях мужчин и женщин. Но, несмотря на это, был обнаружен интересный факт. У азербайджанских девочек различий в среднегрупповых значениях по шкалам маскулинности и фемининности почти нет. С небольшим отрывом среднегрупповые значения достоверно (при p≤0,001) больше по шкале фемининности. Вероятнее всего это связанно с тем, что в азербайджанской культуре роль мальчиков более значима и качества личности мужчины им знакомы в большей степени, нежели женские. В  группе русскоязычных девочек по этой методике наблюдается тенденция в приписывании личностных качеств по шкале фемининности мальчикам (достоверно при p≤0,001). Например, такие фемининные качества из методики как: послушный, заботливый, трудолюбивый, спокойный, аккуратный, любит сидеть дома, не любит ссор и скандалов, терпеливый, скромный, старательный) они относят к мальчикам, на вопрос, а какие слова больше подходят девочке, они называли следующие прилагательные, не входящие в список слов методики: хозяйственная, красивая, хорошая, добрая, милая. Скорее всего, на это повлиял современный идеал женщины, который демонстрируется в СМИ и сводится к тем качествам, которые девочки и называли.

При сравнении результатов применения методики, оценивающей эмоциональные предпочтения младшими школьниками гендерно-адекватных видов деятельности (разработка Зверевой С.В.), было установлено, что в обеих группах мальчики и девочки младшего школьного возраста достоверно ориентированны (при p≤0,001), в подавляющем большинстве случаев, на гендерно-адекватные занятия и игры. Хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что в обеих группах дети имеют адекватные представления  о стереотипно-мужских и стереотипно-женских видах деятельности, в группе азербайджанских детей различия между усредненными значениями по шкалам маскулинности и фемининности более выражены, нежели у русскоязычных детей. Данный факт, безусловно, отражает гендерные роли и деятельность азербайджанских мужчин и женщин, которые уже с самого детства приписываются мальчикам и девочкам.

Таким образом, мы видим, что среди детей младшего школьного возраста в подавляющем большинстве случаев мальчики и девочки имеют гендерно-адекватные представления о свойствах и качествах личности и отдают эмоциональное предпочтения гендерно-адекватным видам деятельности. Что подтверждается исследованием Зверевой С.В., Каменской В.Г. [7]. Но, несмотря на это, были обнаружены различия в поведении азербайджанских мальчиков и девочек.  А именно, четкое распределение видов деятельности, на «мужские» и «женские» и гендерная избирательность в выборе партнера общения. Вероятнее всего, причиной такого поведения служат культурные особенности данной национальности, которые и оказывают влияние на формирование психологического пола этих детей. Что, безусловно, требует дальнейшего нашего изучения.

Литература:

  1. Абубикирова В.Н. Что такое «гендер?»// Общественные науки и современность. №6, 1996.
  2. Бернас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие. СПб. 2005. – 431 с.
  3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб. 2001. – 320 с.
  4. Вундт В. Проблемы психологии народов. – СПб.: Питер, 2001. – 160 с.
  5. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному!: Руководство для педагогов и родителей: Пер. с. англ. / М. Гариен.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 301с.
  6. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – Спб.: «Тускарора», 2003. – 184 с.
  7. Зверева С.В., Каменская В.Г. Изучение процесса гендерной идентификации в дошкольном возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб.: 7 СТУДИЯ РИК., 2008. – 55 с.
  8. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь. М. .: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с. 
  9. Исаев Д.Н., Каган В.К. Половое воспитание детей. М. 1998. – 256 с.
  10. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. Изд-во Эксмо, 2007. – 416 с.
  11. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб. 2004. – 205 с.
  12. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. – СПб. Изд-во С-Петерб. ун-та, 2005. – 281 с.
  13. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2003.
  14. Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. У-Фактория, АСТ М., 2009. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Рассмотрим  предмет, задачи, методы и содержание констатирующего эксперимента.Предмет диагностики...

Особенности развития творческих возможностей и воображения детей младшего школьного возраста

развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение...

Особенности развития творческих возможностей и воображения детей младшего школьного возраста

Творчество – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты,  имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей  в науке, изобретение новых маши...

"Особенности развития и воспитания мальчиков и девочек в дошкольном возрасте"

Различие в развитии и воспитании мальчиков и девочек....

Особенности общения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Мальчики и двочки. Два разных мира. Особенности коммуникации мальчиков и девочек страшего дошкольного возраста....

Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей "Особенности мотивационной готовности к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста"...