ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
статья на тему

Гвозденко Елена Ивановна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОРОЛЕВОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

В настоящее время в России сложилась неблагоприятная ситуация со здоровьем и благополучием детей и подростков, основными причинами которой являются: недостаточная нравственная устойчивость в сфере межполовых отношений, отсутствие необходимых знаний в сфере здоровья, неспособность взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым  ребенком. Сегодняшнее положение - прямое следствие бесполой педагогики прошлых лет в столкновении с экспансией «сексуальной революции».

Дети уже в дошкольном возрасте обращают  внимание на свой  внешний вид. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порою и страха. Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в нарождающуюся половую роль, они ищут для себя ролевые модели среди членов семьи, друзей, людей, героев  мультипликационных фильмов.

Половое воспитание — система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения и нравственным межполовым отношениям, содействовать укреплению брака и семьи. Поэтому половое воспитание не может рассматриваться обособленно от общих вопросов воспитания, готовящего молодое поколение не только к труду и общественной деятельности, но и к личной жизни. Вместе с тем «половой вопрос» — это и социально-гигиеническая проблема, связанная со здоровьем, работоспособностью, настроением людей, оздоровлением их семейного быта. Ответы на одни вопросы из сферы межполовых отношений человек должен уяснить в дошкольном учреждении, школе, другие — из бесед с родителями, третьи — наедине с самим собой и хорошей книгой. Семейные, супружеские, интимные отношения — как бы их ни называть и какие бы аспекты их не рассматривать, все это — различные уровни и формы духовного и физического единения. Человек, с детства проявляющий склонность и способность к взаимопониманию, будет более состоятельным и в данной специфической сфере взаимоотношений. Поэтому формирование таких способностей — как черты личности — необходимо рассматривать в качестве базисной задачи полоролевого воспитания  детей.  Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья.

Дети воспринимают наш стиль жизни, наше отношение к жизни гораздо раньше чем нам  кажется, необходимо признать,  что сексуальное воспитание начинается с колыбели.  Уже новорожденный ребенок  ощущая  уют, защищенность, любовь и человеческое тепло, в которых он так нуждается, чтобы, ощутить состояние комфорта и, насладившись им, открывает себя самого и пробивается к миру «Я». Если новорожденный будет лишен этой любви или получит ее меньше, чем надо, позднее это проявится в его сексуальном развитии. Эта сторона жизни нашего ребенка реализуется отнюдь не так, как мы ее стремимся представить ему посредством просветительских бесед и назиданий. А если с колыбели, то, значит, что сексуальное воспитание так переплетено и так связано с общим воспитанием ребенка, что трудно выделить его в абсолютно самостоятельную область и мы   не будем обсуждать  "голую" сексуальность саму по себе, а  скорее широкий круг вопросов, связанных с формированием личности и поведения мальчиков и девочек, разрешением связанных с полом проблем и конфликтов.  Так, по мнению  ученых – психологов,  проблемы  полоролевого поведения вызваны при нарушении половых ролей в семье (чрезмерно властная мать, играющая роль лидера, и подчиняемый отец) или в неполных семьях, когда мать воспитывает сына "по своему образу и подобию". У девочек изоляция от матери, недостаточная материнская любовь, отсутствие ласки в детстве приводят в последующем к несвойственным в норме женщинам агрессии и черствости, отсутствию материнского инстинкта. Полоролевые нарушения начинают проявляться на этапе ролевых игр, когда девочки охотно играют в войну, машины, "паровозики", дерутся на равных с мальчиками. Других девочек они не замечают, снисходят до игры с ними только в роли "отца", "жениха", "брата" и охотно надевают одежду мальчиков, но, как правило, не протестуют и против одежды девочек, хотя и чувствуют себя в ней несколько скованно, особенно в нарядной. Если они участвуют в художественной самодеятельности, то предпочитают роли мальчиков или девочек-сорванцов, добиваются успеха в тех видах спорта, которыми занимаются и мальчики. Мальчики растут мягкими, ласковыми, послушными, аккуратными, иногда даже слащавыми; не дерутся, избегают конфликтов, предпочитают тихие игры с девочками, любят помогать дома по хозяйству; охотно занимаются музыкой, фигурным катанием, танцами, иногда увлекаются балетом. Ухаживают за младшими в семье, опекают маленьких во дворе, в школе. Такой мальчик - "идеальный ребенок", тот, на которого обычно не нарадуются воспитатели и который вызывает зависть других родителей. В период формирования полового влечения у этих подростков обоих полов существует большая опасность возникновения гомосексуального влечения. Товарищеские, "братские" отношения с представителями противоположного пола, сложившиеся в раннем детстве и закрепившиеся в школьные годы, становятся стереотипом их поведения.  В этой области существует множество подчас диаметрально противоположных подходов, каждый из которых,  не единственная или абсолютная истина, а лишь одна из возможных граней обсуждения проблемы. Если что-то может объединить столь разнородные подходы, то это гуманистическая психология, в центре внимания которой такие категории человеческого существования как счастье, понимание, принятие, самореализация, личностный рост и т.д.

        Нашим убеждением является следующее: поскольку педагогика должна отражать существующие природные закономерности, то одним из ведущих педагогических принципов должен стать принцип двух начал. На сегодняшний день не все программы воспитания и образования дошкольников предусматривают этот принцип, чаще всего опускают его.

Решающую роль в процессе формирования   половой идентификации детей  играют взрослые.  Важно не упустить  дошкольный возраст, как наиболее благоприятный для развития у детей нормативных представлений о психических свойствах и поведенческих проявлениях характерных для  представителей своего и  другого  пола. Дети   пытаются  вместе  с нами  отобрать  наиболее типичные  образы женщины и мужчины. Так, по их  мнению для образа женщины характерна мягкость, терпимость, заботливость, нежность, эмоциональность, охранительность, то для образа мужчины- выносливость, смелость, честность, сдержанность.  Мы используем следующие  формы  накопления ребенком позитивного опыта полоролевого поведения:

  1. "Мужской и женский этикет"
  2. "Поведение мальчиков"
  3. "Поведение девочек"
  4. "Здравствуйте, пожалуйста!"
  5. "Утреннее приветствие"

Предлагаем детям решение проблемных педагогических ситуаций

"Я большой"/"Я большая"

"Он добрый"/"Она заботливая" и т.д.

в игровой деятельности и жизненных ситуациях в ходе полоролевой социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОСТУПКОВ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".

Консультация для воспитателей " Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре"...

Программа воспитателя по саморазвитию «Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, как средство формирования основ здорового образа жизни»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре как важное условие единения народов Белоруссии и России

Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активн...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие «Быть здоровыми хотим!»

Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение. Задача охраны, сохранен...