Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре как важное условие единения народов Белоруссии и России
статья (подготовительная группа)
Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.
Важно приобщать ребенка к культуре народов, живущих в его родном крае, поскольку обращение к прошлому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре как важное условие единения народов Белоруссии и России
Цель: познакомить с современными подходами к приобщению детей дошкольного возраста к белорусской национальной культуре, как части национальной культуры; актуализировать знания по теме «нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»; выявить собственные потенциальные возможности для совершенствования профессиональной компетентности.
Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет чувство личной ответственности за судьбу Родины. Любовь к ней формируется постепенно в процессе накапливания знаний об общественной жизни, труде людей во благо государства, природе, народных традициях.
Важно приобщать ребенка к культуре народов, живущих в его родном крае, поскольку обращение к прошлому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки – воспитывают в человеке чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал должно широко использоваться в обучении и воспитании детей.
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Патриотизм должен прививаться в семье, в дошкольном учреждении, так как именно в дошкольном возрасте начинает формироваться мировоззрение человека.
«Кто я? Откуда?» - рано или поздно дети задают эти вопросы, и на них нужно отвечать. Но получается иногда так, что мы сами взрослые, мало что знаем о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о более далеких родственниках. Многие из нас не знают народных песен, сказок, танцев, пословиц, поговорок, загадок, игр.
Что мы можем передать в духовное наследие детям? Как будут сохраняться лучшие традиции и обряды?
Эти вопросы задают и ищут на них ответы и родители, и педагоги. Сегодня многие ученые, практики единодушны в том, что необходимо возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям, общечеловеческой культуре. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания патриотизма.
Важно, чтобы педагоги и родители знали народные праздники, обряды, традиции, игры. Владели родным языком и использовали в своей работе разнообразный белорусский фольклор.
Особенности организации работы по формированию национального самосознания средствами устного народного творчества
Подбираются для работы с детьми наиболее эффективные формы, методы и средства, надо учитывать, что процесс формирования национального самосознания долгий и сложный, и начинать его надо прежде всего с ознакомления с родным краем, окружением, подключая средства устного народного творчества. Поэтому основным требованием является создание в дошкольном учреждении необходимых условий, чтобы каждый воспитанник смог почувствовать себя частью своего государства; условия , которые бы позволяли формировать ощущение духовного единства с жизнью народов родного края. Для этого необходимо в группе оформить уголок «Моя родина – Россия», в котором можно разместить:
- альбом с песенками, загадками, подобранными к ним рисунками;
-атрибуты к (белорусским) народным играм;
-открытки «Наш город», «Наша страна»;
- дидактические игры «Сложи узор», «Украшение одежды», «Назови сказку»;
-белорусскую художественную литературу;
- альбомы и фотографии белорусской природы;
-альбомы с рисунками животных и растений Белоруссии;
-куклы в белорусской национальной одежде;
- аудиозаписи музыкальных произведений белорусского фольклора;
Приобщение детей к белорусской национальной культуре как части российской культуры может быть интересной и творческой работой. Но необходимо помнить, что дошкольный возраст – это период жизни ребенка, когда формируется интерес и потребность в знаниях, а ведущим видом деятельности является игра.
Специально подобранные дидактические игры, беседы помогут педагогам выявить уровень форсированности национального самосознания.
Главной целью занятий или других форм работы с детьми является:
*воспитать чувство гордости за свою Родину, народ, его язык, историю, культуру;
* углубить знания о родном крае, Родине;
* формировать готовность проявить свои знания в деятельности;
Хорошие результаты на занятиях по формированию национального самосознания, интереса к национальной культуре, можно достигнуть с помощью следующих эффективных методов и приёмов работы:
*сюрпризный момент, в которой “спряталась” тема, необычное начало занятия ( приход гостя, героя, использование загадки, открытка, рассматривание картины, слушание стихотворения, приглашение в путешествие);
* загадки как форма фольклорного творчества помогают ввести детей в окружающий мир, развивать фантазию, заставляют думать;
* стихи содействуют созданию атмосферы доверия в беседах о маме, природе, Родине;
*проблемные ситуации (дети должны найти выход с помощью анализа, обобщения, сравнекния (могут сравниваться гербы разных стран, флаги; город – деревня;
*игровые приёмы “ спрашиваю – отвечай”, “закрой глаза и представь”, “загляни в конверт”, “сложи из частенй” и др.
* викторины;
* использование поговорок, пословиц, малых форм белорусского фольклора;
*прослушивание музыкальных произведений;
*творческие задания: “нарисуй, что представил”, “придумай сам”, “ укрась ...”;
*использование различных средств воздействия на настроение, эмоцинональное настроение детей во время совместной деятельности (слушание музыки, чтение стихов и т.д.);
* домашние задания : “Спроси у бабушки”, “Сходи на экскурсию”, “Прочитай и выучи”;
*тайное сообщение о теме следующего занятия заинтересует детей, будет способствовать желанию продолжить деятельность;
Форма путешествия, с использованием рюкзаков, биноклей, фотоаппаратов, вдохновит на изображение темы занятия в рисовании, лепке, аппликации, тем самым сделает деятельность интегрированной .
Можно использовать мультимедийную презентацию: “Беларусь - синеокая” и др. это сделает процесс ознакомления ещё более интересным и увлекательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры....
План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»
Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в дошкольном образовательном учреждении...
«Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры»
Мастер-класс «Народная игрушка как средство приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» Изготовление игрушки «Коза дереза» из лыка...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к еврейской национальной культуре»
Проект«Приобщение детей дошкольного возраста к еврейской национальной культуре»...
Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир
Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...
Педагогический совет:«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания».
Педагогический совет:«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания»....