Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре и традициям, формирование духовно-нравственных ценностей"
проект (старшая группа)

Смирнова Майя Юрьевна

Разработанный мной долгосрочный проект с планом мероприятий на целый год, создан для детей старшей и подготовительной групп ДОУ. Проект насыщен ддосугоыыми и праздничными мероприятиями и станет помощником и восаитателям и музыкальным руководителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное

частное учреждение «Центр образования

«Международная гимназия в Новых Вешках»

ОГРН 1145000004423, ИНН 5029999031, КПП 502901001

141031, Московская область, городской округ

Мытищи, п. Вешки, Зеленый бульвар, вл. 86, стр. 1

Тема проекта: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям как средство формирования навыков патриотизма и духовно – нравственных ценностей»

Автор проекта: Смирнова Майя Юрьевна

Московская область, городской округ Мытищи, п. Новые Вешки

2025 год

1. Информационная карта проекта

Наименование

Проект по формированию

духовно-нравственных ценностей через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традиций

Руководитель проекта

Смирнова Майя Юрьевна –воспитатель

Соруководители проекта

Яковлева Юлия Юрьевна –воспитатель

Кадровое обеспечение проекта

Кадровые ресурсы дошкольного образовательного учреждения:

  • Воспитатель
  • Музыкальный руководитель
  • Хореограф

Организация, на базе которой реализуется проект

НОЧУ «ЦО «Международная гимназия в Новых Вешках ДО

Цель и основные задачи реализации проекта

Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к познанию истории и культуры наших предков.

Задачи:

1. Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных мероприятиях.

2. Познакомить детей с жизнью народа в разное историческое время.

3. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством и элементами материальной культуры.

Сроки реализации

1 год

Социальный статус, возраст и число участников проекта

Дети старшей группы «Умка» в количестве 15 человек, возраст 5-6 лет.


2. Содержание проекта

Актуальность проблемы приобщения детей к русской народной культуре

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов – авторитета,

достойно завоёванного русским

искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своём

культурном прошлом, о наших памятниках,

литературе, языке, живописи…

Народные отличия сохранятся и в ХХI веке,

если мы будем озабочены воспитанием души,

а не только передачей знаний».

(Д.С.Лихачёв).

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У дошкольного учреждения в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы с новым интересом начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, многие люди забыли о своих русских ценностях. Родители детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. В дальнейшей жизни проявлять себя как личность, любящая свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. В работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

Поэтому важно создать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на обогащение цельности миропонимания и приобретение опыта нравственного уклада жизни.

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста интереса к познанию истории и культуры наших предков.

Задачи проекта:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных мероприятиях.

2. Познакомить детей с жизнью народа в разное историческое время.

3. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством и элементами материальной культуры.

4. Формировать интерес к музею, как к хранилищу духовных и материальных ценностей, навыки поведения в музее, бережное отношение к культурному наследию наших предков и расширять кругозор дошкольника.

5. Развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей.

6. Воспитывать уважение к нравственным нормам.

7. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Условия и механизмы реализации проекта. Управление проектом.

Научно-методическое и информационное обеспечение проекта:

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа, учебно-методическое пособие – Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000 г.
  2. А.Е. Писарева, В.В.Уткина «Живём в «Ладу» методическое пособие М.: 2007
  3. В.Н.Косарева «Народная культура и традиции» Волгоград 2013 г.
  4. Э.А. Халикова, Н.В. Колебошина «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет», Волгоград 2013 г.
  5. Ботякова О.А., Зязава Л.К., Прокофьева С.А. «Российский этнографический музей - детям». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений 2001 г.
  6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красная изба…». Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами и бытом в музее детского сада 2000 г.
  7. Журналы «Воспитатель ДОУ» №10,11 2010 г., № 12 2008г., № 4 2009 г., № 4,6 2011 г.
  8. Интернет – источники.

Ресурсное обеспечение

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление мини-уголка в группе: матрешки, самовар, предметы народного быта, куклы в национальных народных костюмах);
  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
  3. Подготовка материала для продуктивной творческой деятельности;
  4. Подборка народных, подвижных, дидактических игр;
  5. Использование презентаций к занятиям.

Срок реализации проекта: 1 год (долгосрочный)

Участники проекта:

1) Дети старшей группы «Умка»

2) Воспитатели

3) Родители

Приоритеты проекта:

  • Создание атмосферы национального быта
  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками
  • Знакомство с народным искусством
  • Знакомство с русскими народными играми
  • Знакомство с историей Руси

Приоритеты русской культурной традиции:

1. Приоритет духовных ценностей, целей над ближайшей прагматической выгодой.

Всё, что в течение нашей истории было сделано доброго и великого - это благодаря укоренённому в сознании приоритету духовных ценностей. Ими пронизаны сюжеты народных сказок, тексты песен, правила игр и даже смысл плясок и танцев, которые очень целомудренно готовят из мальчиков мужчин, а из девочек – женщин.

2. Одухотворённость труда.

Вхождение в русскую культурную традицию даёт богатые возможности для организации работ технически сложных, интересных, позволяющих реализовываться и развиваться творческой индивидуальности. Важно и то, что народная традиция учит видеть творчество даже в технически простых работах, в ежедневном труде и быте.

3. Приоритет «коллективного» в русской культурной традиции.

Для русского народа приоритет коллективного – не просто признание «общественного выше личного». Это скорее одухотворение индивидуального творчества и труда через идею гармонизации их с окружающим миром и обществом.

4. Значение слова в русской культурной традиции.

Значение языка гораздо шире, чем просто как средства передачи информации. Язык формируется как выражение доминирующих движений души. И это заключённое в языке богатство служит для ребёнка источником мощных развивающих факторов.

Реализация проекта

Основные направления проекта (приложение 1):

  • Социально-нравственное развитие: познавательные беседы, экскурсия в музей, рассматривание альбомов;
  • Познавательно-речевое: образовательные мероприятия, рассказывание и чтение народных сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин;
  • Художественно-творческая деятельность: рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, показ презентаций;
  • Продуктивная деятельность: рисование, лепка, ручной труд, выполнение работ в разных техниках и видах народной росписи и другое.
  • Музыкальная деятельность: развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов;
  • Физическое развитие: подвижные (народные игры).

Доминирующие формы педагогической работы с детьми:

  • Образовательные мероприятия
  • Познавательные беседы
  • Тематические досуги, праздники, развлечения
  • Творческие задания
  • Игровая деятельность детей
  • Посещение музея

Для реализации проекта используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется вовремя:

  • Чтения сказок педагогом;
  • Рассматривание иллюстраций, репродукций;
  • Проведение дидактических игр;
  • Наблюдений;
  • Экскурсий;

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
  • Бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • Ответов на вопросы педагога;
  • Проведения разнообразных игр;
  • Загадывание и отгадывание загадок;
  • Рассматривание наглядного материала.

Практический метод используется, когда необходима организация продуктивной деятельности: в рисовании – при росписи игрушек, посуды и т.д., в лепке – при выполнении разных предметов, ручной труд – при изготовлении Дымковской лошадки, пасхального зайца и др.

Предпочтение при организации данного процесса следует отдавать тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствует развитию детей, их познавательной активности и её самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.

Организация работы с педагогами

  • Консультации и педсоветы, знакомящие с целями, задачами и организацией проекта.

Продукты проекта:

  • Комплект методических материалов:

Для педагогов:

- Беседы для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с историей, культурой и традициями русского народа (перспективный план с конспектами).

- Конспекты досугов, праздников.

- Аудиоматериалы.

- Электронный каталог презентаций по теме проекту.

Для родителей:

- Консультации.

- Фотоотчеты.

  • Комплект дидактических материалов:

- Справочный и наглядный материал.

- Литературный материал.

- Картотека народных игр.

Практический материал, представленный в данном проекте, может стать хорошей основой для создания и реализации творческих проектов в дошкольных учреждениях. На основе проекта можно обобщить педагогический опыт работы.

Планируемые результаты:

  • У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
  • Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
  • Сформировались чувства национального достоинства.
  • Расширились знания о традициях, обычаях русского народа.
  • У детей формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимоуважение, любовь к русским традициям, дружеское отношение друг к другу, товарищество, отзывчивость, сопереживание.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный: сентябрь 2024 г.
  • Подбор методической литературы и её изучение;
  • Составление плана работы по теме проекта
  • Подбор методического и дидактического материала,
  • Разработка конспектов ОД, мультимедийных презентаций, тематических альбомов;
  • Организация развивающей среды;
  • Создание мини-уголка в группе.
  1. Основной: октябрь-май 2024-25 г.
  • Организация образовательного процесса,
  • Реализация основных мероприятий,
  • Разработка тематических праздников;
  • Изготовление поделок для праздников;
  • Обновление развивающей предметно-пространственной среды в группе, внедрение инновационных подходов.
  • Создание уголка «Россия моя Родина»
  • Проведение родительских собраний, досугов и мастер-классов.

Тематическое планирование образовательных мероприятий

Месяц

Тема мероприятия

Содержание

Октябрь

1

Занятие по окружающему миру:

«История возникновения

Руси»

Формировать первоначальные представления об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в прошлом. Дать представление об укладе жизни древних славян.

2

Занятие-беседа:

«Знакомство с бытом русского народа»

Формирование представлений о жизни и быте русского народа (мини-уголок «Предметы народного быта»); прививать интерес к русской культуре, история своего народа.

3

Чтение художественной литературы:

«Жили-были дед да баба»

Знакомство детей с традиционно-бытовой культурой русского народа(избой, домашней утварью, орудием труда, одеждой). Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

4

Беседа о женском украшении «Кокошник» и показ презентации о видах кокошников в Древней Руси

Познакомить детей с историей возникновения кокошника, и почему кокошник стал символом русского национального женского костюма.

5

Празднично-тематическое мероприятие

«Осенняя Ярмарка»

Беседа с детьми о том, что же такое русская Ярмарка, когда ее проводят, что продают и покупают, какие веселые игры и представления устраивают на ярмарках, какими традиционными блюдами русской национальной кухни угощают гостей на ярмарках.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. О труде людей в осенний период на Руси, приобщение к традициям русского народа.

Познакомить с русскими народными песнями, плясками, хороводами, играми!

6

Беседа:

«Октябрь пахнет капустой»

Знакомство с русскими традиционными предметами обихода – деревянным корытцем, кадушкой и тяпкой. Познакомить с традицией на Руси «Заготовка квашеной капусты».

Ноябрь

7

Беседа

«В гостях хорошо, а дома лучше»

Знакомство с русской традиционной кухней, предметами обихода: чугуны, ухват, половник, ложка. Чтение сюжета из сказки «Каша из топора».

8

«Хлеб всему голова»

Цель: продолжать знакомство детей с домашней утварью: крынки глиняные, горшки, рассказ о том, как хлеб пришел к нам на стол, прививать бережное отношение к хлебу и рассказать кто такие хлеборобы.

9

НОД Знакомство с искусством – рассматривание Дымковских игрушек

Цель: познакомить с одним из видов народно-прикладного искусства: Дымковской глиняной игрушкой, учить выделять элементы росписи, ее мотивы и колорит, композицию узоров на изделиях.

10

Рисование: «Дымковский конь»

Цель: учить расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами, использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, точки. Выполнять работу в указанной последовательности.

11

Рисование и аппликация «Кони на лугу»- коллективная работа

Цель: продолжать развивать навыки общения и совместной деятельности, умение обсуждать и договариваться о сюжете и композиции, распределять между собой работу.

12

Рисование «Козлики и бараны»

Цель: продолжать учить украшать дымковским узором животных, ввести в узор новый элемент – кольцо, закрепить навыки построения и композиции узора, закрепить понятие о сочетании цветов характерных для животных.

13

Мастер-класс ко Дню матери «Украсим кокошник для мамы»

Цель: заинтересовать и вызвать интерес у мам и детей к украшению кокошника, с последующим использованием в художественно -эстетическом развитии детей, продолжать приобщение детей к истокам русской национальной культуры.

14

Экскурсия Посещение музея «Русские пряники» совместно с родителями и воспитателями

Работники музея познакомили ребят с историей русского пряника, провели мастер-класс по художественной росписи пряников.

Декабрь

15

«Беседа на тему: «Какова пряха такова на ней и рубаха»

Цель: знакомство с народным костюмом, формировать представления об элементах костюма, обогащать и активизировать словарь по теме русский костюм.

16

НОД «Народные игрушки – Матрешка»

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой -матрешкой, с мастерами изготовителями этой игрушки с историей возникновения матрешки, появления ее на Руси, какие бывают виды матрешек: Полхов-Майданской, Семеновской. Загорской, и т.д.

17

НОД «Матрешка»

Цель: дать представления детям из чего мастера изготавливали матрешек (сухая береза или липа). Как подготавливают матрешку к росписи.

18

Рисование красками «Русская матрешка»

Цель: приобщение детей к изобразительному искусству России через знакомство с игрушкой матрешкой, вызвать желание стать художниками по росписи матрешек и разукрасить силуэт матрешки, развивать творческую фантазию и воображение.

19

Лепка из глины по мотивам народных игрушек «Дымковская лошадка»

Цель: уточнить представления детей о специфике дымковской игрушки: из чего сделана, как украшена, формировать способы создания образов (лепка фигурок на основе цилиндра).

20

Роспись «Нарядные лошадки»

Цель: инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок из глины – украшать элементами декоративной дымковской росписи. Обратить внимание детей на зависимость узора от формы изделия.

21

Рисование «Фартук для Дымковской куклы»

Учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой фартука, чередовать узор и выполнять в определенной последовательности.

22

Рисование: «Роспись Дымковской куклы»

Учить раскрашивать полностью фигуру Дымковской куклы, блузу и кокошник делать одноцветными. Юбку узорчатой, соблюдать подбор цветов, характерных для росписи дымковской куклы.

23

Беседа: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» (история возникновения мужской и женской обуви)

Цель: развивать любознательность, причинно-следственные связи в процессе знакомства с историей возникновения обуви на Руси, формировать представления об особенности обуви в разные времена года. Воспитывать уважение к историческому прошлому посредством ознакомления с историей возникновения обуви.

24

Беседа: «Валенки – не подшитые, стареньки» (чуни)

Филдинг – валяние шерсти.

История валяной обуви. Знакомство с материалом изготовления валенок (чуня) – овечья шерсть.

Январь

25

Беседа «Не по Сеньке шапка» (история головных уборов

Формировать знания о русской народной одежде, ее роли в жизни человека, вызвать интерес к жизни наших предков, воспитывать в детях любовь к народной культуре, познакомить со старинной профессией «Портной»

26

НОД Знакомство с декоративно-прикладным искусством «Гжель»

Цель: познакомить детей с историей возникновения гжельской росписи, какую художественную ценность она представляет. Рассказать о том, что гжельская роспись — это сине-голубая гамма красок.

27

Рисование по мотивам гжельской росписи «Чашка с блюдцем»

Цель: формировать умение создавать узор на чашке и блюдце гжельской росписью. Познакомить детей с посудой гжель.

Учить выделять характерные особенности гжельской росписи, развивать чувство цвета и оттенков.

28

Лепка:

«Сказочная гжель»

Совершенствовать навыки пластилинографии у детей при украшении декоративной посуды, развивать творческие способности, фантазию и воображение дошкольников.

29

Празднично-досуговое тематическое мероприятие «Святки-колядки»

Цель: познакомить детей с русскими народными святками – это Рождество, Крещение, рассказать с историей возникновения христианских праздников, обычаями, обрядами, приметами. Почему в старину дети ходили колядовать, разучивание колядок и рождественских песен, шуток и прибауток.

Февраль

30

Беседа:

«Зима не лето, в шубу одето»

Продолжать знакомство с характерными особенностями зимы, с использованием русских народных поговорок, песенок и пословиц о зиме.

Показ презентации «Зимние забавы»

31

Беседа:

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Цель: объяснять детям понятие о Родине, рассказать о патриотизме, о героях соотечественниках.

32

НОД «Знакомство с хохломой» одним из ярких явлений в искусстве росписи по дереву -«Хохломская роспись»

Познакомить с историей возникновения, способами росписи и обработки дерева, как создавали деревянную посуду, из каких видов дерева. Хохломская техника ни где больше не встречается и является своеобразным подражанием золотой и серебряной посуде. Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями далеко в прошлое.

33

Беседа: «Не до шутки-когда пусто в желудке»

Цель: Знакомство с блюдами национальной кухни. Закрепить знания русских народных пословиц и поговорок, рассказать о традициях русской трапезы, а также рассказать о блюдах, которые готовили хозяйки именно на праздники.

34

Рисование по тематике хохломской росписи: «Узор на полосе-завиток»

Познакомить с техникой хохломской росписи-рисование кончиком кисточки растительных форм, цветовыми сочетаниями. Выделять элементы: реснички, травинки, усики, завитки.

35

Лепка: «Пернатые-мохнатые, колючие»

Вызвать интерес к экспериментированию с пластическим материалом для передачи особенностей покрытия тела разных животных.

36

Аппликация «Заснеженный домик»

Цель: учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации, дать понятие об обрывной аппликации и показать ее изобразительно-выразительные возможности. Развивать чувство формы и композиции.

37

Досуг-развлечение «Широкая масленица»

Цель: способствовать возрождению обычаев и обрядов, связанных с народным праздником -Масленица, расширять знания и представления детей о народных традициях. Рассказать почему символом праздника являются русские блины.

Март

38

Беседа: «Грач на горе-весна на дворе»

Цель: Знакомство детей с русскими на родные пословицы о весне, и рассказать о приближающихся весенних народных праздниках.

39

НОД «Городецкая роспись»-русский народный художественный промысел

Цель: познакомить детей с имторией возникновения, особенностями росписи. Рассказ о существующей фабрике «Городецкая роспись», о технике изготовления древесины, о токарной и столярной обработке и что украшают такой росписью (мебель, ставни, двери деревянных домов).

40

Рисование «Узор на полосе»

Городецкая роспись

Выявить знания о декоративно-прикладном искусстве, закрепить знания детей о Городецкой росписи, учить строить узор на полосе в технике городецкой росписи, рассказать, что символами росписи являются лошадки.

41

Рисование: «Узоры на кухонных досках

Расширять представления о том, что одинаковые изделия можно украшать росписью по-разному и украсить кухонную доску можно так же элементами городецкой росписи.

42

Аппликация: по сюжету русской народной сказки «Зайчишка-трусишка и храбришка»

Учить детей делать аппликацию раскрывая тему литературного произведения, передавать характер и настроение героев.

Апрель

43

Беседа: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Рассказать детям о популярности чаепития в России! Познакомить с тульским самоваром, как его растапливали и кипятили в нем воду. О разновидностях самоваров и как их украшали и делали надписи: - Самовар кипит, уходить не велит!

44

Рисование: «Лисонька кумушка и лисонька голубушка» по мотивам русских народных сказок.

Цель: учить рисовать раскрывая тему произведения, передавать характерные черты героев. Вызывать интерес к иллюстрации сказок.

45

Лепка «Пасхальное яичко»

Приобщить к традициям нашей страны, учить применять приемы пластилинографии, самостоятельно подбирать цвета пластилина для декорирования пасхального яичка.

46

Празднично-досуговое мероприятие «Пасхальные традиции»

Знакомство с русским народным праздником, его символами, традициями. Красное яйцо – символ Пасхи, куличи, печенье «жаворонки», делают «пасху» из творога. Вызывать радостное настроение, признаваться своим родным в любви и дружбе, и дарить друг другу пасхальное яйцо.

Май

47

Беседа: знакомим детей с кружевоплетением. «Вологодское кружево»

Цель: познакомить детей с историей плетения кружев в России, дать представление о разновидности кружев (Вологодские кружева плетут с помощью коклюшек и т.д.)

48

Беседа: «Грушина кукла»

Рассказать детям о народной игрушке, о ее истории и как менялся ее облик с течением времени. Знакомство с изготовлением первых кукол – из соломы, затем тряпичной куклы. Игра «Свертеть куклу».

49

Беседа: «Красная горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры, пение частушек.

50

Беседа: «Путешествие по Златогривой чудо-тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве, что во многих видах росписи изображали именно лошадей: Городецкая, Палехская, Мезенская, Пучужская)

51

Аппликация: «Орнаменты для сарафанов»

Познакомить детей с орнаментами в русском народном костюме, развивать желание самостоятельно составлять узор, красиво сочетать цвета, размещать узоры на предложенной форме, развивать зрительное внимание. Учить вырезать детали для узора, продолжать формировать уважение к традициям русского народа, особенностями внешнего вида русского народного костюма!

  1. Заключительный: Сроки?
  • Подведение итогов работы – итоговое тематическое мероприятие.

Выводы: Воспитание подрастающего поколения на русских-народных традициях способствует расширению кругозора, развитие художественного вкуса, любви к Родине, родному краю.

Организация творческих заданий, мастер-классов, праздничных мероприятий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народному искусству, способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Реализация данного педагогического проекта по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды.

Поставленные цели и задачи проекта успешно реализованы. Ожидаемые результаты достигнуты.

Перспективы развития проекта:

  • Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры и традициям, развивая личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
  • Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
  • Создать музей русской старины и уголок русской избы.
  • Продолжить работу по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе православной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского, русского, татарского народов.

Тема: « Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского, русского, татарского народов».Дошкольное детство – важнейший перио...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной культуры

Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и рассматривается на основе «концепции духовно-нравственног...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре как важное условие единения народов Белоруссии и России

Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активн...

Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...

Педагогический совет: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания».

Педагогический совет:«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания»....