![]()
| Негосударственное общеобразовательное частное учреждение «Центр образования «Международная гимназия в Новых Вешках»
ОГРН 1145000004423, ИНН 5029999031, КПП 502901001 141031, Московская область, городской округ Мытищи, п. Вешки, Зеленый бульвар, вл. 86, стр. 1
Тема проекта: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям как средство формирования навыков патриотизма и духовно – нравственных ценностей» ![]()
Автор проекта: Смирнова Майя Юрьевна
Московская область, городской округ Мытищи, п. Новые Вешки 2025 год 1. Информационная карта проекта
Наименование | Проект по формированию духовно-нравственных ценностей через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традиций
| Руководитель проекта | Смирнова Майя Юрьевна –воспитатель | Соруководители проекта | Яковлева Юлия Юрьевна –воспитатель | Кадровое обеспечение проекта | Кадровые ресурсы дошкольного образовательного учреждения: - Воспитатель
- Музыкальный руководитель
- Хореограф
| Организация, на базе которой реализуется проект | НОЧУ «ЦО «Международная гимназия в Новых Вешках ДО | Цель и основные задачи реализации проекта | Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к познанию истории и культуры наших предков. Задачи: 1. Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных мероприятиях. 2. Познакомить детей с жизнью народа в разное историческое время. 3. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством и элементами материальной культуры. | Сроки реализации | 1 год | Социальный статус, возраст и число участников проекта | Дети старшей группы «Умка» в количестве 15 человек, возраст 5-6 лет. |
2. Содержание проекта
Актуальность проблемы приобщения детей к русской народной культуре «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С.Лихачёв).
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У дошкольного учреждения в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы с новым интересом начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, многие люди забыли о своих русских ценностях. Родители детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. В дальнейшей жизни проявлять себя как личность, любящая свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре. Огромное влияние на формирование отзывчивости, доброты, любви к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребенок. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. В работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей. Поэтому важно создать систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на обогащение цельности миропонимания и приобретение опыта нравственного уклада жизни.
Новизна проекта Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста интереса к познанию истории и культуры наших предков. Задачи проекта: 1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных мероприятиях. 2. Познакомить детей с жизнью народа в разное историческое время. 3. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством и элементами материальной культуры. 4. Формировать интерес к музею, как к хранилищу духовных и материальных ценностей, навыки поведения в музее, бережное отношение к культурному наследию наших предков и расширять кругозор дошкольника. 5. Развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. 6. Воспитывать уважение к нравственным нормам. 7. Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Условия и механизмы реализации проекта. Управление проектом.
Научно-методическое и информационное обеспечение проекта: - Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа, учебно-методическое пособие – Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000 г.
- А.Е. Писарева, В.В.Уткина «Живём в «Ладу» методическое пособие М.: 2007
- В.Н.Косарева «Народная культура и традиции» Волгоград 2013 г.
- Э.А. Халикова, Н.В. Колебошина «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет», Волгоград 2013 г.
- Ботякова О.А., Зязава Л.К., Прокофьева С.А. «Российский этнографический музей - детям». Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений 2001 г.
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красная изба…». Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами и бытом в музее детского сада 2000 г.
- Журналы «Воспитатель ДОУ» №10,11 2010 г., № 12 2008г., № 4 2009 г., № 4,6 2011 г.
- Интернет – источники.
Ресурсное обеспечение
- Обеспечение материально-технических условий (оформление мини-уголка в группе: матрешки, самовар, предметы народного быта, куклы в национальных народных костюмах);
- Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
- Подготовка материала для продуктивной творческой деятельности;
- Подборка народных, подвижных, дидактических игр;
- Использование презентаций к занятиям.
Срок реализации проекта: 1 год (долгосрочный)
Участники проекта: 1) Дети старшей группы «Умка» 2) Воспитатели 3) Родители
Приоритеты проекта: - Создание атмосферы национального быта
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками
- Знакомство с народным искусством
- Знакомство с русскими народными играми
- Знакомство с историей Руси
Приоритеты русской культурной традиции: 1. Приоритет духовных ценностей, целей над ближайшей прагматической выгодой. Всё, что в течение нашей истории было сделано доброго и великого - это благодаря укоренённому в сознании приоритету духовных ценностей. Ими пронизаны сюжеты народных сказок, тексты песен, правила игр и даже смысл плясок и танцев, которые очень целомудренно готовят из мальчиков мужчин, а из девочек – женщин. 2. Одухотворённость труда. Вхождение в русскую культурную традицию даёт богатые возможности для организации работ технически сложных, интересных, позволяющих реализовываться и развиваться творческой индивидуальности. Важно и то, что народная традиция учит видеть творчество даже в технически простых работах, в ежедневном труде и быте. 3. Приоритет «коллективного» в русской культурной традиции. Для русского народа приоритет коллективного – не просто признание «общественного выше личного». Это скорее одухотворение индивидуального творчества и труда через идею гармонизации их с окружающим миром и обществом. 4. Значение слова в русской культурной традиции. Значение языка гораздо шире, чем просто как средства передачи информации. Язык формируется как выражение доминирующих движений души. И это заключённое в языке богатство служит для ребёнка источником мощных развивающих факторов.
Реализация проекта
Основные направления проекта (приложение 1): - Социально-нравственное развитие: познавательные беседы, экскурсия в музей, рассматривание альбомов;
- Познавательно-речевое: образовательные мероприятия, рассказывание и чтение народных сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин;
- Художественно-творческая деятельность: рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, показ презентаций;
- Продуктивная деятельность: рисование, лепка, ручной труд, выполнение работ в разных техниках и видах народной росписи и другое.
- Музыкальная деятельность: развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов;
- Физическое развитие: подвижные (народные игры).
Доминирующие формы педагогической работы с детьми: - Образовательные мероприятия
- Познавательные беседы
- Тематические досуги, праздники, развлечения
- Творческие задания
- Игровая деятельность детей
- Посещение музея
Для реализации проекта используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический. Наглядно-действенный метод используется вовремя: - Чтения сказок педагогом;
- Рассматривание иллюстраций, репродукций;
- Проведение дидактических игр;
- Наблюдений;
- Экскурсий;
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе: - Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- Бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- Ответов на вопросы педагога;
- Проведения разнообразных игр;
- Загадывание и отгадывание загадок;
- Рассматривание наглядного материала.
Практический метод используется, когда необходима организация продуктивной деятельности: в рисовании – при росписи игрушек, посуды и т.д., в лепке – при выполнении разных предметов, ручной труд – при изготовлении Дымковской лошадки, пасхального зайца и др. Предпочтение при организации данного процесса следует отдавать тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствует развитию детей, их познавательной активности и её самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.
Организация работы с педагогами - Консультации и педсоветы, знакомящие с целями, задачами и организацией проекта.
Продукты проекта: - Комплект методических материалов:
Для педагогов: - Беседы для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с историей, культурой и традициями русского народа (перспективный план с конспектами). - Конспекты досугов, праздников. - Аудиоматериалы. - Электронный каталог презентаций по теме проекту. Для родителей: - Консультации. - Фотоотчеты. - Комплект дидактических материалов:
- Справочный и наглядный материал. - Литературный материал. - Картотека народных игр.
Практический материал, представленный в данном проекте, может стать хорошей основой для создания и реализации творческих проектов в дошкольных учреждениях. На основе проекта можно обобщить педагогический опыт работы.
Планируемые результаты: - У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
- Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
- Сформировались чувства национального достоинства.
- Расширились знания о традициях, обычаях русского народа.
- У детей формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимоуважение, любовь к русским традициям, дружеское отношение друг к другу, товарищество, отзывчивость, сопереживание.
Этапы проекта:
- Подготовительный: сентябрь 2024 г.
- Подбор методической литературы и её изучение;
- Составление плана работы по теме проекта
- Подбор методического и дидактического материала,
- Разработка конспектов ОД, мультимедийных презентаций, тематических альбомов;
- Организация развивающей среды;
- Создание мини-уголка в группе.
- Основной: октябрь-май 2024-25 г.
- Организация образовательного процесса,
- Реализация основных мероприятий,
- Разработка тематических праздников;
- Изготовление поделок для праздников;
- Обновление развивающей предметно-пространственной среды в группе, внедрение инновационных подходов.
- Создание уголка «Россия моя Родина»
- Проведение родительских собраний, досугов и мастер-классов.
Тематическое планирование образовательных мероприятий
Месяц | № | Тема мероприятия | Содержание | Октябрь | 1 | Занятие по окружающему миру: «История возникновения Руси» | Формировать первоначальные представления об истории возникновения Руси, о народах, населявших ее в прошлом. Дать представление об укладе жизни древних славян.
| 2 | Занятие-беседа: «Знакомство с бытом русского народа» | Формирование представлений о жизни и быте русского народа (мини-уголок «Предметы народного быта»); прививать интерес к русской культуре, история своего народа.
| 3 | Чтение художественной литературы: «Жили-были дед да баба» | Знакомство детей с традиционно-бытовой культурой русского народа(избой, домашней утварью, орудием труда, одеждой). Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» | 4 | Беседа о женском украшении «Кокошник» и показ презентации о видах кокошников в Древней Руси | Познакомить детей с историей возникновения кокошника, и почему кокошник стал символом русского национального женского костюма. | 5 | Празднично-тематическое мероприятие «Осенняя Ярмарка» | Беседа с детьми о том, что же такое русская Ярмарка, когда ее проводят, что продают и покупают, какие веселые игры и представления устраивают на ярмарках, какими традиционными блюдами русской национальной кухни угощают гостей на ярмарках. Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. О труде людей в осенний период на Руси, приобщение к традициям русского народа. Познакомить с русскими народными песнями, плясками, хороводами, играми! | 6 | Беседа: «Октябрь пахнет капустой» | Знакомство с русскими традиционными предметами обихода – деревянным корытцем, кадушкой и тяпкой. Познакомить с традицией на Руси «Заготовка квашеной капусты».
| Ноябрь | 7 | Беседа «В гостях хорошо, а дома лучше» | Знакомство с русской традиционной кухней, предметами обихода: чугуны, ухват, половник, ложка. Чтение сюжета из сказки «Каша из топора».
| 8 | «Хлеб всему голова» | Цель: продолжать знакомство детей с домашней утварью: крынки глиняные, горшки, рассказ о том, как хлеб пришел к нам на стол, прививать бережное отношение к хлебу и рассказать кто такие хлеборобы.
| 9 | НОД Знакомство с искусством – рассматривание Дымковских игрушек | Цель: познакомить с одним из видов народно-прикладного искусства: Дымковской глиняной игрушкой, учить выделять элементы росписи, ее мотивы и колорит, композицию узоров на изделиях.
| 10 | Рисование: «Дымковский конь» | Цель: учить расписывать ярким узором фигуру коня, располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами, использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, точки. Выполнять работу в указанной последовательности.
| 11 | Рисование и аппликация «Кони на лугу»- коллективная работа | Цель: продолжать развивать навыки общения и совместной деятельности, умение обсуждать и договариваться о сюжете и композиции, распределять между собой работу.
| 12 | Рисование «Козлики и бараны» | Цель: продолжать учить украшать дымковским узором животных, ввести в узор новый элемент – кольцо, закрепить навыки построения и композиции узора, закрепить понятие о сочетании цветов характерных для животных.
| 13 | Мастер-класс ко Дню матери «Украсим кокошник для мамы» | Цель: заинтересовать и вызвать интерес у мам и детей к украшению кокошника, с последующим использованием в художественно -эстетическом развитии детей, продолжать приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
| 14 | Экскурсия Посещение музея «Русские пряники» совместно с родителями и воспитателями | Работники музея познакомили ребят с историей русского пряника, провели мастер-класс по художественной росписи пряников. | Декабрь | 15 | «Беседа на тему: «Какова пряха такова на ней и рубаха» | Цель: знакомство с народным костюмом, формировать представления об элементах костюма, обогащать и активизировать словарь по теме русский костюм.
| 16 | НОД «Народные игрушки – Матрешка» | Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой -матрешкой, с мастерами изготовителями этой игрушки с историей возникновения матрешки, появления ее на Руси, какие бывают виды матрешек: Полхов-Майданской, Семеновской. Загорской, и т.д. | 17 | НОД «Матрешка» | Цель: дать представления детям из чего мастера изготавливали матрешек (сухая береза или липа). Как подготавливают матрешку к росписи. | 18 | Рисование красками «Русская матрешка» | Цель: приобщение детей к изобразительному искусству России через знакомство с игрушкой матрешкой, вызвать желание стать художниками по росписи матрешек и разукрасить силуэт матрешки, развивать творческую фантазию и воображение.
| 19 | Лепка из глины по мотивам народных игрушек «Дымковская лошадка» | Цель: уточнить представления детей о специфике дымковской игрушки: из чего сделана, как украшена, формировать способы создания образов (лепка фигурок на основе цилиндра).
| 20 | Роспись «Нарядные лошадки» | Цель: инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок из глины – украшать элементами декоративной дымковской росписи. Обратить внимание детей на зависимость узора от формы изделия. | 21 | Рисование «Фартук для Дымковской куклы» | Учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой фартука, чередовать узор и выполнять в определенной последовательности. | 22 | Рисование: «Роспись Дымковской куклы» | Учить раскрашивать полностью фигуру Дымковской куклы, блузу и кокошник делать одноцветными. Юбку узорчатой, соблюдать подбор цветов, характерных для росписи дымковской куклы. | 23 | Беседа: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» (история возникновения мужской и женской обуви) | Цель: развивать любознательность, причинно-следственные связи в процессе знакомства с историей возникновения обуви на Руси, формировать представления об особенности обуви в разные времена года. Воспитывать уважение к историческому прошлому посредством ознакомления с историей возникновения обуви. | 24 | Беседа: «Валенки – не подшитые, стареньки» (чуни) Филдинг – валяние шерсти. | История валяной обуви. Знакомство с материалом изготовления валенок (чуня) – овечья шерсть.
| Январь | 25 | Беседа «Не по Сеньке шапка» (история головных уборов | Формировать знания о русской народной одежде, ее роли в жизни человека, вызвать интерес к жизни наших предков, воспитывать в детях любовь к народной культуре, познакомить со старинной профессией «Портной»
| 26 | НОД Знакомство с декоративно-прикладным искусством «Гжель» | Цель: познакомить детей с историей возникновения гжельской росписи, какую художественную ценность она представляет. Рассказать о том, что гжельская роспись — это сине-голубая гамма красок. | 27 | Рисование по мотивам гжельской росписи «Чашка с блюдцем» | Цель: формировать умение создавать узор на чашке и блюдце гжельской росписью. Познакомить детей с посудой гжель. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи, развивать чувство цвета и оттенков.
| 28 | Лепка: «Сказочная гжель» | Совершенствовать навыки пластилинографии у детей при украшении декоративной посуды, развивать творческие способности, фантазию и воображение дошкольников.
| 29 | Празднично-досуговое тематическое мероприятие «Святки-колядки» | Цель: познакомить детей с русскими народными святками – это Рождество, Крещение, рассказать с историей возникновения христианских праздников, обычаями, обрядами, приметами. Почему в старину дети ходили колядовать, разучивание колядок и рождественских песен, шуток и прибауток.
| Февраль | 30 | Беседа: «Зима не лето, в шубу одето» | Продолжать знакомство с характерными особенностями зимы, с использованием русских народных поговорок, песенок и пословиц о зиме. Показ презентации «Зимние забавы» | 31 | Беседа: «Человек без Родины, что соловей без песни» | Цель: объяснять детям понятие о Родине, рассказать о патриотизме, о героях соотечественниках.
| 32 | НОД «Знакомство с хохломой» одним из ярких явлений в искусстве росписи по дереву -«Хохломская роспись» | Познакомить с историей возникновения, способами росписи и обработки дерева, как создавали деревянную посуду, из каких видов дерева. Хохломская техника ни где больше не встречается и является своеобразным подражанием золотой и серебряной посуде. Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями далеко в прошлое.
| 33 | Беседа: «Не до шутки-когда пусто в желудке» | Цель: Знакомство с блюдами национальной кухни. Закрепить знания русских народных пословиц и поговорок, рассказать о традициях русской трапезы, а также рассказать о блюдах, которые готовили хозяйки именно на праздники.
| 34 | Рисование по тематике хохломской росписи: «Узор на полосе-завиток» | Познакомить с техникой хохломской росписи-рисование кончиком кисточки растительных форм, цветовыми сочетаниями. Выделять элементы: реснички, травинки, усики, завитки.
| 35 | Лепка: «Пернатые-мохнатые, колючие» | Вызвать интерес к экспериментированию с пластическим материалом для передачи особенностей покрытия тела разных животных.
| 36 | Аппликация «Заснеженный домик» | Цель: учить детей создавать выразительный образ заснеженного дома, творчески применяя разные техники аппликации, дать понятие об обрывной аппликации и показать ее изобразительно-выразительные возможности. Развивать чувство формы и композиции.
| 37 | Досуг-развлечение «Широкая масленица» | Цель: способствовать возрождению обычаев и обрядов, связанных с народным праздником -Масленица, расширять знания и представления детей о народных традициях. Рассказать почему символом праздника являются русские блины.
| Март | 38 | Беседа: «Грач на горе-весна на дворе» | Цель: Знакомство детей с русскими на родные пословицы о весне, и рассказать о приближающихся весенних народных праздниках.
| 39 | НОД «Городецкая роспись»-русский народный художественный промысел | Цель: познакомить детей с имторией возникновения, особенностями росписи. Рассказ о существующей фабрике «Городецкая роспись», о технике изготовления древесины, о токарной и столярной обработке и что украшают такой росписью (мебель, ставни, двери деревянных домов).
| 40 | Рисование «Узор на полосе» Городецкая роспись | Выявить знания о декоративно-прикладном искусстве, закрепить знания детей о Городецкой росписи, учить строить узор на полосе в технике городецкой росписи, рассказать, что символами росписи являются лошадки.
| 41 | Рисование: «Узоры на кухонных досках | Расширять представления о том, что одинаковые изделия можно украшать росписью по-разному и украсить кухонную доску можно так же элементами городецкой росписи.
| 42 | Аппликация: по сюжету русской народной сказки «Зайчишка-трусишка и храбришка» | Учить детей делать аппликацию раскрывая тему литературного произведения, передавать характер и настроение героев.
| Апрель | 43 | Беседа: «Русский самовар и чаепитие на Руси» | Рассказать детям о популярности чаепития в России! Познакомить с тульским самоваром, как его растапливали и кипятили в нем воду. О разновидностях самоваров и как их украшали и делали надписи: - Самовар кипит, уходить не велит!
| 44 | Рисование: «Лисонька кумушка и лисонька голубушка» по мотивам русских народных сказок. | Цель: учить рисовать раскрывая тему произведения, передавать характерные черты героев. Вызывать интерес к иллюстрации сказок.
| 45 | Лепка «Пасхальное яичко» | Приобщить к традициям нашей страны, учить применять приемы пластилинографии, самостоятельно подбирать цвета пластилина для декорирования пасхального яичка.
| 46 | Празднично-досуговое мероприятие «Пасхальные традиции» | Знакомство с русским народным праздником, его символами, традициями. Красное яйцо – символ Пасхи, куличи, печенье «жаворонки», делают «пасху» из творога. Вызывать радостное настроение, признаваться своим родным в любви и дружбе, и дарить друг другу пасхальное яйцо.
| Май | 47 | Беседа: знакомим детей с кружевоплетением. «Вологодское кружево» | Цель: познакомить детей с историей плетения кружев в России, дать представление о разновидности кружев (Вологодские кружева плетут с помощью коклюшек и т.д.)
| 48 | Беседа: «Грушина кукла» | Рассказать детям о народной игрушке, о ее истории и как менялся ее облик с течением времени. Знакомство с изготовлением первых кукол – из соломы, затем тряпичной куклы. Игра «Свертеть куклу».
| 49 | Беседа: «Красная горка» | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры, пение частушек. | 50 | Беседа: «Путешествие по Златогривой чудо-тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве, что во многих видах росписи изображали именно лошадей: Городецкая, Палехская, Мезенская, Пучужская)
| 51 | Аппликация: «Орнаменты для сарафанов» | Познакомить детей с орнаментами в русском народном костюме, развивать желание самостоятельно составлять узор, красиво сочетать цвета, размещать узоры на предложенной форме, развивать зрительное внимание. Учить вырезать детали для узора, продолжать формировать уважение к традициям русского народа, особенностями внешнего вида русского народного костюма! |
- Заключительный: Сроки?
- Подведение итогов работы – итоговое тематическое мероприятие.
Выводы: Воспитание подрастающего поколения на русских-народных традициях способствует расширению кругозора, развитие художественного вкуса, любви к Родине, родному краю. Организация творческих заданий, мастер-классов, праздничных мероприятий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народному искусству, способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям. Реализация данного педагогического проекта по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды. Поставленные цели и задачи проекта успешно реализованы. Ожидаемые результаты достигнуты. Перспективы развития проекта: - Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры и традициям, развивая личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
- Формировать умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
- Создать музей русской старины и уголок русской избы.
- Продолжить работу по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе православной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты![]() Тема: « Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста на основе национальных и культурных традиций мордовского, русского, татарского народов».Дошкольное детство – важнейший перио... ![]() Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и рассматривается на основе «концепции духовно-нравственног... ![]() Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с... ![]() Будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения: его ценностных ориентиров, мышления и поведения. Особое значение в воспитании детей придается воспитанию чувства патриотизма, личности с активн... В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск... ![]() Педсовет №3... ![]() Педагогический совет:«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания»....
|