Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной культуры
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шубина Анна Сергеевна

Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и рассматривается на основе «концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_a.s._shubinoy.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной культуры

А.С. Шубина, воспитатель дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 842», г. Москва.

Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и рассматривается на основе «концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе ежегодных посланий Президента России Федеральном собранию Российской Федерации. 17 октября 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одной из основных задач которого является  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является основой для возрождения современного общества и человека. Средства массовой информации пропагандируют искаженные стороны жизни, которые становятся причиной снижения критериев нравственности, порой утратой смысла жизни и даже угрожают психическому здоровью человека. Дети, поглощенные компьютерными играми, телевизором живут в условиях изоляции от безоблачного детства, недостаточно его осознавая, нередко «застывают» в пространстве собственных переживаний, поэтому не всегда происходит осознание ребенком моральных норм и умение бесконфликтно взаимодействовать с другими людьми.

Духовно-нравственное воспитание формирует целостность личности, положительно влияет на все формы взаимоотношений с миром: на интеллект, на эмоциональное и психическое развитие, на его эстетическое и этическое развитие, патриотическую и семейную направленность. Сегодня довольно часто употребляется термин «духовность», который ошибочно люди соотносят лишь с религиозной человеческой деятельностью. А это далеко не так. Духовность подразумевает под собой чувства, эмоции, мысли, желания, мораль, красоту, милосердие, любовь – истинные ценности, которые важно заложить в душу ребенка. Воспитание на основе богатейшей русской традиции является главной задачей современной педагогики. Современный педагог дошкольного учреждения является главной фигурой педагогического взаимодействия, в процессе которого он может транслировать воспитанникам знания о традициях и культуре русского народа, что лежит в основе воспитания современного ребенка.

«Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила; мы рождаемся беспомощными, - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными,- нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием» [3].

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» [8]

Включение этнокультурного компонента в педагогическую деятельность современного дошкольного учреждения решает важные задачи духовно-нравственного, нравственно-патриотического воспитания, что  очень значимо, по нашему мнению, в целях воспитания будущего гражданина, патриота Родины, страны, общества.

В образовательную программу дошкольного образования  включаются  парциальные программы, которые построены на принципах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и реализуют следующие задачи:

1) Приобщение детей к традиционной народной культуре.

2) Воспитание уважения к нравственным нормам морали.

3) Формирование патриотических чувств, гражданского долга, любви к Родине.

4) Укрепление духовного, душевного и физического здоровья детей.

5) Развитие творческого мышления детей через усвоение знаний о народном искусстве.

В дошкольном отделении успешно реализуется Программа «Коляда», которая направлена на ознакомление детей с русскими традициями, бытом, обычаями.  Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа, и включает в себя постепенное знакомство ребенка одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой.

Реализация задач этнокультурной педагогики воспитателями  дошкольного учреждения  осуществляется через различные формы педагогической деятельности: народный фольклор, декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество, календарные обрядовые события и праздники. Образовательный процесс в этом направлении строится с  опорой на игровых методах и приемах, с учетом возрастных особенностей и интересов дошкольников. Цикл этнокультурных мероприятий  планируется  и реализуется  в течение года. Это вызывает у участников образовательной деятельности высокий интерес, желание познавать и проживать  многовековые традиции русского народа, мыслить творчески, почитать и ценить то, что подарил нам русский народ.

Таким образом, это системное основание для развития личности ребенка с опорой на духовные ценности, выработанные народом на протяжении многих веков. Воспитательно-образовательный процесс строится на приобщении детей к исторической народной памяти, направлен на бережное сохранение уже сформировавшихся традиций и их творческое переосмысление в новых условиях. Занятия построены по принципу теория и практика. Теоретическая часть проводится по единому перспективному плану на основе народного календаря и включает в себя два этапа. Первый этап – на современном материале (планируется и проводится воспитателями) и второй этап – на «преданьях старины глубокой» (планируется и проводится педагогами по этнографии, народоведению).

Практическая часть также включает в себя два этапа. Первый этап – рукоделие, второй этап – календарно-обрядовый праздник, фольклорные посиделки или народное гуляние. Календарные обрядовые праздники – это не обычное музыкальное занятие. Для таких праздников существуют свои каноны. Празднику предшествует большая подготовка: декорации, атрибуты, костюмы, обрядовые куклы. Подбираются или изготавливаются костюмы, украшения, обереги, обрядовое угощение, подбирается музыкальный ряд-записи подлинных народных песен.

Дети готовятся к каждому календарно-обрядовому празднику, принимают участие в изготовлении атрибутов, обрядовых кукол, разучивают песни, прибаутки, коллективные народные танцы. Проводятся календарно-обрядовые праздники в дошкольном учреждении не более двух раз в месяц. Каждое праздничное мероприятие требует большой серьезной подготовки, как детей, так и взрослых. Некоторые праздники проводятся на улице, такие как «Осень», «Васильев день», «Встреча Масленицы», «Благовещенье», «Семик». Остальные праздники проводятся в музыкальном зале. Для таких праздников необходимо и соответственное убранство зала. На сцене оформляется макет избы или крестьянского подворья. Здесь же фигурируют экспонаты народного быта: самовар, сундук, короба, туески и многое другое. Для каждого праздника участникам - взрослым и детям, подбирают соответствующие костюмы, сшитые на основе подлинных образцов. Любой календарно-обрядовый праздник состоит из закличек, хороводов, русских народных песен, соответствующих сезону и празднику. Важным моментом является включение подлинной народной музыки и песни в живом исполнении взрослых и детей. Народный праздник – это калейдоскоп песен, плясок, прибауток и традиций. Главный компонент этнического праздника – это отношение к происходящему всех участников. Попадая в среду, близкую к той, в которой жил русский народ, взрослые и дети прикасаются к истокам духовного богатства наших предков.  

Народная культура, традиции русского народа, освоение ремесел, проигрывание обрядовых праздников  помогает всем участникам образовательного процесса (взрослым и детям) обрести самих себя в процессе естественной жизнедеятельности, учиться взаимодействию с другими людьми, мыслить, чувствовать, сопереживать.

Не менее важное значение занимает в духовно-нравственном воспитании дошкольников  сказка. Специфика сказки заключается в том, что она всегда является продуктом творчества определенного народа, имеет фольклорные корни. Сказка является неотъемлемой частью в воспитании детей, она на понятном, доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Роль детских сказок многогранна и не может быть не замечена. Дети, представив образы, учатся понимать, сопереживать, верить в силы добра, с удовольствием впитывают все богатство народной культуры: язык, образы, традиции и обычаи. Сказка помогает ребенку понять, что в жизни всегда существует выбор, и он зависит от нравственного фундамента человека.

Таким образом, воспитанники, посещающие дошкольное учреждение, в образовательный процесс которого включен этнокультурный компонент, элементы этнокультурного воспитания лучше усваивают нравственные и морально-этические  ценности, у них быстрее формируется уважительное отношение к окружающим,  чувство принадлежности к своей семье, народу.

При формировании патриотических и духовно-нравственных качеств происходит неотрывное от этого процесса развитие культурно-творческого потенциала и эмоционального потенциала каждого ребенка во всех видах продуктивной деятельности, складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням. Такая работа, последовательная и целенаправленная, дает положительные результаты в воспитании достойных граждан России, настоящих патриотов своей Родины.

Литература

1. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике. Педагогика, 2009, №10

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М «Просвещение» 2010.

3. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. СПб «Паритет», 2004.

4. Макаренко А.С Методика организации воспитательного процесса. Соч.-Т.У.-М-1958

5. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду. М. «Просвещение», 1975.

6. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А, Потапова Н.Н. Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2005.

7.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изб. пед. соч. в 3-х т.-М-1979-Т.1

8.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. -М., 1990.-Т.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора"

Данная работа является самоанализом педагогической деятельности музыкального руководителя....

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной сказки "Гуси-лебеди"

Изготовление макета по сказке «Гуси-лебеди» позволяет решить проблему и реализовать поставленные задачи: - дети познакомились со сказкой; - у детей возрос интерес к чтению художественной л...

Парциальная программа «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры»

Парциальная программа «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры». Материал для воспитателей, методтстов ДОУ, где описаны цели, ...