Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной культуры
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шубина Анна Сергеевна

Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и рассматривается на основе «концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_a.s._shubinoy.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной культуры

А.С. Шубина, воспитатель дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 842», г. Москва.

Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и рассматривается на основе «концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе ежегодных посланий Президента России Федеральном собранию Российской Федерации. 17 октября 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одной из основных задач которого является  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является основой для возрождения современного общества и человека. Средства массовой информации пропагандируют искаженные стороны жизни, которые становятся причиной снижения критериев нравственности, порой утратой смысла жизни и даже угрожают психическому здоровью человека. Дети, поглощенные компьютерными играми, телевизором живут в условиях изоляции от безоблачного детства, недостаточно его осознавая, нередко «застывают» в пространстве собственных переживаний, поэтому не всегда происходит осознание ребенком моральных норм и умение бесконфликтно взаимодействовать с другими людьми.

Духовно-нравственное воспитание формирует целостность личности, положительно влияет на все формы взаимоотношений с миром: на интеллект, на эмоциональное и психическое развитие, на его эстетическое и этическое развитие, патриотическую и семейную направленность. Сегодня довольно часто употребляется термин «духовность», который ошибочно люди соотносят лишь с религиозной человеческой деятельностью. А это далеко не так. Духовность подразумевает под собой чувства, эмоции, мысли, желания, мораль, красоту, милосердие, любовь – истинные ценности, которые важно заложить в душу ребенка. Воспитание на основе богатейшей русской традиции является главной задачей современной педагогики. Современный педагог дошкольного учреждения является главной фигурой педагогического взаимодействия, в процессе которого он может транслировать воспитанникам знания о традициях и культуре русского народа, что лежит в основе воспитания современного ребенка.

«Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила; мы рождаемся беспомощными, - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными,- нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием» [3].

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» [8]

Включение этнокультурного компонента в педагогическую деятельность современного дошкольного учреждения решает важные задачи духовно-нравственного, нравственно-патриотического воспитания, что  очень значимо, по нашему мнению, в целях воспитания будущего гражданина, патриота Родины, страны, общества.

В образовательную программу дошкольного образования  включаются  парциальные программы, которые построены на принципах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и реализуют следующие задачи:

1) Приобщение детей к традиционной народной культуре.

2) Воспитание уважения к нравственным нормам морали.

3) Формирование патриотических чувств, гражданского долга, любви к Родине.

4) Укрепление духовного, душевного и физического здоровья детей.

5) Развитие творческого мышления детей через усвоение знаний о народном искусстве.

В дошкольном отделении успешно реализуется Программа «Коляда», которая направлена на ознакомление детей с русскими традициями, бытом, обычаями.  Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа, и включает в себя постепенное знакомство ребенка одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой.

Реализация задач этнокультурной педагогики воспитателями  дошкольного учреждения  осуществляется через различные формы педагогической деятельности: народный фольклор, декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество, календарные обрядовые события и праздники. Образовательный процесс в этом направлении строится с  опорой на игровых методах и приемах, с учетом возрастных особенностей и интересов дошкольников. Цикл этнокультурных мероприятий  планируется  и реализуется  в течение года. Это вызывает у участников образовательной деятельности высокий интерес, желание познавать и проживать  многовековые традиции русского народа, мыслить творчески, почитать и ценить то, что подарил нам русский народ.

Таким образом, это системное основание для развития личности ребенка с опорой на духовные ценности, выработанные народом на протяжении многих веков. Воспитательно-образовательный процесс строится на приобщении детей к исторической народной памяти, направлен на бережное сохранение уже сформировавшихся традиций и их творческое переосмысление в новых условиях. Занятия построены по принципу теория и практика. Теоретическая часть проводится по единому перспективному плану на основе народного календаря и включает в себя два этапа. Первый этап – на современном материале (планируется и проводится воспитателями) и второй этап – на «преданьях старины глубокой» (планируется и проводится педагогами по этнографии, народоведению).

Практическая часть также включает в себя два этапа. Первый этап – рукоделие, второй этап – календарно-обрядовый праздник, фольклорные посиделки или народное гуляние. Календарные обрядовые праздники – это не обычное музыкальное занятие. Для таких праздников существуют свои каноны. Празднику предшествует большая подготовка: декорации, атрибуты, костюмы, обрядовые куклы. Подбираются или изготавливаются костюмы, украшения, обереги, обрядовое угощение, подбирается музыкальный ряд-записи подлинных народных песен.

Дети готовятся к каждому календарно-обрядовому празднику, принимают участие в изготовлении атрибутов, обрядовых кукол, разучивают песни, прибаутки, коллективные народные танцы. Проводятся календарно-обрядовые праздники в дошкольном учреждении не более двух раз в месяц. Каждое праздничное мероприятие требует большой серьезной подготовки, как детей, так и взрослых. Некоторые праздники проводятся на улице, такие как «Осень», «Васильев день», «Встреча Масленицы», «Благовещенье», «Семик». Остальные праздники проводятся в музыкальном зале. Для таких праздников необходимо и соответственное убранство зала. На сцене оформляется макет избы или крестьянского подворья. Здесь же фигурируют экспонаты народного быта: самовар, сундук, короба, туески и многое другое. Для каждого праздника участникам - взрослым и детям, подбирают соответствующие костюмы, сшитые на основе подлинных образцов. Любой календарно-обрядовый праздник состоит из закличек, хороводов, русских народных песен, соответствующих сезону и празднику. Важным моментом является включение подлинной народной музыки и песни в живом исполнении взрослых и детей. Народный праздник – это калейдоскоп песен, плясок, прибауток и традиций. Главный компонент этнического праздника – это отношение к происходящему всех участников. Попадая в среду, близкую к той, в которой жил русский народ, взрослые и дети прикасаются к истокам духовного богатства наших предков.  

Народная культура, традиции русского народа, освоение ремесел, проигрывание обрядовых праздников  помогает всем участникам образовательного процесса (взрослым и детям) обрести самих себя в процессе естественной жизнедеятельности, учиться взаимодействию с другими людьми, мыслить, чувствовать, сопереживать.

Не менее важное значение занимает в духовно-нравственном воспитании дошкольников  сказка. Специфика сказки заключается в том, что она всегда является продуктом творчества определенного народа, имеет фольклорные корни. Сказка является неотъемлемой частью в воспитании детей, она на понятном, доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Роль детских сказок многогранна и не может быть не замечена. Дети, представив образы, учатся понимать, сопереживать, верить в силы добра, с удовольствием впитывают все богатство народной культуры: язык, образы, традиции и обычаи. Сказка помогает ребенку понять, что в жизни всегда существует выбор, и он зависит от нравственного фундамента человека.

Таким образом, воспитанники, посещающие дошкольное учреждение, в образовательный процесс которого включен этнокультурный компонент, элементы этнокультурного воспитания лучше усваивают нравственные и морально-этические  ценности, у них быстрее формируется уважительное отношение к окружающим,  чувство принадлежности к своей семье, народу.

При формировании патриотических и духовно-нравственных качеств происходит неотрывное от этого процесса развитие культурно-творческого потенциала и эмоционального потенциала каждого ребенка во всех видах продуктивной деятельности, складывается национальное мировоззрение, необыкновенное чувство любви и уважения к родным корням. Такая работа, последовательная и целенаправленная, дает положительные результаты в воспитании достойных граждан России, настоящих патриотов своей Родины.

Литература

1. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике. Педагогика, 2009, №10

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М «Просвещение» 2010.

3. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. СПб «Паритет», 2004.

4. Макаренко А.С Методика организации воспитательного процесса. Соч.-Т.У.-М-1958

5. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду. М. «Просвещение», 1975.

6. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А, Потапова Н.Н. Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2005.

7.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изб. пед. соч. в 3-х т.-М-1979-Т.1

8.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. -М., 1990.-Т.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора"

Данная работа является самоанализом педагогической деятельности музыкального руководителя....

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами русской народной сказки "Гуси-лебеди"

Изготовление макета по сказке «Гуси-лебеди» позволяет решить проблему и реализовать поставленные задачи: - дети познакомились со сказкой; - у детей возрос интерес к чтению художественной л...