"Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Наумова Марина Альбертовна

Данная работа является самоанализом педагогической деятельности музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_po_folkloru.docx35.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Самоанализ

педагогической деятельности

Наумовой Марины Альбертовны

музыкального руководителя

высшей квалификационной категории

В данном дошкольном учреждении я работаю 25-й год и занимаюсь музыкальной деятельностью во всех возрастных группах: с детьми раннего возраста, младшего. и старшего дошкольного возраста 23 года.

Целостность педагогического процесса в нашем ДОУ осуществляется реализацией «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, которая предусматривает: воспитание интереса к музыке, эмоциональную отзывчивость, знакомство с музыкальными жанрами, развитие эстетического восприятия, музыкальной культуры, певческого голоса, навыков движения под музыку.

Параллельно с воспитанием общих музыкальных способностей, предусмотренных государственным стандартом, на протяжении многих лет я работаю по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора. За основу взята программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой и авторские работы «Горенка» под ред. М.В. Хазовой и «Оберег» под ред. Е.Г. Ворониной. Эти программы предусматривают возрастные особенности детей и знакомят их не только с музыкальным фольклором, но и дают начальные знания по народоведению, что способствует формированию миропонимания. В дошкольном возрасте ребенок особенно активно впитывает социальный опыт, превращает его в собственный, приобщается к общечеловеческим ценностям. Народная музыка в процессе воспитания отличается от других предметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации, позволяет формировать у ребенка чувство сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Поэтому так велико значение народного искусства в развитии личности ребенка.

Целью моей работы является привлечение детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах.

Исходя из этого, в работе я определяю следующие задачи:

Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального
фольклора.

Формирование исполнительских навыков в области пения, музыкально-
ритмических движений.

Развитие воображения, эмоциональности, творчества ребенка.

Свою работу я условно разделяю на несколько направлений:

Слушание народной музыки, песен, в том числе и колыбельных.

Знакомство с музыкальными играми и хороводами.

Знакомство с народными музыкальными инструментами.

Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду, на которых я знакомлю детей с различными видами народного музыкального фольклора. Это детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в различных обрядовых праздниках.

Работу по приобщению к истокам русской народной культуры начинаю с детьми младшего возраста и веду на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ.

Основными видами деятельности детей в младшем дошкольном возрасте на занятиях, с использованием фольклора является слушание-восприятие, игры и пение. Я считаю, что детям необходимо слушать хорошую, добрую, доступную музыку, какой является народная музыка, потому что в данном возрасте способность ребенка воспринимать, запечатлевать информацию (интонационный строй мелодии, содержательность и выразительность речи) просто огромна. На занятиях использую колыбельные песни, пестушки, потешки. Этот песенный материал несложен и по образности «Зайка», «Петушок», «Дождик» и по мелодическому, и ритмическому строю, легко усваивается детьми. Колыбельным песням я уделяю особое   внимание, ведь она таит в себе

неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Предложив родителям ДОУ вспомнить знакомые колыбельные песни, обработав их, я составила каталог колыбельных песен, сделала аудиозапись для использования в младших группах перед дневным сном.

Спокойная музыка и мелодичные напевы оказывали терапевтическое воздействие, создавали у детей положительный эмоциональный настрой.

Азы музыкально-ритмических движений закладываются при пении песту шек, где ритмические приговорки сопровождаются движениями ребенка. Стараюсь подобрать такой репертуар, где есть гармоническое соединение движений и рифмованной речи. Все это впоследствии трансформируется в умение правильно говорить, точно воспроизводить движения танца или хоровода. Например: «Ладушки» - хлопать в ладоши; « Галушки, галушки» - разводить руки в стороны; «Ерши» - игра пальчиков. Сначала я разучиваю с малышами приседания и подпрыгивания под песенки-потешки, затем постепенно перехожу к обучению элементам пляски: притопам, хлопкам, вращению кистями.

С целью развития у малышей чувства ритма использую игру на детских музыкальных инструментах: погремушках, ложках, колокольчиках, бубнах. Эти инструменты впоследствии использую в плясовых песнях и играх на праздниках и развлечениях.

У детей этого возраста есть интерес к музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться. Образы всех используемых фольклорных музыкальных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны, и поэтому служат средством социализации, приобщения детей к истокам собственной культуры.

Дети среднего возраста отличаются большей самостоятельностью, они способны к простейшим обобщениям и анализу. В легкой, доступной форме я начинаю знакомство с народным календарем. Для этой работы подобрала практический материал: песни, игры, хороводы, отражающие четыре времени года.  Вместе  с  воспитателями  составила тематический блок

произведений, которые наиболее соответствуют развитию детей и той
тематике занятий, проводимых в группе. Например: осенью, когда дети на познавательных занятиях знакомятся с трудом взрослых, я использую песни, хороводы о труде осенью «Посмотрите, как у нас в мастерской», «Буду жито жати», «Серпы золотые», «В огороде Фекла», «Капустка». Наблюдения показали, что создавая музыкальный фон в трудовом процессе, дети испытывают удовольствие и одновременно получают представление о смысле  и  содержании  труда  осенью.        Продолжаю  знакомить с колыбельными песнями, даю сведения о колыбели, рассказываю о доброте материнских рук, через это показываю выразительные средства колыбельной песни. Даю возможность детям самим придумывать колыбельные песенки, которые они с удовольствием поют на занятиях, баюкая кукол. Обращаю внимание детей и на различные виды фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые. Использую эти виды песен как на занятиях, так и праздниках «Нивка золотая», «Заинька в огороде» - на осенних праздниках, «Весна-красна», «Солнышко» - на весенних гуляниях и т.д. Популярностью, особенно у девочек, пользуются хороводы. Хороводам присуще драматизация - «Каравай», «А мы просо сеяли», «Заинька выходи». В нашем саду хороводы украшают любой праздник. Колоритный хоровод «Как на тоненький ледок» дети водили на зимний праздник, «Маки - маковочки», «Земелюшка - чернозем» стали «изюминкой» на празднике весны.

В своей работе я использую разные виды народных игр, образы, сюжетное действие, правила в которых, унаследованы от древних языческих времен, которые связаны с календарными праздниками - «Дрема»- зимние Святки, «Кострома» - весенние посиделки. Во всех играх усилена развлекательная функция: исход игры - это, по существу, ловишки. Большая роль создания образов в игре отводится жестам и мимике. Ребятишки очень любят придумывать свои индивидуальные сюжеты,  игровые образы - «Мишка на пне», «Похороны комара», «Мушки и жуки» и т.д. В этой творческой деятельности нет лучших, все проявления хороши.

В старшем дошкольном возрасте я даю детям обширный этнографический и музыкальный материал, направленный на освоение фольклорных традиций. Углубляю сведения о народном календаре, стараюсь

уделить больше внимания региональному фольклорному материалу. Продолжаю развивать интонационную выразительность, акцентирую внимание на правильности интонирования и напевности, на умении слышать себя и своего соседа, на ритмичность движений в играх, плясках и хороводах. Вся работа с детьми строится на обрядах - потому что для ребенка это прежде всего встреча со сказкой. Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и обрядовых праздниках, потому что в них нет определенных строгих рамок, они спонтанны и основываются на знакомом фольклорном материале. На Святках мы ходим со звездой - славим Христа, колядуем. Встречаем и провожаем Масленицу, зазываем весну, закликаем птиц, приносим веточки вербы и ждем, пока они распустятся. На Пасху красим яйца, устраиваем конкурс на самое красивое яичко к Христову дню. Обязательно празднуем Троицу, где особое место уделяем березе: проводим обряд завивания венков, кумление, украшение березки. Прощаясь с осенью, провожаем ее песнями, играми, хороводами «Пахари и жнецы», устраиваем капустные вечеринки, где дети под веселые песни «Кочаны», «Завивайся, капустка» учатся солить капусту, вносим сноп- батюшку и благодарим его за новый урожай. Так проходит целый год, а с декабря снова начинаем готовиться к Святкам. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. Знакомство с музыкальными инструментами, начатое в младших группах, продолжается в этом возрасте более углубленно. Дополняю известные детям инструменты новыми - «сорока», дудка, свирель, балалайка, гармонь, баян. Совместно с воспитателями    и    родителями    изготовлены    простейшие    шумовые инструменты во всех группах ДОУ: трещотки, рубель, коробочки, полешки, гудки и т.д.

Народные музыкальные инструменты, песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра - становятся основой всех обрядовых праздников.

Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к самой сути фольклорной традиции — к импровизации, к созданию такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко.

Успешной работе в данной деятельности способствует тесная взаимосвязь со специалистами ДОУ.

В ДОУ функционируют три логопедических группы, поэтому
репертуар требует тщательного отбора. Дети-логопаты имеют особенности в
восприятии и в усвоении материала. Поэтому с учителями-логопедами мы
сделали подборку песенок, потешек, которые развивают фонематический
слух, мелкую моторику, формируют грамматический строй и образность
речи, способствуют развитию памяти и влияют на оздоровление организма в
целом. Такая совместная работа музыкального руководителя с логопедами,
воспитателями дает ощутимые результаты: дети получают последовательные
знания, у них повышается самооценка, дети лучше адаптируются в
различных условиях.        В  ДОУ работает инструктор по физической

культуре, с которым я тесно сотрудничаю: совместно составлен каталог народных игр, подобраны считалки и прибаутки для подвижных игр. В дальнейшем планируем разработать комплексы развивающих упражнений на основе музыкального фольклора. Так же в нашем ДОУ есть «изба»- комната русского быта, где ведет занятия преподаватель русской народной культуры, с которым мы неразрывно связаны. Все проводимые ею занятия находят музыкальное оформление.    Нами разработан совместный план вечеров-

развлечений и обрядовых праздников, которые проходят в течение года. Большое место в данном направлении уделяется театрализованной деятельности. На занятиях по русской народной культуре дети знакомятся с устным народным творчеством через театрализованную деятельность. Финалом занятий являются театрализованные музыкальные спектакли по мотивам народных сказок, поставленные в ДОУ на протяжении последних пяти лет: «Гуси-лебеди», «Хвосты», «Колобок», «Волк и семеро козлят», а также сказки русских писателей: «Снегурочка» А.Н.Островского, Поликсены Соловьевой «Свадьба солнца и Весны» и др. В каждой возрастной группе есть папка для родителей и воспитателей с консультациями по музыкальному воспитанию, которая обновляется ежемесячно.

Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в работе по приобщению детей к истокам русской культуры. Ежегодно являются участниками выставок « Осенняя фантазия », « Город мастеров», помогают своим детям в изготовлении атрибутов, творческих заданий: «Сочини сказку», «Придумай колыбельную песню», «Изобрети свой инструмент».

Родители участвовали в праздниках и развлечениях: готовили угощение к Колядкам, к развлечениям «Пища наша -это каша», «Русский чай». Пекли блины на Масленицу для конкурсов «Самый большой блин», «У кого в блинах больше дырок».

В процессе такой совместной работы специалистов ДОУ, родителей, через различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности -интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.

Я как музыкальный руководитель участвую во всех мероприятиях, проводимых в ДОУ и районе.

♦ Проводила открытое занятие для методического объединения воспитателей групп раннего возраста на материале фольклора «Сорока-белобока», 2002г.

♦ Принимала участие вместе с пед. коллективом в районном КВН «Воспитатель года», где ДОУ заняло первое место, 2003 г.

♦ Проводила методическое объединение для музыкальных руководителей района по театрализации сказки «Щелкунчик», 2004 г.

♦ Проводила открытое занятие по творчеству П.И. Чайковского «Детский альбом» для пед.коллектива ДОУ, 2005 г.

♦ Принимала участие в детском районном фестивале «Салют, победа»,

2005        г.

♦ Принимала участие в районном конкурсе самодеятельности, посвященному 60-летию победы и 100-летию профсоюзов, 2005 г.

♦ Совместно с преподавателем русской народной культуры подготовила статью по приобщению дошкольников к народной культуре для конференции но патриотическому воспитанию, проводимую в НГПУ,

2006        г.

Принимаю    активное   участие    в   педсоветах,    семинарах, методических объединениях по темам: У Роль русских подвижных игр в развитии творческой активности

детей. ^ Развитие социокультурного образца детей посредством музыки.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной
культуре через соблюдение традиций и обрядов.

Музыкальная терапия в жизни ДОУ.

Консультация по изготовлению музыкально-дидактических игр
для развития музыкальных способностей.

^ Семинар-практикум для воспитателей и родителей ДОУ «Изготовление природных и самодельных инструментов по концепции Карла Орфа».

Мною создана система поэтапного, последовательного музыкального развития ребенка средствами фольклора, найдены эффективные методы и приемы развития песенного творчества на фольклорном материале, освоения элементов народной культуры через обряды и традиции, формирование бережного отношения и любви к народной культуре. Разработаны сценарии обрядовых праздников, конспекты занятий по ознакомлению детей с песенным фольклором, картотека хороводов и подвижных игр.

В дальнейшем я планирую:

Составить картотеку народных обрядов и традиций с

полным описанием песенного, игрового и танцевального материала,
Провести   новые   обряды    «Покров»,    «Русская    свадьба»,
«Благовещение», «Иван-Купала».

Закончить   подборку   музыкальных   произведений         русских
композиторов  и  фольклорного  материала  по  слушанию -
восприятию музыки в младших группах.

Разработать   комплексы   общеразвивающих   упражнений   на

основе музыкального фольклора.

Организовать конкурс  частушек среди родителей, детей и сотрудников ДОУ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"

Презентация "Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре"...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Бисероплетение как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре.

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры.  В условиях духовного возрождения общества, роста его национального сам...