«Коррекционная ритмика» дошкольной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих задержку психического развития
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

киреева галина михайловна

 

                                   «Коррекционная ритмика»

дошкольной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих задержку психического развития

 

                                                                                          Пояснительная записка

Адаптивная  программа  составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155);

2.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, созданию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года №26;

 За основу взята общеобразовательная программа дошкольного образования Боряковой Н.Ю. Ступеньки развития. – Москва. Гном-Пресс, 2000 год, С.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - Москва. Школьная пресса, 2005 год.

Образовательная деятельность  направлена и на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Для эффективного развития ВПФ и двигательной сферы необходимо сначала сформировать их психологическую базу, которая включает в себя:

обеспечение полноценного психического развития ребенка; улучшение его работоспособности; коррекции недостатков в двигательной сфере; развитие общей и ручной моторики; формирование чувства ритма; создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает  у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Диагностическое обследование выявило у большинства детей с ЗПР следующие двигательные  нарушения: нарушение коррекции движений; скованность при выполнении движений и упражнений; отсутствие плавности движений; недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательной автоматизации, двигательной персеверации.

Коррекционная ритмика тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой. Здесь происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности

Коррекционно-развивающее занятие является  эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Задачи, содержание, структура занятий КР. Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка (Е.А.Медведева, 2002). 
Учитывая, что занятия КР являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в специальном детском саду, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях КР: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее.
Занятия КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма. 

Образовательное направление определяются задачами из "Образовательной программы", принятой в детском саду. 

Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой.

Занятия КР способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности дошкольников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы быть ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия КР заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.

 

Разработаны основные направления по коррекционной ритмике:

1. Развитие основных сторон внимания и памяти.
2. Нормализация двигательного автоматизма.
3. Развитие воображения.
4. Развитие качественных характеристик движения.
5. Развитие чувства темпа и ритма.
6. Общая регуляция мышечного тонуса.
7. Развитие правильного дыхания.
8. Развитие и формирование эмоциональной выразительности.
9. Закрепление знаний и умений, полученных на других занятиях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_ritmika.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                   «Коррекционная ритмика»

дошкольной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих задержку психического развития

на 2017-2018 учебный год

                                                                                          Пояснительная записка

Адаптивная  программа  составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155);

2.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, созданию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 года №26;

 За основу взята общеобразовательная программа дошкольного образования Боряковой Н.Ю. Ступеньки развития. – Москва. Гном-Пресс, 2000 год, С.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - Москва. Школьная пресса, 2005 год.

Образовательная деятельность  направлена и на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Для эффективного развития ВПФ и двигательной сферы необходимо сначала сформировать их психологическую базу, которая включает в себя:

обеспечение полноценного психического развития ребенка; улучшение его работоспособности; коррекции недостатков в двигательной сфере; развитие общей и ручной моторики; формирование чувства ритма; создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает  у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Диагностическое обследование выявило у большинства детей с ЗПР следующие двигательные  нарушения: нарушение коррекции движений; скованность при выполнении движений и упражнений; отсутствие плавности движений; недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательной автоматизации, двигательной персеверации.

Коррекционная ритмика тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой. Здесь происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности

Коррекционно-развивающее занятие является  эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Задачи, содержание, структура занятий КР. Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка (Е.А.Медведева, 2002). 
Учитывая, что занятия КР являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в специальном детском саду, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях КР: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее.
Занятия КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма. 

Образовательное направление определяются задачами из "Образовательной программы", принятой в детском саду. 

Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой.

Занятия КР способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности дошкольников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы быть ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия КР заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.

Разработаны основные направления по коррекционной ритмике:

1. Развитие основных сторон внимания и памяти.
2. Нормализация двигательного автоматизма.
3. Развитие воображения.
4. Развитие качественных характеристик движения.
5. Развитие чувства темпа и ритма.
6. Общая регуляция мышечного тонуса.
7. Развитие правильного дыхания.
8. Развитие и формирование эмоциональной выразительности.
9. Закрепление знаний и умений, полученных на других занятиях.

 

                                                                      УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                  Содержание разделов и тем

    часы

Мониторинг

12

1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов  устного народного творчества: потешек, загадок, сказок.

2. Игровые занятия на основе русских народных подвижных игр.

3.Музыкально-ритмические комплексные занятия (народные песни, пляски, и танцы, игры и хороводы).

4. Театрализованные физкультурные занятия (имитационные упражнения, игры-драматизации, инсценировки).

16

15

17

14

                                                 Итого часов

78

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление преемственности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении програмного содержания остаётся наиболее острой в современной педагогике...

Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет. Тема: «Состав числа пять из двух меньших чисел».

Цель: Развитие познавательной активности.Задачи: Образовательные:- знакомство с составом числа пять из двух меньших чисел;- закрепление представлений о времени (время года-ранняя весна, месяц - март)...

Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...

Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 6-7 лет.

Тема: «Состав числа пять».Цель: Развитие познавательной активности.Задачи:Образовательные:- знакомство с составом числа пять ;- закрепление представлений о северном полюсе и ег...

Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие по лексической теме в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет.

Интегрированное  комплексное коррекционно - развивающее занятие по лексической теме в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет....

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...