Осуществление преемственности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
методическая разработка по логопедии по теме

Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении програмного содержания остаётся наиболее острой в современной педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chakuchyan_krasnodar.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Осуществление преемственности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении программного содержания дошкольниками остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье.

В 2013-14 учебном году по результатам проведения массовой диагностики детей   всеми специалистами дошкольного учреждения было выявлено, что  в нашем детском саду есть дети, которые нуждаются в специальной коррекционной  помощи. По запросу консилиума ДОУ было принято решение о создании и открытии разновозрастной  группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития -  «Развитие».  

Задержка психического развития (ЗПР) – это  замедленное развитие у детей  фомирования психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, связной речи.

           Дети с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций (перцептивные операции выполняют ряд функций: а) построение образа объекта; б) опознание знакомого объекта; в) измерение пространственных характеристик объекта; г) контроль и коррекция адекватности процессов восприятия).

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения.  Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи.

Для овладения математикой по школьной программе ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов.

Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники, что в дальнейшем скажется на их успеваемости в школе

Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

По итогам ПМПК района у нас была сформирована группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

 Таким образом, в группу компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития зачислены 7 детей в возрасте от 4-7 лет:

Средняя группа – 3 ребёнка

Старшая группа – 2 ребёнка

Подготовительная группа – 2 ребёнка.

Для осуществления работы была выбрана коррекционная  программа С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», которая предполагает групповую и индивидуальную формы работы с детьми.

Реализация программного содержания осуществляется в тесной взаимосвязи со всеми участниками коррекционно-развивающегося процесса: специалистами и воспитателями ДОУ, родителями. На начало учебного года был составлен перспективный план с едиными лексическими темами для работы с детьми всеми специалистами, согласно данной коррекционной программе.

Коррекционно-развивающая работа в компенсирующей группе для детей с ЗПР представляет собой несколько этапов:

1 этап

  Работа начинается с обследования. Первичная диагностика ребёнка всеми специалистами ДОУ (логопед, психолог, дефектолог, муз. руководитель, физ. инструктор, хореограф ). Данный этап сопровождается составлением протоколов обследования и индивидуальных заключений всеми специалистами.

2 этап

После проведения обследования каждого ребёнка, участники коррекционно-педагогического процесса проводят обсуждение его результатов на ПМПк. Результатом данного обсуждения является определение индивидуального образовательного маршрута и заполнение индивидуальных коррекционно-развивающих карт, где каждый  специалист отмечает направления работы. Здесь так же определяется форма работы с ребёнком (индивидуальная, подгрупповая).

3 этап

Этап реализации коррекционно-развивающего обучения, то есть проведение занятий всеми специалистами согласно графику. Учитель-дефектолог проводит занятия  по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений), ознакомление с окружающим миром и развитию речи, обучению грамоте.

На данном этапе  ведётся активная работа  не только с детьми, но и с воспитателями и родителями. Коррекционно-образовательная работа  осуществляется совместно с  воспитателями в различных видах  деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Также ведётся тетрадь взаимосвязи дефектолога и воспитателя для вечерних занятий, в которой закрепляются полученные знания.

                   Ведётся просветительская работа с родителями в виде консультаций, собраний, патронажа на дому. Цель патронажа является выявление социально-бытовых условий ребёнка, по результатам которого  оформляется социальный паспорт семьи.  По необходимости даются рекомендации по созданию  предметно-развивающей среды. Зачастую, посещая семьи, было обнаружено, что в большинстве семей отсутствует своё пространство с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей, необходимых для его развития.

  Также ведётся домашняя тетрадь по отработке пройденного материала на коррекционных занятиях.

Взаимосвязь всех специалистов является неотъемлемой частью работы.  В нашем ДОУ активно работает ПМП консилиум, на котором планируются и обсуждаются все этапы работы. В ПМПк консилиуме участвуют все специалисты детского сада: старший воспитатель, психолог, дефектолог, логопед, музыкальный руководитель, физ.инструктор, изо. руководитель, хореограф.

В процессе этого этапа вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты детей.

4 этап -

Итоговый. В мае проходит ПМПк, где каждый специалист представляет результаты комплексного психолого-педагогического обследования (сентябрь, январь, май), по итогам которого каждый специалист составляет мониторинги, диаграммы, таблицы результатов работы.

Такая работа в ДОУ ведётся первый год, и система работы ещё выстраивается. Но по результатам промежуточной диагностики (январь) отмечается положительная динамика:

- отмечается развитие познавательной активности.

Дети стали более заинтересованы на занятиях.;

- Увеличился словарный запас;

- улучшилась мелкая моторика пальцев рук.

На момент поступления в группу 80% детей не могли держать карандаш. Сейчас они штрихуют, раскрашивают, овладели навыком пользования ножницами. Динамика отмечается также в рисовании и лепке;

        - дети освоили азы грамоты, математики, знают некоторые буквы, цифры;

        - усвоили некоторые геометрические фигуры, стали иметь представление о форме и цвете предметов;

        - несколько расширились представления об окружающем мире.

 Контингент детей, находящийся в данной группе сложный, так как большинство детей имеет характер пограничной зоны между  ЗПР и УО (умственной         отсталостью).

На протяжении всех этапов работы помимо запланированных ПМП консилиумов, еженедельно проводятся пятиминутки со специалистами, на которых обсуждаются различные моменты проведённых занятий.

Таким образом, все этапы коррекциооно-развивающего процесса готовят ребёнка к адаптации к обучению в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Работа с бумагой. Сюжетная аппликация по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»

Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация....

Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет. Тема: «Состав числа пять из двух меньших чисел».

Цель: Развитие познавательной активности.Задачи: Образовательные:- знакомство с составом числа пять из двух меньших чисел;- закрепление представлений о времени (время года-ранняя весна, месяц - март)...

Отчёт о воспитательно-образовательной работе с детьми групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капельки», для детей со сложным дефектом «Росинки»

Представлен отчет о работе педагогов и специалистов с детьми и родителями детей групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и сложным дефектом по пяти образовательным областям ОАП....

Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...

Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 6-7 лет.

Тема: «Состав числа пять».Цель: Развитие познавательной активности.Задачи:Образовательные:- знакомство с составом числа пять ;- закрепление представлений о северном полюсе и ег...

Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие по лексической теме в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет.

Интегрированное  комплексное коррекционно - развивающее занятие по лексической теме в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет....

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...