Осуществление преемственности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
методическая разработка по логопедии по теме
Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении програмного содержания остаётся наиболее острой в современной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chakuchyan_krasnodar.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Осуществление преемственности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении программного содержания дошкольниками остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье.
В 2013-14 учебном году по результатам проведения массовой диагностики детей всеми специалистами дошкольного учреждения было выявлено, что в нашем детском саду есть дети, которые нуждаются в специальной коррекционной помощи. По запросу консилиума ДОУ было принято решение о создании и открытии разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития - «Развитие».
Задержка психического развития (ЗПР) – это замедленное развитие у детей фомирования психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, связной речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций (перцептивные операции выполняют ряд функций: а) построение образа объекта; б) опознание знакомого объекта; в) измерение пространственных характеристик объекта; г) контроль и коррекция адекватности процессов восприятия).
Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.
Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи.
Для овладения математикой по школьной программе ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов.
Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники, что в дальнейшем скажется на их успеваемости в школе
Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.
По итогам ПМПК района у нас была сформирована группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Таким образом, в группу компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития зачислены 7 детей в возрасте от 4-7 лет:
Средняя группа – 3 ребёнка
Старшая группа – 2 ребёнка
Подготовительная группа – 2 ребёнка.
Для осуществления работы была выбрана коррекционная программа С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», которая предполагает групповую и индивидуальную формы работы с детьми.
Реализация программного содержания осуществляется в тесной взаимосвязи со всеми участниками коррекционно-развивающегося процесса: специалистами и воспитателями ДОУ, родителями. На начало учебного года был составлен перспективный план с едиными лексическими темами для работы с детьми всеми специалистами, согласно данной коррекционной программе.
Коррекционно-развивающая работа в компенсирующей группе для детей с ЗПР представляет собой несколько этапов:
1 этап
Работа начинается с обследования. Первичная диагностика ребёнка всеми специалистами ДОУ (логопед, психолог, дефектолог, муз. руководитель, физ. инструктор, хореограф ). Данный этап сопровождается составлением протоколов обследования и индивидуальных заключений всеми специалистами.
2 этап
После проведения обследования каждого ребёнка, участники коррекционно-педагогического процесса проводят обсуждение его результатов на ПМПк. Результатом данного обсуждения является определение индивидуального образовательного маршрута и заполнение индивидуальных коррекционно-развивающих карт, где каждый специалист отмечает направления работы. Здесь так же определяется форма работы с ребёнком (индивидуальная, подгрупповая).
3 этап
Этап реализации коррекционно-развивающего обучения, то есть проведение занятий всеми специалистами согласно графику. Учитель-дефектолог проводит занятия по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений), ознакомление с окружающим миром и развитию речи, обучению грамоте.
На данном этапе ведётся активная работа не только с детьми, но и с воспитателями и родителями. Коррекционно-образовательная работа осуществляется совместно с воспитателями в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Также ведётся тетрадь взаимосвязи дефектолога и воспитателя для вечерних занятий, в которой закрепляются полученные знания.
Ведётся просветительская работа с родителями в виде консультаций, собраний, патронажа на дому. Цель патронажа является выявление социально-бытовых условий ребёнка, по результатам которого оформляется социальный паспорт семьи. По необходимости даются рекомендации по созданию предметно-развивающей среды. Зачастую, посещая семьи, было обнаружено, что в большинстве семей отсутствует своё пространство с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей, необходимых для его развития.
Также ведётся домашняя тетрадь по отработке пройденного материала на коррекционных занятиях.
Взаимосвязь всех специалистов является неотъемлемой частью работы. В нашем ДОУ активно работает ПМП консилиум, на котором планируются и обсуждаются все этапы работы. В ПМПк консилиуме участвуют все специалисты детского сада: старший воспитатель, психолог, дефектолог, логопед, музыкальный руководитель, физ.инструктор, изо. руководитель, хореограф.
В процессе этого этапа вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты детей.
4 этап -
Итоговый. В мае проходит ПМПк, где каждый специалист представляет результаты комплексного психолого-педагогического обследования (сентябрь, январь, май), по итогам которого каждый специалист составляет мониторинги, диаграммы, таблицы результатов работы.
Такая работа в ДОУ ведётся первый год, и система работы ещё выстраивается. Но по результатам промежуточной диагностики (январь) отмечается положительная динамика:
- отмечается развитие познавательной активности.
Дети стали более заинтересованы на занятиях.;
- Увеличился словарный запас;
- улучшилась мелкая моторика пальцев рук.
На момент поступления в группу 80% детей не могли держать карандаш. Сейчас они штрихуют, раскрашивают, овладели навыком пользования ножницами. Динамика отмечается также в рисовании и лепке;
- дети освоили азы грамоты, математики, знают некоторые буквы, цифры;
- усвоили некоторые геометрические фигуры, стали иметь представление о форме и цвете предметов;
- несколько расширились представления об окружающем мире.
Контингент детей, находящийся в данной группе сложный, так как большинство детей имеет характер пограничной зоны между ЗПР и УО (умственной отсталостью).
На протяжении всех этапов работы помимо запланированных ПМП консилиумов, еженедельно проводятся пятиминутки со специалистами, на которых обсуждаются различные моменты проведённых занятий.
Таким образом, все этапы коррекциооно-развивающего процесса готовят ребёнка к адаптации к обучению в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Работа с бумагой. Сюжетная аппликация по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»
Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация....
Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет. Тема: «Состав числа пять из двух меньших чисел».
Цель: Развитие познавательной активности.Задачи: Образовательные:- знакомство с составом числа пять из двух меньших чисел;- закрепление представлений о времени (время года-ранняя весна, месяц - март)...
Отчёт о воспитательно-образовательной работе с детьми групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капельки», для детей со сложным дефектом «Росинки»
Представлен отчет о работе педагогов и специалистов с детьми и родителями детей групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и сложным дефектом по пяти образовательным областям ОАП....
Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.
Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...
Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 6-7 лет.
Тема: «Состав числа пять».Цель: Развитие познавательной активности.Задачи:Образовательные:- знакомство с составом числа пять ;- закрепление представлений о северном полюсе и ег...
Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие по лексической теме в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет.
Интегрированное комплексное коррекционно - развивающее занятие по лексической теме в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет....
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей
Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...