Главные вкладки

    Осуществление преемственности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
    методическая разработка по логопедии по теме

    Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении програмного содержания остаётся наиболее острой в современной педагогике

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chakuchyan_krasnodar.docx24.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Осуществление преемственности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

    Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении программного содержания дошкольниками остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье.

    В 2013-14 учебном году по результатам проведения массовой диагностики детей   всеми специалистами дошкольного учреждения было выявлено, что  в нашем детском саду есть дети, которые нуждаются в специальной коррекционной  помощи. По запросу консилиума ДОУ было принято решение о создании и открытии разновозрастной  группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития -  «Развитие».  

    Задержка психического развития (ЗПР) – это  замедленное развитие у детей  фомирования психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, связной речи.

               Дети с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций (перцептивные операции выполняют ряд функций: а) построение образа объекта; б) опознание знакомого объекта; в) измерение пространственных характеристик объекта; г) контроль и коррекция адекватности процессов восприятия).

    Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

    Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения.  Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи.

    Для овладения математикой по школьной программе ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов.

    Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники, что в дальнейшем скажется на их успеваемости в школе

    Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

    По итогам ПМПК района у нас была сформирована группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

     Таким образом, в группу компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития зачислены 7 детей в возрасте от 4-7 лет:

    Средняя группа – 3 ребёнка

    Старшая группа – 2 ребёнка

    Подготовительная группа – 2 ребёнка.

    Для осуществления работы была выбрана коррекционная  программа С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», которая предполагает групповую и индивидуальную формы работы с детьми.

    Реализация программного содержания осуществляется в тесной взаимосвязи со всеми участниками коррекционно-развивающегося процесса: специалистами и воспитателями ДОУ, родителями. На начало учебного года был составлен перспективный план с едиными лексическими темами для работы с детьми всеми специалистами, согласно данной коррекционной программе.

    Коррекционно-развивающая работа в компенсирующей группе для детей с ЗПР представляет собой несколько этапов:

    1 этап

      Работа начинается с обследования. Первичная диагностика ребёнка всеми специалистами ДОУ (логопед, психолог, дефектолог, муз. руководитель, физ. инструктор, хореограф ). Данный этап сопровождается составлением протоколов обследования и индивидуальных заключений всеми специалистами.

    2 этап

    После проведения обследования каждого ребёнка, участники коррекционно-педагогического процесса проводят обсуждение его результатов на ПМПк. Результатом данного обсуждения является определение индивидуального образовательного маршрута и заполнение индивидуальных коррекционно-развивающих карт, где каждый  специалист отмечает направления работы. Здесь так же определяется форма работы с ребёнком (индивидуальная, подгрупповая).

    3 этап

    Этап реализации коррекционно-развивающего обучения, то есть проведение занятий всеми специалистами согласно графику. Учитель-дефектолог проводит занятия  по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений), ознакомление с окружающим миром и развитию речи, обучению грамоте.

    На данном этапе  ведётся активная работа  не только с детьми, но и с воспитателями и родителями. Коррекционно-образовательная работа  осуществляется совместно с  воспитателями в различных видах  деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Также ведётся тетрадь взаимосвязи дефектолога и воспитателя для вечерних занятий, в которой закрепляются полученные знания.

                       Ведётся просветительская работа с родителями в виде консультаций, собраний, патронажа на дому. Цель патронажа является выявление социально-бытовых условий ребёнка, по результатам которого  оформляется социальный паспорт семьи.  По необходимости даются рекомендации по созданию  предметно-развивающей среды. Зачастую, посещая семьи, было обнаружено, что в большинстве семей отсутствует своё пространство с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей, необходимых для его развития.

      Также ведётся домашняя тетрадь по отработке пройденного материала на коррекционных занятиях.

    Взаимосвязь всех специалистов является неотъемлемой частью работы.  В нашем ДОУ активно работает ПМП консилиум, на котором планируются и обсуждаются все этапы работы. В ПМПк консилиуме участвуют все специалисты детского сада: старший воспитатель, психолог, дефектолог, логопед, музыкальный руководитель, физ.инструктор, изо. руководитель, хореограф.

    В процессе этого этапа вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты детей.

    4 этап -

    Итоговый. В мае проходит ПМПк, где каждый специалист представляет результаты комплексного психолого-педагогического обследования (сентябрь, январь, май), по итогам которого каждый специалист составляет мониторинги, диаграммы, таблицы результатов работы.

    Такая работа в ДОУ ведётся первый год, и система работы ещё выстраивается. Но по результатам промежуточной диагностики (январь) отмечается положительная динамика:

    - отмечается развитие познавательной активности.

    Дети стали более заинтересованы на занятиях.;

    - Увеличился словарный запас;

    - улучшилась мелкая моторика пальцев рук.

    На момент поступления в группу 80% детей не могли держать карандаш. Сейчас они штрихуют, раскрашивают, овладели навыком пользования ножницами. Динамика отмечается также в рисовании и лепке;

            - дети освоили азы грамоты, математики, знают некоторые буквы, цифры;

            - усвоили некоторые геометрические фигуры, стали иметь представление о форме и цвете предметов;

            - несколько расширились представления об окружающем мире.

     Контингент детей, находящийся в данной группе сложный, так как большинство детей имеет характер пограничной зоны между  ЗПР и УО (умственной         отсталостью).

    На протяжении всех этапов работы помимо запланированных ПМП консилиумов, еженедельно проводятся пятиминутки со специалистами, на которых обсуждаются различные моменты проведённых занятий.

    Таким образом, все этапы коррекциооно-развивающего процесса готовят ребёнка к адаптации к обучению в начальной школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы организации деятельности по развитию пространственной ориентации в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

    В содержание работы по развитию сенсорно-перцептивной сферы входит формирование представлений о пространственных отношениях, существующих между объектами окружающей действительности. Без специал...

    Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Работа с бумагой. Сюжетная аппликация по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»

    Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация....

    Перспективное планирование работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год

    Календарно-тематический план работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год. Разновозрастная....

    Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет. Тема: «Состав числа пять из двух меньших чисел».

    Цель: Развитие познавательной активности.Задачи: Образовательные:- знакомство с составом числа пять из двух меньших чисел;- закрепление представлений о времени (время года-ранняя весна, месяц - март)...

    Отчёт о воспитательно-образовательной работе с детьми групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капельки», для детей со сложным дефектом «Росинки»

    Представлен отчет о работе педагогов и специалистов с детьми и родителями детей групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и сложным дефектом по пяти образовательным областям ОАП....