Здоровьесберегающая методика
методическая разработка (старшая группа) на тему

Крусева Татьяна Олеговна

Описание разработанной методики "Методика начального обучения дошкольного возраста "Раз, два, три плыви..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementalnaya_metodika_v_dou_basseyn_2017_god.docx898.61 КБ

Предварительный просмотр:

Описание разработанной методики: Методика начального  обучения детей  дошкольного возраста плаванию «Раз, два, три плыви…»

 «Если человек научился ходить, то умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста.

Однажды приобретённый навык плавания сохраняется на всю жизнь».

C:\Users\user\Documents\2. ОГРОМНАЯ ПАПКА ВСЕ ФОТОГРАФИИ\Младшая и средняя группа бассейн 12.02.2016\DSC_0374.JPG                                       C:\Users\user\Documents\2. ОГРОМНАЯ ПАПКА ВСЕ ФОТОГРАФИИ\Бассейн ст.Пчёлки гр 2016 год\DSC05640.JPG

    Формирование здоровья ребенка, полноценное развития его организма одна из основных проблем современного общества. Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии, такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо еще с самых юных лет формировать здоровый образ жизни, используя все средства физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки.

Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.

Одно из важнейших значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что именно большой процент погибших на воде это дети. И для взрослых очень важно  и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, сохранить будущих преобразователей нашей страны. Только взрослые в ответе за своевременное обучение плаванию детей.

Ведь умение плавать приобретенное в детстве сохраняется на всю жизнь. И от того насколько будет эффективней процесс обучения, зависит сознательное отношение подрастающего поколения к себе, к своему здоровью. Обеспечение начального обучения плаванию представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания, особенно среди подрастающего поколения.

Методика начального обучения плаванию дошкольников  «Раз, два, три плыви…» внедрена в оздоровительную деятельность муниципального дошкольного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 97» с октября 2015 года.

Предлагаемая  методика  по плаванию «Раз, два, три плыви…»,  предназначена  для детей дошкольного возраста. Ее основная задача – комплексное оздоровление, укрепление психофизиологического и физического здоровья детей, воспитание развитого физического человека. Осваивая  разные виды  движений в воде, дошкольники учатся ориентироваться, развивают реакцию, коммуникативные качества,  учатся управлять собственным телом, принимать самостоятельные решения и, конечно, плавать разными стилями.  

C:\Users\user\Documents\2. ОГРОМНАЯ ПАПКА ВСЕ ФОТОГРАФИИ\Младшая и средняя группа бассейн 12.02.2016\DSC_0204.JPG                                           C:\Users\user\Documents\2. ОГРОМНАЯ ПАПКА ВСЕ ФОТОГРАФИИ\Младшая и средняя группа бассейн 12.02.2016\DSC_0412.JPG

                                                         

Цели  методики начального обучения плаванию дошкольников

  • Научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде.
  • Максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и их физическому развитию.
  • Заложить прочную основу для дальнейшей образовательной деятельности по обучению плаванию, привить интерес, любовь к воде.

Задачи методики начального обучения плаванию дошкольников.

  • Учить, не бояться входить в воду, играть и плескаться в ней.
  • Учить передвигаться по дну бассейна различными способами.
  • Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза; передвигаться и ориентироваться под водой.
  • Учить выдоху в воде.
  • Учить лежать в воде на груди и на спине.
  • Учить скольжению в воде на груди и на спине.
  • Учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить выполнять попеременные и одновременные движения руками во время скольжения на груди и на спине.
  • Учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и на спине.
  • Учить различным прыжкам в воду.

В методике начального  обучения детей  дошкольного возраста плаванию «Раз, два, три плыви..» выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные требования к организации проведения плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.

Методика  начального обучения плаванию дошкольников «Раз, два, три плыви…» базируется на общих педагогических принципах:

  • принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие  в занятиях плаванием;
  • принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных  выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;
  • принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
  • принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
  • принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.

Методы обучения:

  • Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания.
  • Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов.
  • Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

В методику включены  разные виды упражнения и игр, в том числе сопровожда-емые стихами для детей и загадками, упражнениями с нестандартным оборудова-нием, специальные упражнения для освоения различных видов движений  на воде, способствующие  развитию дыхания, расслаблении мышц, комплекс упражнений «Аквабилдинг»; комплекс упражнений по аквааэробике  с мячом  «Веселые утята». Упражнения используются в порядке постепенного увеличения нагрузки. В процессе закреплений умений и навыков  предполагается варьирование сроков при выполнении той или иной задачи. При повторении упражнений чтобы не было утомительного однообразия задания одного типа, но разного содержания.

  1. Общеразвивающие и  специальные упражнения «суша»:

- комплекс подводящих упражнений;

- элементы «сухого плавания».

C:\Users\user\Documents\2. ОГРОМНАЯ ПАПКА ВСЕ ФОТОГРАФИИ\Младшая и средняя группа бассейн 12.02.2016\DSC_0444.JPG                 C:\Users\user\Documents\2. ОГРОМНАЯ ПАПКА ВСЕ ФОТОГРАФИИ\Младшая и средняя группа бассейн 12.02.2016\DSC_0487.JPG

  1. Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами:

- передвижение по дну и простейшие действия в воде;

- погружение в воду, в том числе с головой;

- упражнение на дыхание;

- открывание глаз в воде;

- всплывание и лежание на поверхности воды;

- скольжение по поверхности воды.

  1. Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без»:

- движение рук и ног;

- дыхание пловца;

- согласование движений рук, ног, дыхания;

- плавание в координации движений.

  1. Простейшие спады и прыжки в воду:

- спады;

- прыжки на месте и с продвижением;

- прыжки ногами вперед;

- прыжки головой вперед.

  1. Игры и игровые упражнения способствующие:

- развитию умения передвигаться в воде;

- овладению навыком погружения и открывания глаз;

- овладению выдохам в воду;

- развитию умения всплывать;

- овладению лежанием;

- овладению скольжением;

- развитию умения выполнять прыжки в воду;

- развитию физического качества.

   C:\Users\user\Documents\2. ОГРОМНАЯ ПАПКА ВСЕ ФОТОГРАФИИ\Бассейн ст.Пчёлки гр 2016 год\DSC06054.JPG C:\Users\user\Documents\2. ОГРОМНАЯ ПАПКА ВСЕ ФОТОГРАФИИ\Бассейн ст.Пчёлки гр 2016 год\IMG_5128.JPG

Основной принцип обучения детей – учить плавать технически правильно, для того чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит наиболее полезным для здоровья. Способы спортивного плавания лучше всего подходят для этого. Обучение начинают с кроля на груди и на спине.

Технику спортивных способов плавания осваивают в таком порядке: формируют представление о спортивном способе в целом; разучивают отдельные движения; соединяются разученные движения. Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной координации.

Каждый элемент техники изучается в следующем порядке:

  • ознакомление с движением на суше;
  • изучение движений с неподвижной опорой;
  • изучение движений с подвижной опорой;
  • изучение движений в воде без опоры.

Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным. Бассейн также должен быть оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительное настроение, желание окунуться в этот загадочный и пока непонятный мир воды, чтобы ему самому захотелось научиться плавать.

При последовательном решении задач и с использованием различных средств выше перечисленных у детей меньше формируются ошибки в плавании, а незначительные погрешности легко можно исправить в дальнейшем обучении.        

Важным аспектом методики так же являются формирование у ребенка различных органов чувств, представлений о движении. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в регулировании движения можно говорить о зрительной, слуховой, тактильно-мышечной наглядности.

          В процессе реализации методики начального обучения плаванию дошкольников «Раз, два, три плыви…» обязательно присутствует воспитание таких качеств, как  настойчивость, выносливость, смелость, сила воли.

      Исходя из полученного опыта, обращаем внимание на то, что особые результаты по работе с методикой  приносит участие родителей и воспитателей в процессе обучения. Рассказы родителей о своем детском опыте с использованием фотографий, придумывание сказок («Путешествие в подводном царстве», « В гостях у золотой рыбки» и т.п.) и историй, рисунки, изготовление из подручного нестандартного материала  фигур морских обитателей помогают ребенку настроиться на нужный лад, стимулируют желание учиться.

    При проведении непосредственно образовательной деятельности осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.

Самое главное условие успешного освоения детьми занятий по методике начального обучения плаванию дошкольников  «Раз, два, три плыви…»- сотрудничество педагог-родители-ребенок!

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие методики, используемые с ослабленными, частоболеющими детьми

Предлагается одна из оздоровительных методик, используемых в ДОУ...

Сборник методических рекомендаций и практических материалов здоровьесберегающих методик и технологий

В сборнике представлены методические рекомендации и практические материалы здоровьесберегающих методик и технологий, применяемых в системе музыкально-оздоровительной работы ДОУ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

У детей с нарушениями речи при обследовании выявляются расстройства двигательной сферы, как правило, выражающиеся в виде общей скованности движений с низкой дифференциацией и координацией сложных двиг...

Здоровьесберегающие методики в работе педагога-психолога. Кинезиологические упражнения "Гимнастика мозга"

Методика "Гимнастика мозга"Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.Задачи:·...