«физкультурные занятия. Основные понятия предмета»
материал (младшая группа) на тему

Белякова Галина Владиславовна

Основные понятия методики физического воспитания фундаментальны и научно обоснованы. Знание и понимание специальной терминологии поможет педагогам творчески реализовать задачи данного раздела программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkulturnye_zanyatiya_g.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

2015 г.


Основные понятия методики физического воспитания фундаментальны и научно обоснованы. Знание и понимание специальной терминологии поможет педагогам творчески реализовать задачи данного раздела программы.

Здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения, под этим подразумевается гармоничная, слаженная работа всех органов и систем, благоприятные социальные условия и микроклимат, в котором воспитывается ребёнок. Если на первые два компонента педагог повлиять не в состоянии, то обеспечение благоприятного микроклимата на занятиях является его прямой обязанностью.

Физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребёнка и основанных на них психофизических качеств.

Понятие физическое развитие в более узком смысле слова означает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной ёмкости лёгких; состояния осанки; изгибов позвоночника и др.)

Понятие физическое развитие более широком смысле слова включает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.)

Физическая культура- часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Под физической культурой понимается творческая деятельность направленная на преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений.

Формируя культуру тела, важно гармонически развивать личность ребёнка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. Понятие «физическая культура» тесно связано с понятием «физическое воспитание».

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, на достижение физического совершенства. Оно играет важную роль не только в формировании физической культуры ребёнка, но и в усвоении им общечеловеческих и национально-культурных ценностей.

Физическая подготовленность-соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

Физическое образование - овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребёнка. Физические упражнения - специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности ребёнка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия духовному развитию ребёнка.

Двигательная деятельность - это деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребёнка.

Двигательная активность - основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребёнка. Она подчинена главному закону здоровья: приобретая расходуем. Согласно теории индивидуального развития ребёнка, особенности энергетики всего организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность направлена на обязательное избыточное восстановление энергетического фонда. Благодаря двигательной активности ребёнок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие. Двигательная активность носит биосоциальный характер.

Спорт - достижение наивысших результатов, выявленных в процессе соревнований в каком-либо виде физических упражнений.

Понятия теория и методика физического воспитания, их содержание, возникшее в разные исторические эпохи развития общества постоянно совершенствуются, углубляются и уточняются.

Опираясь на научный понятийный аппарат педагог должен самостоятельно и творчески осуществлять выбор вариативных, парциальных и других программ. Ведущим принципом отбора разнообразных форм организации двигательных действий является известный принцип «Не навреди»

В настоящее время необходимо серьёзно пересмотреть методику обучения и воспитания дошкольников. Особого внимания требуют занятия по физической культуре. Во- первых потому, что в некоторых программах к занятиям относят утреннюю гимнастику, физкультурные праздники, досуги и другую двигательную деятельность. Во- вторых ряд авторов выступает против обучения движению, несмотря на то, что все произвольные движения человека являются результатом обучения.

Физкультурные занятия - основное средство обучения детей физическим упражнениям. Методика их проведения должна быть направлена на поэтапное, последовательное и систематичное формирование двигательных навыков ребёнка. Важную роль на занятиях играет сочетание наглядного, словесного, практического, игрового, соревновательного и других методов и приёмов, обеспечивающих сознательное и творческое освоение движений ребёнком. Зачастую педагогами не соблюдается методика повышения физической, психологической и эмоциональной нагрузки.

Каждый ребёнок неповторим и уникален. При обучении необходимо развивать его индивидуальность, вооружать определенным двигательным опытом. При этом педагог должен помнить, что все движения приобретаются прижизненно как результат научения.

Важную роль в формировании грациозности, пластичности, выразительности, красоты движений, в развитии психофизических качеств играют общеразвивающие упражнения.

Общеразвивающие упражнения - специально подобранные упражнения, направленные не оздоровление организма. Они способствуют формированию правильной осанки; укреплению опорно-двигательного аппарата; улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов деятельности нервной системы. С их помощью развиваются и укрепляются крупные группы мышц- плечевого пояса, туловища, ног; подвижность суставов; нормализуются процессы напряжения и расслабления; также они содействуют развитию психофизических качеств ребёнка.

Общеразвивающие упражнения способствуют постепенному вовлечению организма в деятельное состояние, повышению жизненного тонуса. При составлении комплексов таких упражнений следует придерживаться анатомического принципа.