Программа "Здоровый ребенок"
рабочая программа на тему

Ким Елена Алексеевна

Детское дошкольное учреждение-это место,где растет,развивается,учится жить наш ребенок. Но в последнее время ,слишком мало здоровых детей приходит в его стены. Из года в год растет детская заболеваемость. Анализ заболеваемости,проведенный ведущими медицинскими работниками показывает, что дошкольники подвержены заболеваниям, которые передаются,в основном, воздушно-капельным путем. Анализ причин заболеваемости у детей дошкольного возраста подтолкнул меня на создание и разработку новой программы, программы "Здоровый ребенок", которая будет способствовать всестороннему оздоровлению и закаливанию наших деток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Здоровый ребенок"336.5 КБ

Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ОКРУГ-ЮГРА

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГОРОД СУРГУТ

МБОУ СШ №12

ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»

        ПОДГОТОВИЛА:

Ким Елена Алексеевна

Г. Сургут

2015-16г.

Содержание программы

Пояснительная записка………………………………………………………......4

1 раздел. Организация здорового образа жизни детей дошкольного

 возраста ………………………………..………………………………………………12

1.1. Здоровьесберегающие технологии, как средство сохранения

 и укрепления здоровья детей………………………………………………………12

1.2 Оздоровительные игры как средство профилактики болезней детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………15

1.3 Организация здорового питания…………………………………………........17

1.4 Формирование компетентности у детей  в вопросе

сохранения и укрепления собственного здоровья………………………..17

2 раздел. Использование здоровьесберегающих технологий, способствующих профилактике заболеваний и укреплению здоровья детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………19

2.1. Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми…………19

2.2. Формирование компетентности у детей дошкольного возраста в вопросе укрепления и сохранения собственного здоровья………………………………..25

3 раздел. Создание материально – технической базы для осуществления оздоровительной работы с детьми………………………………………………….29

4 раздел. Преемственность детского дошкольного учреждения и семьи в укреплении здоровья детей……………………………………………………….32

5  раздел. Работа с педагогами по формированию здорового образа жизни детей  дошкольного  возраста………………………………………………. ……………..34

6 раздел. Мониторинг здоровьесберегающей работы в дошкольном

учреждении ……………………………37

7 раздел. Показатели эффективности программы………………………………..42

Заключение…………………………………………………………………………43

Список литературы……………………………………………………………………..46

Пояснительная записка

        Детское дошкольное учреждение- – это место, где растет, развивается, учится жить наш ребенок. Но в последнее время слишком мало здоровых детей приходит в его стены. Из года в год растет детская заболеваемость. Анализ заболеваемости, проведенный ведущими медицинскими работниками показывает, что дошкольники подвержены заболеваниям, которые передаются, в основном, воздушно – капельным путем. Среди них лидирующее место принадлежит  ОРВИ и ОРЗ заболеваниям.

        Анализ причин таких показателей выявил, что заболеваемость детей дошкольного возраста зависит от внешних и внутренних условий.

 К числу внешних условий относится:

1. Природно – климатические условия края, в  котором мы проживаем. Территория нашего края относится к зоне избыточного увлажнения при недостаточной теплообеспеченности. Основным источником поступления влаги являются осадки.  В начале холодного периода (октябрь – ноябрь) идет интенсивная потеря тепла и промерзание грунтов. В январе – феврале происходит миграция влаги сверху вниз, и влагосодержание верхнего (30 см) слоя почвы от декабря к марту возрастает. В мае после схода снега постепенно оттаивает почва, но прогревается очень медленно. Избыточное увлажнение способствует активизации вирусов, грибков, бактерий.

2. Экологическое состояние края: активная вырубка лесов для строительства нефтяных буровых и скважин, бесхозяйственное отношение к лугам, промышленное производство снижает уровень содержания кислорода и повышает содержание в воздушных массах углекислого газа, что неблагоприятно сказывается на здоровье.

3. Социальная занятость родителей, которая проявляется в отсутствии, как свободного времени, так и в низкой мотивации, направленной на сохранение и укрепление здоровья своих детей.

4. Недостаточная компетентность у родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей: низкая информированность родителей о средствах укрепления здоровья и использования их в работе с детьми в домашних условиях.

5. Недостаточная  компетентность у педагогов в вопросе здоровьесбережения дошкольников.

6. Недостаточная компетентность у дошкольников в вопросе сохранения и укрепления собственного здоровья.

Исходя их интересов каждого ребенка, мы понимаем, что ситуация требует коренных изменений в вопросе здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Понимаем, что за порогом детского сада – школа, и   важно, чтобы в стены школы ребенок пришел физически здоровым. Это поможет ребенку твердо стоять на будущем школьном пути, преодолевать проблемы,  стремиться к успеху, добиваться своей цели, радоваться жизни и интересно жить.

        Для решения проблемы детской заболеваемости возникла необходимость анализа методологической литературы для поиска наиболее эффективных технологий  в вопросе здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Были изучены работы: Т.А. Гончаровой  «Полная энциклопедия закаливания», где  автор указывает на важность использования факторов окружающей природы   в укреплении здоровья детей, метод испарительного закаливания К.В. Плеханова, программа М.А. Руновой «Двигательная активность ребенка в детском саду», оздоровительная программа «Зеленый огонек» М.Ю. Картушиной, оздоровительная технология в программе «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского.

        Изучение методологической литературы известных педагогов и педиатров позволило нам остановить свой выбор на использовании нетрадиционных  оздоровительных технологий, которые легли в основу нашей Программы «Здоровый ребенок»- это дыхательных упражнений по методике А. Н. Стрельниковой, Б.С. Толкачевой, К.И. Бутейко; подвижных игр для оздоровления детей, разработанных В.Л. Страховской, игрового массажа  Т.В. Нестерюк, самомассажа, точечного массажа А. А. Уманской, С.А. Исаевой.

        Поэтому цель Программы «Здоровый ребенок» - использование здоровьесберегающих технологий, способствующих профилактике заболеваний и укреплению здоровья детей среднего дошкольного возраста.

Основные задачи:

  1. Сформировать элементарную компетентность у детей в вопросе здоровьесбережения.
  2. Повысить уровень педагогической компетентности педагогов в области сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
  3. Повысить уровень компетентности у родителей в вопросе здоровьесбережения своих детей.
  4. Усовершенствовать материально-техническую базу группы.
  5. Разработать информационную базу, касающуюся вопроса укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

        Программа «Здоровый ребенок» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей среднего и старшего дошкольного возраста и рассчитана на три года.

        Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста позволит  осуществить профилактику простудных заболеваний и укрепит здоровье воспитанников дошкольного учреждения.  

Мы надеемся, что Программа «Здоровый ребенок» позволит помочь не только педагогам снизить детскую заболеваемость в нашем учреждении, но и сформирует компетентность у педагогов и родителей в области  здоровьесбережения детей вцелом.

Принципы построения программы

Программа «Здоровый ребенок» учитывает ряд принципов:

        Принцип систематичности и постоянства -  заключается в многократности повторения упражнений, элементов оздоровительных мероприятий, ведущих к желаемому результату.

        Принцип постепенности – заключается в плавном и постепенном увеличении нагрузок и длительности тренировок с нарастанием силы оздоровительного мероприятия.

        Принцип индивидуальности – означает необходимость в процессе применения оздоровительных мероприятий учитывать особенности каждого ребенка, присуще только ему (уровень физического и умственного развития, свойства личности.)

        Принцип комплексности – представляет собой многократное переплетение методов, направленных на более глубокое воздействие  на организм и повышение иммунной системы организма.

Принцип доступности – представляет собой способность легкого усвоения детьми оздоровительных элементов, отсутствие вредных последствий для организма.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи – направлен на тесное сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для укрепления и сохранения здоровья детей.

Принцип результативности предполагает получение результата оздоровительной работы.

Программа «Здоровый капитан» рекомендуется для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Программа обладает рядом особенностей

        1. Оздоровительные задачи решаются непосредственно в течение ежедневного пребывания ребенка в детском дошкольном учреждении через использование специально разработанной циклограммы профилактико – оздоровительных мероприятий в режиме дня определенной группы. Использование такой циклограммы профилактико – оздоровительной работы способствует наиболее рациональному распределению видов нагрузки, обеспечивает систематичность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий с дошкольниками.

        2. Программа учитывает климато – географические и экологические особенности нашего края.  Главный акцент ставится на профилактику простудных заболеваний и укрепление здоровья воспитанников, что является актуальным не только для нашего города и края, но и для ряда других регионов нашей страны.

         3. Программа направлена на организацию рациональной двигательной активности детей на прогулке: удовлетворение потребности ребенка в двигательной активности через использование русских народных подвижных игр, что является  важным моментом эмоционального здоровья детей, важнейшим компонентом душевного благополучия.

        4. Предполагается индивидуальный подбор игр  разной степени нагрузки в соответствии с группами здоровья детей.

5. Программа включает использование эффективного средства воздействия на укрепление организма ребенка, как закаливание: обливание стоп, сухое растирание,  босохождение.

6. Отдается предпочтение использованию точечного массажа, самомассажа, дыхательной гимнастике.

        7. Одной из особенностей программы является тесное сотрудничество с родителями и организация с ними ежесезонных Дней здоровья, а также оздоровительных мероприятий в стенах дошкольного учреждения.

8. Использование в программе форм устного народного творчества: потешек, закличек, загадок.

В основе программы лежат научно обоснованные оздоровительные методики. При ее разработке использовались  документы: Конвенция по правам ребенка ст.24, «Закон об образовании в Российской Федерации».

Структура программы «Здоровый ребенок»

Структура программы включает в себя несколько разделов.

  1. Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста и двигательной активности.
  2. Создание материально – технической базы для осуществления оздоровительной работы с детьми.
  3. Преемственность детского дошкольного учреждения и семьи в укреплении здоровья детей.
  4. Показатели эффективности программы.
  5. Работа с педагогическим коллективом детского дошкольного учреждения

Этапы реализации Программы «Здоровый ребенок»

        В целом, Программа рассчитана на реализацию в течение одного года. Это позволит изучить динамику детской заболеваемости и определить эффективность использования здоровьесберегающих технологий. Для каждого года реализации программы характерны этапы:

        Исходя из поставленных задач, нами определены этапы реализации  программы «Здоровый ребенок».        Предлагаем этапы первого года реализации программы.

  1. Этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2015года).
  • Предполагает изучение причин снижения иммунитета у детей и  заболеваемости детей дошкольного возраста.
  • Проведение анкетирования родителей для выявления уровня компетентности в вопросе здоровьесбережения собственных детей и  выявления причин детской заболеваемости.
  • Изучается методологическая литература  для поиска наиболее эффективных технологий  детей дошкольного возраста.

2 этап – организационно – деятельностный (октябрь 2015г.  – июнь 2016).

  • Предполагает разработку плана внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс;
  • Осуществление работы по формированию у детей элементарной компетентности в вопросе укрепления и сохранения собственного здоровья;
  • Осуществление работы с педагогами и  родителями по формированию компетентности в области здоровьесбережения дошкольников;
  • Создание материально-технической базы в группе.
  • Создание информационной базы, касающеюся вопроса укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

3 этап – аналитический (июль 2016г.).

Предполагает анализ реализации Программы.

  • Анализ случаев заболеваний детей группы.
  • Мониторинг сформированности компетентности дошкольников в вопросе сохранения и укрепления собственного здоровья.
  • Анализ эффективности работы с родителями.

Психолого-физиологические основы программы

Характеристика физического и психического развития детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является важным периодом, определяющим  дальнейшее духовное, физическое и психическое развитие ребенка.  Поэтому вопрос укрепления здоровья дошкольников стоит в этом возрасте как нельзя остро. Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма - главное, над, чем надо работать в детском саду. К. Уинслоу говорил: «Профилактика не только лучше, чем лечение, она также дешевле, чем лечение».

Обращаясь к психофизическому развитию детей младшего возраста можно отметить, что для этого возраста характерно непропорциональное развитие отдельных органов: конечностей по отношению к телу, головы. Движения плохо скоординированы, не развита мускулатура рук и ног, слабо развита мелкая мускулатура рук. Скелет гибкий и подвижный. Отмечается повышенная эмоциональность и возбудимость, неусидчивость, быстрая утомляемость.

В течении среднего дошкольного возраста идет окостенение скелета ребенка. Но этот процесс не носит интенсивный характер по сравнению с предшествующими годами. Наблюдается сдвиг в развитии мускулатуры. Увеличивается мышечная масса. Совершенствуется координация многочисленных групп мышц. Движения рук и ног становятся более согласованными, туловище приобретает устойчивость. Улучшается мелкая моторика. Интенсивно развивается кровеносная система.  Увеличивается масса сердца, вследствие чего повышается работоспособность этого органа.

Четырех-пятилетние дети лучше приспосабливаются к переменам климатических условий. В организме быстрее происходит перераспределение крови. Растет сопротивляемость инфекционным заболеваниям. Поэтому возникает необходимость в проведении закаливающих процедур: сухое растирание, обливание ног водой, воздушное закаливание. Применение профилактических мероприятий: массажа, самомассажа, профилактической гимнастики.

В развитии дыхательного аппарата наблюдается дисбаланс: при относительной мощности легких пока еще узок просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) и слабые дыхательные мышцы.  Вместе с тем, развитие грудной клетки при вдохе и выдохе значительно шире, вследствие этого жизненная емкость легких значительно больше, чем у детей младшего возраста. Поэтому целесообразность проведения дыхательных упражнений и дыхательной гимнастики с дошкольниками неоспорима. Это позволит выработать правильное дыхание и укрепить мышцы дыхательных органов.

Развитие нервной системы определяется в этом возрасте не количественным ростом, а качественными изменениями и функциональными усовершенствованиями. Качественное развитие мозга обусловлено расширением и обогащением двигательного опыта ребенка. Совершенствуется нервная система, которая находит свое отражение в улучшении координации работы мелких мускулов кисти. Поэтому рекомендуется проводить с детьми пальчиковую гимнастику, которая позволит укрепить мелкую мускулатуру рук ребенка.

Возраст 5-6 лет – период стремительного роста ребенка. В этом возрасте ежегодные прибавки роста составляют 8-10 см, тогда как в возрасте 4-5 лет- всего 4-5 см.

Наблюдается рост нижних конечностей. Интенсивно идет окостенение скелета, особенно: запястья, пястья, фаланга пальцев, рук, плеча, стопы, фаланга пальца стопы. Важно в этом возрасте осуществлять профилактику плоскостопия, укреплять мышцы свода стопы различными упражнениями, гимнастикой.

С усложнением центральной нервной системы и развитием мелкой мускулатуры у ребенка совершенствуются мышечные движения. Совершенствуются координация движений.  Продолжается увеличиваться масса сердца. Поэтому возможны перегрузки сердца. К 6 годам увеличивается жизненная емкость легких. Это позволяет говорить о необходимости применения в режиме дня русских народных подвижных игр, а так же оздоровительных игр, удовлетворяющих ребенка в движении.

У детей 6-7 лет продолжается процесс окостенения скелета. Тело приобретает устойчивость. Происходит усиленный рост рук и ног. Вследствие чего руки и ноги становятся более сильными и выносливыми, подвижными и ловкими. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные движения, длительные прогулки, физические упражнения без большого переутомления. Совершенствуется нервная система. Происходит развитие мозга ребенка. Он  способен управлять своими движениями, воспринимать поступающие из внешнего мира сигналы, а так  же реагировать на них собственными движениями. Существенным показателем физического развития является возможность произвольно регулировать свои движения. Поэтому важно использовать в работе с детьми этого возраста физминутки, профилактическую гимнастику, подвижные игры.

1 раздел. Организация здорового образа жизни детей дошкольного                 возраста

Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Привычку укрепления здоровья необходимо формировать уже с раннего возраста. И в этом активно должны работать не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Отсутствие вредных привычек у родителей, увлечение спортом, участие в спортивных соревнованиях – залог формирования здорового ребенка.

        Оптимальная физическая активность – направлена на воспитание здорового ребенка, его разностороннее развитие. Двигательная активность  не только обеспечивает удовлетворению биологических потребностей, но и способствует развитию умственных, духовных и физических качеств. Поэтому должна учитывать опыт ребенка, его интерес, желание и функциональные возможности детского организма.

        Главное место в двигательном режиме детей занимают физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулках, физкультминутки на занятиях, а также свободная двигательная активность детей.

Утренняя гимнастика – способствует подготовке организма к дневному бодрствованию, дисциплинирует, вырабатывает собранность, умение преодолевать лень.

Физкультурные занятия – основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности. Занятия проводятся не менее трех раз в неделю в первой половине дня.

Физкультминутки активно используются в занятии для снятия умственного напряжения и повышения работоспособности детей, для реализации потребности в движении.

        Достаточный отдых – заключается в рациональном использовании выходных, праздничных дней, каникул для укрепления здоровья детей. Активный отдых является одним из факторов закаливания организма, поддержания физической формы. Ему необходимо уделять должное внимание для получения психической релаксации, хорошего эмоционального заряда.

        Прогулки – один из важных режимных моментов, во время, которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.

Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Их количество и содержание зависят от общего распорядка.

        Личная гигиена – важный момент в сохранении и укреплении здоровья. Загрязнение кожи, обильное потоотделение, загрязнение зубов и ротовой полости способствуют развитию кариеса, заболеваний ротовой полости, ухудшению теплообмена, снижению кожного дыхания. Поэтому важно, чтобы дети умели правильно мыть части своего тела, полоскать рот, чистить зубы.

          Правильный режим дня – оптимальное распределение в течение суток труда, питания, сна и отдыха. Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течении всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей и состояния их здоровья. В каждом детском саду режим дня может быть скорректирован в зависимости от компонентов режима, однако время основных компонентов режима должно оставаться неизменным.

  1.  Закаливание.

        Закаливание - это  комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию факторов окружающей среды путем систематического тренирующего дозированного воздействия ими. «Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с толстыми высокими стенами, в которой забыли поставить ворота», - гласит народная мудрость. А  закаливание организма происходит благодаря главным медикаментам: солнцу, воздуху и воде.

         

1.1. Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей.

        Влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье детей дошкольного возраста неоценимо. В программе «Здоровый ребенок» представлены здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать с детьми дошкольного возраста.

Сухое растирание.

        Представляет собой самую простую форму закаливания. Ее осуществляют с помощью махрового полотенца. Используются специально сшитые из махровой ткани варежки, которыми дети растирают свое тело. В первую очередь растирается верхняя половина тела – шея, грудь, руки, спина. Растирается до появления красноты. Во вторую очередь – нижняя половина тела: живот, поясница, нижние конечности. Руки при растирании должны двигаться по ходу венозной крови и лимфатических сосудов, то есть от периферии к центру (к сердцу).

Босохождение.

        Этот вид укрепления организма является очень полезным и заключается в том, что ходьба босиком воздействует на богатое рецепторное поле, вызывая огромные потоки импульсации, создаваемые температурными ощущениями. Существует прямая рефлекторная зависимость между состоянием слизистой оболочки носа, носоглотки и верхних дыхательных путей и степенью охлаждения ступней. Простуда возникает в основном в результате переохлаждения ног. Поэтому лишь целенаправленное систематическое воздействие на терморецепторы способно восстановить воспринимающие способности. Кроме этого, босохождение оказывает влияние на многие функции организма через тактильную чувствительность кожи подошвенной поверхности стопы. На подошвенной поверхности стоп представлены биологически активные зоны всех органов и систем. Ходьба босиком способствует постоянной стимуляции этих рефлекторных зон, тонизирует организм  в целом.

Полоскание зева.

        Закаливание зева проводится ежедневно в течении недели. Рекомендуется полоскать раствором по ½ чайной ложки соли и питьевой соды на ¾ стакана кипяченой воды при температуре +32С, 1 капли йода. Можно полоскать горло настоями лекарственных трав: ромашки, шалфея, календулы.

Воздушные ванны.

        Неоценима роль воздушных ванн в укреплении здоровья детей. Холодный воздух усиливает обмен веществ на 50%, повышает жизнестойкость и работоспособность, тренирует механизмы терморегуляции, кровообращения, кожного дыхания. Воздушные ванны на свежем воздухе часто называют атмосферными, так как на тело человека действует комплекс факторов: температура, влажность, скорость ветра, атмосферное электричество. Человек во время воздушных ванн на воздухе разряжает тот статический электропотенциал, который накапливается от трения одежды. Поэтому рекомендуется осуществлять воздушные ванны с детьми в утренние часы, а также проводить дневной сон при открытой фрамуге.

Обливание рук.

        Обливание рук начинается с кистей рук и идет вверх до плеч. Оно полезно для устранения застоя крови в руках, для ослабления боли, ломоты в руках. Обливание рук рекомендую проводить с детьми младших групп.

Дыхательная гимнастика.

        Дыхание – это втягивание и выпускание воздуха легкими как процесс поглощения кислорода и выделения углекислот живым организмом. При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху. Обучение задержке дыхания позволит избавиться от кашля. Применяются такие упражнения для дыхания: «Петух», «Кошка», «Насос», «Гуси летят», «Воздушный шар» и многие другие.

Точечный массаж.

        Осуществляется надавливанием подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения рецепторов или разветвления нерва. Надавливание на точки в области губ расслабляют мышцы всего тела. Каждую точку необходимо нажимать 3 секунды подушечкой пальца. используется массаж; «Воробей», «Черепаха», «Умывание».

Самомассаж стопы.

        Надавливая на точки подошвы, можно стимулировать функции многих органов.  С профилактической целью массируют все точки подошвы. Продолжительность такого массажа 3-10 минут. 

Массаж рук.

        На пальцах рук также расположены рецепторы, отвечающие за работу многих органов. Раздражение этих рецепторов позволяет улучшить самочувствие человека.

 Применяются упражнения «Поиграем с ручками», «Моем кисти», «Капуста».

Ходьба по корригирующим дорожкам.

        Использование корригирующих дорожек в дошкольном учреждении является важным моментом в укреплении здоровья детей. Ходьба по ним оказывает стимулирующее воздействие на биологически активные зоны, находящиеся на своде стопы. Раздражители: бигуди, пуговицы, пробки от бутылок, тугой шнур – все это обуславливает высокий общеоздоровительный эффект, усиливает иммунитет, делает качественным дыхание, уменьшает плоскостопие.   Используются упражнения: «Гимнастика для ног», «Мишка».

1.2 Оздоровительные игры как средство профилактики болезней детей дошкольного возраста.

Оздоровительные игры – форма двигательной активности ребенка. Игры способствуют не только развитию физических качеств, но и оказывают влияние на кровоснабжение всех органов и тканей, их развитие, укрепляют костно – мышечный аппарат.        Кроме того, подвижная игра – источник радостных эмоций. Количество таких игр в месяц должно составлять 20, из которых 3 – 4 новых игры. Повторяемость новых игр составляет 4 – 5 раз в месяц.

        Неоценима роль игр, направленных на оздоровление и профилактику заболеваний .  Можно выделить игры , направленные на:

  • развитие носового дыхания и функционирования органов ротовой полости;
  • профилактику бронхолегочных заболеваний;        
  • профилактику нарушения осанки;
  • профилактику плоскостопия;
  • восстановление после перенесших инфекционных заболеваний;
  •  развитие положительных эмоций.

Игры на развитие носового дыхания и функционирования органов ротовой полости.

Велика роль подвижных игр в работе с детьми, часто болеющих заболеваниями верхних дыхательных путей, бронхолегочными заболеваниями. Задача  - восстановить носовое дыхание. Дыхание носом способствует кондиционированию воздуха, поступающего в легкие. Воздух в носовых ходах очищается, увлажняется, согревается. Выдыхаемый через нос воздух несет с собою тепло и влагу для слизистой оболочки носовых ходов, предохраняет ее от переохлаждения, сухости, инфицирования. У детей дышащих ртом слабые мышцы носа, сужены носовые проходы. Улучшению функционирования органов  носовой и ротовой полости, способствуют игры для восстановления носового дыхания, правильной осанки. Используются такие игры: «Отбойный молоток», «Гуси – гуси», «Насос».

Игры на профилактику бронхолегочных заболеваний.

Следует использовать игры и игровые упражнения с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пение песенок в такт ходьбе. Также следует включать игры, способствующие улучшению осанки. Рекомендуется в подвижных играх наряду с ритмичными плавными движениями более резкие и глубокие вдохи и выдохи, кратковременные задержки дыхания (3 секунды) при ритмичном дыхании. Целесообразно использовать игры соревновательного характера, а также упражнения на быстрое перекатывание тела на бок, живот, спину, упражнения с мячом.

Применяются игры: «Послушный мяч», «Воробей и рак», «Пчелы и медведь».

Игры, направленные на профилактику нарушения осанки.

        Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний у детей как проявление их общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата.        Задачами игр – укрепление ослабленных детей, их опорно – двигательного аппарата, улучшение функции дыхания. В процессе игр следует обращать внимание детей на правильное удерживание головы, правильном положении туловища во время ходьбы и выполнения других элементов. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения чередуются с дыхательными упражнениями.  Используются игры: «Мы проверили осанку», «Умей слушать», «Птичка».

Игры, направленные на профилактику плоскостопия.

        Плоскостопие часто встречается у детей слабых, плохо развитых. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинистые свойства. Своды стопы расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Рекомендуются игры с ходьбой на наружных краях стоп, со сгибанием пальцев ног, захватывания пальцами предметов, приседание в положении носки внутрь, пятки разведены. Применяются игры: «По мостику», «Собери платочки», «Собери карандаши».

Игры, используемые в работе с детьми, перенесшими инфекционные заболевания.

        После перенесения детьми инфекционных заболеваний, длительное время наблюдается нарушение нервной системы, снижение эмоционального тонуса. Поэтому, необходимо использовать игры с незначительной и умеренной нагрузкой.         Применяютс игры: «»Паучок», «Мяч в обруч», «У медведя, во бору».

Игры, направленные на развитие положительных эмоций.

        Положительные эмоции, которые возникают во время подвижных игр,  благоприятно сказываются на состоянии здоровья ребенка, способствуют улучшению деятельности нервной системы. Поэтому следует включать игры, вызывающие радость, смех – это шуточные игры, игры с воздушными шарами, с использованием музыки: «Заря», «Игровая», «Почта.

        Использование оздоровительных игр в педагогическом процессе является неотъемлемой частью работы по укреплению здоровья детей. Важным является тот фактор, что такие игры применяются в течение всего пребывания ребенка в детском саду и являются не только средством физического развития, но и эмоционального благополучия дошкольника.

        Следует отметить, что здоровьесберегающие технологии необходимо использовать в работе с детьми в системе.

        Задача по сохранению и укреплению здоровья дошкольников эффективнее решается, если в процесс будет внедрена циклограмма профилактико – оздоровительной работы в режиме дня группы. Это способствует рациональному распределению видов нагрузки, обеспечивает систематичность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий, что позволяет решать задачи, направленные на укрепление организма детей в детском дошкольном учреждении.

1.3 Организация здорового питания.

        Здоровое питание – это важная составная здорового образа жизни. известный педиатр А.Ф. Тур считал, что правильное питание является одним из важных факторов в системе профилактических мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей. Для гармоничного и нормального роста и развития организма ребенка необходимо достаточное количество вводимых с пищей углеводов и жиров. В настоящее время разработаны наиболее благоприятные соотношения в пищевом рационе детей разного возраста основных пищевых веществ, витаминов, микроэлементов, что составляет основу сбалансированного питания (Приложение №3).

Следует уделять внимание таким моментам как:

  • Не использовать во время еды «добавку».
  • Ограничивать легко усваиваемые углеводы: сахар, конфеты, печенье, торты.
  • Тщательно пережевывать пищу.

        Соблюдение гигиенических требований при приготовлении, раздаче пищи, а также соблюдение распорядка дня способствуют хорошему аппетиту и  усвоению пищи детей в детском дошкольном учреждении.

        

  1. Работа по формированию компетентности у детей  в вопросе сохранения и укрепления собственного здоровья.

 

        Программа «Здоровый ребенок» предполагает включение в воспитательно-досуговый   процесс занятий и бесед, которые проводятся с детьми один раз в месяц каждая. Они позволят сформировать у детей элементарную компетентность в вопросе сохранения своего здоровья: умение заботиться о своем здоровье, укреплять свой организм, а так же действовать в чрезвычайных ситуациях. Количество занятий составляет 9, бесед так же – 9. Занятие должно проводиться в соответствии с методическими требованиями. Используется наглядность: картинки, фотографии, иллюстрации. Широко применяется художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки.

        В процессе таких занятий и бесед привлекаются дети для практической деятельности: изготовления памяток, знаков, плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни. Возможно привлечение родителей для изготовления стенгазет, используемых на занятиях, предоставлении фотоматериала, специально подготовленных рисунков родителей совместно с детьми на заданную тему.        

        Занятия и беседы позволят детям сформировать у дошкольников умения применять здоровьесберегающие технологии для укрепления своего здоровья. Поэтому ставятся задчи:

Для детей среднего дошкольного возраста:

  • Развивать правильное дыхание: вдох через нос, выдох через рот.
  • Учить детей ходить, сохраняя правильную осанку.
  • Воспитывать интерес к собственному выполнению дыхательного упражнения.
  • Учить детей ходить по дорожке, ступая всей ступней.
  • Развивать эмоциональность, образность движений, имитирующих поведение животных.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
  • Учить детей выполнять поглаживание, постукивание во время самомассажа.
  • Учить выполнять точечный массаж.

Для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет):

  • Способствовать профилактике плоскостопия. Учить детей ходить по дорожке, ступая всей ступней.
  • Учить детей осуществлять вдох и выдох, задерживать дыхание на 3 секунды.
  • Способствовать тренажерной функции бронхов. Укреплять мускулатуру дыхательных органов за счет проговаривания слов четверостишья.
  • Продолжать учить детей выполнять поглаживание, постукивание во время самомассажа.
  • Учить детей ходить, сохраняя правильную осанку.
  • Развивать положительные эмоции в подвижных играх.
  • Продолжать учить выполнять точечный массаж.
  • Учить детей выполнять сухое растирание.
  • Учить детей выполнять полоскание зева.
  • Развивать умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Для детей старшего дошкольного возраста (6-7лет):

  • Учить детей делать более резкие и глубокие вдохи и выдохи, кратковременные задержки дыхания (3 секунды) при ритмичном дыхании.
  • Способствовать профилактике плоскостопия.
  • Развивать у детей умение ходить, сохраняя правильную осанку.
  • Развивать умение выполнять точечный массаж.
  • Закрепить приемы самомассажа.
  • Закрепить умение детей выполнять сухое растирание.
  • Закрепить умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.

 

2 раздел. Использование здоровьесберегающих технологий, способствующих профилактике заболеваний и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

        2.1. Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

        Здоровьесберегающие технологии– это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском дошкольном учреждении: детей, педагогов и родителей.

        Цель здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику дошкольного учреждения и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей дошкольного учреждения и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий        

Таблица №1

Виды

Характеристика

Влияние на организм

Продолжительность

процедуры

Показания

Аэрофито-

терапия

Основанный на воздействии насыщенного летучими веществами

растений воздуха

(используют

ся как свежие травы, так и сушеные)

Повышение тонуса, настроения, снятие усталости.

15-30 мин.

Заболевания верхних дых. путей.

Заболевания уха.

Грипп

Вирусные инфекции.

Сухое

растирание

Растирание сухим полотенцем, варежкой.

Повышение тонуса, усиливает циркуляцию крови.

5 минут

Снижение иммунитета.

Босохожде

ние

Воздействие на рецепторы стоп. Воздействие на биологически активные

зоны всех систем организма.

Снимается напряжение,

Избавление и предупреждение плоскостопия,

Уменьшается потливость ног.

Избавление от запоров,

5 -30 минут. Каждый день увеличивать до 10 минут.

Тонзиллит, проблемы с кишечником, слабое зрение.

Воздушные ванны

Кожа  обвевается свободными струями воздуха, вследствие чего усиливается испарение с ее поверхности.

Нормализация обмена веществ.

Повышение работоспособности.

Усиление кровообращения и кожного дыхания.

Начинают с 1-3 мин. в течении 3 дней, затем 1.5 – 3 мин. 4-6 дней. До 30 мин.

Или

10 мин. Ежедневно

прибавляя по 5 мин. доведя до 40 мин. при +15 +20 градусах.

Болезни носоглотки.

Обливание стоп водой

Обливание стоп перед сном.

Укрепляют иммунитет.

+28 +25, заканчивают +36 +34 в течении года.

Часто болеющие дети.

Полоскание

зева

Полоскание отваром трав или раствором соли, соды и йода.

Укрепление функции носоглотки.

2 – 3

раза в день, в течении недели.

Температура воды +31 +32.

Ларингит, трахеит, ангина.

Посещение сауны и бани.

 Термовоздействие на человеческий организм.

Выводятся продукты обмена: мочевина, молочная кислота, аминокислоты.

Очищение кожи.

Нормализация артерально

го давления.

Исчезновение отеков.

2 раза по

5 мину

т в сауне, затем 3 -10 мин.

охлаждение

при температуре в парилке

+60 +70 градусов.

Расстройство сна.

Хронические простуды.

Расстройства деятельности желудочно – кишечного тракта.

Точечный массаж

Надавливание подушечками пальцев в месте расположения рецепторов или разветвления нерва.

Тонизирует нервную систему, воздействует на различные органы.

5 -10 сек. на точку в течении от 3 до 10 минут.

Плохое самочувствие.

Нарушение работы внутренних органов.

Дыхательная гимнастика

        

Заключатся в правильном дыхании носом.

Повышает сопротивляемость дыхательных путей,

Снижает стресс.

Своевременно удаляет углекислый газ.

Продолжительность вдоха 3 сек. Пауза на вдохе 2 сек.

Длительность выдоха 1 сек.

 Пауза в конце выдоха 1 сек.

Щадящее дыхание с бронхолегочным заболеванием.

Самомассаж

Воздействие на рецепторы кожи человека.

Тонизирует нервную систему, воздействует на различные органы.

Плохое самочувствие.

Нарушение работы внутренних органов.

Ходьба по корригирую-

щим дорожкам

Воздействие на рецепторы стоп. Воздействие на биологически активные

зоны всех систем организма.

Снимается напряжение,

Избавление и предупреждение плоскостопия,

Уменьшается потливость ног.

5 -30 минут. Каждый день увеличивать до 10 минут.

Тонзиллит, проблемы с кишечником, слабое зрение.

Особенности физкультурно – оздоровительной работы

с детьми дошкольного возраста

Таблица №2

Виды мероприятий

Группа

Особенности организации

Продолжительность

1

Организация здорового образа жизни.

Физкультурно- оздоровитель-

ный досуг

Средняя

 

Проводится 1 раз в неделю со всей группой. В хорошую погоду возможно проведение на открытом воздухе. Может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада, за его пределами – в парке, в лесу. При его проведении следует учитывать время года, погодно-климатические условия.

20-30 мин

        

Прогулка

Средняя

 

Проводится 2 раза в день.

        

Подвижные игры

Средняя

 

Проводятся во время прогулок, в свободной и совместной деятельности с детьми.

Профилактическая гимнастика

Средняя

 

Используется в свободные минуты: перед приемом пищи, прогулкой. Включает в себя оздоровительные упражнения, элементы массажа, самомассажа, дыхательной гимнастики в сочетании с рифмованным текстом.

2-5мин

        

Активный отдых

 Средняя

Проводится 1 раз месяц. Может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада, за его пределами – в парке, в лесу.

25-30мин. мин

2

Профилактичес

кая работа

Точечный массаж

Самомассаж

Ходьба по массажным дорожкам

Дыхательная гимнастика

Оздоровительные игры

Средняя

 

Проводится на прогулке, после сна.

Проводится в свободной деятельности.

Проводится после сна и корригирующей гимнастики, массажа.

Проводится как физпауза, на прогулке, в свободной деятельности.

Проводятся на прогулке, в свободной деятельности, как физпауза.

5-10 мин.

5 – 10 мин.

10 мин.

2-4 мин.

5-10 мин. каждая

Применение здоровьесберегающих технологий с детьми в группе

Таблица №3

Виды здоровьесберегающих технологий

Задачи

Форма работы с детьми

Обливание стоп, колен  водой

Воздушные ванны

Сухое обтирание

Повысить сопротивляемость организма к холоду.

Утренняя гимнастика.

Закаливание после сна.

Прогулка.

Полоскание

зева.

Использование

воздухоувлажнителя с настоями трав.

Укрепить носоглотку.

Закаливание перед завтраком.

В подвижной игре

В совместной и самостоятельной деятельности.

Дыхательная

гимнастика

Способствовать выработке правильного дыхания.

Во время утренней гимнастики.

На прогулке.

В подвижной игре.

Босохождение

Ходьба по массажным дорожкам

Осуществлять профилактику плоскостопия.

В совместной деятельности.

Закаливание после сна.

На прогулке.

В подвижной игре.

Точечный массаж

Стимулировать биологически активные зоны всех органов.

После сна.

В совместной деятельности воспитателя с детьми.

В игровой деятельности.

Аэрофитотерапия

Самомассаж

     Способствовать  

     снятию усталости.

В совместной деятельности воспитателя с детьми.

В самостоятельной деятельности детей.

Подвижные игры.

Музыкотерапия.

Развивать положительные эмоции.

В выходные дни совместно с родителями.

На прогулке.

В совместной деятельности воспитателя с детьми.

В подвижной игре

Циклограмма

профилактико – оздоровительной работы в режиме дня.

Таблица №4

Вид деятельности

Время

Мероприятия

Утренний прием на свежем воздухе

Работа в группе

Утренняя гимнастика

Завтрак.

7.00 – 7.45

7.50 -8.10

8.10 – 8.20

8.30 – 8.40

8.45 – 9.00

Воздушные ванны

Подвижные игры.

Самомассаж.

Дыхательная гимнастика.

Полоскание зева.

Досуговые мероприятия

9.00 – 10.30

Подвижная игра.

Дыхательная гимнастика.

Точечный массаж.

Самостоятельная деятельность.

10.45 – 11.00

Подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Прогулка

11.00 – 12.00

Подвижные игры.

Дыхательная гимнастика.

Отработка основных и общеразвивающих упражнений.

Обед

12.30 – 12.50

Введение в рацион питания чеснока и лука.

Подготовка к сон –часу

12.50 -13.00

Проветривание помещения.

Сон – час

13.00 – 15.00

Сон при открытой фрамуге.

Закаливание

15.00 – 15.10

15.10 – 15.20

15.20 – 15.40

Ходьба по массажным дорожкам.

Точечный массаж.

Корригирующая гимнастика.

Полдник

15.50 – 16.00

Полдник.

Прогулка

16.00 – 17.15

Подвижные игры.

Отработка общеразвивающих и основных упражнений.

Ужин.

17.30 – 18.00

Совместная деятельность с детьми

18.00 – 18.30

Самомассаж.

Упражнения на укрепление стопы и профилактику плоскостопия.

Босоножье.

Самостоятельная деятельность детей.

18.30 – 18.50

Подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Модель двигательного режима

Таблица №5

Вид деятельности

Продолжительность

I.Физкультурно-оздоровительные мероприятия

младший возраст

средний возраст

старший возраст

Утренняя гимнастика.

5 – 6 мин

6 – 8 мин

8 –12 мин.

Физминутка (на занятиях).

1 - 2мин

2 мин

2 -3 мин

Подвижные игры и упражнения в процессе утреннего приема.

15 – 20 мин

20 – 25 мин

25–30 мин

Подвижные игры и упражнения во время дневной прогулки.

20 – 25 мин

25 –30 мин

30–35 мин

Подвижные игры и упражнения во время вечерней прогулки.

15 – 20 мин

20 – 25 мин

25 -30 мин

Индивидуальная работа по развитию движений (дневная и вечерняя прогулка).

8 - 10 мин

10 – 12 мин

12 –15 мин

Экскурсии, походы (пешие).

20 мин

30 – 40 мин

50 -60 мин

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами.

6 – 8 мин

8 мин

10 мин

Физкультурное занятие

15 мин

20 мин

25 –30 мин

2. Самостоятельная деятельность

Самостоятельная двигательная активность

5  мин

10 мин

15 мин

3. Спортивные массовые мероприятия

Физкультурный досуг

15 мин

20 мин

25 -30 мин

Спортивный праздник на открытом воздухе

20 мин

40 - 45 мин

50 -60 мин

        Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-досуговом процессе, а также осуществление работы по формированию у детей элементарной компетентности в вопросе укрепления и сохранения собственного здоровья  будут способствовать развитию здоровой и активной личности ребенка, который будет твердо стоять на школьном пути и добиваться успехов в будущем.

2.2. Формирование компетентности у детей дошкольного возраста в вопросе укрепления и сохранения собственного здоровья.

        Для формирования знаний о собственном здоровье, методах и средствах его укрепления необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми

Особенности работы с детьми по сохранению и укреплению их здоровья представлены в таблице.

Таблица №6

Задачи

Форма работы

Сроки

Ответственные

1.

Формировать интерес к активным формам досуга.

Организация совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий

(День здоровья, слет Здоровячков, час здоровья)

Сентябрь,

Март,

Май

Воспитатели

2.

Обеспечить двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные игры

на прогулке

День подвижных игр

1 раз в неделю

Воспитатели

3.

Формировать основы компетентности у детей дошкольного возраста в вопросе укрепления собственного здоровья

Физкультурно-оздоровительные досуги с использованием нетрадиционного оборудования.

Познавательные занятия

Познавательные беседы

Оформление фотовыставок о здоровом образе жизни,

Выставки детских рисунков,

Уголки здоровья.

Совместные с родителями конкурсы рисунков.

1 раз в месяц

2 раза в месяц

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

        В дошкольном возрасте очень важно сформировать умение детей заботиться о своем здоровье. Для этого необходимо сформировать знания по основным направлениям:

  • Особенности поведения в быту и предупреждение опасных ситуаций, негативно влияющих на здоровье человека.
  • Особенности поведения в природе.
  • Особенности поведения с незнакомыми людьми,
  • Особенности поведения с животными.
  • Собственный организм и его строение.
  • Способы укрепления здоровья.
  • Формирование представлений о своем организме.
  • Формирование знаний о  способах укрепления здоровья.

Цель:  формирование знаний  у детей об окружающем мире, его положительном и отрицательном воздействии, способах поведения ребенка в чрезвычайных ситуациях.

Основные разделы познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

раздел: «Мой организм»

 раздел: «Домашние животные»

раздел: «Опасные ситуации»

раздел: «Вредные привычки»

 раздел: «Овощи и фрукты».        

раздел: «Овощи и фрукты».

раздел: «Особенности поведения с животными»

раздел: «Электроприборы и правила пользования электроприборами»

раздел: «Правила поведения на улице»

раздел: «Опасные ситуации»

раздел: «Правила поведения в лесу»

раздел: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзь        

раздел: «Грибы, ягоды»

раздел: «Опасные ситуации»

раздел: «Витамины – наши друзья»

раздел: «Укрепляем организм»

раздел: «Опасные ситуации дома»

Для решения цели был разработан перспективный план работы с детьми.

Перспективное планирование познавательной деятельности с детьми.

Дети среднего дошкольного возраста

Таблица №7

        Сентябрь

Занятие: «Наше тело»

Беседа: «Что мы знаем о себе?»

Занятие: «Опасные грибы»

Дидактическая игра: «Ядовитые растения»

Занятие: «Осень – славная пора»

Аппликация:         «В лес за ягодой пойдем»

Февраль

Занятие: «Режим дня»

Беседа: «Правила поведения в автобусе»

Мультимедийная презентация:  «Правила поведения на новогоднем утреннике»

Рисование: «Снег, снег…»

Мультимедийная презентация: «Жилище человека»»

Беседа: «Правила поведения в магазине»

Октябрь

Беседа: «Одежда по сезону»

Занятие: «Как уберечься от простуды?»

Беседа: «Что мы знаем о воде?»

Занятие: «Правильное питание»

Мультимедийная презентация: «Аварийные ситуации дома»

Решение ситуации: «Животные: друзья или враги?»

Март

Беседа: «Вредные привычки»

Занятие: «Как беречь свое здоровье?»

Мультимедийная презентация:  «Незнакомые предметы в общественных местах»

Беседа: «Правила поведения дома»

Рассматривание картинок: «Вредные привычки»

Час здоровья: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Ноябрь

Занятие «Привет, ладошка!»

Беседа: «Что такое массаж?»

Мультимедийная презентация: «Витамины –  наши лучшие друзья»

Мультимедийная презентация: «Зачем мы закаляемся?»

Апрель

Мультимедийная презентация: «Осторожно со спичками!»

Беседа: «Если я потерялся»

Составление коллажа «Вредные привычки наших пап»

Выставка творческих работ «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Декабрь

Беседа: «Любимые животные»»

Занятие: «Времена года»

Занятие: «Электроприборы – наши лучшие друзья»

Мультимедийная презентация:: «Зачем мы ходим босиком?»

Май

Дидактическая игра: «Одежда весной»

Мультимедийная презентация: «Опасные игры весной»

Занятие: «Осторожно, незнакомец!»

Беседа: «Опасность на улице»

Занятие «Осторожно, простуда »

Мультимедийная презентация: «Лекарственные растения – враги простуды»

Январь

Беседа: «Если я остался один…»

Занятие: «Зимушка-зама»

Мультимедийная презентация: «Опасные предметы»

Дидактическая игра «Опасные ситуации»

Беседа: «Если я потерялся…»

Час здоровья: «Закаляем организм»»

Использование физкультурно-оздоровительных мероприятий и валеологических занятий и бесед позволят сформировать у детей знания о способах укрепления здоровья, сформируют практические навыки их применения.

3 раздел. Создание материально – технической базы для осуществления оздоровительной работы с детьми.

        Эффективность оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста зависит, прежде всего, от ряда условий, в которых она протекает. Это,  прежде всего:

        1. Обеспечение групп различным оздоровительным медико-профилактическим оборудованием. Одним из них является  ультразвуковой увлажнитель с функцией ионизации. Такое устройство разбивает воду на мельчайшие капельки и при помощи пневматического устройства распыляет их в воздухе, равномерно увлажняя воздух групповой комнаты. Это делает пребывание детей более комфортным, так как в воздухе поддерживается достаточная влажность. Функция ионизации воздуха позволяет генерировать анионы, которые благоприятно оказывают воздействие на самочувствие дошкольников, поднимают настроение, повышают работоспособность, улучшают сон, аппетит.

         2. Для осуществления работы по укреплению свода стопы используются разнообразные массажные дорожки, которые приобретаются как в магазине, аптеке, так и изготавливаются  из бросового материала. Широко используется как природный материал: шишки, веточки, хвою; так и специфический - бигуди, пуговицы, пробки, пластиковые бутылки.

        3. Использование платочков, клубочков ниток, ленточек, фломастеров, карандашей на корригирующей гимнастике и оздоровительных занятиях  

        4. Сопровождение оздоровительные занятия музыкой.  Магнитофонные записи природных явлений: шума воды, дождя, вьюги, ветра можно использовать и во время дыхательной гимнастики,  физминутках, выполнения самомассажа и просто в свободной деятельности детей.

        5. Наличие спортивного инвентаря: мячей, канатов, кеглей. Это делает игры дошкольников более интересными и увлекательными.

        6. Использование махровых варежек для осуществления сухого растирания.  Их следует подбирать в соответствии с размером руки ребенка. Они могут быть специально приобретены в магазине или сшиты из махровой ткани.

        7. В каждой группе должен быть уголок здоровья. В нем должно находиться оборудование для осуществления оздоровительной работы. Подобраны картинки с изображением видов спорта, атрибутов и средств укрепления организма, оформлены альбомы с пословицами и поговорками о здоровом образе жизни.

        Соблюдение некоторых рекомендаций повысит эффективность применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

        1. Оздоровительные занятия с детьми можно проводить как в группе, так и физкультурном зале. Желательно -   в игровой форме с применением магнитофона и музыкальных записей. Это повысит интерес и способствует более эффективному выполнению оздоровительных элементов. Можно применять картинки, подходящие тематике занятия.

        2. При проведении оздоровительного мероприятия важно учитывать степень усвоения детьми оздоровительных элементов.  Поэтому следует использовать уже знакомые виды оздоровительных мероприятий. Не следует заострять внимание на ребенке, который неправильно выполняет тот или иной элемент массажа или гимнастики. В игровой форме педагог должен подчеркнуть важность правильного выполнения элемента.

        3. При проведении оздоровительного комплекса или занятия следует обращать внимание на эмоциональную сторону детей, проявление ими радости и удовлетворения от выполненных упражнений. О физической нагрузке должен свидетельствовать здоровый, слегка розовый цвет лица. Поэтому все физические упражнения, игры, элементы корригирующей гимнастики или массажа должны выполняться детьми с выраженным желанием и удовольствием.

        4. Все оздоровительные мероприятия можно включать в различные виды деятельности детей.  Точечный массаж, самомассаж, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения можно использовать на занятии как физпаузу. Оздоровительные подвижные игры - в совместной деятельности с детьми, на прогулке, развлечениях.        

        5. Эффективность такой оздоровительной работы связана не только с пониманием и использованием оздоровительных средств отдельных воспитателей, но и всего педагогического коллектива  в целом. Так как результативность работы зависит, прежде всего, от единства ее применения. Воспитателям рекомендуется использовать циклограмму оздоровительной работы с детьми в режиме всего дня. Систематично осуществлять ежедневные двухразовые прогулки независимо от погодных климатических условий. Продумывать двигательную активность детей, как в группе, так и на прогулке.

        Таким образом, создание материально-технической базы для осуществления физкультурно – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста  позволит снизить снижения детской заболеваемости, повышении устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.  

4 раздел. Преемственность детского дошкольного учреждения и семьи в укреплении здоровья детей.

В настоящее время наблюдается отсутствие компетентности у родителей в вопросе здоровьесбережения собственных детей, поэтому нельзя рассчитывать на положительные результаты в снижении детской заболеваемости, если отсутствует партнерство педагогов и родителей в вопросе укрепления и сохранения здоровья детей.

Маркетинговые исследования позволяют узнать запросы родителей, в области  применения здоровьесберегающих технологий с детьми дома.  Результаты дают возможность педагогам наметить план просветительской работы с родителями, а так же внедрения практических мероприятий, позволяющих выбрать родителям наиболее доступные и эффективные средства воздействия на организм ребенка.

План работы с родителями

 Таблица №10

Задачи

1.

Вовлекать родителей в физкультурно-оздоровительные мероприятия

2.

Повысить уровень компетентности у родителей в вопросе здоровьесбережения детей

Перспективный план работы с родителями на 2015-2016г.

Сентябрь

Февраль

  • Участие в проекте на тему: «Путешествие Здравика»
  • Консультация: «Закаливающие процедуры - как профилактика простудных заболеваний»;

  • Час безопасности : «Правила пожарной безопасности»;
  • Викторина на тему: «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды»;
  • День здоровья.

Октябрь

Март

  • Выставка: «Использование нетрадиционного оборудования для укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний».
  • День здоровья.

  • Организация смотра конкурса рисунков детей совместно с родителями «Мы здоровье бережем, мы здоровье укрепляем».

Ноябрь

Апрель

  • Фоторепортаж: «Делимся семейным опытом в оздоровлении детей»;
  • Спортивный праздник «Папа, мама, я -спортивная семья»;

  • Совместный физкультурный досуг: «Моя мама - лучше всех»;
  • Консультация: «Дисциплина на улице – залог безопасности»;

Декабрь

Май

  • Мастер-класс на тему: «Использование корригирующих дорожек дома в работе с детьми дошкольного возраста».
  • Мультимедийная презентация«Опасности на дороге!».

  • Час здоровья: «Закаливание- одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»;
  • День здоровья.

Январь

  • Родительский диалог: «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?»;

Формированию компетентности у родителей способствуют различные формы: открытые просмотры оздоровительных мероприятий таких как,  закаливание, утренняя гимнастика, прогулка, развлечения. Активное участие родителей и детей в физкультурно-оздоровительных досугах позволит родителям понять важность и необходимость применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми не только в детском дошкольном учреждении, но и дома. Организация с родителями различных оздоровительных соревнований и спортивных турниров сформирует у родителей желание вести активный образ жизни. Организация смотров нетрадиционного оборудования и его применения для здоровьесбережения дошкольников позволит решить некоторые задачи в области профилактики таких заболеваний, как плоскостопие, нарушения осанки, простуды. Простота изготовления такого оздоровительного оборудования нацелят родителей на необходимость изготовления такого оборудования для работы с детьми дома.

        Большая роль отводится совместным мероприятиям - проведение Дней здоровья с применением оздоровительных технологий, укрепят здоровье дошкольников. Фотовыставки физкультурно – оздоровительных мероприятий, работы по оздоровьесбережению детей учреждении, домашних условиях – все это представляет собой ценный познавательный материал, как для родителей отдельной группы, так и других участников воспитательно- образовательного процесса.

        Таким образом, формирование у родителей компетенции в области здоровьесбережения детей позволяет эффективнее решать оздоровительные задачи в детском дошкольном учреждении, способствуют воспитанию здоровой и гармоничной личности.

        

  1. раздел. Работа с педагогами по формированию здорового образа жизни детей  дошкольного  возраста.

Работа по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении решается благодаря имеющейся компетентности педагогов в вопросе здоровьясбережения. Для этого разработан перспективный план работы с воспитателями учреждения.

Таблица №11

Перспективный план работы с педагогами на 2015-2016г.

Сентябрь

Февраль

  • Час здоровья «Использование махровых варежек для сухого растирания в работе с детьми дошкольного возраста»;

  • Консультация на тему: «Как организовать прогулку».

Октябрь

Март

  • Выставка: «Использование нетрадиционного оборудования для укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний».

  • Час здоровья: «Дыхательна] гимнастика- одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»;

Ноябрь

Апрель

  • Практический семинар : «Формирование валеологических знаний у детей о собственном здоровье и способах его укрепления»;

  • Совместный физкультурный досуг: «Моя мама - лучше всех»;

Декабрь

Май

  • Открытый просмотр «Организация закаливания после сна»;

  • Открытый просмотр «Организация игр на развитие дыхания»;

Январь

  • Час безопасности : «Правила пожарной безопасности»;

        Таким образом, использование разнообразных форм работы с педагогами позволит эффективнее решать поставленные задачи.

6 раздел. Мониторинг здоровьесберегающей работы в дошкольном учреждении

        Использование здоровьесберегающих технологий направлено на получение определенного результата-повышения иммунитета детей дошкольного возраста и снижение детской заболеваемости.

        Оценка результатов работы осуществляется по двум направлениям:

1. Анализ случаев заболеваемости детей группы.

2. Диагностика сформированности компетентности дошкольников в вопросе сохранения и укрепления собственного здоровья.

        Анализ заболеваемости детей группы проводится путем подсчета случаев заболеваемости детей в табеле учета заболеваемости детского сада. Подсчитываются болезни, передающиеся воздушно- капельным путем: ОРВИ, ОРЗ, ринит, трахеит, ангина, отит, бронхит.

Основными методами диагностики сформированности компетентности дошкольников в вопросе сохранения и укрепления собственного здоровья в дошкольном учреждении является:  беседа, дидактические игры, рассматривания картинок, наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов творческой деятельности. Мониторинг может проводиться с небольшой подгруппой детей, а так же в индивидуальной работе с детьми.

        Результаты оцениваются в трех бальной системе.

3 балла ставится, если ребенок понимает содержание вопроса или картинки, дает полный содержательный ответ, ссылается на ранее полученные им знания, рассуждает, приводя убедительные аргументы, устанавливает связи и зависимости, приводит пример их личного опыта. Знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, дает адекватную оценку конкретной ситуации.

2 балла ставится, если ребенок понимает поставленный вопрос, содержание картинки, но частично дает на него ответ, затрудняется обосновать свой выбор, допускает ошибки в изложении своих мыслей. Понимает сущность ситуации, но не знает либо дает ошибочный ответ, касающийся правил поведения в конкретной ситуации.

1 балл ставится, если ребенок понимает вопрос, но затрудняется на него ответить либо  дает неверный ответ, ошибается в своих высказываниях, не понимает сущность ситуации и не может назвать, как необходимо действовать в чрезвычайной ситуации. Ребенок не понимает поставленный вопрос, не понимает содержание картинки, предложенной ситуации.

        Результаты исследования представляются в виде трехуровневой шкалы:

Низкий уровень - когда ребенок не справился с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя.

Средний уровень - справляется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень- ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием.

Мониторинг  познавательной деятельностидетей дошкольного возраста

средний дошкольный возраст

раздел: «Мой организм»

Методика проведения.

Ребенку предлагается ответить:

«Какие части тела есть у каждого человека?»

«Для чего  нужны?»

раздел: «Домашние животные»

Методика проведения.

Предлагается картинки разных животных. Ребенку необходимо выбрать домашних животных. Задаются вопросы:

«Кто из домашних животных есть у тебя дома?»

«Бывают ли животные опасными?»

раздел: «Опасные ситуации»

Методика проведения.

 «Какая опасность подстерегает людей на улице?»

«Какие предметы могут быть опасными дома?»

раздел: «Вредные привычки»

Методика проведения.

Задаются вопросы:

«Что вредит здоровью человека?»

 «Как надо укреплять свой организм?»

раздел: «Овощи и фрукты».

Методика проведения.

Детям предлагаются картинки с изображением овощей: картошки, моркови, свеклы, лука, помидора, огурца, фруктов: яблока, груши, сливы, банана.

Задается вопрос: «Где растут фрукты, овощи? Почему полезно их употреблять в пищу?

Предлагается разместить фрукты и овощи по месту их произрастания.

раздел: «Овощи и фрукты».

Методика проведения.

Ребенку предлагается дидактическая игра «Во саду, ли в огороде?»

Воспитатель неверно размещает овощи и фрукты. Предлагает посмотреть на картину и найти ошибки. Ребенку необходимо разместить овощи и фрукты в соответствии с местом их произрастания и доказать правильность своего выбора.

Задается вопрос:

«Кто из овощей является врагом болезненных микробов?»

раздел: «Особенности поведения с животными»

Методика проведения.

Ребенку предлагаются картинки.

«На какой картинке изображена злая собака?»

раздел: «Электроприборы и правила пользования электроприборами»

Методика проведения.

Предлагается картинка с электроприборами.

Задаются вопросы:

«Как помогают электроприборы человеку?»

раздел: «Правила поведения на улице»

Методика проведения.

Предлагаются картинки. Задаются вопросы:

«Что разрешено на улице? Что запрещено?»

«Что помогает пешеходам и транспорту на проезжей части?»

5 раздел: «Опасные ситуации»

Методика проведения.

 «Какая опасность подстерегает людей на улице?»

«Какие предметы могут быть опасными дома?»

«Что опасного может произойти в лесу?»

«Бывают ли люди опасными?»

6 раздел: «Правила поведения в лесу»

Методика проведения.

Задаются вопросы:

«С какими опасностями можно встретиться в лесу?»

раздел: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Методика проведения.

Ребенку предлагается составить рассказ по картинке, ответив на вопросы:

Какую пользу приносят солнечные ванны?

Какую пользу оказывает вода?        

«Грибы, ягоды»

Методика проведения.

Ребенку предлагается картинка с грибами и ягодами.

Задается вопрос:

«Какие грибы можно употреблять в пищу, какие – нельзя?»

раздел: «Опасные ситуации»

Методика проведения.

Ребенку предлагается выбрать ряд картинок, представляющие на его взгляд, опасные ситуации и объяснить свой выбор.

раздел: «Витамины – наши друзья»

Методика проведения.

Детям предлагается сказать, где находятся витамины.

«Укрепляем организм»

Методика проведения.

Задаются вопросы:

«Что надо делать, чтобы укрепить свой организм?»

«Опасные ситуации дома»

Методика проведения.

Детям предлагается рассмотреть картинки.

«Что может произойти в результате игры со спичками?»

«Что может произойти в результате неправильного обращения с электроприборами?»

«Как надо вести себя, если в дверь постучал незнакомец?»

        Результаты мониторинга вносятся в таблицы.

Результаты мониторинга

познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Таблица №14

Период

«Мой организм»

«Домашние животные»

«Вредные привычки»

«Опасные ситуации»

«Овощи и фрукты».

Общий

Средний балл, уровень

На начало года

На конец года

Изменения

Результаты диагностики

познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Таблица №15

Период

«Овощи и фрукты»

«Особенности поведе-

ния с животны

ми»

«Электро-

приборы и правила пользования электро

прибора-

ми»

«Правила поведения на улице»

«Опас

ные ситуа-

ции»

«Прави-

ла поведения в лесу»

«Солн

це, оздух и вода – наши лучшие друзья»

Общий

Средний балл, уровень

На начало года

На конец года

Изменения

Результаты диагностики

познавательной деятельности детей подготовительной группы

Таблица №16

Период

«Мой организм»

«Домашние животные»

«Вредные привычки»

«Опасные ситуации»

«Овощи и фрукты».

Общий

Средний балл, уровень

На начало года

На конец года

7 раздел.

Показатели эффективности программы

Основными показателями можно считать:

  1. Снижение заболеваемости детей.
  2. Сформированная компетентность у детей в вопросе сохранения и укрепления собственного здоровья.
  3. Сформированная компетентность педагогов в вопросе здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
  4. Сформированная компетенность у родителей в вопросе здоровьесбережения своих детей.
  5. Созданная материально-техническая база группы.

Заключение

        Работа по  укреплению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий направлена, прежде всего, на всестороннее развитие личности ребенка. Но приоритетной задачей является забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем и физическом развитии каждого ребенка. С целью укрепления и сохранения здоровья воспитанников и физического их развития была разработана Программа «Здоровый ребенок».

        Цель Программы «Здоровый ребенок» - использование здоровьесберегающих технологий, способствующих профилактике заболеваний и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

        Данная программа направлена на

  1. Снижение заболеваемости детей.
  2. Формирование компетентности у детей в вопросе сохранения и укрепления собственного здоровья.
  3. Формирование компетентности педагогов в вопросе здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
  4. Формирование компетенности у родителей в вопросе здоровьесбережения своих детей.
  5. Создание материально-технической базы учреждения.

В Программе определено содержание и организация воспитательного процесса, направленное на здоровьесбережение детей дошкольного возраста. Определены основные направления работы:

  • Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста.  
  • Использование здоровьесберегающих технологий, способствующих профилактике заболеваний и укреплению здоровья детей дошкольного возраста
  • Создание материально – технической базы для осуществления оздоровительной работы с детьми

При разработке Программы «Здоровый ребенок» учитывались основные принципы:

  • Принцип систематичности и постоянства
  • Принцип постепенности
  • Принцип индивидуальности
  • Принцип комплексности
  • Принцип доступности
  • Принцип взаимодействия детского сада и семьи
  • Принцип результативности

Программа «Здоровый ребенок» рекомендуется для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

При разработке Программы опирались на основные нормативно-правовые документы: Конвенция по правам ребенка ст.24, «Закон об образовании в Российской Федерации», СанПин.

В Программе описаны основные этапы ее реализации, позволяющие проследить динамику детской заболеваемости и определить эффективность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

Важное внимание уделено организации здорового образа жизни детей дошкольного                 возраста: описаны составляющие здорового образа жизни,  дано описание и порядок использования здоровьесберегающих технологий, которые рекомендуется использовать в работе с детьми дошкольного возраста, охарактеризованы оздоровительные игры, как  форма двигательной активности ребенка и определены игры, направленные на развитие определенных систем организма.

В Программе представлена работа по сохранению и укреплению здоровья с тремя участниками воспитательного процесса: детьми, родителями и педагогами.

В работе с детьми  Программа «Здоровый ребенок» предполагает включение валеологических занятий и бесед, использование которых направлено на формирование у детей элементарной компетентности в вопросе сохранения своего здоровья: умение заботиться о своем здоровье, укреплять свой организм, а так же действовать в чрезвычайных ситуациях. В связи с этим, разработан перспективный план работы с детьми по формированию у них валеологических представлений по основным разделам, касающихся следующих направлений:

  • Особенности поведения в быту и предупреждение опасных ситуаций, негативно влияющих на здоровье человека.
  • Особенности поведения в природе.
  • Особенности поведения с незнакомыми людьми,
  • Особенности поведения с животными.
  • Собственный организм и его строение.
  • Способы укрепления здоровья.
  • Формирование представлений о своем организме.
  • Формирование знаний о  способах укрепления здоровья.

Работа с родителями предполагает:

  • Вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в Центре.
  • Повышение уровня компетентности у родителей в вопросе здоровьесбережения детей через активные формы работы с детьми: участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, посещения режимных моментов, организацию конкурсов, выставок, круглых столов.

Активное участие родителей и детей в физкультурно-оздоровительных досугах позволит родителям понять важность и необходимость применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми не только в детском дошкольном учреждении, но и дома. Организация с родителями различных оздоровительных соревнований и спортивных турниров сформирует у родителей желание вести активный образ жизни.

Работа с педагогами направлена на повышение их компетентности в вопросе использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В Программе имеется перспективный план работы с педагогами.

Должное внимание уделено мониторингу здоровьесберегающей работы в дошкольном учреждении. Определены основные методы и приема осуществления мониторинга, результаты и разработан диагностический инструментарий.

Данная Программа позволяет осуществлять здоровьесберегающую работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, посещающих МБОУ СШ №12.

Список литературы

  1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.- М., 2006.
  2. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие.- М.: ВЛАДОС, 2001.
  3. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.- М.: Академия, 1998.
  4. Гончарова Т.А. Полная энциклопедия закаливания.- М.: 2002.
  5. Золотарев Ю.Г. Порфирий Иванов раскрывает свой метод.- СПб.: Диля, 2004.
  6. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. - М.: 1989.
  7. Исаев С.А. Физкультурные минутки в начальной школе. - М.: 2007.
  8. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. - СПб.: Творческий центр, 2004.
  9. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М.: МСП, 2004.
  10. Кириллова Ю.А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе.- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС.
  11. Ковалько В.И. Азбука фмзкультминуток для дошкольников. - М.: ВАКО, 2005.
  12. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  13. Кучман В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Просвещение, 2004.
  14. Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей. -М.: ВЛАДОС, 2004.
  15. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней. - М.:  Просвещение, 2001.
  16. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. -  М.: Просвещение, 1999.
  17. Метенова Н.М. родительское собрание. – Ярославль, 1999.
  18. Нестерюк Т.В. Психосоматическая гимнастика. – М.: Книголюб,  2007.
  19. Нестерюк Т.В. Игровой самомассаж. – М.: Книголюб, 2007.
  20. Осокина Т.И. игры и развлечения на воздухе. – М.: Просвещение, 1983.
  21. Островская Л.Ф. Пусть ребенок растет здоровым.- М.: Просвещение, 1990.
  22. Пензулаева Л.И. оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  23. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Просвещение, 2003.
  24. Страховская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14. - М.: Просвещение,  1994.
  25. Улащик В.С. Домашняя физиотерапия, или, как избавиться от болезней и укрепить здоровье без лекарств. - Минск: Беларусь, 1993.
  26. Фролова Н.А. Ваш ребенок и народная медицина.- Киев.: А.С.К., 1998.