Уроки здоровья. Работа по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Домашкина Анастасия Владимировна

Программа предусматривает необходимый и доступный ребенку объем знаний и представлений о себе, своем здоровье, способах укрепления здоровья средствами санитарии и гигены, физического воспитания. Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и здоровья духовного. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. "Уроки здоровья" не нарушают общей структуры изучения окружающего мира, а создают условия для более глубокого и вдумчивого его познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Валеологические знания20.14 КБ

Предварительный просмотр:

 «Уроки здоровья».

Работа по дополнительному образованию детей в дошкольном учреждении.

Автор статьи: Домашкина Анастасия Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №74 общеразвивающего вида» города Сыктывкара Республики Коми

Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктована современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Поэтому для достижения гармонии с природой, с самим собой, обществом необходимо учить заботиться о своем здоровье с детства.

Важным является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его средствами валеологии и приобщения к здоровому образу жизни. Большинство специалистов здорового образа жизни на современном этапе включают в это понятие следующие составляющие:

  1. Познание человеком самого себя и окружающих условий. Осознание себя как части природы и принадлежности к человеческому сообществу. Изучение уровня своего здоровья, физической подготовленности, физического развития, осознание необходимости укрепления своего здоровья, обеспечение долголетия.
  2. Соблюдение правил гигиены в отношении себя и при общении с окружающими.
  3. Соблюдение правил здорового поведения (нравственного и культурного).
  4. Отказ от вредных привычек.

Моя работа по валеологии составлена с учетом документов: примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой и программы «Физическая культура – дошкольникам»/ Под ред. Л.Д. Глазыриной. Также я опиралась на программу для ДОУ «Школа здорового человека» Кулика Г. И., Сергиенко Н.Н.

Цель: сформировать у ребенка мотивы самосохранения, воспитывать привычку думать и заботиться о своем здоровье.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

  • сформировать навыки ухода за телом;
  • дать основные представления о строении и функциях тела;
  • формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих;
  • ознакомить детей с возможными травмирующими ситуациями;
  • научить некоторым приемам первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина, вызов «неотложки»);
  • дать представление о правилах ухода за больными (заботиться не шуметь, выполнять просьбы и поручения);
  • создать проблемную ситуацию, которая наглядно демонстрирует значимость правильного отношения к здоровью;
  • научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
  • содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
  • воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
  • сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний.

Работа с детьми базируется на следующих педагогических принципах:

  1. Принцип здоровьесберегающего подхода в воспитании, обучении, образовании ребенка – формировании, обучении, сохранении и укреплении психофизического здоровья.
  2. Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей дошкольного возраста. Эмоциональное переживание ребенком 5-7 лет конкретных ситуаций дает ему возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления.
  3. Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка.
  4. Принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, поощряющих ребенка к творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «Я».
  5. Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач основан на взаимодействии и взаимопроникновении основ естественных, гуманитарных наук, педагогики, физиологии, гигиены, гармоничном переплетении всех видов детской деятельности – игры, труда, обучения, общения.

Предлагаемый материал включает разнообразные формы работы с детьми:

  • познавательные занятия, построенные на валеологическом содержании;
  • игры и упражнения для формирования знаний о гигиенических привычках, закаливании, правильном питании в соответствии с разделами работы;
  • практические действия детей с цветными таблицами, плоскостными и объемными моделями отдельных и внешних внутренних органов человека, частичную работу с лупами, анатомическим атласом.

Средства реализации  данной работы:

  1. Специально организованное обучение. Познавательные занятия проводятся 1 раз в неделю по перспективно-тематическому плану начиная со старшей группы.
  2. Совместная деятельность педагога с детьми. Темы занятий интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
  3. Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для развития культуры здоровья и включает разные формы работы.
  4. Мониторинг. Результат усвоения программных задач валеологического образования.

Ожидаемые результаты:

  • Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
  • Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
  • Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Работа с детьми по валеологическому воспитанию строится по перспективно-тематическому плану, который дает возможность вести работу системно и комплексно.

Тематическое планирование занятий

Месяц

Тема занятий

Сентябрь

«Вот я какой!»

Октябрь

«Чтобы быть здоровым»

Ноябрь

«Наши органы дыхания»

Декабрь

«Наши органы слуха»

Январь

«Как сохранить хорошее зрение»

Февраль

«Зачем человеку язык? Как сохранить зубы здоровыми?»

Март

«Мои защитники: кожа, ногти, волосы»

Апрель

«Внутренние органы» (пищеварение, скелет и мышцы, сердце и кровообращение)

Май

«Правила на всю жизнь»

Схема построения занятия

1 – сюрпризный момент (сказочный герой).

2 – игра и/или опыт (пояснение к теме занятия).

3 – советы для героя, выводы занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности "Юный художник"

Кружок «Юный художник» направлен на эстетическое развитие ребёнка.Данный кружок рассчитан на два года обучения для детей с 5 до 7 лет.Педагогом разработана серия занятий по темам (овощи, фрукты, челов...

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"

Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....

Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Мир вокруг ребенка»

Известно, что у дошкольников стихийно складываются свои, глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, о странах и народах мира, о нашей планете. При этом у детей появляется множеств...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...