Плавание как средство приобщения к здоровому образу жизни воспитанников ДОО.
статья на тему

Кузьмина Жанна Владиславовна
Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forum_21.11.17.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина Жанна Владиславовна  

Высшая квалификационная категория

МБДОУ № 32 г. Мончегорск

инструктор по физической культуре  



Плавание как средство приобщения к здоровому образу жизни воспитанников ДОО.

     Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы, методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного развития, как в детском саду, так и в семье.

Наше дошкольное образовательное учреждение  одно из не многих   в Заполярье оснащено плавательным бассейном. Занятие плаванием занимают особое место в формировании здорового образа жизни, физическом воспитании, развитии, укреплении здоровья дошкольников. Основу ЗОЖ в раннем возрасте составляет формирование гигиенических навыков.  Через игру мы учим детей правильно выполнять гигиенические процедуры, прививаем навыки одевания, раздевания, правила умывания.  Для детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ  педагоги применяют  игры с водой в группе и умывальных помещениях, а на прогулках в нашем Зимнем саду, используем сухой бассейн. Купаясь в нем, дети радуются, восхищаются и получают общий массаж, а также положительный эмоциональный эффект.

На занятиях по плаванию  решаются не только образовательные и воспитательные задачи, такие как - научить детей не бояться воды, плавать, и воспитывать умение вести себя в воде, но и оздоровительные - закаливание организма. Обучение плаванию связано с необходимостью преодолеть боязнь воды и неуверенность в своих силах.

 В разработанной мной технологии «Как рыбка в воде» по преодолению водобоязни,  включена система упражнений по закаливанию организма: это обливания из лейки водой контрастной температуры в чаше бассейна; ходьба по солевым дорожкам при входе в чашу, Рижский метод закаливания; упражнения и подвижные игры, на развитие умения продвигаться в воде в разных направлениях и разными способами, «Крокодилы на охоте», «Лягушки», «Воробышки в воде», «Карусели», «Бегом за мячом», «Фонтаны». Игры «Полей из ведёрка на себя», «Поймай воду», «Искупай носик» направленные на ознакомления со свойствами воды, с погружением в воду с головой, «Ловцы Жемчуга», игры с открыванием глаз в воде, «Смелые ребята».

Для детей второй группы  раннего возраста, с первых занятий предлагаю  игры для освоения с водой,  тем самым преодолевая чувство неуверенности и страха. Правильно организованные занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как смелость, решительность, настойчивость. Со 2-й младшей группы, как на занятиях по плаванию, так и по  физической культуре, отводим время для материала  по здоровому образу жизни, где  даются представления об  индивидуальности человеческого организма, знакомим детей  со строением некоторых частей тела и внутренних органов; условиями их охраны и гигиены.  С детьми  среднего и старшего дошкольного возраста я провожу различные игровые опыты. Объясняя и рассказывая о свойствах воды и жидкости вообще. Например, опыты по замораживанию и разморозке воды или о том, что вода может принять любую форму, заполнив соответствующий сосуд. Все это крайне увлекательно для ребят, возможно, такие занятия разбудят в них исследовательский интерес.  Игры, развлечения и праздники  на  воде с использованием элементов аквааэробики повышают эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для этого вида спорта. В это время происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Развивается чувство ритма,  умение управлять  телом в воде, формируется умения двигаться под музыку, открываются творческие способности, акватворчество. Через занятия плаванием и физической культурой подводим  воспитанников к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. В качестве результата рассматриваем  способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.          Физкультурные занятия являются неотъемлемой частью формирования основ ЗОЖ, они способствуют укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам  внешней среды Заполярья, зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий. Ежедневные прогулки на свежем воздухе, дыхательная и пальчиковая гимнастика, «минутки безопасности», гимнастика пробуждения и ходьба по «дорожкам здоровья», плавание в бассейне – все это важные составляющие ЗОЖ дошкольников, которые мы активно используем в своей практике. Регулярно проводятся досуги, игровые и развлекательные занятия, физкультурные и спортивные праздники,  дни здоровья, соревнования, как в бассейне,  спортивном зале,  так и на свежем воздухе. Для приобщения детей к ЗОЖ  ведется сотрудничество с Северным колледжем физической культуры и спорта. Будущие тренера и инструктора, учителя и педагоги по Физической культуре помогают  в проведении спортивных мероприятий,  показывая нашим воспитанникам, какими видами спорта владеют.

Огромную роль в воспитании  ЗОЖ играет и семья. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, на протяжении ряда лет в ДОУ сложилась система мероприятий,  по  повышению уровня компетентности родителей. Помимо родительских собраний с привлечением инструкторов по физической  культуре, тематических  листов, индивидуальных консультаций, проводится ставший уже традиционным семинар практикум для родителей наших воспитанников. Родители принимают непосредственное участие в мероприятии, апробируя на себе предлагаемые педагогами материал. Эффективной формой работы с родителями мы считаем проведение клуба «Выходного дня». Посещение экологического парка в нашем городе, где дети совместно с родителями принимают участие в театрализованных физкультурных развлечениях.

Таким образом,  плавание и физическая культура, как цель осмысленного поведения, оказывает радикальное воспитывающее оздоравливающее влияние на организм ребенка и на формирование здорового образа жизни дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы: "Валеологическое просвещение и приобщение к здоровому образу жизни родителей воспитанников ДОУ"

В статье описан опыт работы по внедрению Программы валеологического просвещения и приобщения к ЗОЖ родителей воспитанников ДОУ....

Перспективный план-программа "Валеологического просвещения и приобщения к здоровому образу жизни родителей воспитанников ДОУ"

В план-программе обозначены направления деятельности, названия мероприятий на весь год....

Работа с семьёй в обеспечении здоровья детей и приобщение к здоровому образу жизни.

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех усилий детского сада и ...

Квест- игра "Кристалл здоровья" по приобщению к здоровому образу жизни

Квест- игра "Кристалл здоровья" с участием родителей...

Мастер-класс для родителей на тему: "Игровой самомассаж в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста"

   Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, являетсявоспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния детей. Это обусловлено мно...

Развитие мелкой моторики в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста

Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая ...

Мастер-класс для родителей «Игровой самомассаж в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста»

Игровой массаж в дошкольном образовании является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Так...