Утренняя зарядка для старших дошкольников.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Мартьянова Татьяна Юрьевна

Утренняя зарядка не только взбодрит тело с утра, но и придаст бодрости организму на целый день, увеличит поступление кислорода в организм и тем самым увеличит работоспособность мозга, дисциплинирует человека.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_nuzhna_zaryadka.docx21.34 КБ
Файл utrennyaya_zaryadka_dlya_doshkolnikov.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужна утренняя зарядка?

Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

Именно такими словами начинается каждый день детей младшей группы. Всем нам знакомо тяжелое чувство утреннего пробуждения. Как иногда бывает сложно начать новый день, отойти от прекрасного сна или выходных. И нужно заставить себя. А как набраться бодрости на целый день?  Есть выход – утренняя физическая зарядка!

Утренняя зарядка не только взбодрит тело с утра, но и придаст бодрости организму на целый день, увеличит поступление кислорода в организм и тем самым увеличит работоспособность мозга.

Польза утренней зарядки:

  • Утренняя зарядка пробуждает, оздоравливает и укрепляет организм.
  • Улучшает кровообращение, что помогает активизировать все системы организма.
  • Обладает закаливающим действием.
  • Дисциплинирует человека.
  • Повышает настроение, увеличивает работоспособность.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно утром, до завтрака, в хорошо проветренной зале. Летом гимнастику можно проводить на детской площадке или на открытой террасе.

Дети младшей группы отличаются большой двигательной активностью, стремлением к самостоятельности. Но  в данной возрастной группе их движения еще несовершенны, неточны и сознательное управление движениями ограничено. Это объясняется недостаточным развитием опорно-двигательного аппарата, нервной системы и организма в целом. Поэтому они могут выполнять упражнения с небольшой нагрузкой, когда происходит чередование движений с различным напряжением, возбуждающих и успокаивающих детей. Гимнастика длится не более 7 минут.

В процессе обучения общеразвивающим упражнениям (ОРУ)  решаются конкретные задачи, которые обусловлены особенностями возрастного развития:

  • Воспитывается интерес и желание заниматься;
  • Дети учатся начинать и заканчивать упражнения всем одновременно по сигналу инструктора;
  • Учатся двигаться активно, естественно и непринужденно;
  • Дети привыкают делать упражнения из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа на спине);
  • Учатся соблюдать основные направления движения частей тела, подражая инструктору;

При подборе упражнений учитываются особенности физического, психического развития детей, соблюдается принцип нарастания сложности.

Для детей младшего дошкольного возраста упражнения преимущественно для мышц рук, плечевого пояса и туловища. Требования к выполнению ОРУ невысоки: от детей не требуется четкое и точное воспроизведение всего упражнения в целом. Однако правильное выполнение некоторых частей упражнения уже возможно.

Ребенок должен уметь принимать исходное положение: стоя, сидя, лежа на спине с заданным положением рук, а к концу года – справляться с кратковременной фиксацией отдельных положений рук; сопровождать по указанию инструктора движения рук движением головы и взглядом. В основном, все комплексы упражнений подчиняются единому образу, объединяются общим сюжетом или создается игровая ситуация.

Все упражнения усваиваются только при многократном повторении; каждое упражнение повторяется целиком; одновременно инструктором зеркально показывается и поясняется; в процессе  проведения каждого упражнения используется оценка, большей частью она индивидуальна и носит положительный характер.

Комплексы для детей младшей группы используются как с оборудованием, так и без предметов, включают по 4-5 упражнений с повторением 4-6 раз.

Ребенок должен быть одет в свободную спортивную одежду, на ногах - носочки (чешки). Если занятие проводится на улице, то на ногах у ребенка должны быть кожаные тапочки  или матерчатые туфельки.

Итак, мы  рассмотрели общие подходы к  проведению  утренней гимнастики и можно сделать вывод, что зарядка полезна и необходима, включая выходные дни. Хочу предложить вашему вниманию конкретные комплексы утренней гимнастики для детей  3-х лет

Комплекс утренней гимнастики без предметов «Медвежата».

Взрослый сообщает ребенку, что сейчас они будут медведями. Взрослый будет медведем-мамой (папой), а ребенок - медвежонком. На протяжении всего комплекса утренней гимнастики взрослый должен очень много говорить с ребенком, подбадривать малыша и побуждать к действиям.

1. Вводная часть: мишки маршируют (взрослый идет по кругу побуждая ребенка двигаться за ним, высоко поднимая колени и считая до четырех); мишки выросли (ходьба на носочках, руки подняты вверх, голову не опускать); идем по «медвежьи» (руки в стороны, ходьба на внешней стороне стопы); бег друг за другом 20 секунд (взрослый предлагает догнать себя); после бега плавно переходим на ходьбу, снова маршируем. Время вводной части до двух минут.

2. Основная часть. Эта часть построена на стихотворении с действиями.

Медвежата в чаще жили,     (Повороты головой влево, вправо)

Головой они крутили.

Вот так, вот так,

Головой они крутили!

Медвежата мед искали,  (руки вытянуть перед собой, наклоны вперед)

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали!

 Медвежата в лес ходили (присесть, ладошками зачерпываем воображаемую воду, встать)

И из речки воду пили,

Вот так, вот так,

И из речки воду пили!

 А потом они плясали, (подскоки или прыжки)

Выше лапы поднимали,

Вот так, вот так,

Выше лапы поднимали!

 После подскоков (или прыжков) плавно переходим на ходьбу, только потом останавливаемся.

3. Заключительная часть на восстановление дыхания. Взрослый говорит: «Медвежата набрали вот такой большой горшок меда. Давай понюхаем, как он вкусно пахнет». Далее представляем, что нюхаем мед - вдох через нос, выдох через рот. Повтор 2-3 раза.

В конце комплекса утренней гимнастики можно произнести вместе с малышом короткую речевку.

Комплекс утренней гимнастики с предметами «Поиграем с кубиками».

Кубики могут  быть разного размера, но тот кубик, который будет использоваться в основной части, должен быть не большим, легко помещаться в ладонь ребенка.

1. Вводная часть: ходьба «змейкой» между кубиками (взрослый предлагает обойти кубики, не задев их); ходьба полу присев, руки за спиной (взрослый говорит, что гномики ходят так); прыжки через кубики ( взрослый предлагает ребенку перепрыгнуть через кубики, не задев их); спокойная ходьба 20 секунд. Затем ребенку предлагается поиграть с кубиком.

2. Основная часть.

Упражнение «Спрячем и покажем кубик».

Взрослый говорит и одновременно выполняет упражнение:

«Спрятали кубик, нет кубика!» (завести обе руки за  спину, спрятать кубик). Взрослый: «Где же наш кубик? Вот он!» (руки с кубиком вытягиваются перед собой). Упражнение повторить 3-4 раза.

Упражнение «Положи и достань кубик».

Исходное положение: сидя, ноги развести в стороны, кубик держим обеими руками пред грудью.

Взрослый говорит и одновременно выполняет упражнение:

«Наклонимся вперед и положим кубик. Молодец!

А сейчас спинка прямая, руки на поясе.

А теперь давай достанем кубик и прижмем к себе. Коленки не сгибай. Молодец!» Упражнение повторить 3-4 раза.

Упражнение «Прыжки вокруг кубика».

Кубик лежит на полу, ноги вместе руки на поясе.

Прыжки вокруг кубика на двух ногах.

После прыжков плавно переходим на ходьбу, только потом останавливаемся.

3. Заключительная часть на восстановление дыхания. Можно применить классическое упражнение: руки вверх через стороны, глубокий вдох через нос, руки роняем вниз -глубокий выдох через рот. Упражнение повторить 2-3 раза.

Обязательно помните, что здоровый образ жизни – это не только физическая активность, но и правильное питание, здоровый сон, соблюдение правил гигиены, закаливание и отказ от вредных привычек.



Предварительный просмотр:

Нужна ли утренняя зарядка?

                                                                        Если день начать с зарядки,

                                                                        Дальше будет все в порядке!

Именно такими словами начинается каждый день детей подготовительной группы. Всем нам знакомо чувство утреннего пробуждения. Как иногда бывает сложно начать новый день, отойти от прекрасного сна или выходных. И нужно заставить себя. А как набраться бодрости на целый день?  Есть выход – утренняя гимнастика, или зарядка!

Утренняя зарядка не только взбодрит тело с утра, но и придаст бодрости организму на целый день, увеличит поступление кислорода в организм и тем самым увеличит работоспособность мозга.

Даже наши любимые питомцы – кошки и собаки делают физическую зарядку с определенным комплексом упражнений. Сначала, они грациозно потягиваются, растягивая все свои мышцы, а потом начинают медленно передвигаться, разминая все суставы и мышцы, а потом энергии на целый день.

В физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения широко используются разнообразные средства физической культуры, в числе которых значительное место занимают общеразвивающие упражнения (ОРУ). Они используются не только на физкультурных занятиях как компонент основной части, но и при проведении утренней зарядки, индивидуальной работы физкультминуток, досугов, праздников.

Это специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе. Поэтому главной целью ОРУ является обогащение и совершенствование двигательного опыта детей, так как посредством выполнения упражнений у них развивается точность восприятий и представления, вырабатывается умение сознательно управлять своими движениями.

Правильное выполнение упражнений оказывает значительное влияние на физическое развитие детей, которое отражает следующие аспекты:

  • Оздоровление и укрепление организма;
  • Помощь при овладении различными видами основных движений и физических качеств;
  • Формирование правильной осанки;
  • Содействие психическому благополучию ребенка;

А сейчас подробнее: утренняя гимнастика проводится ежедневно утром, до завтрака, в хорошо проветренном зале. Летом гимнастику можно проводить на детской площадке или на открытой террасе.

Упражнения, воздействуя в системе на крупные группы мышц, способствуют активизации обменных процессов, созданию благоприятных условий для питания всех клеток и тканей детского организма.

Упражнения являются эффективным средством для развития органов дыхания, потому что в каждый комплекс ОРУ включаются упражнения, направленные на укрепление диафрагмы. Ритмичность выполнения движений способствует формированию рационального дыхания, которое заключается в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха.

Дозировка, четкий ритм, периодическое увеличение и снижение нагрузки при выполнении упражнений укрепляют сердечную мышцу, увеличивают ударный объем сердца, а также улучшают ритмичность сокращений. Этому будут способствовать такие упражнения, как ритмичные, многократно повторяющиеся приседания, подскоки и т.п.

Упражнения развивают и свойства психики (внимание, сообразительность, ориентировку в пространстве, во времени и т.д.).

Упражнения помогают осваивать различные виды основных движений (ходьбу, бег, прыжки, метание и т.д.).

Значительную роль упражнения играют в формировании осанки детей. Так укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы.

ОРУ проводятся в соответствии с их воздействием на отдельные части тела, это упражнения для:

  • рук и плечевого пояса;
  • туловища и шеи;
  • ног;
  • мышц всего тела;

Упражнения для рук и плечевого пояса влияют на подвижность грудной клетки, суставов верхних конечностей, укрепление связочного аппарата, стимулируют обменные процессы, содействуют развитию силы. Упражнения для кистей рук (сжимание, разжимание кулаков, вращение кистей) укрепляют мелкие мышцы рук, активизируют кровообращение, повышают тонус коры головного мозга.

В упражнениях для туловища и шеи, как правило, высокая. Работу выполняют все части тела, все крупные группы мышц. А это приводит к значительному повышению обменных процессов, развитию силы мышц. Вместе с тем упражнения для туловища и шеи оказывают влияние на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, так как способствуют развитию связок. А еще формированию правильной осанки.

Упражнения для ног укрепляют связки и мелкие мышцы стопы, развивают ее гибкость, содействуют профилактике плоскостопия. Особенно полезны различные подскоки, любые движения ног с оттянутыми носками, приседаниями. Поднимание, махи ногами, подскоки, приседания оказывают большое влияние на развитие подвижности суставов, укрепление, растягивание крупных мышц и связок ног и, таким образом, на развитие силы и гибкости ног.

Гимнастика длится не более 10 минут. Комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста предполагают использование разнообразного стандартного и нестандартного оборудования, включают по 7 упражнений с повторением 6-8 раз.

В процессе обучения общеразвивающим упражнениям (ОРУ) детей старшего дошкольного возраста решаются конкретные задачи, которые обусловлены особенностями возрастного развития:

  • Приучать детей к восприятию показа как способа самостоятельного выполнения упражнения;
  • Правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы упражнений, связанные с работой крупных групп мышц, а также точно выдерживать положение отдельных частей тела;
  • Принимать различные исходные положения, добиваясь их четкости;
  • Соблюдать направление движения отдельных частей тела при помощи наглядных ориентиров, без них и по указанию инструктора;
  • Начинать и заканчивать упражнение по сигналу, указанию, сохранять заданный темп;
  • Выполнять простые знакомые упражнения самостоятельно по указанию инструктора;

При подборе упражнений учитываются особенности физического, психического развития детей, соблюдается принцип нарастания сложности.

 Движения детей становятся технически более правильными и совершенными, когда их выполнение сопровождает музыка. Музыкальное сопровождение вызывает у детей положительные эмоции, усиливает физиологические процессы в организме, а также способствует развитию ритмичности, пластичности, выразительности и грациозности движений. Вместе с тем дети учатся правильно воспринимать музыкальные оттенки произведения и в соответствии с музыкой изменять характер своих движений. Внезапное окончание музыки или громкий, выразительный аккорд может служить сигналом к остановке или смене движений.

Ребенок должен быть одет в свободную спортивную одежду, на ногах - носочки (чешки). Если занятие проводится на улице, то на ногах у ребенка должны быть кожаные тапочки или матерчатые туфельки.

Итак, мы рассмотрели общие подходы к проведению утренней гимнастики и можно сделать вывод, что зарядка полезна и необходима, включая выходные дни.

Обязательно помните, что здоровый образ жизни – это не только физическая активность, но и правильное питание, здоровый сон, соблюдение правил гигиены, закаливание и отказ от вредных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека комплексов утренней зарядки в старшей группе.

Пособие предназначено для воспитателей и специалистов по физической культуре ДОУ , но может быть и использована родителями детей дошкольного возраста....

комплекс упражнений для утренней зарядки в старшей группе детского сада

Цель: Способствовать укреплению здоровья детей,  создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка. Программные задачи:Воспитательные:    ...

картотека утренней зарядки для старшей группы

упражнения для старшей группы...

Нетрадиционная утренняя зарядка для старшей группы.

laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – этоважнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бод-рости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, п...

картотека утренней зарядки для старшего возраста

картотека утренней зарядки старший возраст...

Комплекс утренней гимнастики "Спортивная зарядка" для старших дошкольников

Предлагаем вам сегодня стать настоящими спортсменами. С помощью этого комплекса у ваших детей появится сила и бодрость на предстоящий день, а также улучшится самочувствие....