Статья Пальчиковая гимнастика для детей 2- 6 лет: зачем она нужна.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ловгач  Наталья Александровна

Психологи, педиатры, педагоги и просто мудрые родители уверяют: на кончиках пальцев у маленького ребенка – его ум. Благодаря развитию мелкой моторики рук мозг малыша получает стимул к активному развитию, анализу и обработке информации. Связь руки с мозгом перекрестная: левая рука связана с правым полушарием, а правая -с левым полушарием. Вот почему детской пальчиковой гимнастикой нужно целенаправленно заниматься с раннего возраста.

В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса. Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика для детей 2- 6 лет: зачем она нужна.

Психологи, педиатры, педагоги и просто мудрые родители уверяют: на кончиках пальцев у маленького ребенка – его ум. Благодаря развитию мелкой моторики рук мозг малыша получает стимул к активному развитию, анализу и обработке информации. Связь руки с мозгом перекрестная: левая рука связана с правым полушарием, а правая -с левым полушарием. Вот почему детской пальчиковой гимнастикой нужно целенаправленно заниматься с раннего возраста.

В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. На помощь приходят пальчиковые игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса. Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры — детская потешка или стихотворение.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемешать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Дети в  возрасте  3-4 лет учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно каждой рукой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Как правило, дети не сразу выполняют упражнение и повторяют слова за педагогом, т.к., внимание у детей достаточно быстро истощается. При повторном проведении игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз).  Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.  Воспитанники данной возрастной группы учат стихотворения, потешки или считалки. Они читают произведение до игры 3-4 раза, рассматриваются иллюстрации, отвечают на вопросы. Рассмотрев животных, дети показывают их с помощью пальцев, руки. Во время движений дети сохраняют пальцы в определенном положении. Педагог показывает положения пальцев во время пальчиковой игры. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Стараться выполнять упражнения с детьми легко, без чрезмерного напряжения, а движения должны приносить ребенку радость. Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

Пальчиковая гимнастика для детей 2 – 6 лет имеет огромное развивающее значение:

•    стимулирует развитие мозга, особенно центров речи;

•    учит концентрации и правильному распределению внимания;

•    совершенствует точность движений и умение владеть своим телом, повышает гибкость и силу кистей и пальцев;

•    развивает воображение и речь крохи.

Кроме того, ежедневные занятия с мамой создают благоприятную эмоциональную связь с ней. Ребенок учится воспринимать и понимать речь взрослого, вовремя реагировать на нее. Развивается логическая и эмоциональная сфера, умение концентрировать внимание и контролировать эмоции. А это имеет непосредственное отношение к школьной подготовке, является залогом будущих успехов.

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. 
(пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. 
(изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется.
(пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,

Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают покругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, 
(пальцы растопыриваем)
А он один. 
(показываем только один палец)
Эта долька для ежа,
(пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) 
Эта долька для стрижа,
(отгибаем следующий пальчик) 
Это долька для утят,
(отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, 
(отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, 
(отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! 
(ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! 
(погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! 
(сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка.
 (тычет "рожками" в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, 
(левая рука "открывает" калитку),
Пропусти домой улитку 
(правая рука "проползает").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нужно ли помогать детям с поделками? Зачем это нужно.

Для того чтобы чему – то научить ребенка, нужно сделать это вместе с ним....

Статья "Пальчиковая гимнастика, как средство развития связной речи детей раннего возраста"

Применение пальчиковой гимнастики оказывает положительный результат. Такие упражнения для движений пальцев и кистей рук являются значительным средством развития мышления детей. Во время этого у ребенк...

Консультация для родителей Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста: зачем она нужна и как ее правильно проводить 12.02.2023

Зачем нужна дыхательная гимнастика?Дыхательные упражнения формируют навык правильного дыхания (через нос)Способствуют насыщению внутренних органов кислородомУкрепляют дыхательную мускулатуруЯвляются п...

Статья «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

           «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...

Статья Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...