Нетрадиционные формы утренней гимнастики
консультация на тему

Ерешкина Алина Игоревна

Утренняя гимнастика не продолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние, повышая возбудимость нервной системы, и способствует более быстрому вхождению в работу, ускоряет вхождение организма в деятельность. Утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной деятельности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений, подвижности в суставах. Утренняя гимнастика способствует также хорошей организации начала дня.

Нетрадиционная утренняя гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики

Составила :

воспитатель МБ ДОУ

«Детский сад №118»

Ерешкина А.И.



Утренняя гимнастика не продолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние, повышая возбудимость нервной системы, и способствует более быстрому вхождению в работу, ускоряет вхождение организма в деятельность. Утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной деятельности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений, подвижности в суставах. Утренняя гимнастика способствует также хорошей организации начала дня.

В теплые дни (при температуре не ниже + 10 градусов) утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе. Одежду детей необходимо постепенно облегчать

Нетрадиционная утренняя гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника.

При составлении и проведении утренней гимнастики в нетрадиционной формеследует учитывать структуру традиционной утренней гимнастики: вводная часть (различные виды ходьбы, прыжков, бега, основная часть (комплекс общеразвивающих упражнений, заключительная часть (спокойная ходьба, дыхательные упражнения).

 Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами. Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали и т. д. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий. После ходьбы может быть предложен непродолжительный бег в умеренном темпе. Чаще всего он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении прохладно. Бег сменяется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений.

Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют возрастным особенностям детей их физической подготовленности. Упражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому следует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро, под весёлую музыку. Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6—8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них по 6—8 раз. Эффективность воздействия их достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения.

Построившись, дети приступают к выполнению упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук (типа потягивая и дыхательных, ног, спины, живота и всего туловища. На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании. Во время сокращения мышц живота и передней части бедра при сужении грудной клетки, как правило, делается выдох, а при расслаблении этих мышц и возвращении в исходное положение - вдох. Например, при наклоне вперед - выдох, при выпрямлении - вдох; при приседании - выдох, а при вставании - вдох. Выполняя гимнастические упражнения, старайтесь дышать глубоко и свободно. Вдох следует делать через нос глубоко, а выдох – через рот медленно. Если в упражнении нет четко выраженных фаз вдоха и выдоха, надо дышать равномерно. Для восстановления дыхания можно использовать чистоговорки и скороговорки, что способствуют развитию речи детей. В некоторых комплексах в конце применяется самомассаж, тоже с использованием стихов. Это благотворно влияет на развитие дыхательной системы детей, является профилактикой простудных заболеваний.

Примерная продолжительность гимнастики (в мин).

Младшая группа - 6 минут

Средняя группа - 8 минут

Старшая группа - 10 минут

Подготовительная к школе - 12 минут

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно сюжетные, игровые и комбинированные формы проведения утренней гимнастики.

В старшем дошкольном возрасте гимнастика проводиться в форме круговых тренировок, оздоровительного бега, на полосе препятствий, с использованием нетрадиционного оборудования, ритмической гимнастики.

Сюжетная утренняя гимнастика строится на обыгрывании какого – либо сюжета, например«Машина»«В лесу»«В зоопарке» и т. д. в такие комплексы подбираются сюжетные общеразвивающие упражнения, объединенные одной сюжетной линией. Циклические упражнения для вводной части носят имитационный характер и передают действия (или деятельность) героя в соответствии с сюжетом.

Игровая утренняя гимнастика состоит из хорошо знакомых подвижных играх разной интенсивности. Для вводной части подбираются подвижные игры средней и малой подвижности. В основной части – игра высокой подвижности, направленная на совершенствование разных видов основных движений. В заключительной части включают игру малой подвижности на восстановление дыхания и приведении всех функциональных систем организма в норму.

Комбинированная утренняя гимнастика включает в себя подвижные и хороводные игры, танцевальные и ритмические движения, ОРУ и т. д. Такие комплексы, как правило, имеют характер итоговых.

Ритмическая гимнастика построена на комплексе упражнений, танцевальных движений, упражнений игрового стрейтчинга. Комплекс содержит разминку из циклических движений, танцевальных движений и хороводов. Нагрузка на организм ребенка в таких упражнениях очень высока, т. к. он выполняет одновременно два сопутствующих движения (например: присядка с разведением рук). Заключительная часть утренней ритмической гимнастики включает в себя упражнения средней интенсивности. Утренняя ритмическая гимнастика несет большую физическую и эмоциональную нагрузку, проводится всегда под музыку и очень нравится детям.

Утренняя гимнастика с использованием нетрадиционного оборудования. Это хорошо знакомые детям ОРУ, которые проводятся с использованием нетрадиционного оборудования, изготовленными своими руками.

Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки проводится в теплое время года и включает в себя чередование различных видов бега, ходьбы, подскоки и дыхательные упражнения. При этом воспитатель постепенно увеличивает расстояние, интенсивность, время, подбирает задания которые нужно выполнить по ходу движения. Важно правильно дозировать нагрузку, учитывая возростные и индивидуальные особенности ребенка.

Круговая тренировка состоит в основном из циклических и основных видах движений. Дети выполняют задания, двигаясь по кругу, от одной станции к другой. Такой вид гимнастики требует от ребенка высокого уровня самостоятельности и проводится в основном в старшем дошкольном возрасте.

Целесообразно через 2-3 месяца возвращаться к изученным комплексам, дополняя их предметами или обновляя. Один комплекс используется 15-20 дней. Все перечисленные формы утренней гимнастики очень популярны среди детей. Они с успехом решают поставленные задачи – формировать интерес и целостное отношение к занятиям физкультуры.

Комплекс ритмической гимнастики «Барбарики»

Вступление. Ходьба на месте.

1 куплет.

«Поднимание рук»

И. п. - о. с., руки внизу. В. - поднять руки вперед, вверх, в стороны, опустить.

«Повороты»

И. п. - о. с. руки на поясе. В. - поворот влево (вправо, руки развести в стороны.

Припев.

«Прыжки»

И. п. – о. с., руки на поясе. В. - прыжки ноги вместе. Ходьба на месте.

2 куплет.

«Наклоны в стороны»

И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. В. - наклон туловища влево (вправо)

«Мы танцуем»

И. п. - о. с., руки на поясе. В. - одновременно поднять ногу, поставить на пятку влево, рукой показать на носок, вернуться в и. п., тоже вправо.

Припев - повторить.

3 куплет.

«Приседание»

И. п. - о. с., руки на поясе. В. - присесть, руки вперед, вернуться в и. п.

«Наклон вниз»

И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. В. - наклон вперед - вниз к левой ноге, руки к носкам, вернуться в и. п.

Припев – повторить.

Проигрыш.

«Хлопок по коленям»

И. п. - о. с. В. - поднять вперед левое (правое) колено, сделать хлопок по ноге.

«Поглядим по сторонам»

И. п. - ноги шире плеч, руки опущены. В. - потянуться влево (вправо) посмотреть вдаль, руку приставить ко лбу.

Припев – повторить.

Игровая утренняя гимнастика

(средняя группа)

Вводная часть.

Игра «Иди ко мне»

Воспитатель предлагает детям выполнить ходьбу, следуя за ним в заданном направлении (направление движения меняется, «змейкой», по периметру, диагонали зала.

Игра «Самолеты»

По сигналу воспитателя «Самолеты полетели!» дети, имитируя полет, бегают по залу, руки («крылья»)держат в стороны, по сигналу «Самолеты на посадку!» - останавливаются, опускают руки.

Основная часть.

Игра «Затейники»

Дети ходят по кругу со словами: Ровным кругом, друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Если можешь, делай так

Воспитатель предлагает детям самостоятельно (по очереди) придумать упражнения и выполнить со всеми вместе.

Игра «Зайцы и волк»

Выбирается водящий ребенок – «волк», все остальные «зайцы», которые выполняют имитационные движения с такими словами: Зайцы скачут: скок, скок, скок,

На зелененький лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

По окончании этих слов «волк» старается поймать (осадить) «зайцев».

Заключительная часть.

Игра «Найди флажок»

Дети поворачиваются спиной и закрывают глаза, воспитатель прячет флажок. По команде «Найдите флажок», поворачиваются и спокойным шагом ищут.

Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки

(старшая группа)

Гимнастика проводится на улице в теплое время года.

• Ходьба в спокойном темпе (30 сек);

• с высоким подниманием колен (15 сек);

• ускоренная ходьба (30 сек);

• бег в спокойном темпе (15 сек);

• с ускорением (15 сек);

• ускоренная ходьба (30 сек);

• спокойная ходьба (30 сек);

• дыхательные упражнения.

Литература:

«Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения»«Детство-пресс» 2007 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики Составила: воспитатель Ерешкина А. И.

Слайд 2

Утренняя гимнастика ежедневно: компенсирует до 5% суточного объема двигательной деятельности детей способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений, подвижности в суставах повышая возбудимость нервной системы способствует более быстрому вхождению в работу ускоряет вхождение организма в деятельность

Слайд 3

В теплые дни (при температуре не ниже + 10 градусов) утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе .

Слайд 4

Нетрадиционная утренняя гимнастика сохраняет и укрепляет здоровье детей формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом обеспечивает их полноценное физическое развитие поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника

Слайд 5

Структура нетрадиционной формы утренней гимнастики = структура утренней гимнастики вводная часть ( различные виды ходьбы, прыжков, бега ); основная часть ( комплекс общеразвивающих упражнений ); заключительная часть (спокойная ходьба, дыхательные упражнения).

Слайд 6

Формы проведения: сюжетные комбинированные игровые круговых тренировок оздоровительного бега на полосе препятствий с использованием нетрадиционного оборудования ритмическая гимнастика

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма утренней гимнастики с элементами логоритмики.

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, с  дошкольниками с речевой патологией имеют свои особенности.    Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интен...

Презентация "Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики"

Презентация может быть использована для консультаций воспитателям, родителям....

Проект «Нетрадиционные виды утренней гимнастики в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из задач  программы развития нашего учреждения является приобщение детей к здоровому образу жизни. В результате планомерной деятельности в нашем ДОУ была выработана целостная система...

«Нетрадиционные формы проведения гимнастики после сна»

Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. Оздоровительная работа с дошкольниками в пос...

Статья на тему "Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики"

Традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношенияАртикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укреп...

"Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики"

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям мы предлагаем нетрадиционные у...

Нетрадиционные виды утренней гимнастики

Каждый день в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Именно утренняя зарядка заряжает энергией на весь день. Пед...