Конспект занятия по валеологии для средней группы "Мои верные помощники"
методическая разработка (средняя группа)

Антонова Ольга Алексеевна

Конспект занятия по валеологии для средней группы (органы чувств: глаза, уши, нос).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_srednei_774_gruppy-1.odt16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для средней группы

«Мои верные помощники»

Цель: 

• продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;

• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;

• работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;

• продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;

• развивать быстроту мышления, творческое воображение;

• продолжить формирование интереса к познанию своего тела;

 • воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Предварительная работа: 

- беседы об органах чувств у животных и человека;

- чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, «Неболейка» И.Семеновой;

-сюжетно-ролевые игры  «Больница», «Кабинет окулиста».

Материал и оборудование:

• шарф для завязывания глаз, книга, «чудесный мешочек», набор мелких предметов;

• ширма, бумага, ножницы, 2 стакана с водой,

• поднос с ароматизированными предметами, салфетка.

Ход занятия. 

Воспитатель: Дети, послушайте загадку:

Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят (Глаза)

Воспитатель: 

 -Ребята, а зачем человеку глаза?

Дети:     

-Чтобы видеть  

Воспитатель: 

-Послушайте стихотворение:

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице две пары глаз?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно.

Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас!

Воспитатель:  Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях — глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием — веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.

В процессе рассказа воспитатель предлагает разглядеть (потрогать) глазные впадины, веки, брови, ресницы, поводить глазами вправо, влево, вверх, вниз.

(показ картинок, рассматривание книг)

Воспитатель: А сейчас давайте убедимся еще раз,  можно ли обойтись без глаз?

Мы с вами поиграем. Встанем беспорядочно в группе. Завяжем Сереже глаза и попросим пройти от двери до окна, обходя товарищей, даже если постарался запомнить их расположение.

Воспитатель:  А теперь Сережа выполнит другое задание: возьмет конфету и съест ее.

(Сережа легко выполняет задание).

Воспитатель:   Видите, ходить по комнате не мог, а мимо рта не проносит.

Воспитатель: 

-Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Дети:      

-Нам бы пришлось очень тяжело.

Воспитатель:   

-Как называют человека, который не видит?

Дети:     

-Слепой

Воспитатель: 

 -Как можно помочь этому человеку?

Дети:       

-Помочь перейти дорогу, подать руку, предметы.

Воспитатель:

- Как надо беречь наши глаза? (что можно делать, а что нельзя)

Далее воспитатель проводит игру «Чудесный мешочек»

(ребенку завязывают глаза, он должен на ощупь отгадать предмет).

Игра повторяется 4-5 раз,  проводится стоя.

Затем воспитатель предлагает сесть на свои стульчики акцентирует внимание детей на следующем этапе занятия.

Отгадайте следующую загадку:

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…(Ушки)

Воспитатель:

- Чем мы слышим?

Дети:  

-Ушами

Воспитатель:

- Сколько ушей у человека?

Дети:   

-Два

Воспитатель:

- Послушайте стишок про ушки:

Ушки-подружки
Всё слышать хотят.
Ушки-подружки
Просят ребят:
– Мой нас почаще,
С водою сдружись.
Ушки-подружки
Мыть не ленись!

Воспитатель: 

У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы.

В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности. Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться, как локаторы.  У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как  шумит море,  деревья, шуршит листва и т.д.

(показ картинок, рассматривание книг)

Воспитатель: 

- Как называют человека, который не слышит?

Дети:  

- Глухой

Воспитатель: 

-Как ему можно помочь?

 Дети: 

-Врачи выписывают слуховые аппараты, можно написать на листочке.

Воспитатель: 

-Для чего еще нужны человеку уши?

Дети: 

-Для того, чтобы научиться говорить.

Воспитатель:

-Как надо беречь наши уши? (что можно делать, а что нельзя)

Детям предлагается игра на анализ слуховых раздражителей.

Воспитатель:

- Давайте послушаем тишину.  Кто больше услышит в ней звуков?

(Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании, участке детского сада).

- Какие хорошие у вас уши!

Воспитатель:  Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать.

 (Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу).

 Дети должны каждый раз определить источник звука.

После игр воспитатель проводит с детьми физкультминутку, стоя в кругу:

Это я!

Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка, тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали! Вытрем лоб.

Потом дети садятся на свои стульчики.

Отгадайте ещё одну загадку:

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)

Воспитатель:  

- Для чего человеку нужен нос?

Дети: 

-Чтобы дышать, нюхать запахи.

Воспитатель:   Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

«Зачем носик малышам?» Ю.Прокопович

Есть прямые носики,

Есть носики - курносики...

Очень нужен всякий нос

Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке — землянику,

В грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос

Где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он каков

Запах маминых духов,

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен,

Чтобы сон, когда придет,

Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать:

Пальцем в нос не залезать.

Днем на солнце не сидеть-

Носик может обгореть.

А зимой, в большой мороз

Не высовывать свой нос!

Ну, теперь понятно вам,

Зачем носик малышам?

Воспитатель:

  • Некоторые считают, что нос - это только украшение лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь, ты, нос задрал!» или «Ну, что, ты, нос повесил?» Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос весьма важная часть тела. Носом мы дышим.

(показ картинок, рассматривание книг)

  • А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим.

Воспитатель проводит игру «Определи по запаху».

На большом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (фрукты, овощи). Воспитатель завязывает ребенку глаза платком и подносит к носу любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке.

Воспитатель:

-Как надо беречь наш нос? (что можно делать, а что нельзя)

Итоговая игра «Разложи правильно» - дети делятся на две команды, им раздаются игровое поле и карточки, они должны правильно разложить их на поля (глаза и уши).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «СОХРАНИ СВОЕ ЗОРОВЬЕ»

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО  ВАЛЕОЛОГИИ  В  СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ  НА  ТЕМУ  «СОХРАНИ СВОЕ  ЗОРОВЬЕ» ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:Учить детей самостоят...

Конспект занятия по валеологии в средней группе «Чистота- залог здоровья».

В данном материале изложена суть занятия по валеологии, задачи, загадки и объяснения по данной теме....

Конспект занятия по валеологии в средней группе "В гостях у доктора Айболита"

"В гостях у доктора Айболита" Цель: Выявить  у   детей   имеющиеся   знания   об  органах зрения, осязания,...

Конспект занятия по валеологии в средней группе "В гостях у доктора Айболита"

Выявить  у   детей   имеющиеся   знания   об  органах зрения, осязания,...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «СОХРАНИ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «СОХРАНИ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ»...

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе "УМНЫЕ ПОМОЩНИКИ НАШЕГО ОРГАНИЗМА"

Цели:• Продолжать формировать интерес к человеку и элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, д...

Методическая разработка занятия по валеологии на тему: "Наши верные помощники"

Развитие у детей представлений о различных средствах и способах познания окружающего мира, о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека, совершенствование культурно-гигиенических навыков: п...