Зрительная гимнастика как один из этапов коррекции зрения.
консультация на тему

Зрительная гимнастика  по Аветисову – это разнообразные движения глазами и упражнения на тренировку аккомодации. Регулярное выполнение подобной гимнастики во время пауз в зрительной работе является важной частью бороться со зрительным утомлением и профилактикой близорукости у людей, много читающих и много работающих за компьютером.В работе с детьми этот процесс можно сделать более радостным, если  совместить зрительные упражнения с проговариванием чистоговорок.  Это сделает зрительную гимнастику веселее и будет способствовать коррекции речи у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Гимнастика для глаз с проговариванием чистоговорки

Са-са-са – вот идет лиса.

Су-су-су – видим мы лису.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у лисы.

Са-са-са – лисонька-краса.

За-за-за – закрывай глаза.

Ся-ся-ся – вот и сказка вся.

Движения глазами вправо – влево, вверх – вниз, вправо – влево, вверх – вниз. Закрыть глаза. Поморгать глазами.

  1. «Пчела – оса»

Воспитатель и музыкальный руководитель встают в разных концах зала. У воспитателя в руках изображение пчелы на палочке, у второго педагога – осы. По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

  1. «Солнышко и тучка»

Педагог.

Солнышко с тучками в прятки играло.

Посмотреть глазами вправо – влево, вверх – вниз.

Серые тучки, черные тучки.

Легких – две штучки,

Тяжелых – три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало.

Закрыть глаза ладонями.

Солнце на небе во всю засияло.

Поморгать глазками.

  1. «Оса»

Са-са-са –

Прилетела к нам оса.

Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево. Голова остается неподвижной.

Су-су-су –

Проследить движение пальца вверх-вниз.

Мы увидели осу.

Сы-сы-сы –

Описать в воздухе круг и проследить движение взглядом.

Испугались мы осы.

Са-са-са –

Проследить движение по кругу в другую сторону

Улетай скорей, оса.

Ай-ай-ай –

Спрятать руки за спину и покачать головой.

Ты нас больше не кусай.

Ой-ой-ой –

Мигать глазами.

Побежали мы домой.

  1. «Морковка»

Педагог.

Вверх морковку подними,

На нее ты посмотри.

Вниз морковку опусти,

Дети берут по морковке,   передвигают соответственно тексту, прослеживая движение взглядом.

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево.

Ай да, Заинька умелый!

Глазками моргает,

Глазки закрывает.

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.

  1. «Елочка»

Дети берут в руку маленькую елочку на палочке, четко проговаривая чистоговорку.

При выполнении гимнастики голова все время находится в одном положении, двигаются только глаза.

Хором.

Ашу-ашу-ашу –

Нарядим елку нашу.

Передвигают елочку вправо-влево, прослеживают движение взглядом.

Ишки-ишки-ишки –

Поднимают вверх и опускают вниз.

Вот золотые шишки.

Ош-ош-ош –

Рисуют в воздухе круг.

Шар большой хорош.

Ша-ша-ша –

Рисуют в воздухе елочку.

Елка тоже хороша.

  1. «Самолет»

Дети прослеживают движения маленького самолета на палочке:  сверху-вниз, справа налево и наоборот, движение по кругу, с верхнего правого угла в нижний левый, с верхнего левого угла в нижний правый и наоборот. После выполнения упражнений быстро поморгать и на несколько секунд закрыть глаза, давая им отдых.

  1. «Белка»

Белка дятла поджидала,

Резко перемещать взгляд вправо-влево.

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри –

Перемещать взгляд вверх-вниз.

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой

Помигать глазами.

И пошел играть в горелки.

Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами.

  1. «Сова»

Дети проговаривают чистоговорку.

Ва-ва-ва –

Сидит на дереве сова.

Вытягивают перед собой указательный палец и фиксируют взгляд на нем. Прослеживают движение пальца вправо-влево; вверх-вниз.

Ву-ву-ву –

Сегодня рисовали мы сову.

Вы-вы-вы –

Есть птенцы у совы.

Рисуют пальцем в воздухе круг и прослеживают движение взглядом.

  1. Упражнение для коррекции зрения.

Педагог.

Мы снежинки увидали, -

Со снежинкою играли.

Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, Сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Отвести ее влево.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем,

Закрыть ладошками глаза.

Глазки отдыхают.

Дети складывают снежинки и садятся на стулья.

  1. «Солнечный  зайчик»

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

(Дети вытягивают вперед ладошку. Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями.)

  1. «Зайка»

Зайка вправо поскакал,                            Дети прослеживают движения

Каждый зайку увидал                               зайчика взглядом, голова оста-

Зайка влево поскакал,                               ется в фиксированном положе-

Каждый взглядом увидал.                        нии.

Зайка – вправо, зайка – влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Зайка скачет вверх и вниз.

Ты на зайку оглянись.                              Прячут зайку за спину, повора-

Зайчик спрятался от нас.                         чивая голову, смотрят через пра-

                                                                       вое плечо, затем через левое.

Открывать не надо глаз.                          Закрывают глаза на несколько

                                                                       секунд.

  1. «Муха»

Громко муха зажужжала,                          Вытягивают вперед руку и опи-

Над слоненком виться стала.                   сывают указательным пальцем

                                                                        в воздухе круг, прослеживая дви-

                                                                        жжение глазами.

Муха, муха полетела                                  Дотрагиваются пальцем до кон-

И на нос слоненку села.                             чика носа, сфокусировать взгляд

                                                                        на кончике пальца.

Снова муха полетела,                                Дотрагиваются до уха, просле-

И на ухо она села.                                       живая движение пальца взгля-

                                                    дом в пределах видимости, не по

                                                   вворачивая головы. Так же мед-

                                            ленно дотрагиваются до вто-

                                                  рого уха, послеживая движения

        взглядом.

Муха вверх, и муха вниз.                         Резко перемещают взгляд вправо,

Ну, Слоненок, берегись!                          влево, вверх, вниз, зафиксировав

                                                                      его на кончике пальца.

Слоник наш закрыл глаза -                    Плотно прижимают ладони к

Улетела егоза!                                            открытым глазам так, чтобы

                                                                      через них не проникал свет.

14. Смотри вправо – никого,                  Резко переводят взгляд вправо –

Смотрит влево – никого.                                 влево.

Раз-два, раз-два -                                               Выполняют круговые вращения

Закружилась голова.                                        глазами.

Глазки закрывали,                                           Закрывают глаза.

Глазки отдыхали.

Как откроем мы глаза,                                    Резко переводят взгляд вверх-

Вверх посмотрим, да-да-да.                             вниз.

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза,                              Мягко поглаживают веки

Отдыхать пришла пора.                                указательными пальцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....

Использование зрительных тренажёров в коррекции зрения.

Влияние и использование зрительных тренажёров на формировние глазодвигательных  и прослеживающих функций у детей.  Методические рекомендации по применению их в работе....

«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....

"Использование зрительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у детей"

Презентация предназначена для педагогов ДОУ, работающих в группах комбинированной направленнности....

Использование зрительных гимнастик и тренажеров, как профилактика и коррекция нарушения зрения

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных ...

Зрительные упражнения, зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения (часть 1)

Регулярно выполняемые зрительные упражнения позволяют повысить остроту зрения у дошкольников, укрепить зрительные мышцы и осуществлять профилактику зрительных нарушений....

Мастер-класс - «Использование мнемотаблиц как один из способов развития зрительно-вербальных функций у детей с нарушением зрения при подготовке к школе»

Данный материал направлен на ознакомление педагогов с системой методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники....